«Я просто сел, посчитал и принял решение. Надоело вкладывать личные деньги», — рассказывает о причинах закрытия владелец «Циферблата» Артем Болцун. Популярное у студентов и молодежи место просуществовало ровно 10 лет, пережило закрытие филиала на Щапова, пандемию коронавируса и переезд на новую локацию. Однако текущий экономический кризис подвел бизнес к черте. Впрочем, предприниматель не теряет надежды на возвращение. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
«В последнее время «Циферблат» зарабатывал 800–1200 рублей в день»
Некогда самое популярное казанское антикафе «Циферблат» закрыло двери после 10 лет работы. 27 марта в «свободном пространстве» еще проводили большой концерт друзей, а на следующий день на страничке заведения во «ВКонтакте» появилось объявление, что «Циферблат» 29 марта не сможет принять гостей. И 30 марта тоже. А накануне подписчиков и вовсе оповестили, что заведение закрыто на неопределенное время.
В бизнес-центре на Дзержинского, где «Циферблат» работал последнее время, все вывески уже вчера были сняты, а дверь заперта. Однако корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось застать внутри совладельца заведения Артема Болцуна, который пустил внутрь. Переезд был в разгаре: беспорядок, сваленные в кучу вещи, сдвинутая мебель. Вскоре зашла работница охраны здания и попросила оставить им один из потрепанных и не раз перетянутых диванчиков, чтобы забрать себе. Ни одного сотрудника в антикафе на месте уже не было. «Все раздаем своим людям, распродаем. Если нужно будет снова, быстро найдется», — довольно беззаботно прокомментировал Болцун расставание с антикварной мебелью и коллекцией настольных часов.
Артем Болцун: «Кофе подорожал вдвое с лишним: раньше я покупал кило зерна за 850 рублей, теперь его продают по 1,9 тысячи. Чашка кофе стала обходиться мне слишком дорого. Если посетитель пробыл у нас час и выпил две порции — я уже ушел в минус!»
В разговоре с журналистом «БИЗНЕС Online» он рассказал о трех основных причинах закрытия бизнеса. Первая — бесплатный напиток. «Кофе подорожал вдвое с лишним: раньше я покупал кило зерна за 850 рублей, теперь его продают по 1,9 тысячи, — привел предприниматель простую математику. — Чашка кофе стала обходиться мне слишком дорого. Если посетитель пробыл у нас час и выпил две порции — я уже ушел в минус!» Первым делом Болцун предложил владельцу франшизы снизить стоимость минуты и начать продавать кофе за деньги, однако руководство эту идею не одобрило.
Кроме того, кофемашина в заведении предоставлена в аренду, по условиям которой «Циферблат» должен покупать не менее 20 кг кофе в месяц — по текущим ценам это 40 тыс. рублей. При этом о снижении стоимости вслед за курсом доллара речи не идет: из-за санкций у поставщиков зерна удлинились цепочки поставок, так что если и будет удешевление, то незначительное. «Я просто сел, посчитал и принял решение. Надоело вкладывать личные деньги», — подытожил Болцун.
Второй причиной он называет неудачное местоположение. В помещение на Дзержинского, 5, «Циферблат» переехал относительно недавно — в ноябре 2021 года. По словам Болцуна, арендодатель в бизнес-центре на Университетской буквально вынудил его съехать, задрав стоимость аренды. Кстати, с площадкой на улице Щапова, 47, история была точно такая же: арендодатель поднял цену на кв. м на 1 тыс. рублей, и филиал пришлось закрыть.
«В последнее время «Циферблат» зарабатывал 800–1200 рублей в день. Сейчас все станут экономить на развлечениях, родители дают студентам меньше карманных денег, поток гостей уже сократился»
Кроме того, с началом весны все арендаторы в подвале на Дзержинского, 5, столкнулись с неожиданным сюрпризом — с потолка и стен текло ручьем. Сплошная деревянная обшивка «Циферблата», доставшаяся Болцуну от предыдущих арендаторов, позволяла избегать затопления, но все посетители жаловались на устойчивый запах сырого дерева. Удаленность от остановок общественного транспорта тоже сыграла свою роль.
Окончательно перевесил чашу весов в пользу закрытия кризис на фоне экономических санкций, введенных против России после начала специальной военной операции на Украине. «В последнее время „Циферблат“ зарабатывал 800–1200 рублей в день. Сейчас все станут экономить на развлечениях, родители дают студентам меньше карманных денег, поток гостей уже сократился», — рассказал Болцун. По его словам, в таких условиях продолжать работать летом, когда все предпочитают гулять на улице, а студенты разъедутся на каникулы, теряет всякий смысл.
«Я уже помониторил цены на аренду, все ее задрали неимоверно, — поделился предприниматель. — Если вдруг кто-то готов предложить помещение в центре не менее 100 квадратных метров по нормальной цене — я все верну». Его договор франшизы действует до 2025 года, но в случае отсутствия оборотов нет обязательства платить роялти. Болцун не скрывает надежды на то, что бизнес со временем удастся вернуть. «Сейчас я хочу взять передышку, — говорит предприниматель о ближайших планах. — Потом найду работу, исполнительным директором каким-нибудь».
«Циферблат» открыл в Казани в 2012 году бизнесмен Артем Крамин — сын известного кроликовода Анатолия Крамина. Он запустил заведение по франшизе, приобретенной у автора идеи Ивана Митина, который первым придумал проект с поминутной оплатой
От лекций Бикчантаева до блюза Хантсмана: история казанского «Циферблата»
«Циферблат» открыл в Казани в 2012 году бизнесмен Артем Крамин — сын известного кроликовода Анатолия Крамина. Он запустил заведение по франшизе, приобретенной у автора идеи Ивана Митина, который первым придумал проект с поминутной оплатой. Он стал де-факто родоначальником жанра, причем не только российского, но и международного уровня.
«Идея появилась так: в Москве у Вани был проект „Стихи в кармане“. Они собирались с друзьями в каких-то кафе, печатали стихи российских классиков, но потом им начали просто отказывать. И понятно: приходят 40 человек, заказывают чай и сидят, стихи пишут. Тогда они начали совместно арендовать помещение. На выходе стоял чемодан — гости оставляли деньги, кто сколько может. В какой-то момент про них написал „Московский комсомолец“, после чего к ним стало приходить огромное количество незнакомых людей. Ваня понял, что с этим надо что-то делать. Атмосфера рушилась: раньше были только друзья, а теперь разные неизвестные люди, которые съедали печеньки и уходили, не оставляя денег в чемоданчике у выхода. Так появился тариф», — вспоминал Крамин в интервью «БИЗНЕС Online».
Он рассказал, что залог успеха такого формата — множество мероприятий (на тот момент в «Циферблате» на Щапова каждый месяц проводилось по 90 мастер-классов и встреч), ежедневно приходили 100–150 человек. «Мы открыли в Казани первый, второй „Циферблат“ и поняли, что третий открывать здесь бесполезно. Начали сверлить Ване мозг, что надо осваивать Европу, в декабре 2013 года мы открылись в Лондоне. И 6 января лондонский еженедельник TimeOut опубликовал материал о нашем „Циферблате“, который заканчивался предложением, что автор съест свой галстук, если это кафе не станет №1 в 2014 году в Лондоне. С того момента началось какое-то безумие. Первое время мы давали по 10–15 интервью в день, в том числе для ВВС, Bloomberg…» — вспоминает Крамин взлет проекта.
С 2015 года у франшизы в Казани сменился владелец: Крамин сконцентрировался на европейских проектах, включая сеть квестов «Выйти из комнаты», а у руля циферблата встал Артем Болцун
С 2015 года у франшизы в Казани сменился владелец: Крамин сконцентрировался на европейских проектах, включая сеть квестов «Выйти из комнаты», а у руля циферблата встал Болцун. По данным сервиса «Контур.Фокус», он владеет заведением в равных долях с Елизаветой Сухомлиновой. Понятно, что на большую маржинальность тут рассчитывать изначально не приходилось: в структуре расходов основную долю занимает аренда и зарплата (только помощников в течение дня выходит 10 человек, плюс еще затраты на кофе, чай, снеки и мероприятия). И несмотря на то, что рентабельность антикафе с самого начала была очень низкой — Крамин оценивал ее около 10 процентов, — нельзя сказать, что финансовое состояние заведения ухудшалось от года к году. Скорее наоборот: в 2016-м при выручке в 5,5 млн рублей заведение принесло чистый убыток в 850 тыс., а по итогам 2021-го при выручке в 2,6 млн удалось выйти даже на чистую прибыль в 260 тысяч.
Так или иначе, но свежий формат довольно долго воспринимался культурной Казанью с большим оптимизмом. Да, у самых рафинированных представителей бомонда были вопросы по качеству мероприятий, но то, что можно куда-то просто прийти, почитать книжки, посмотреть кино или послушать лекцию, привлекало очень многих. В 2013 году, например, там выступал с лекцией главный режиссер театра им. Камала Фарид Бикчантаев, который рассуждал о современном театре: элемент ли это индустрии развлечений или новая философия? А в 2018-м в заведение заглянул посол США в РФ Джон Хантсман. Он якобы шел по улице и поинтересовался у сопровождавших его, где можно поиграть на фортепиано, ему и указали на это кафе. По словам Болцуна, охрана Хантсмана пришла в кафе около 21:00, через полчаса появился и сам посол, который, как выяснилось, владеет инструментом «просто великолепно». «Там совершенно случайно оказался Сережа Костюжов из группы „Ледокол Пушкин“, и они с ним весь вечер играли», — рассказал он. Посол все время пил зеленый чай, но, сколько он заплатил за визит, Болцун сообщить отказался, сославшись на коммерческую тайну.
Так или иначе, но свежий формат довольно долго воспринимался культурной Казанью с большим оптимизмом
«Бизнес антикафе очень специфический»
На пике популярности антикафе были в Казани разные. Самым музыкальным, наверное, являлось New York Cafe на Большой Красной, 34, напротив здания ФСБ. За кальянную составляющую отвечал «Винегрет» на Вишневского, проработавший с 2015 по 2017 год. Сейчас наиболее заметная сеть антикафе в Казани — это, пожалуй, «Баклажан» (пять филиалов, три из них в столице РТ).
«Закрытие „Циферблата“ было ожидаемым. Он перестал существовать как сеть, каждый смотрел за своим заведением сам. Основатель Иван Митин отошел от дел, — рассуждает владелец „Баклажана“ Эдуард Ончуков. — И переехали они из очень красивого помещения на цокольный этаж — из-за этого закрылись, наверное. Мы поначалу тоже размещались в цокольных помещениях, но со временем поняли, что для нашей сети это не подходит». Он тоже отмечает двукратный рост цен на кофе, зато стоимость аренды для «Баклажана» не повышалась. «Бизнес антикафе очень специфический: несоблюдение какого-то из параметров — слишком дорогая аренда или большие траты на расходники — и доходы уменьшаются. У нас иная бизнес-модель, чем у „Циферблата“: цены ниже, много акций», — объяснил Ончуков в разговоре с «БИЗНЕС Online».
Эдуард Ончуков: «Бизнес антикафе очень специфический: несоблюдение какого-то из параметров — слишком дорогая аренда или большие траты на расходники — и доходы уменьшаются»
«О закрытии „Циферблата“ я узнал от Артема лично. Он меня ошарашил, конечно, было грустно. Наш клуб существует с самого основания пространства, когда им еще владел Артем Крамин. Его идеи о формате игры помогли сделать ее более динамичной, интересной и азартной», — разводит руками Ильдар Аглиуллин, организатор игр «Что? Где? Когда?» в «Циферблате», тренер школьных команд. Он признает, что пока не знает точно, что делать дальше. «Есть версии попробовать другие заведения со схожей концепцией. Мой контент не зависит от „Циферблата“, но его легендарную атмосферу не заменить. На Дзержинского они не успели обжиться, к сожалению», — констатирует он.
По мнению Аглиуллина, «Циферблат» в любом случае потеряет часть аудитории, даже если перезапустится через месяц. Но т. к. это не полноценное кафе, а заведение привлекает тематическими мероприятиями и активностями, сохранить бо́льшую часть аудитории получится, даже если пространство снова откроется через пару месяцев или год.
На запрос по электронной почте в адрес операционного директора всех «Циферблатов» Лилии Кондрашевой мы получили следующий ответ: «У меня нет дополнительных комментариев по казанскому „Циферблату“, это решение владельца. Остальные кафе работают, кроме „Циферблата“ в Киеве, который временно закрыт».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.