«Для обеспеченных поезд должен быть быстрым, для малообеспеченных — недорогим. Совместить и то и другое в одном поезде довольно сложно», — комментирует председатель союза пассажиров России Кирилл Янков планы запустить прямой поезд между Казанью и Уфой. Накануне намерение анонсировал глава Башкортостана Радий Хабиров. «Это очень интересный поезд будет, с национальным орнаментом, татарским и башкирским, украшающим вагоны», — пообещал Хабиров, но углубляться в детали не стал. Да и рассказывать, судя по всему, пока нечего. Прежние попытки наладить прямое сообщение хотя бы для туристов провалились, а в самих РЖД признавали, что пускать поезда невыгодно.
Радий Хабиров провел совещание по развитию в республике железнодорожного транспорта и фактически анонсировал запуск пассажирского состава Уфа – Казань
Хабиров: «Это очень интересный поезд будет, с национальным орнаментом, татарским и башкирским»
О том, что РЖД планируют запустить новый пассажирский поезд между столицами Татарстана и Башкортостана, на прошлой неделе рассказал начальник Куйбышевской железной дороги Вячеслав Дмитриев. «В разработке находится запуск нового пассажирского поезда сообщением Уфа – Казань. Ориентировочное время в пути составит 15 часов. Дальнейшее целевое значение времени в пути — 12 часов», — сообщил Дмитриев на совещании по развитию железнодорожного транспорта в Башкортостане.
По словам начальника КЖД, новый состав будет представлять из себя так называемую гостиницу на колесах: поезд станет вечером отправляться из столицы Башкортостана и утром приезжать в Казань. «Ранее существовавшее железнодорожное сообщение между столицами <…> занимало в пути 21 час и было закрыто из-за невостребованности», — отметил начальник Куйбышевской железной дороги. Судя по его словам, теперь в РЖД снова увидели спрос на этом направлении.
И если Дмитриев говорил о проекте с некоторой осторожностью, то глава Башкортостана Радий Хабиров фактически анонсировал запуск пассажирского состава. «Мы буквально 31 января договорились о таком интересном проекте, который ранее имел место, но потом прекратил свое существование. Это быстрый поезд Казань – Уфа. Это очень интересный состав будет, с национальным орнаментом, татарским и башкирским, украшающим вагоны», — сказал Хабиров накануне на оперативном совещании с правительством РБ и поблагодарил «коллег из РЖД».
Пока деталей о новом составе довольно мало, проект только на старте. Раньше поезд Казань – Уфа действительно не пользовался популярностью, но сейчас ситуация изменилась
Впрочем, пока деталей о новом составе довольно мало, проект только на старте. Раньше поезд Казань – Уфа действительно не пользовался популярностью, но сейчас ситуация изменилась, заверили корреспондента «БИЗНЕС Online» в пресс-службе министерства транспорта и дорожного хозяйства РБ. «Жители Башкортостана в обращениях к ведомству просят [запустить состав]. РЖД жили бы без этого поезда и дальше, но людям он нужен. На совещании Дмитриев сказал, что, скорее всего, такая возможность будет и идея в принципе неплохая», — отметила пресс-секретарь министерства Лилия Хабибова. Она уточнила, что новую дорогу для поезда строить не придется: он станет курсировать по ранее проложенным путям.
В министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ заявили «БИЗНЕС Online», что конкретного решения по запуску поезда пока нет. «Вопрос находится на стадии обсуждения», — указали в ведомстве. Горьковская железная дорога посоветовала обратиться за комментарием в Куйбышевскую: дескать, поезд готовится от них. При этом информированный источник нашего издания отмечает, что поездом дело не ограничится. В 2023 году, по его словам, планируется связать приграничные населенные пункты Татарстана и Башкортостана электричкой. По планам пригородный поезд будет курсировать между Бугульмой и селом Кандры в Туймазинском районе РБ.
В КЖД пока не ответили на запрос «БИЗНЕС Online».
Сейчас прямого железнодорожного сообщения между двумя городами-миллионниками нет, прямой железнодорожной ветки — тоже
Сутки в поезде, 8 автобусов или самолет: как сейчас связаны Казань и Уфа?
Сегодня прямого железнодорожного сообщения между двумя городами-миллионниками нет, прямой железнодорожной ветки — тоже. Более того, Казанский регион относится к Горьковской железной дороге, а Башкирский — к Куйбышевской. Возможно, и с этим связаны сложности при запуске поезда. Все-таки одно дело, когда курсирует электричка, а другое — пассажирский поезд. В принципе, добраться из Уфы в Казань и обратно на поезде можно, если вы готовы потратить на поездку сутки. К примеру, на 8 февраля сервисы поиска билетов предлагают 8 вариантов перемещения по маршруту Уфа – Казань, и все — с пересадками. Самый короткий путь с пересадкой в Ульяновске занимает 23 часа 43 минуты. При этом гостеприимством Ульяновска придется «наслаждаться» 5 часов 13 минут: возможно, такой вариант устроит некоторых стойких туристов, но уж точно не тех, кто едет в столицу Татарстана по делам. Еще одна немаловажная деталь: отправление из Уфы в 01:18, а в Казань поезд приезжает в 23:00. Стоимость поездки в плацкартном вагоне — от 2,2 тыс. рублей.
Запускать прямой поезд между Казанью и Уфой невыгодно, говорил в 2017 году первый заместитель начальника куйбышевского филиала АО «ФПК» Дмитрий Битюков. «Существующая железнодорожная инфраструктура позволяет доехать на поезде из Уфы до Казани за 14 часов, а поездка на автобусе занимает 7–8 часов. Поэтому пока это нерентабельно», — отмечал Битюков.
В минтрансе Башкортостана напомнили, что прерванное прямое железнодорожное сообщение из Уфы до Казани возобновили в декабре 2019 года. Однако с апреля 2020-го ОАО «Российские железные дороги» отменило беспересадочные вагоны из-за антикоронавирусных ограничений. Беспересадочные вагоны Уфа – Казань следовали из столицы РБ в составе поезда №347Й Уфа – Санкт-Петербург до Ульяновска и далее в составе поезда №125Й Самара – Казань, время в пути составляло 20 часов 23 минуты. Из Казани в Уфу беспересадочные вагоны курсировали с поездами №125Г Казань – Самара и 392У Москва – Челябинск, время в пути — 21 час.
«Вместе с тем данное время следования беспересадочных вагонов не удовлетворяет требованиям спроса населения, так как является неконкурентоспособным в сравнении с автомобильным видом транспорта», — указали в министерстве. Там также привели данные по пассажиропотоку за 10 месяцев прошлого года: на автобусах ГУП «Башавтотранс» из Уфы в Казань перевезли 8 570 пассажиров, на самолетах — 19 054. В связи с этим правительство РБ попросило Куйбышевскую железную дорогу организовать поезд Уфа – Казань с желаемым временем в пути не более 14 часов и минимальным числом остановок, добавили в ведомстве.
Попытки создать прямое ж/д сообщение между Казанью и Уфой были несколько лет назад, но старались для туристов. Например, в 2014 году в Башкирском регионе Куйбышевской магистрали запустили железнодорожный тур Уфа – Казань – Уфа. Он был рассчитан на 400 человек, а билет стоил 7,7 тыс. рублей. Туристы приезжали в Казань, гуляли по городу и на следующий день возвращались обратно. В 2016 году заговорили о планах запустить туристический поезд Уфа – Казань с более регулярным сообщением, туристические комитеты республик заключили соглашение о намерениях с ООО «РЖД Тур». Председатель госкомитета РБ по предпринимательству и туризму Роман Шайхутдинов даже называл сроки запуска первого состава — лето 2017 года. Однако в открытых источниках нет информации о том, удалось ли в итоге реализовать проект. В госкомитете РТ по туризму на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» затруднились уточнить, был запущен поезд или нет. При этом в ведомстве подчеркнули, что никакого отношения к регулярным перевозкам проект не имел.
Сейчас напрямую добраться из Казани в Уфу и обратно, если нет личного автомобиля, можно только на автобусе или самолете. Согласно данным сервиса «Яндекс.Расписания», по маршруту Казань – Уфа ежедневно отправляется 8 автобусов. Средняя стоимость билета составляет 1,6 тыс. рублей, а время в пути — от 7 до 9 часов. Альтернатива для более платежеспособных пассажиров — ежедневный рейс авиакомпании Utair. Время в пути — 1 час 25 минут, а билет может стоить как 3 тыс., так и 10 тыс. рублей — зависит от дня.
Сейчас наибольший спрос у пассажиров на дневное сообщение продолжительностью 4–5 часов, но за это время поезд из одного города в другой никогда не доедет, подчеркнул спикер
«Люди обеспеченные летят самолетом, малообеспеченные — едут автобусом»
Проблема железнодорожного сообщения по маршруту Уфа – Казань в том, что нет прямой железной дороги между двумя столицами, отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» председатель союза пассажиров России, заведующий лабораторией Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Кирилл Янков. Он отмечает, что курсировавший раньше прямой поезд ехал около 19 часов. Сейчас же наибольший спрос у пассажиров на дневное сообщение продолжительностью 4–5 часов, но за это время состав из одного города в другой никогда не доедет, подчеркнул спикер. Во-первых, расстояние довольно большое, а во-вторых — профиль пути не позволяет поезду разогнаться, объяснил специалист. По мнению Янкова, даже ориентировочные 15 часов, о которых говорит начальник Куйбышевской железнодорожной дороги, — очень оптимистичный прогноз.
Янков предполагает, что пассажиропоток будет большим в том случае, если время в пути составит 10–11 часов: чтобы поезд приезжал к 8–9 часам утра. «Люди обеспеченные летят самолетом, малообеспеченные — едут автобусом. Что нужно сделать, чтобы они пересели на поезд? Для обеспеченных он должен быть быстрым, для малообеспеченных — недорогим. Совместить и то и другое в одном составе довольно сложно. Если сделать его максимально быстрым, то вряд ли билет окажется дешевым», — считает собеседник. По словам спикера, чтобы поездом активно пользовались обычные граждане, билет в плацкартном вагоне должен стоить 1,2–1,3 тыс. рублей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 139
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.