«Макдоналдс» за последний год открылся еще и в казанском аэропорту. Значит ли это, что у людей меньше денег?» — задаются вопросом казанские рестораторы. Пандемия включила доставочный форсаж, и «темные кухни» ускорили бум: число фастфудных кафе в России выросло в 2021 году сразу на 15–20% по сравнению с допандемийным 2019-м. О том, когда в Татарстане откроется 12 новых «маков» и надолго ли в Казань пришла «бургеризация», — в оценках экспертов «БИЗНЕС Online».
В России количество точек фастфуда увеличилось в 2021 году сразу на 15–20% по сравнению с 2019-м
Казань обгоняет Уфу и Красноярск по числу фастфудных заведений
В России количество точек фастфуда увеличилось в 2021-м сразу на 15–20% по сравнению с 2019-м. Такие данные накануне опубликовали аналитики Geomatrix, которые собрали статистические показатели основных игроков рынка за последние три года. Согласно полученной информации, сети KFC, «Бургер Кинг», «Макдоналдс» и «Додо Пицца» демонстрировали уверенный рост от года к году. Всего в январе 2022-го в России насчитывалось более 4 тыс. заведений быстрого питания среди 8 анализируемых брендов. Явным лидером стал KFC — с 902 точек в 2019-м он вырос до 1,2 тыс. в 2021-м. «Бургер Кинг» поднялся в сравнении с прошлым годом до 789 точек. Наконец, «веселый клоун» занял третье место: «Макдоналдс» расширился с 689 до 770 заведений.
Есть и аутсайдеры рейтинга. Сети «Папа Джонс» и Domino's сократили свое присутствие на рынке с начала пандемии. Но у них и так изначально было небольшое количество заведений, говорят аналитики. В чем же причина бурного роста остальных брендов? «Возможность продавать еду навынос и делать это быстро позволили не закрываться в карантин и увеличить выручку, когда их „медленные“ конкуренты не могли работать», — предполагают эксперты Geomatrix. В чем прелесть остывшего бургера из сумки курьера, не совсем понятно. Но факт остается фактом: пандемия сыграла фастфуду на руку, в то время как классические рестораны и кафе тонули в убытках.
Какова ситуация в Казани? Гастрономическая столица России отметилась ростом числа фастфудных заведений. KFC прирос на четыре объекта с 2019 года — с 11 до 15, «Бургер Кинг» — на пять до 17 объектов. «Макдоналдс» открыл три точки в столице РТ и еще две — в городах Татарстана. «Тюбетей» в 2021-м расширился вдвое — до 6 ресторанов.
Казань сегодня входит в топ-10 миллионников по числу заведений сегмента «фастфуд». По данным статистики 2ГИС, Казань занимает 7-ю строчку в РФ с 793 заведениями. На первом месте, конечно, Москва с 9,6 тыс. кафе, на втором — Санкт-Петербург с 3,1 тыс. точками фастфуда, тройку замыкает Новосибирск — 1,2 тыс. таких заведений. 10-е место рейтинга у Уфы: там 721 заведение быстрого питания.
«Макдоналдс» накануне объявил о расширении сети в Татарстане и планирует построить 12 новых точек в ближайшие пять лет. Размер инвестиций — 1,2 млрд рублей и более тысячи рабочих мест
«Макдоналдс» откроет в Татарстане еще 12 своих объектов
«Макдоналдс» накануне объявил о расширении сети в Татарстане и планирует построить 12 новых точек в ближайшие пять лет. Размер инвестиций — 1,2 млрд рублей и более тысячи рабочих мест. Как заявила глава агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина, «Макдоналдс» в 2019–2020 годах показал в Татарстане одни из самых высоких показателей продаж по России. Сейчас в республике работает 29 предприятий этой сети — в Казани, Елабуге, Бугульме, Альметьевске, Набережных Челнах и Нижнекамске.
«Мы планируем инвестировать более 1 миллиарда рублей за этот срок. И, конечно же, очень рады, что агентство инвестиционного развития Татарстана поддерживает нас в этом», — ответили на запрос нашего издания в компании. Правда, в каких именно городах планируется открытие, в «Макдоналдсе» уточнять не стали.
Напомним, в конце декабря «мак» появился в терминале №1 международного аэропорта «Казань». А летом заведение разместилось на Кремлевской набережной, заняв два этажа закрывшегося ресторана LoveStory, принадлежащего родне главы ПСО «Казань» Равиля Зиганшина. Всего сеть общественного питания насчитывает более 780 предприятий в 60 субъектах страны, здесь работают свыше 60 тыс. человек, сказано на сайте компании. Суммарный объем инвестиций «Макдоналдса» в России превышает $2,5 миллиарда.
Помимо популярных международных сетей, в Казани развиваются и местные. «Кыстыбый» насчитывает четыре объекта, сеть «Татмак» — 10 заведений, «Тюбетей» — 6. Представлены также различные пиццерии, булочные, бургерные, киоски с шаурмой и японской кухней.
«Я считаю, что рост заведений сетей фастфуда связан в первую очередь со снижением доходов населения. Мы видим это по кафе и ресторанам: люди стараются экономить»
«Обидна ли такая тенденция гастрономической столице? С трендами мы ничего сделать не можем»
«БИЗНЕС Online» попросил экспертов и рестораторов оценить, с чем связан рост количества заведений быстрого питания и насколько они популярны в Татарстане?
Галина Шарафутдинова исполнительный директор ассоциации рестораторов и отельеров РТ— Я считаю, что рост заведений сетей фастфуда связан в первую очередь со снижением доходов населения. Мы видим это по кафе и ресторанам: люди стараются экономить. А современный ресторан быстрого питания удовлетворяет потребности и в еде, и в цене, и вообще в атмосфере. Вторая причина в том, что подрастающее поколение больше склоняется к экономии времени, предпочитая не сидеть долго в кафе, и в связи с этим в большей степени посещает заведения быстрого питания. Таких людей становится все больше.
В Татарстане точки фастфуда были популярны и до коронавируса. А в саму пандемию просто все переключались на доставку и она была популярна именно из таких ресторанов. И сейчас они тоже сохранили свою привлекательность. Мы видим подобное по развитию сетей «Кыстыбый» или «Тюбетей», например. Это тоже рестораны быстрого питания, и они точно так же становятся сегодня более востребованы.
Обидна ли такая тенденция нам как гастрономической столице? С трендами мы ничего сделать не можем. Другой вопрос в том, что часть предпринимателей уходят в быстрое питание, а кто-то, наоборот, идет в более качественные гастрономические бренды. «Середнячков» становится меньше. В ближайшее время прогноз такой, что будет четкое разделение по потребностям людей. И прослойка именно средних по бюджету кафе начнет уменьшаться, потому что люди за гастрономию тоже хорошо голосуют.
Руслан Гильмутдинов совладелец сети национального фастфуда «Тюбетей»— Не думаю, что рост числа заведений фастфуда связан с тем, что их намного дешевле открыть, чем классический ресторан. По тем исследованиям, которые мы изучали, изменилось именно потребительское поведение. Людей привлекает удобство, более демократичная цена. К тому же у фастфуда подходящий формат для доставки, такую продукцию удобно взять с собой. Это все ведет к тому, чтобы сегмент рос. По международным исследованиям, данный сегмент будет продолжать увеличиваться, ожидаемый темп прироста — около 5 процентов в течение ближайших двух лет. И для меня подобное логично.
Могу сказать по сети «Тюбетей». В 2021 году мы открыли три объекта, и в нашем случае это рост в 2 раза по сравнению с 2020-м. Наш сегмент меньше пострадал после введения ограничений, и он пользуется популярностью. В этом году планируем открыть еще 5–10 заведений. Без расширения невозможно достичь главной миссии — дать попробовать современный национальный продукт как можно большему количеству гостей.
Донат Мухаметшин основатель баров Chalbar и Bazzar, «Покешной»— Точка входа в сети быстрого питания дешевле, к тому же поменялась сама конъюнктура рынка. Потребитель предпочитает не засиживаться в заведениях, тем более что долгое время были ограничения на посадку в зале в связи с пандемией. Плюс ко всему различные сервисы доставки подогрели интерес к dark kitchen. Я думаю, что тенденция к росту временная. Как только пандемия закончится, все пойдет на спад.
Бум открытий заведений фастфуда в Татарстане я видел в 2020 году, в 2021-м он уже сошел на нет, потому что все-таки люди начали вакцинироваться и появились послабления на работу внутри залов. В Казани рост числа таких объектов скорее заметен потому, что здесь их уровень был низким. Если взять, например, шаурму — в Казани и Москве количество ларьков значительно отличается, и в столице их больше в десятки раз. Плюс у нас меньше разновидностей фастфуда как такового по сравнению с другими регионами. Если брать точку старта, то да, в Казани прирост был колоссальный по таким заведениям: люди поняли, что можно понизить точку входа на рынок общепита. Но в целом я бы не сказал, что у нас какое-то сверхъестественное количество фастфуда. Просто мы нагнали то, что в России делалось планомерно в течение 10 лет. И потребитель, наверное, остался доволен в конечном итоге.
С версией, что число заведений фастфуда увеличивается, потому что доходы людей падают, я не согласен. Фастфуд фастфуду рознь. Я бы не сказал, что в том же «Макдоналдсе» дешево есть. При этом мы же не говорим, что доступные столовые открылись на каждом углу. «Мак» за последний год открылся еще в аэропорту — значит ли подобное, что у людей меньше денег? Наверное, нет. Нужно всегда понимать, что это игра в долгую. Да, может быть, сейчас есть небольшой кризис, но за 3–4 года все вернется на круги своя.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 214
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.