На сенегальском этапе «Дакара» традиционно доминируют пилоты «КАМАЗ-Мастера». Но на этот раз их лидерство сопровождается обвинениями от соперников. Так, Маурик ван дер Хевель предположил, что КАМАЗ устанавливает на свои грузовики оборудование, которое подсказывает правильный путь и делает челнинцев непобедимыми. С разрешения коллег со Sports.ru публикуем их материал о происходящем.
«КАМАЗ» на «Дакаре» обвинили в жульничестве
«Это нечестно, все про это говорят»
«КАМАЗ» традиционно рвет «Дакар»: 8 выигранных этапов подряд, весь подиум на прологе (аналог квалификации), пять раз захватывали все три места на спецучастках и еще трижды ограничивались лишь первыми двумя местами. Соперники на нынешнем рейде ни разу не поднимались пока выше третьей позиции — и потому реакция на результаты завода с Набережных Челнов оказалась предсказуемой.
«Русские мошенничают! — заявил Маурик ван дер Хевель локальному нидерландскому телеканалу Omroep Brabant. — У них в грузовике стоит оборудование, которое дает информацию: они знают контрольные точки заранее, ещё до этапа. Например, однажды нас обогнал Андрей Каргинов (пятое место в тотале, 100 минут отставания от лидера, вез Маурику больше часа). — Он свернул налево, хотя дорожная книга указывала направо. А через шесть указаний поворот к точке действительно оказался налево. Это невозможно! Их нельзя победить. Это нечестно, все про это говорят. Все знают».
На обвинения нидерландца сразу ответил руководитель пресс-службы «КАМАЗ-Мастер» Эрик Хайруллин: «Нет никакой возможности, чтобы у нас было больше информации. Просто наши грузовики быстрее. Мы были бы рады большей конкуренции: лучше для спорта, а нам веселее».
Теоретически слив треков (курса, направления, или геометки) возможен: под подозрения только в этом году попадал лидер внедорожников Нассер Аль-Аттия, а в 2021-м катарского гонщика даже обвиняли в использовании нелегального техобслуживания, заранее знавшего точки. «Весело: лишь одна машина нашла верный путь. Мы думаем, у них была какая-то дополнительная информация. Иначе найти дорогу было бы невозможно», — подозревал Нассера шеф «Ауди» Свен Квандт.
«За ним ехал красный пикап, который вез огромное количество запчастей и просто их передавал, менял запаски, — описывал возможное читерство Сергей Карякин в 2021-м. — Но самое обидное даже не в этом, а в том, что у пикапа был трек, благодаря которому водитель знал, где должен оказаться и оказать помощь. Это говорит о том, что треки все-таки сливают, и это очень обидно».
Однако есть и другие варианты слива — не обязательно из стана организаторов. Версии высказал менеджер другой нидерландской команды «Де Рой» Хэнк ван Левен. «Слышал историю, как на „Дакаре“ команда поместила трекер (устройство для отслеживания курса) под мотоцикл, поскольку он ехал по тому же маршруту за день до грузовиков», — рассказал он. И в самом деле: на «Дакаре»-2022 именно так и сделали на пятом и шестом кольцевых спецучастках.
«Также возможны и взаимодействия между командами: например, у поехавшего впереди грузовиков мотоциклиста или машины есть возможность связаться или взять трек», — не исключает еще один нидерландский гонщик Бен ван дер Лаар (13-е место в тотале).
«Мошенничество случалось в прошлом и еще будет случаться. Раньше, например, нам как-то предлагали продать маршрутные книги за недели. Мы никогда не соглашались, — рассказывал Хэнк ван Левен. — И если это происходило раньше, то может происходить и сейчас. Каждая команда ищет серую зону. Всех буквально заставляют делать это, потому что невероятно сложно удерживать конкуренцию. Может, то же самое происходит и сейчас. Но в наших глазах организаторы делают все возможное, чтобы сделать гонки честнее. Просто всегда сложно предусмотреть все и закрыть все лазейки».
«Сколько существует «Дакар», подобные обвинения периодически звучат в отношении лидеров во всех зачетах гонки, будь то автомобили, мотоциклы и прочее»
«КАМАЗ»: «Пусть эти высказывания останутся на совести тех, кто говорит»
У «КАМАЗа» все-таки бюджет в 11 млн евро — немало для мира ралли-рейдов, потому теоретически финансово команда может себе позволить покупку роудбуков. Все-таки доходы с «Дакара» без спонсорских денег не поражают воображение: средняя сумма со взносов участников колеблется в районе 30-40 млн евро — и ими еще нужно оплачивать бивуаки, перемещения, медобслуживание, снабжение топливом и десятки административных и логистических вопросов.
С маршрутами такая же история: среди стартующих первым мотоциклистов, вездеходов и машин много частных коллективов, гоняющих на собственные или кредитные деньги — причем цель у них часто заключается лишь в финише, а не в победе или в высоких местах. Кто-то мог бы и согласиться помочь прославленной команде — причем даже не обязательно за деньги, но и за техпомощь, информацию по другому спецучастку, поддержке в пустыне или подмоги на бивуаке или в бюрократических вопросах. К примеру, известны случаи, когда гонщики-товарищи подавали друг за друга документы или взносы: например, на победном «Дакаре» Сергея Карякина «МАЗ» проходил за него техкомиссию, чтобы екатеринбуржец сэкономил деньги на билеты.
Стоит помнить и о факторе имиджа. Например, российского гонщика Владимира Васильева второй раз за три рейда поймали с нарушением античитерских правил — то он использовал дополнительные пометки для маршрутной книги, то гарнитуру с bluetooth.
Мы связались с «КАМАЗ-Мастером» и попросили прокомментировать обвинения нидерландских гонщиков. «Пусть эти высказывания останутся на совести тех, кто это говорит, — заявил пресс-атташе Эрик Хайруллин. — Сколько существует „Дакар“ — подобные обвинения периодически звучат в отношении лидеров во всех зачетах гонки, будь то автомобили, мотоциклы и прочее. Боюсь, что даже если кто-то захочет жульничать таким образом, сейчас это в принципе невозможно. Электронные роудбуки, судейские камеры слежения в кабинах экипажей и прочие элементы контроля — организаторами много сделано в последние годы, чтобы исключить движение участниками гонки по заранее известному маршруту».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 61
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.