«Был вариант вообще локдаун ввести! Кому от этого хорошо станет?!» — эмоционально восклицала вчера на брифинге пресс-секретарь президента Татарстана Лилия Галимова. Но кто сказал, что такой сценарий снят с повестки? Врачи рассказывают «БИЗНЕС Online» одно и то же: класть некуда, лечить некому. Ресурс системы здравоохранения исчерпан, а вал тяжелых больных нарастает. Судя по всему, в ближайшие недели нам всем предстоит мучительное избавление от иллюзий.
В субботу, 9 октября, в республиканских «ковидных» отделениях было занято 5,3 тыс. коек. Это очередной рекорд с начала пандемии, но беда в другом: дальше наращивать мощности не получается
Система здравоохранения на пределе
В больницах все действительно страшно. В субботу, 9 октября, в республиканских «ковидных» отделениях было занято 5,3 тыс. коек. Это очередной рекорд с начала пандемии, но беда в другом: дальше наращивать мощности не получается. Врачи, измотанные полутора годами этой войны, работают без выходных, демонстрируя подлинный героизм. Но где набрать новую армию? Все, кто может держать в руках шприц, включая студентов, мобилизованы. А больных с каждым днем больше, их состояние становится тяжелее, выздоравливают они все дольше. Если выздоравливают… Один из наших влиятельных собеседников в госорганах еще неделю назад рассказывал, как помогал своему весьма обеспеченному товарищу лечь в «ковидную» больницу. В двух лечебницах мест просто не нашлось, положили в третьей, да и то в коридоре. Для него, привыкшего к VIP-палатам, это было непривычно. Но таковы реалии. У системы здравоохранения есть предел прочности, и он практически достигнут.
Эту картину видит власть и исходя из нее принимает решения. Вчерашний эмоциональный спич пресс-секретаря президента РТ Лилии Галимовой о том, что отсрочить столь внезапное введение QR-кодов нельзя ни на день, как раз об этом. «Куаризация» преподносится как меньшее из зол, чуть ли не как благодеяние для того же бизнеса — радуйтесь, благодарите, что не закрыли совсем. Тот же посыл проскальзывает и в адрес населения. Не нравятся QR-коды? А пропуска для выхода на улицу вы не забыли?
Но население живет в совершенно другой реальности, сформированной в том числе самой властью. QR-коды в Татарстане анонсировали в минувший четверг, но ввели с понедельника. За это время в городе прошел матч футбольной сборной России, а в воскресенье — забег на 3 тыс. спортсменов. Летом прошли масштабные Сабантуи и Дни республики, в сентябре — 100-тысячные предвыборные концерты. В пятницу стартует всероссийская перепись, в рамках которой 2,3 тыс. переписчиков будут ходить по квартирам только в одной Казани. Глядя на это все, обыватель думает: все в порядке, значит, и мне можно юбилей на сто гостей закатить. Теория разбитых стекол в действии. На чиле, на расслабоне.
Свою лепту вносит и благостная официальная статистика. Легко говорить, что в нее никто не верит и не обращает внимания. На самом деле люди каждый день слышат в телевизоре о 50–100 заболевших в сутки. И все равно это работает.
Даже по официальным данным Росстата, в августе в Татарстане скончались 1 202 человека, у которых был найден коронавирус. Соответствующие данные были опубликованы в конце прошлой недели. Какую статистику предоставлял республиканский оперштаб? Сложив данные ежедневного отчета о выявленных случаях коронавируса, получаем за тот же август 1 534 человека. А скончались, если верить оперштабу, всего 66 человек. Разница с данными Росстата — в 18 раз.
«Куаризация» преподносится как меньшее из зол, чуть ли не как благодеяние для того же бизнеса — радуйтесь, благодарите, что не закрыли вас совсем
Что не так с QR-кодами и обязательной вакцинацией?
Не подлежит сомнению, что массовая вакцинация нужна. Прививка не избавляет от угрозы заразиться, но, как правило, снижает тяжесть заболевания. Врачи говорят, что пациентов, привитых «Спутником V», в реанимации почти нет.
Первая проблема заключается в том, что защитный уровень антител формируется два месяца. Так что судорожные решения, которые принимаются сейчас, дадут плоды, даст бог, в январе. Собственно, даже глава Роспотребнадзора Марина Патяшина признала — это меры длительного характера, которые должны сработать к началу следующего, 2022, года. А до него еще надо дожить. Сейчас мы пожинаем плоды политики, которая проводилась летом, и того, что, как рассказала президенту России Владимиру Путину вице-премьер Татьяна Голикова, Татарстан оказался в числе «антилидеров» по вакцинации населения.
Не подлежит сомнению, что массовая вакцинация нужна. Прививка не избавляет от угрозы заразиться, но, как правило, снижает тяжесть заболевания
Вторая проблема — в том, что на строгость требований население и бизнес ответят необязательностью их выполнения.
Один из сельских районов Татарстана. Автобус организованно везет три десятка работников небольшой бюджетной организации на пункт вакцинации. Оттуда выходит человек и спрашивает: «Желающие вакцинироваться есть?» Двое тянут руки. «Идите вон в ту дверь, остальные расписываемся, что вас привили…» Это история, рассказанная участником событий еще до всяких QR-кодов. Возможно, это крайний случай, но спрос рождает предложение. Хотите QR-кодов? Их есть у нас.
И не нужно думать, что полиция лихо отловит уклонистов от прививок и QR-режима. Локдаун-2020 показал: возникновение «полицейского государства» в Татарстане невозможно как минимум на долгий срок. Не хватит личного состава. И мобилизация чиновников республиканских контролирующих органов серьезно этого не изменит. Ну а охранники на входе в ТЦ уже на второй день стали добрее.
Локдаун-2020 показал: возникновение «полицейского государства» в Татарстане невозможно как минимум на долгий срок. Не хватит личного состава
Так что делать?
Перестать вводить людей в заблуждение и показать реальную картину происходящего. Очень сложно добиться доверия, когда на серьезных щах говорится, что в Татарстане в день заболевают 100 человек, а в соседнем Башкортостане — 600. Что в Татарстане в день от ковида погибают 10 человек, а у соседей из Удмуртии — 30 при меньшем в 2,5 раза населении.
Понятно, что эти цифры позволяли Татарстану держать руки развязанными: хочу — ввожу ограничения, хочу — не ввожу. Да и в Москве хвалили. Однако, похоже, и там уже что-то начали подозревать. «Наиболее тревожную ситуацию мы видим в Поволжье: Оренбуржье, Татарстан, Башкортостан», — официально заявил вчера на совещании федерального оперштаба по коронавирусу министр здравоохранения России Михаил Мурашко.
Возможно, реальные цифры стоит давать под какой-то другой рубрикой («неподтвержденные лабораторно случаи», «клинически диагностированные» или как-то еще), но их надо давать. То же самое по смертям. Тогда, может, и маски вновь появятся на лицах и перестанут сползать под нос.
Нужно работать с сознанием людей. Добрым словом и пистолетом можно достичь большего, чем просто пистолетом.
Очевидный резерв — школы и вузы, которые, похоже, все-таки придется перевести на «дистант»
Правильно ввести локдаун. Да, ограничительные меры прошлого года многие посчитали ошибкой — мол, оттого, что все закрыли, коронавирус не исчез. Но основную цель — избежать коллапса в системе здравоохранения, дать ей время — локдаун достиг. Как могло бы быть без него, мы начинаем видеть и понимать только сейчас.
К сожалению, без радикального сокращения числа контактов между людьми сбить волну эпидемии не получается. И чем дольше промедление, тем тяжелее последствия. Да, QR-режим отчасти сработал и как локдаун: ТЦ, рестораны и фитнес-центры опустели. Но достаточно ли этого? Какой процент заражений происходит там? Не факт, что решающий.
Очевидный резерв — школы и вузы, которые, похоже, все-таки придется перевести на «дистант». Сам Минниханов не так давно говорил, что это очень нежелательный сценарий, что качество образования без личного контакта с учителем резко падает. Но вот беда: с новым штаммом коронавируса дети стали все чаще болеть, причем с температурой. При этом они не защищены вакциной и часто становятся разносчиками инфекции — школы превращаются в этакие «адские шейкеры». И, конечно, если детей не надо будет возить в школы, посвободнее станет и в общественном транспорте, где риск заразиться максимален. К счастью, 1 ноября начнутся школьные каникулы — по примеру Москвы их можно удлинить.
На «дистант» можно вернуть и часть взрослых. Есть масса профессий, где это не так уж и болезненно. Часть чиновников, например.
Заявляется, что в республике на данный момент 600 тыс. вакцин. Но при этом в пунктах вакцинации очереди, в поликлиниках очереди и лист ожидания
Поддержать бизнес. Ограничительные меры вводятся в предельно неуважительной манере: вот бумага, вот вам три дня, выполняйте как хотите, а то закроем, оштрафуем. Никаких Zoom-конференций, обсуждений, разбора деталей, сближения позиций. Так и придем к известной формуле: «Вы на нас плюете, а мы вас ненавидим». Не надо так. С людьми, которых вы ставите на грань разорения, стоило бы поговорить, посмотреть им в глаза. И самое главное — нужно дать денег. В той же Москве QR-коды сопровождались масштабными субсидиями малому и среднему бизнесу. Да, Татарстан не столица, но и не нищий регион. А цены на нефть, в отличие от прошлого года, очень даже неплохие.
Это важно и в контексте борьбы с коронавирусом. Загоняя предпринимателя в угол, вы подталкиваете его к нарушениям, к поиску лазеек.
Расширить сеть пунктов вакцинации. Заявляется, что в республике на данный момент 600 тыс. вакцин. Но при этом в пунктах вакцинации очереди, в поликлиниках очереди и лист ожидания. Причину честно объяснил накануне мэр Альметьевска Тимур Нагуманов, который заявил, что все есть, но не хватает медиков. Все, что называется, ушли на фронт, вытаскивают с того света больных. И все же так жестко требовать вакцинации, но при этом не обеспечить ее доступность — это подрыв доверия. Проблема требует серьезного внимания.
***
Остается пожелать успеха всем тем, у кого сейчас в руках наши жизни. Терпения, мужества и стойкости врачам. Читателям — носите маски, сократите контакты и сделайте прививку, если еще не сделали. И остается молиться, чтобы эта волна коронавируса скорее завершилась. Благо вход в мечети и храмы пока без QR-кода.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 666
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.