Источники «БИЗНЕС Online» из авиационной отрасли, шокированные трагедией под Мензелинском, унесшей 16 жизней, полагают, что к ЧП привели два роковых фактора — перегруз и авария двигателя. Как рассказали казанские авиаторы, проблемы с движками бывали у местных L 410 и ранее. Об этом заявила и дочь погибшего командира экипажа Михаила Беляева. По ее словам, отец неоднократно жаловался на машину, запретил ей летать. Но сам почему-то штурвал не бросил и поднял вчера в небо 20 пассажиров. Более того, самолет, который, по одной из версий, минобороны передало ДОСААФу, оказался в частных руках. На каких условиях и кто должен был следить за его состоянием — сейчас выясняют сотрудники военного управления СКР.
Первое сообщение о трагедии поступило в оперативные службы в 9:11, на место отправилась группа спасателей мензелинского и набережночелнинского пожарно-спасательных гарнизонов
Что случилось в небе над Мензелинском
Самолет L 410 взлетел вчера с мензелинского аэродрома примерно в 9:05, а уже через несколько минут оказался на земле. На высоте 70 м пилоты доложили на землю, что отказал левый двигатель. Было решено экстренно сажать самолет, но он рухнул в 1,5 км от полосы, в промзоне Мензелинска, при этом врезавшись в бетонную стену пилорамы. На кадрах с места крушения — относительно целая хвостовая часть и груда искореженного металла вместо передней. Именно в хвосте и оказалась бо́льшая часть выживших.
Первое сообщение о трагедии поступило в оперативные службы в 9:11, на место отправилась группа спасателей мензелинского и набережночелнинского пожарно-спасательных гарнизонов. Почти два часа они извлекали людей из груды металла. «Было мясо», — заявил один из добровольцев, помогавших спасателям.
На борту находились 22 человека — 20 пассажиров и 2 члена экипажа. Шестерых спасатели достали живыми, 16, в том числе оба пилота, погибли. Уцелевших госпитализировали с различными травмами в челнинскую БСМП, еще одного в тяжелом состоянии отправили в РКБ. Их посетил президент РТ Рустам Минниханов и министр здравоохранения республики Марат Садыков. В автоград прибыла также команда врачей из Казани, включая торакального хирурга, нейрохирурга и травматолога. У пострадавших — компрессионные переломы позвонков, ключицы, повреждения грудной клетки, пневмоторакс. «Состояние всех пациентов тяжелое, но стабильное, — рассказал „БИЗНЕС Online“ главврач БСМП Челнов Марат Мухамадеев. — Пациенты все в сознании, они испытали сильный шок».
На борту L 410 были парашютисты, которые намеревались накануне совершить коммерческие прыжки, в том числе первые. Согласно посадочному листу, несколько человек планировали прыгнуть в тандеме с инструкторами. Но большинство — опытные парашютисты: в документах — отметки о спортивных прыжках с высоты 2,5–4 тыс. метров. По последним данным, на борту находились 6 парашютистов из Башкортостана (двое живы, четверо погибли), трое из Удмуртии (один жив, двое погибли), по одному из Марий Эл, Ульяновской и Кировской областей (все живы) и 9 из Татарстана (все погибли).
«Чего мне не хватает? Аэротрубы, чтобы тренировать навыки в парашютном спорте, и высотного борта, чтобы не кататься за 250 километров в братский Татарстан», — писал у себя в «Фейсбуке» один из погибших парашютистов Павел Музыченко, бывший директор конгресс-бюро Башкортостана, переехавший не так давно в Санкт-Петербург.
Среди погибших — 18-летний Александр Цывинский. Он должен был прыгать с парашютом вместе со своим старшим братом Константином, который и позвал его таким образом отметить совершеннолетие, но сам опоздал с подачей заявления — и остался жив. Прямо на аэродроме ему позвонили с работы, молодой человек отвлекся, а брат Александр сел в самолет и уже не вернулся, рассказывает телеграм-канал Mash.
Мензелинский аэроклуб — филиал центрального аэроклуба РТ, расположен в 2 км от Мензелинска. Он пользуется большой популярностью как среди новичков, так и у профессиональных спортсменов. Как заявил ТАСС директор филиала Равиль Нурмехаметов, у организации не было никаких нареканий к работе аэроклуба. «Мы входим в пятерку лучших клубов, проводили два чемпионата Европы, чемпионат мира, 16 чемпионатов России, Кубки Татарстана. Здесь тренируются космонавты», — прокомментировал Нурмехаметов. Действительно, в 2010 году в Мензелинске проводился чемпионат мира по парашютному спорту, в 2011-м — Кубок России по вертолетному спорту, а с 2018 года на базе аэроклуба парашютную подготовку ведет российский отряд космонавтов. Но вчера глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин дал поручение на время расследования приостановить программу. В свою очередь, руководство ДОСААФ России до выяснения всех обстоятельств трагедии распорядилось приостановить полеты всех самолетов серии L 410.
По словам мензелинцев, аэроклуб — визитная карточка города. Но случались и инциденты. «Однажды двое в воздухе парашютами сцепились… Был случай на Сабантуе, когда парашютист упал на ребенка и сломал ключицу. Однажды их ветром в город унесло, снимали с деревьев. Один упал на яблоню, так тому сначала по голове настучали, потому что ветки сломал, а потом чаем напоили и отпустили», — вспоминают местные жители. Тем не менее вчерашняя трагедия для мензелинского аэроклуба не первая. 19 мая 2018 года разбились два опытных спортсмена — 48-летний Олег Щелканов и 34-летний Рушан Сибгатуллин. Они выполняли совместный прыжок со свободным падением с 4 тыс. до 1,6 тыс. м — на этой высоте один спортсмен влетел в раскрывшийся парашют другого, оба потеряли сознание и спустились уже на запасных куполах, но при приземлении получили травмы, не совместимые с жизнью.
По первой версии, которая начала муссироваться сразу же после катастрофы, причиной падения мог стать перегруз — на борту находилось больше пассажиров, чем предусмотрено эксплуатационными требованиями
«Как выяснилось, разрушилась турбина»
Самолетом L 410 управляли 60-летний Михаил Беляев и 61-летний Александр Зыков. Как указано на сайте мензелинского аэроклуба, Беляев освоил Ан-12, Ан-24, Ан-26, L 29, L 410, Ан-28; Зыков — Як-18, Як-40, Ан-24, Як-42, Ту-134, L 410. По словам супруги Беляева Галины, он летал с 19 лет. В его профессионализме она не сомневается, для него полеты были смыслом всей жизни. «Он к инструкциям всегда относился внимательно. Всегда говорил, что они написаны кровью, — рассказала она „БИЗНЕС Online“. — Просто уже было не в его силах предотвратить». «Он был очень опытным пилотом. Военный летчик, учился в Балашове, прошел очень хорошую школу на военно-транспортном самолете», — поделился с нами своим мнением знакомый Беляева Юрий Светлаков.
По первой версии, которая начала муссироваться сразу же после катастрофы, причиной падения мог стать перегруз — на борту находилось больше пассажиров, чем предусмотрено эксплуатационными требованиями. Но есть и другое предположение. «По предварительной версии, в двигатель попала птица, — рассказал нашему корреспонденту глава Мензелинского района Айдар Салахов. — Летчики, чтобы не упасть в населенный пункт, взяли влево, развернули самолет, хотели дотянуть до аэропорта. Буквально в 500 метрах от взлетной полосы самолет упал, перевернулся».
Двухмоторный самолет для местных авиалиний L 410 разработан в 1967 году в Чехословакии. Рассчитан на 19 пассажиров. Борт RF 94591 выпущен в 1987-м. Изначально летал в ВВС СССР, потом был на хранении, с 2014-го — приписан к ДОСААФ. В воздухе этот самолет уже 34 года — с апреля 1987-го. «По авиационным меркам он не старый, но и не новый. Техобслуживание, взлетные исследования недавно прошли. Налет у самолета очень небольшой», — прокомментировал нам Салахов.
«1987 год — довольно свежий самолет, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ генеральный директор ОАО „Казанское авиапредприятие“ Магомед Закаржаев, который командиром налетал на L 410 2,7 тыс. часов. — Возраст в данном случае — понятие относительное: если самолет нормально содержался, на нем установлены ресурсные агрегаты, проблем нет». Он напомнил, что казанский авиаотряд начал эксплуатировать машину одним из первых в стране, в 1981 году, и летали здесь на нем очень много. Четыре самолета до сих пор стоят в Куркачах. «L 410 — хороший самолет во всех отношениях, — говорит Закаржаев. — Хотя были инциденты с двигателями: за 25 лет эксплуатации в Татарстане порядка 10 отказов разной степени — частичных и полных. Были вопросы к электронике, например, центральный электронный блок ограничителей мог на взлете увести один из двигателей на малый газ. Но потом эту проблему решили».
Именно с отказом двигателя на L 410 столкнулся в своей летной практике известный татарстанский пилот Валерий Портнов. «В один из дней зимы 1983 года мы взлетали со старого казанского аэропорта на Елабугу, борт был загружен под завязку — четверо пассажиров и почта, — рассказал он „БИЗНЕС Online“. — На высоте 120 метров произошел отказ правого двигателя. Тут главное — не упустить момент: если винты автоматически не зафлюгировались, сделать это вручную и вовремя поработать рулями направления. Если успеешь, можно удержать самолет, если нет — он просто перевернется. Я успел — с обратным креном развернулись и сели. Если не успел парировать кренящий момент, рулей не хватит… Как выяснилось, разрушилась турбина. У L 410 движки очень чувствительны к температурному режиму. Если один раз перегрел, был скачок температуры, в дальнейшем турбина обязательно разрушится… А в целом не такой уж строгий к ошибкам самолет, но расхлябанности не прощает». Портнов напомнил, что казанский объединенный авиаотряд эксплуатировал 22 L 410. Работали они интенсивно и нравились пассажирам — после АН, на замену которому пришла «элка», это был комфорт.
Сейчас из аэроклуба изымается предполетная документация и допрашиваются очевидцы и свидетели трагедии
Дочь капитана: «Отказ двигателей был неоднократно!»
И Закаржаев, и Портнов не стали делать предположений о причинах катастрофы, однако наш источник в гражданской авиации думает, что сыграло два фактора — отказ двигателя и перегруз: «Этот самолет берет не более 19 пассажиров, — рассказал он, — а тут 20 плюс парашютная экипировка. Если бы не перегруз, самолет вполне можно было бы вытянуть на одном двигателе».
В настоящий момент на место крушения прибыли следователи-криминалисты военного следственного управления СКР, а также выехал камский транспортный прокурор. По факту авиакатастрофы в 384-м военном следственном отделе СКР возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»). Максимальная санкция этой статьи предполагает наказание до 7 лет лишения свободы. Сейчас из аэроклуба изымается предполетная документация и допрашиваются очевидцы и свидетели трагедии. Источники нашей газеты в силовых структурах уверены: в ближайшее время следственный комитет определится с потенциальным списком ответственных за трагедию. Но сделать это будет непросто.
Почему? Потому что структура мензелинского аэроклуба, так скажем, весьма запутанна. Это филиал центрального аэроклуба РТ, который, в свою очередь, входит в ДОСААФ РТ. Филиал возглавляет Нурмехаметов. Но, как можно понять, основную деятельность ведут вовсе не досаафовцы, а действующее на мензелинском аэродроме с 2003 года ООО «Мензелинское авиационное предприятие» (МАП). Изначально его учредителем был известный в мире парашютного спорта России Сергей Серендеев, ныне — член центрального совета ДОСААФ России, а с сентября 2018 года владелицей указана Валентина Шайхутдинова. Она же — заместитель директора МАП, директор — Сергей Ковтун. Что интересно, судя по базе данных «Контур.Фокус», в нынешнем марте зарегистрировано еще одно ООО со схожим названием — «Мензелинское авиапредприятие», и Шайхутдинова там директор, а владелец — Серендеев.
Вчера выяснить, кто есть кто в этой структуре, не удалось — телефоны владельцев и директоров не отвечали. Но некоторую ясность внес источник «БИЗНЕС Online». По его словам, в начале 2000-х Серендеев и его команда попросту выкупили брошенный аэродром, привели его в порядок и сделали реально одну из лучших дроп-зон страны. А флаг ДОСААФа понадобился для облегчения деятельности. «Аэроклуб в Мензелинске очень хороший, специалисты высокого класса. База отличная — все, кто приезжает, ахают, — говорит источник. — Но статус непонятный: летают под флагом ДОСААФа, а реально частный актив». Что же касается L 410, то он находится на балансе центрального аэроклуба РТ. Один из наших источников предполагает, что аэроклуб брал самолет в аренду. Ее стоимость, вероятно, отбивали за счет частных прыжков — цена начиналась от 9 тыс. рублей.
Не надо быть провидцем, чтобы сказать: сейчас к руководству филиала, МАПа, ЦАК и ДОСААФ РТ возникнет немало вопросов, в том числе по матчасти. Дочь пилота Беляева Анастасия на своей странице в «Инстаграме» записала видеообращение в адрес всех тех, кто сейчас начинает обвинять ее отца в произошедшей трагедии. По ее словам, отец неоднократно докладывал руководству аэроклуба о проблемах с самолетом.
«Несмотря на то, какие бы ни были техники, пилоты — если изношен самолет, есть износ металла, материалов, соответственно… Какой бы ни был хороший специалист, сами понимаете, к чему это приводит, — отметила Анастасия. — Отец в последний раз в сентябре мне говорил, что больше меня к самолету не подпустит. Отказ двигателей был неоднократно! Об этом руководству было доложено, знали. Все хотят хорошо, красиво жить, но никто ответственности нести не хочет и не будет, я так понимаю. На моего отца можно сейчас повесить, сказать, что это он виноват, как это бывает».
Отметим, что к ЦАК много вопросов в целом. За последние два года там сменились три директора. Утверждают, что профессиональные авиаторы Фларит Мавлеткулов и Юрий Мищенко не смогли сработаться с возглавлявшим ДОСААФ РТ экс-генералом МВД по РТ Дамиром Динниуловым (скончался в минувшем июле. Сегодня ДОСААФ РТ возглавляет бывший первый зампрокурора Татарстана Сергей Старостин). Причем Мавлеткулов оспорил свое увольнение в суде, который подтвердил правоту авиатора. Как бы то ни было, Динниулов поставил руководить ЦАК бывшего налоговика Рената Зайнетдинова. Отметим, что наши источники характеризуют состояние ЦАК как весьма далекое от нормального, в том числе требует проверки состояние других самолетов — Як-52 и Ан-2. Впрочем, они отмечают, что такая ситуация начала складываться не сегодня и не вчера, а еще примерно 10 лет назад. Напомним, что сегодня военные не имеют никакого отношения к ДОСААФу и региональные отделения общества выживают как могут. Например, татарстанское содержится правительством РТ. Республиканский кабмин ежегодно выделяет на это порядка 40 млн рублей. Для иллюстрации отметим, что в 2020 году АНО ДПО «ЦАК РТ ДОСААФ РОССИИ» заработало 15,4 млн рублей и получило прибыль 65 тысяч.
Руководство Татарстана выразило соболезнования родственникам погибших и распорядилось о подготовке предложений по оказанию помощи и поддержки семьям пострадавших и погибших. Свои слова соболезнования выразил также и полпред президента РФ в ПФО Игорь Комаров. Президент Татарстана обещал сделать все необходимое для пострадавших и погибших. 11 октября в РТ объявлено днем траура.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 173
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.