На юмориста Шамгунова обрушился шквал критики и угроз со стороны жителей Башкирии. Чтобы хоть как-то успокоить страсти, накануне Шамгунов высказался на эту тему в своих социальных сетях: «Я адекватный человек. Испытываю ли я страх? Да я испытываю. Мне не прикольно, что кто-то обещает меня вычислить» На юмориста Шамгунова обрушился шквал критики и угроз со стороны жителей Башкортостана. Чтобы хоть как-то успокоить страсти, накануне Шамгунов высказался на эту тему в своих социальных сетях: «Я адекватный человек. Испытываю ли я страх? Да. Мне неприкольно, что кто-то обещает меня вычислить» Фото: vk.com/artur_shamgunov

«Не знаю, что еще сделать, чтобы вы успокоились»

Известный казанский комик, основатель Stand Up клуба Казани Артур Шамгунов серьезно напуган. На юмориста обрушился шквал критики и угроз со стороны жителей Башкортостана. Чтобы хоть как-то успокоить страсти, накануне Шамгунов высказался на эту тему в своих социальных сетях: «Я адекватный человек. Испытываю ли я страх? Да. Мне неприкольно, что кто-то обещает меня вычислить. Тем более что в век интернета это сделать несложно. Те же ребята, которые когда-то нашли Руслана Белого, пишут, что они нашли меня и уже едут».

По словам комика, ему сейчас «невесело»: «Особенно неприятно получать угрозы. Возможно, действительно кто-то едет. Кто-то мне пишет: „Ты че, зассал?“». В своем обращении он подчеркивает, что искренне расстраивается, когда люди по каким-то не понятным ему причинам обижаются на шутки. По его словам, он не хочет звонить в полицию и призывает решить конфликт мирным путем: «Я, по-моему, извинился. Шутка старая. Не знаю, что еще сделать, чтобы вы успокоились».

Еще полгода назад Шамгунов в подкасте «Даст Подкаст» рассказал, из-за чего зародился скандал. По его словам, на сольном концерте одна женщина закатила истерику, которая даже переросла в драку. «Просто ей не понравилась шутка про женский алкоголизм. Как вы думаете, какой она была? Конечно же, бухой. Бухой бабе не понравились шутки про бухих женщин. Она сказала: „Нельзя шутить про политику, детей и родителей“. Я такой: „Ну добрый вечер! У меня про это сейчас будет целый час“. А здесь ироничность была в том, что я сказал: „Если в зале есть пьяная разведенная башкирка, то давайте мы на берегу договоримся…“ И угадайте кто мне написал? Конечно же, разведенная женщина из Башкортостана», — рассказал артист.

Фраза про «пьяных, разведенных и башкир» прозвучала еще в 2018 году, однако завирусилось видео с выступлением только сейчас. «Смешно, что это крутится уже год, — недоумевает Шамгунов. — Я продал свои монологи на „Юмор ФМ“. И, видимо, там были какие-то шутки про башкир. И это крутится уже год. Но вот одна такая нашлась, до нее только это дошло».

«БИЗНЕС Online» удалось связаться с представителем комика Юлией Чупико, но девушка отказалась от каких-либо комментариев: «Я передам Артуру, что вы звонили. Если он посчитает нужным, то выскажется», — сказала девушка на том конце. К моменту публикации материала обратного звонка в редакцию не поступало.

Юморист неслучайно выбрал Башкортостан темой для своих шуток. По его словам, ранее он сам прожил в республике 10 лет: «Все меня прикалывают, что я башкир. Даже папа, например. Это даже больше внутренний прикол для друзей, когда тебя все называют башкиром. А ты выходишь еще и с этого прикалываешься, причем без какого-то негатива. Это же не первый случай. Таких было много. Я уже устал. Надо найти какой-то новый прикол».


В Башкортостане ранее уже обижались на юмор. Бойцы клуба «Тархан» догнали Руслана Белого в Ульяновске

Напомним, что это не первая история, когда жители республики требуют публичных извинений в свой адрес. В 2018 году другой стендапер Руслан Белый в рамках проекта «Комик в городе», выступая в Уфе, назвал Салавата Юлаева бандитом и высмеял звуки башкирского языка. Башкиры требовали от Белого публичных извинений, а курултай организовал сбор подписей, требуя отнять лицензию на вещание у телеканала ТНТ. В это же время десант спортсменов бойцовской команды «Тархан» устроил за Белым погоню, настигнув артиста в Ульяновске, где они пообщались с его директором. Соответствующее видео они выложили в сети. К слову, именно они, по словам Шамгунова, написали ему в сообщениях, что нашли его и уже едут.

Тем не менее ответа от Белого или ТНТ на просьбу извиниться перед башкирами так и не последовало. Впервые стендапер прокомментировал ситуацию в интервью Юрию Дудю в программе «вДудь»: «Я говорил в контексте. За последние 100 лет в нашей стране поменялось три власти, и каждая, условно, конкретных персонажей подстраивает под себя, дабы использовать их с точки зрения пропаганды. И, может быть, мы не будем так быстро ставить героям памятники. Посмотрим, насколько они себя проявят при разных политических строях. Это по большей части был троллинг власти. Я так задумал — никто не понял».

Белый добавил, что заявления, которые на него написали в Генпрокуратуру, ни к чему не привели: «По-моему, Роскомнадзор сказал, что там ничего такого нет. Всё, — признался Белый. — Я не думаю, что что-то такого плохого сделал. Это не была шутка. Это было размышление на тему конкретного персонажа в разных политических строях. Ни один комик не пытается никого обидеть. Мы пытаемся, чтобы было смешно. И местами делаем какие-то попытки порассуждать».

Спустя год публично извинятся пришлось уже Даниру Сабирову. Тогда татарский юморист в своем выступлении показал пародию на башкирский танец перед народным съездом Башкортостана. В нем он исполнял танец, в шутку комментируя все движения. «Один башкир проснулся утром. У него сушняк. Он просыпается, видит кумыс и пошел, пошел», — шутил тогда Сабиров.

Итогом такого перформанса стало открытое письмо в адрес Рустама Минниханова, которое было опубликовано на сайте всемирного курултая башкир. В нем соседи требовали запретить выступления артиста на территории РБ до конца года. В дело даже пришлось вмешиваться казанскому Кремлю: «Мы считаем, что в вопросах, касающихся традиций народов, нужно быть деликатными, так как это может быть остро воспринято другими народами. Как уже стало известно, артист извинился, а мы, в свою очередь, продолжим тесное сотрудничество в сфере искусства с нашими соседями», — высказывалась тогда Лилия Галимова.

Несмотря на публичные извинения, артисту пришлось перенести свои выступления в Башкортостане. В официальном сообщении Сабирова говорилось, что причиной послужили проблемы со здоровьем юмориста.

Стендап — это выступление человека, который в устном жанре веселит народ. С этой точки зрения все наши юмористы — Жванецкий, Хазанов, Задорнов — это стендаперы «Стендап — это выступление человека, который в устном жанре веселит народ. С такой точки зрения все наши юмористы — Жванецкий, Хазанов, Задорнов — стендаперы» Фото: vk.com/artur_shamgunov

«Было бы смешно — посмеялись бы. Тут не над чем»

По мнению экспертов «БИЗНЕС Online», шутить на тему национальности можно, но это необходимо делать аккуратно, а самое главное, смешно. В данном случае наши собеседники отмечают, что юмор получился скорее неловким.

Шамиль Валеев — руководитель аппарата Общественной палаты Республики Башкортостан:

— Прозвучало очень буквальное восприятие «башкирского» образа жизни, очень архаичное и главное — несмешное, у нас не стреляют в спину из лука даже за стремные шутки. Хорошо бы различать братское подтрунивание и обесценивающий кураж. Стоит ли ради красного словца ставить под угрозу дружбу народов? Публичное выступление сейчас предполагает, что оно рано или поздно появится в сети. Что здесь и произошло, с элементами позднего зажигания.

Мне лично, как жителю Башкортостана, было странно слышать такое выступление. Это даже трудно назвать шуткой. В конце концов обидно и за разведенных женщин, которых ставят в один ряд с алкашами. У нас очень много браков в стране распадается, в том числе и в наших республиках, — я сам вырос с мамой. Чем они ему не угодили?

При этом надо сказать, что всегда найдутся люди, которые ищут поводы для обид. В данном случае артист своим выступлением дал им повод выразить хейт. Прозвучала неудачная шутка, которая спровоцировала избыточную реакцию на нее. Затем последовали неуклюжие извинения. Вся эта ситуация в общем вызывает элементы неловкости, что ли… Было бы смешно — посмеялись бы. Тут не над чем, как и плакать.

Евгений Сатановский — президент Института Ближнего Востока:

— Комик, безусловно, имеет право на что угодно. Прилетит ему за это нож под ребро, кирпич по голове или пуля — это второй вопрос. Как и вообще по поводу юмора бывает. Человек, который кому-то хамит, предполагая, что ему как с гуся вода. А его аудитория в данном случае его всячески поддерживает. Ну, наверное, должен понимать, что будут последствия. Не всех хорошо в детстве воспитывают. Мозгов очень у многих в голове не хватает, они позволяют себе неэтичные вещи там, где этого позволять себе нельзя.

Национальный вопрос — острый, и по этому поводу чрезвычайно много крови пролилось, в том числе в отношениях между татарами и башкирами. В конце концов пусть этот человек (я не знаю, что это за комик местного значения, хотя вроде за стендапом слежу) поедет в Чечню, в Грозный, выступит перед местными и скажет то же самое относительно чеченцев. Как вы думаете, будет какая-нибудь реакция или нет? А пусть он съездит в Турцию и там скажет туркам что-нибудь в этом роде, или в Иран, поговорит с иранцами, или в Саудовскую Аравию, пообщается с тамошними бедуинами. И дальше его привезут, видимо, в Казань хоронить по частям. Потому что в целом состояние тела точно не сохранится.

Поэтому реакция из Башкортостана более чем понятная. Это как Charlie Hebdo. А имеет ли право, например, вольный европейский художник изобразить пророка Мухаммеда в непотребном виде, чтобы все, кто является такого типа анархистами, могли весело посмеяться над этими персонажем? Инцидент с Charlie Hebdo был очень показательным. Издевательство над тем, что для других важно, имеет место быть, только если у вас нет никаких шансов встретиться с этими людьми в реальной жизни или они никогда про вас не узнают. Никаких проблем, шути про папуасов Новой Гвинеи. Вряд ли кто-то там знает про Татарстан. Смешно будет, если он (комикприм. ред.) к папуасам приедет, там его вообще съедят за такие шутки в прямом смысле этого слова.

Руслан Белый в свое время сказал, что главное для комика наказание, если зал ему не аплодирует. Белый в данном случае просто человек по сравнению со мной молодой. Он, видимо, не застал той поры, когда ты рот открыл, что-то такое сказал и закрыть еще не успел, а уже прилетело. Жизнь такая.

Стендап — это выступление человека, который в устном жанре веселит народ. С такой точки зрения все наши юмористы — Жванецкий, Хазанов, Задорнов — стендаперы. А теперь вопрос: можно ли сравнить юмор упомянутого казанского стендапера с юмором Жванецкого? Стендапером был Михаил Михайлович, а не это неудачливое, явно пытающееся, тужась, из себя что-то выдавить…

Ну пусть учится. Это не значит, что нужно обходить национальные, религиозные темы в юморе, вопрос, как вы это подаете. Оскорбительно это или нет? Вы опускаете людей ниже плинтуса или подмечаете что-то и по этому поводу веселите? В конце концов евреи про себя рассказывают еврейские анекдоты куда более жесткие, чем это каким угодно антисемитам в голову придет. Но тут получается, что мы-то сами себя знаем и это совершенно точно неоскорбительно. Если ты сам про себя шутишь, да пожалуйста! Если он башкир, тогда башкиры его либо простят, либо повесят, за что можно повесить. У него есть право шутить, но у людей, которые на это обиделись, есть полное право на это отреагировать.