Опрос Павла Дурова об отношении пользователей к блокировке бота «Умного голосования» вылился в спонтанную прямую линию основателя мессенджера с читателями. Более пяти часов Дуров отвечал на вопросы и задавал встречные, критикуя политику Apple и Google. Он рассказал о том, в чем отличие сегодняшних рисков блокировки «Телеграма» от войны с Роскомнадзором в 2017 году, почему нельзя жить по принципу «враг моего врага — мой друг» и что выберет между PlayStation и Xbox. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Вчера вечером Павел Дуров опубликовал опрос: «Что лучше?» с двумя вариантами ответа: полное прекращение работы «Телеграма» в России или блокировка агитационных ботов на два дня голосования
88 ответов Павла Дурова
Предвыборная блокировка бота команды Алексея Навального «Умное голосование» в «Телеграме» вызвала волну негодования в России. Основатель мессенджера Павел Дуров написал по данному поводу два поста в своем русскоязычном телеграм-канале, но, судя по всему, инцидент этим не исчерпался. Вчера вечером Дуров опубликовал опрос: «Что лучше?» с двумя вариантами ответа: полное прекращение работы «Телеграма» в России или блокировка агитационных ботов на два дня голосования. За первые полтора часа в нем приняли участие 185 тыс. пользователей мессенджера (на время публикации этого текста проголосовали уже более 350 тыс. человек), причем 76% выступило за временную блокировку ботов и сохранение работы мессенджера. Но это не самое интересное.
Впервые Дуров открыл комментарии под своим постом. И, несмотря на довольно позднее время публикации (опрос был размещен в 21:19), его стали обсуждать сотни пользователей. А спустя две минуты и сотни комментариев в диапазоне от «Иди к черту» до «Все правильно сделал» в ветке обсуждения обозначился и сам основатель «Телеграма» — известной гифкой с Путиным, который ест клюквенный йогурт на встрече с тверскими механизаторами и посматривает по сторонам. А затем Дуров подключился и к самой дискуссии, выборочно ответив на некоторые вопросы — как о голосовании и работе мессенджера, так и о собственной жизни. Переписка пользователей с легендарным бизнесменом продолжалась почти до 4 часов утра, за это время Дуров успел написать 88 комментариев (всего по состоянию на 12:30 сегодняшнего дня под опросом было 15 тыс. комментариев). Эта открытость стала неожиданностью для всех: Дуров известен тем, что не дает интервью, почти не рассказывает о себе, за исключением редких постов о правилах жизни. Вот самые интересные из его тезисов:
Дуров еще раз напомнил, что главное отличие сегодняшней ситуации от войны с Роскомнадзором 2017 года — в отсутствии поддержки Apple и Google
«Если Apple и Google придут к нам завтра, вариантов противодействия не будет»
О блокировке ботов «Умного голосования». Дуров неоднократно говорил, что пошел на это, т. к. Apple и Google запретили бота для голосования по требованию российских законов, запрещающих вмешательство в выборы, — под угрозой удаления приложения из магазинов. Тут же его обвинили, что интернет-гиганты не могли удалить мессенджер «без предупреждения», а значит, бизнесмену надо было рискнуть. «Если удалят „с предупреждением“, это все поменяет? — спросил Дуров, пояснив, что такое уже было с приложением „Навальный“ из App Store. — Пара дополнительных мест в Думе для КПРФ важнее доступа россиян к „Телеграму“?» Он подчеркнул, что бот был разблокирован сразу же после завершения голосования (и даже прикрепил ссылку), а все иные сообщения — это дезинформация.
У пользователей возник вопрос: в чем проблема удаления приложения из магазинов, если мессенджер можно загрузить и напрямую с сайта, на который политика интернет-гигантов не распространяется. «Потому что обычные сайты блокируются уже Роскомнадзором, причем проще простого», — пояснил Дуров.
О перспективах блокировки самого мессенджера. «Телеграм», по словам Дурова, теперь может быть заблокирован в России, если лишится поддержки Apple и Google. Он еще раз напомнил, что главное отличие сегодняшней ситуации от войны с Роскомнадзором 2017 года — в отсутствии поддержки Apple и Google, от которых зависит распространение приложения и пуш-уведомлений с новыми IP-адресами в обход блокировок. «Если Apple и Google придут к нам завтра с требованием привести приложение „Телеграм“ в соответствие с местными законами и удалить каналы ФБК (признан в РФ НКО, выполняющей функции иноагента, — прим. ред.) для пользователей из РФ, то вариантов противодействия не окажется, — признал Дуров. — Как я говорил, изменение позиции Apple и Google по России будет иметь фундаментальные последствия для свободы слова в РФ. Это касается всех мобильных приложений».
Дуров обратил внимание, что «Телеграм» — прежде всего мессенджер и только потом уже социальная сеть. «Ботов и каналов изначально не было. Можно представить себе ситуацию, когда приложение остается востребованным для сотен миллионов людей и без них, как WhatsApp», — предположил основатель «Телеграма» и предупредил, что «готовиться в любом случае всегда стоит к худшему». «Точно так же, как летом 2017 года мы дали РКН внести нас в „реестр распространителей информации“ и получили время на подготовку к блокировкам, так и сейчас нам нужно время, чтобы подготовиться к возможному исключению „Телеграма“ из российского App Store в будущем. Идти на конфликт без стратегии — это не храбрость, а самоубийство», — заявил Дуров.
Вместе с тем, по его словам, чтобы не зависеть от Apple и Google, нужно создавать собственную мобильную операционную систему.
О «карнавальных» выборах
Сами выборы Дуров называет «карнавальным действием», но говорит, что если произойдет аналогичная ситуация с ботами в других странах и если мнения всех четырех сторон по подобному вопросу снова совпадут (Apple – Google – местный регулятор – наши юристы), то они там тоже будут заблокированы. Дуров уверяет, что, если ФСБ попросит доступ к перепискам за пределами секретного чата, он предпочтет блокировку, но не выполнит требования.
«Павел, ты же сам говоришь, что играть в карты с шулерами — это глупо. Ты же понимаешь, что в конечном счете они тебя либо прогнут, либо кинут? Что не даст эта мера „телеге“ дальше существовать спокойно в РФ?» — поинтересовался один из подписчиков.
«В конечном счете мы все умрем. Значит ли это, что стоит завершать жизнь сейчас?» — ответил Дуров.
Спрашивали Дурова и об аресте главы Group-IB Ильи Сачкова, обвиняемого в госизмене
«Из чего следует, что КПРФ не управляется из того же центра, что и ЕР?»
О «Мужском государстве», Сачкове и Фургале. В отношении «Мужского государства» Дуров сообщил об отсутствии однозначной юридической оценки, которая могла бы стать основанием для блокировки, что отличает каналы этого движения от бота «Умного голосования». «Если канал выступает против либертарианцев, это, конечно, меняет дело. Передавайте им, чтобы немедленно прекращали», — пошутил он.
Спрашивали Дурова и об аресте главы Group-IB Ильи Сачкова, обвиняемого в госизмене. «Лучше избегать арестов. Какой смысл проводить время в тюрьмах?» — отреагировал бизнесмен. А когда в качестве примера противостояния власти привели бывшего хабаровского губернатора Сергея Фургала, поинтересовался: «И чем история закончилась?»
Вместе с тем Дуров заверил, что каналы оппозиции в «Телеграме» никогда не блокировались и прекрасно работают, несмотря на то что суды РФ выписывают мессенджеру за это штрафы (за протестные каналы ФБК (признан в РФ НКО, выполняющей функции иноагента, — прим. ред.)). Но да, если Apple и Google решат, что они должны быть заблокированы на устройствах с iOS и Android, они будут сразу же заблокированы.
О КПРФ. «Кстати, из чего следует, что КПРФ не управляется из того же центра, что и ЕР? Вероятно, я оторвался от реалий России за время жизни за ее пределами», — в какой-то момент не выдержал Дуров. Ему объяснили, что «партии разные» и с КПРФ в Думе «хотя бы будет какая-то политическая борьба, сейчас которой нет», так что принцип голосования за коммунистов: «враг моего врага — мой друг».
«Раз „враг моего врага — мой друг“, значит ли это, что если ИГИЛ* (запрещенная в РФ террористическая организация — прим. ред.) объявит войну „Единой России“, то свободному обществу нужно будет вступать в ИГИЛ*?» — уточнил Дуров. И поинтересовался: «Если бы КПРФ набрала 100 процентов, а ЕP — 0 процентов, РФ стала бы свободной?»
«Павел, считаете ли вы, что за левыми идеями будущее?» — спросил один из пользователей. «Надеюсь, что нет», — ответил Дуров.
«Никогда не стоит раскрывать свою стратегию»
О работе и жизни. Дуров заверил, что у него нет в планах продать «Телеграм», так же как «ВКонтакте» (где «был выбор из двух не самых пригодных для сидения стульев»), монетизация мессенджера идет «по плану» и он не устал от нынешней деятельности, потому что «все время что-то новое». Он рассказал, что его карьера вне России уже длится дольше, чем внутри нее. «Я руковожу „Телеграмом“ дольше, чем „ВКонтакте“. Все меньше времени общаюсь на русском языке. Рад был пообщаться с пользователями в этом чате, чтобы чуть лучше понять текущую ситуацию», — сообщил бизнесмен. Жизнь в Дубае он характеризует словом «прекрасно».
Интересовались в комментариях и стратегией самого Дурова. «Когда мне было 18 лет, я прочитал „Искусство войны“ Сунь Цзы. Там сказано, что никогда не стоит раскрывать свою стратегию», — парировал тот.
О пожеланиях пользователей. Подписчики воспользовались «доступом к телу» и тут же накидали Дурову идеи, как сделать «Телеграм» лучше. Например, есть запрос на функционал для организации открытых/закрытых комьюнити, расширить возможности для корпоративных пользователей. Другое предложение — запустить перевод голосовых сообщений в текст, как в WhatsApp. «Услышал», — сказал Дуров. Он также рассказал, что трансляции «еще на заре своего развития», а групповые звонки «тоже ждет важная итерация».
«Еще, когда большое видео шлешь — долго и может вообще не дойти, особенно в Европу, у них там вообще плохо все, гниют потихоньку, — жаловался еще один участник беседы. — Умыкните у Цукера единственную удобную фичу. Сделайте приятно тем, кого мучает видеопереписка с Европой. Плыз!!!» (орфография и пунктуация сохранены — прим. ред.). «Принял, переслал», — заверил основатель мессенджера.
О телевизоре, биохакинге и любимом чае. Дуров заявил, что не смотрел и не смотрит телевизор, причем в его системе оценок YouTube — это тоже телевизор. Признает право Украины на кота Шлепу и может назвать себя в полной мере счастливым человеком. Ноотропы, биохакинг и микродозинг «не практикует», чай любит с шалфеем, а между PlayStation и Xbox выберет PlayStation.
*запрещенная в России террористическая организация
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 117
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.