На секретной экспозиции форума «Армия-2021», стартующего 22 августа, покажут боевой комплекс, который претендует на то, чтобы стать вехой для челнинского «Ремдизеля», его старшего брата КАМАЗа и в какой-то степени российско-белорусских отношений: семейство на основе челнинского автомобиля теоретически способно выбить из российских Вооруженных сил всю минскую продукцию. К тому же, если конструкторы из автограда все сделали правильно, Кремль забудет историю с «электрическими сороконожками».
«Ростех» представит реактивную систему залпового огня (РСЗО) на базе шасси челнинского «Ремдизеля»
Сюрприз из Челнов
По крайней мере одна сенсация для открывающегося в воскресенье форума «Армия-2021» обеспечена: «Ростех» представит (скорее всего, в закрытой для широкой публики части) реактивную систему залпового огня (РСЗО) на базе шасси челнинского «Ремдизеля». Об этом «БИЗНЕС Online» сообщил генеральный директор холдинга «Технодинамика» Игорь Насенков (в данную компанию входит головной разработчик системы — тульское НПО «Сплав»).
Все это звучит достаточно заурядно, если не принимать во внимание три момента.
Первый. Сегодня Россия вынужденно устанавливает РСЗО оперативно-стратегического звена на шасси Минского завода колесных тягачей (МЗКТ) — собственных машин такого класса у РФ нет. Таким образом, ликвидируется зависимость от иностранной, пусть и союзной, продукции.
Москву настолько нервирует профильная зависимость от Александра Лукашенко, что она даже предлагала продать МЗКТ, но Батька заломил цену — $3 миллиарда
Второй. Если минобороны РФ одобрит шасси «Ремдизеля» (напомним, на него КАМАЗ де-юре скинул всю свою военку, но де-факто продолжает контролировать данный сегмент производства, т. е. говорим «Ремдизель» — подразумеваем КАМАЗ), перед ним откроется необозримый рынок импортозамещения военной автотехники. Ведь от минских шасси зависят и Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) — на белорусских машинах базируются мобильные ракетные комплексы стратегического назначения «Тополь», «Тополь-М», «Ярс», не говоря уже о том, что на них устанавливается масса другого вооружения.
На белорусских машинах базируются мобильные ракетные комплексы стратегического назначения «Тополь», «Тополь-М», «Ярс», не говоря уже о том, что на них устанавливается масса другого вооружения
Переход РВСН на челнинские колеса предрешили еще в 2012 году. Москву настолько нервирует профильная зависимость от Александра Лукашенко, что она даже предлагала продать МЗКТ, но Батька заломил цену — $3 миллиарда. После этого последовало сакраментальное высказывание Дмитрия Медведева, занимавшего тогда пост премьер-министра, о том, что «нужно на КАМАЗ это все забирать».
Третий. По всей видимости, это приговор для одной из фундаментальных камазовских тем последнего времени — «Платформа О». Дело в том, что Насенков не стал уточнять названия шасси, а «Ремдизель» в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» пригласил посетить его экспозицию на «Армии», но, как полагает наш источник в ОПК, речь идет о «Торнадо-Т» К-73501. По посадочным размерам для целевой нагрузки он идентичен «МАЗ-543М» (тоже продукция МЗКТ), на котором сегодня устанавливается самая совершенная российская РСЗО — «Торнадо-С». Но самое важное: К-73501 в полной мере отражает витиеватость военной мысли челнинских автомобилестроителей последних 12 лет.
Реактивные системы залпового огня (РСЗО) «Торнадо-С»
Отступились даже американцы
В 2008 году КАМАЗ выиграл конкурс минобороны РФ на проведение научно-исследовательских работ «Платформа» по созданию специальных колесных шасси и тягачей (СКШТ). В 2010-м стартовала опытно-конструкторская работа «Платформа-О». В ее рамках создали четыре типа авто для монтажа пусковых установок и буксировки вооружения и военной техники.
В Челнах сделали ставку на использование нетрадиционного технического решения — электромеханической трансмиссии (ЭМТ), причем в самом сложном ее варианте, с электромоторами в колесах (схема «мотор-колесо»).
СКШТ нужны прежде всего для подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК). Это многоосное внедорожное шасси с очень сложной ходовой подвеской. Классическая схема: стоящий на раме дизельный двигатель, автоматическая коробка передач, от которой идут карданы на главные передачи на осях, а от них — карданы на колеса. Есть еще схема «мотор-ось», она упрощает дело: дизель работает на генератор, он питает электродвигатели (для каждой оси — свой), от которых идут карданы к колесам. Еще выгоднее вариант «мотор-полуось», в котором электромотор приходится уже на каждое колесо, но все равно не обойтись без карданов. А вот «мотор-колесо» вообще исключает карданы, поскольку электродвигатели установлены непосредственно в ступицах колес.
Помимо отсутствия сложной трансмиссии, у такой схемы есть еще целый ряд преимуществ по части эффективности контроля за машиной. Камазовцев не остановило то, что нигде в мире идея с мотор-колесами не реализована на серийной внедорожной военной технике. В середине нулевых темой занимался мировой лидер по разработке военной автотехники — американский Oshkosh, но даже он не добился успеха.
Словом, достаточно быстро стало известно о том, что с революционной камазовской разработкой не все ладно, а попросту говоря, она зашла в тупик. В 2016 году военные в своем специализированном журнале констатировали: «Первоначальная установка трехлетнего срока (2010–2013) выполнения работ по созданию крайне сложных по новизне объектов техники ПАО „КАМАЗ“, не имеющем какого-либо опыта в разработке тягачей, привела к закономерному результату. <…> Ранее озвученный руководством АО „КАМАЗ“ на всех уровнях срок поставки в 2015 году серийных высокомобильных модульных платформ (ВМП) <…> переносится на неопределенное время. В настоящее время окончание опытно-конструкторских работ перенесено с 2013-го на 2016 год, однако фактическое состояние опытных образцов ВМП по уровню доводки до требований ТТЗ, а также не вполне положительные результаты приемочных испытаний не гарантируют выполнения и нового срока».
Впрочем, авторы статьи не стали валить все на КАМАЗ, указав, что складывавшаяся с 1954 года система разработки, по сути, развалена, т. е. кинули большущий камень в огород бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова.
Ударились в ересь
В вину КАМАЗу ставят то, что он вполне волюнтаристски заверил военных, что задача будет выполнена, и потратил на дело немалые деньги — более 10 млрд рублей, а результат… Да, в 2019 году в СМИ слили до сих пор официально не подтвержденную информацию о том, что «Платформа» принята на снабжение минобороны, но есть мнение, что принята она лишь на определенное время и это решает главным образом один вопрос — вывода закоперщиков программы из-под удара и оправдания потраченных средств.
«Насколько знаю, тему с электродвижением приглушили, — рассказал „БИЗНЕС Online“ шеф-редактор журнала „Грузовик-пресс“ Юрий Петров. — Были проблемы с трансмиссией и изоляцией (хотя, говорят, какое-то решение все же нашли)». Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский полагает: «В мире нет технологий, которые позволяют реализовать электродвижение с приемлемыми для минобороны параметрами». В беседе с «БИЗНЕС Online» он указал, что в проекте «Платформа О» не удалось решить некоторые технические проблемы, прежде всего по электродвижению, поэтому от перехода на механическую классику, по сути, некуда деваться.
«КАМАЗ-73501» может стать прародителем семейства СКШТ
Впрочем, еще в конце 2015 года стало известно о сомнениях самого КАМАЗа — дескать, он готов отказаться от «мотор-колеса». Именно таков «Торнадо-Т» К-73501. Да, официально машина отнесена к семейству автомобилей повышенной грузоподъемности «Торнадо», но это не должно вводить в заблуждение. Как писал «Грузовик-пресс», если К-73501 и имеет отношение к семейству «Торнадо-К», то лишь косвенное — это совершенно разные по своей идеологии авто. Конструкция К-73501 частично унифицирована с одной из «Платформ» — К-7350, которую показали в Набережных Челнах на параде 9 мая 2017 года. Идентичны и первые четыре цифры индекса. Причем сама К-7350 уже была отходом от изначально заявленных революционных принципов — на ней реализовали схему «мотор-ось». Но если тогда конструкторы только отступили от прогрессивного канона, то на К-73501 они и вовсе ударились в ересь, отказавшись от электромеханической трансмиссии, т. е. пойдя по тому же пути, что и МЗКТ. Вот только удастся ли добиться такого же качества? В конце концов, за плечами МЗКТ — 50-летний опыт работы по СКШТ.
Прежде всего вопрос по двигателю. Предположительно, на машину установлен «КАМАЗ-910.211-550» — локализованный немецкий Liebherr. Но движок предназначен для гражданских грузовиков класса «Евро-5», и западный партнер, надо полагать, сделал все, чтобы его нельзя было применить в военке. Взять двигатель «Барнаултрансмаша», который идет на «МАЗ-543М», не вариант: это достаточно устаревший агрегат танкового типа с низким ресурсом и огромным потреблением топлива и масла. Загадка, почему «Ремдизель» не берет двигатели подконтрольного КАМАЗу ПАО «Тутаевский моторный завод». Возможно, есть дальний прицел на созданное там СП с Weichai. Пять лет назад рассматривался вопрос о постановке на производство 12-цилиндровых китайских движков. Чем завершились — неизвестно. Но в любом случае их еще потребуется заточить под военку. К тому же есть риск, что китайцы тут же скопируют усовершенствование, а потом сделают еще лучше. Есть ли смысл кормить КНР своими технологиями?
Кстати, на К-73501 стоит китайская автоматическая коробка передач FC6A250 (копия продукции американской Caterpillar), выпускающаяся «дочкой» китайской Weichai. КАМАЗ намеревался разработать собственные механические коробки передач с автоматическим управлением под всю линейку мощности, но неизвестно, что сделано. А направление это сложное — к примеру, белорусы, несмотря на 10 лет выпуска своей АКП, до сих пор лечат ее детские болезни.
Нет и российских шин — на К-73501 устанавливаются белорусские.
Камазовцев не остановило то, что нигде в мире идея с мотор-колесами не реализована на серийной внедорожной военной технике
«Сказать, что нет проблем с шасси, нельзя, но…»
Но, судя по всему, проблемы не заставляют усомниться в успехе. По словам Насенкова, образцы боевой и транспортно-заряжающей машины (а она будет на том же шасси) проходят эксплуатационные и стрельбовые испытания. «Сказать, что нет проблем с шасси, нельзя, но они оперативно решаются, — говорит гендиректор „Технодинамики“. — Любая сложная техника требует доводки в ходе испытаний. Ничего критичного не вижу. Данная тема — яркий пример взаимодействия предприятий Татарстана с предприятиями холдинга, находящимися в других регионах». Судя по всему, есть значительная уверенность в том, что система пойдет в серию. Как сообщил Насенков, это произойдет в 2023 году.
Наш источник напомнил, что всего Минский завод колесных тягачей выпускает в год порядка 500 тягачей, примерно 400 из них военные и бо́льшая часть идет в Россию
Что касается самой реактивной системы залпового огня, которую покажут на «Армии-2021», то, по словам Насенкова, это «модернизированная РСЗО калибра 300 мм». По словам Мураховского, такая РСЗО у нас одна — модернизированный «Смерч», который в новом облике получил название «Торнадо-С». И скорее всего, его посадили на ремдизелевскую платформу именно для показа, а в дальнейшем на нее установят перспективную РСЗО. Насенков сформулировал так: «Сегодня ведется разработка» (головной разработчик — тульское АО «НПО „Сплав“», основные соисполнители — пермское ЗАО «СКБ» и ковровское АО «ВНИИ „Сигнал“»). Наш источник полагает, что менять платформы уже принятых на вооружение РСЗО смысла нет — слишком дорого, но установить на новое шасси перспективную систему логично. И она разрабатывается. По словам Мураховского, главное отличие новой РСЗО в том, что она сможет одновременно стрелять разнокалиберными (и разного назначения) снарядами, изначально загружающимися в установку не по отдельности, а пакетами. «Дело движется, но небыстро, поскольку это заметно дороже, чем существующая схема, а РСЗО воспринимается военными именно как вооружение массовое и относительно дешевое», — отмечает эксперт.
По данным нашего источника, решение о том, на каком шасси будет перспективная РСЗО, принимали примерно три года назад и выбрали «Ремдизель». Отметим, что по времени эти обсуждения совпадают с первыми показами К-7350 и К-73501. Единственный конкурент челнинцев — АО «Брянский автомобильный завод» (БАЗ), входящий в АО «Концерн воздушно-космической обороны „Алмаз-Антей“». Но сегодня все более явным становится разделение: оружие «Алмаз-Антея» ставится на шасси БАЗа, продукция «Ростеха» — на платформы КАМАЗа-«Ремдизеля». По мнению Мураховского, рынок поделят, поскольку хотя Сергей Чемезов и влиятелен, но гендиректору «Алмаз-Антея» Яну Новикову тоже палец в рот не клади. Хотя главную схватку БАЗ некогда все же проиграл. Брянские тягачи появились на 15 лет раньше ремдизелевских, т. е. тогда, когда в Челнах на данную тему даже не думали. Но сначала, поскольку были надежды на близкие отношения с Беларусью, предпочтение отдали минской продукции, а позже, когда политическая ситуация изменилась, Сердюков, несмотря на наличие брянского задела, волевым решением ввел в дело КАМАЗ — увы, клановые игры сильно влияют на ОПК.
Весной стало известно, что челнинцы намерены импортозаместить карьерные самосвалы «БелАЗ» (проект «Юпитер»)
«Для минского завода это будет крах»
Как говорит наш источник, сегодня в ОПК вообще нет ни одной известной перспективной работы (в том числе по межконтинентальной баллистической ракете «Кедр»), под которую предполагаются шасси минского завода, но до сего дня такое развитие событий было из области благих пожеланий. Неслучайно Лукашенко язвительно заявил: «Нас пугают, что Россия, мол, изобретет свои „сороконожки“ (так эти машины называют из-за длины и большого количества колес — прим. ред.) и будет ядерные боеголовки перевозить на своих — и на здоровье! Если у них есть сегодня мозги и деньги, которых у них нет, — пускай изобретают!»
Как полагает наш источник, если «Ремдизель» сделает машину одного уровня с Минским заводом колесных тягачей, «для минского завода это обернется крахом». Он напомнил, что всего предприятие выпускает в год порядка 500 тягачей, примерно 400 из них военные и бо́льшая часть идет в Россию. «Кроме России, они никому не нужны, — говорит источник. — Если они и поставляются Минском за рубеж, то только от нас — с нашим вооружением». Т. е. в случае успеха «Ремдизелю» светит заказ на тысячи машин, хотя, конечно, не одномоментно — программы подобного перевооружения достаточно длительны, 10–15 лет. По мнению Мураховского, когда замещение пойдет и для других сегментов вооружений, для МЗКТ это будет заметный удар.
Добавим, что для КАМАЗа это уже второй фронт давления на белорусский автопром: весной стало известно, что челнинцы намерены импортозаместить карьерные самосвалы «БелАЗ» (проект «Юпитер»). А теперь ему дают шанс не только реабилитироваться за электрическую «Платформу», но и прорваться в высшую лигу военного автомобилестроения.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 205
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.