Подводя итоги очередного квартала в рамках нашего проекта «Индекс «Магнита» и «Бахетле», мы вынуждены констатировать: почти все, если не абсолютно все усилия российских регуляторов по сдерживанию продовольственных цен в 2017–2020 годах рассыпались прахом в 2021-м. Базовые продукты, ценой которых практически невозможно манипулировать для сокрытия реальной инфляции, в апреле – мае соревновались, кто покажет наибольший рост и обновит абсолютный максимум. О том, какие продукты огорчили покупателей сильнее всего, а какие все же смогли подешеветь, несмотря на общий повышательный тренд, читайте в материале «БИЗНЕС Online».
Набор «Бахетле» подешевел относительно марта на 1,8%, за год он прибавил 4,7%, а за пять лет — 16,3% до 7 171 рубля
Корзина «Магнит базовый» +29,5%, «Магнит» +13,3%, «Бахетле» +4,7%
Бег ценников наперегонки — так кратко можно охарактеризовать апрель – май 2021 года с точки зрения стоимости продуктов питания. Конечно, драйв не тот, что в фильмах серии «Безумный Макс», но что-то безумное во всей этой вакханалии на фоне падения реальных доходов граждан просматривается. И сегодня мы рассмотрим, с какими же результатами оказались участники продуктовой гонки спустя полгода с момента, как этим озаботился лично Владимир Путин.
Напомним, что наблюдение за продовольственными ценниками «БИЗНЕС Online» начал вести в декабре 2014 года после резкого обвала рубля. С тех пор мы регулярно приобретаем два набора продуктов и фиксируем цены (если изменились вес и объем упаковок, пересчитываем стоимость, приводя цену к общему знаменателю). Более доступный набор продуктов мы покупаем в казанских магазинах федеральной сети «Магнит», второй, подороже, — в татарстанской сети «Бахетле». Кроме того, последние пару лет мы стали рассчитывать индекс «Магнит базовый», в который вошли только продукты первой необходимости, без каких-либо «излишеств». Этот набор позволяет более четко отслеживать продуктовую инфляцию, т. к. в простых базовых продуктах снижается возможность манипулировать ингредиентами, замещая их более дешевыми.
Итак, с третьей декады марта по 1 июня наш набор «Магнит базовый» подорожал на 89,2 рубля, или на 10,1%, до 969 рублей. И это на 29,5% выше уровня июня 2020 года и на 17,1% — уровня пятилетней давности (июнь-2016). Приправленная такими допингами, как кофе, сигареты, водка и еще ряд товаров, полная корзина «Магнит» за квартал без малого подорожала на 15,5%, за год — на 13,3%, за пять лет — на 11% до 2 520 рублей.
И хотя набор «Бахетле» подешевел относительно марта на 1,8%, за год он прибавил 4,7%, а за пять лет — 16,3% до 7 171 рубля. Говоря о текущем снижении стоимости корзины «Бахетле», отметим, что удешевление достигнуто за счет товаров далеко не первой необходимости — таких, как колбаса сырокопченая и красное вино. Что касается насущных продуктов, к которым относятся, например, яйца куриные, картофель или рис, то они не стали перечить общей повышательной тенденции и тоже подорожали, как и в корзине «Магнит».
При этом в июне, как и ранее в марте, прослеживались попытки компенсировать ценовое ралли в базовых продуктах за счет суперскидок на «излишества» — например на шоколад, кофе, вино и т. п.
Жадность бизнеса или некомпетентность регулятора?
В мае высокие правительственные чины в числе главных причин подорожания продуктов называли жадность отдельных производителей и торговых сетей. Т. е. бизнес упрекнули в том, что он следует своей основной цели — получению и максимизации прибыли. И ни слова о промашках в регулировании цен профильных структур. Далеко ходить не надо, достаточно вспомнить ситуацию с сахаром в 2018–2019 годах, когда цены на него держались вблизи многолетних минимумов и представители отрасли сигнализировали о необходимости поддержки. Почему тогда не были стабилизированы цены за счет госзакупок в резерв, ограничения минимальной отпускной цены и т. д. — вопрос открытый. Так или иначе, но обанкротилось несколько сахарных заводов, включая Нурлатский и, судя по всему, ряд фермерских хозяйств, завязанных на сахарную свеклу. Крупные же игроки, у которых запас прочности значительно выше, и здесь нашли свой интерес в том, чтобы проглотить мелкую рыбешку. Теперь же, когда цены находятся на максимальных отметках, по уму государство должно было выставить часть запаса из резерва на рынок и в результате не только сдержать цены, но и заработать на разнице закупочных и розничных цен. Однако сведений о таких, казалось бы, нехитрых и очень эффективных мерах не поступает.
Чиновники сегодня охотно ссылаются на общемировой тренд. Конечно, можно пенять на разгон мировых цен на продукты питания, к примеру, пшеницы за год на 45%. Однако при этом часто опускается ключевой нюанс: Россия вообще-то не импортер, а один из лидеров по производству пшеницы и ее экспорту и то и дело отчитывается о рекордных урожаях. Так, за 2020 год сбор зерна вырос на 9,7% до 132,9 млн т, что стало вторым в истории результатом, больше было лишь в 2017-м. Похожая ситуация и в ряде других товарных групп — скажем, экспорт мяса и субпродуктов в прошлом году вырос на 49%, масличных семян и плодов — на 72%, того же сахара и «кондитерки» — на 44%, жиров и масел животного или растительного происхождения — на 24%, молочки и птичьих яиц — на 15% и т. д. Т. е. чиновники правы, заявляя, что по ряду продуктов Россия вышла на самообеспечение и даже продает излишки, но почему тогда власти не могут отрегулировать схемы продаж и закупок таким образом, чтобы не обделить и производителей, и продавцов? Конечно, внутренние цены все равно будут стремиться к мировым, но процесс этот можно сделать более мягким и растянутым во времени. Кому-то в головы даже приходит шальная мысль о том, что отдельные ведомства и регуляторы вместо приостановки ценового ралли сами тем или иным образом участвуют в творящейся вакханалии и «доведении внутренних цен до экспортной альтернативы».
Начнем с продуктов, которые сильнее всего подорожали в наборе «Магнит базовый». Тут не порадовали нас куриные яйца — самый доступный источник животного белка для россиян
Как заварить ценовую кашу
Начнем с продуктов, которые сильнее всего подорожали в наборе «Магнит базовый». Тут не порадовали нас куриные яйца — самый доступный источник животного белка для россиян. Правда, более бюджетный вариант от «Гринко» прибавил за квартал только 1,6%, но за год — 31,5%, а за пятилетку — 57% до 63 рублей за десяток. А вот цены следующих по цене куриных яиц (что «Яратель», что «Село зеленое») скакнули за последние месяцы на 30%, за год — на 88% и за пять лет — на 124% до 90 рублей за десяток! При этом в мае производители забили тревогу, поскольку из-за резко подорожавших кормов производство яиц стало невыгодным. В ответ на это минпромторг РФ 1 июня призвал торговые сети повысить закупочные цены на куриное яйцо (чтобы не допустить сокращения производства и дефицита), видимо, посчитав на этом свою миссию выполненной. Т. е. потребителей, о которых минпромторгу заботиться незачем, ждет очередной скачок цен.
Куда еще податься за белками, хотя бы растительными, и за полезными микроэлементами? Взор устремляется к русской царице круп, гречке. Но ее цена также выросла семимильными шагами, на 16,7% до антирекордных 70 рублей за пачку массой 800 г, что на 6,2% выше прошлогоднего уровня. Напомним, что в апреле – мае 2020-го крупы, как и туалетную бумагу, покупатели просто сметали с полок, опасаясь того же дефицита из-за локдаунов. В результате полки опустели, а ценники поднялись на десятки процентов.
Сосед гречки на бакалейных полках, рис, подорожал с марта на 8,7%, разогнавшись за год на 22% и за пять лет на 54% до антирекорда 50 рублей за 800-граммовую пачку. Уточним, что речь идет о рисе второго сорта, за пачку первого сорта придется выложить минимум 55 рублей. Сможет ли правительство «сварить кашу» с производителями круп и продавцами или мы увидим новый ценовой рывок?
Приготовить гоголь-моголь или просто подсластить кашу также стало дороже. Один из объектов критики Путина, сахар, прибавил к цене с марта по июнь 7%, за год — 44%, хотя к июню-2016 оказался дешевле на 12%. Исторический максимум на уровне 52,1 рубля за кило сахарного песка был зафиксирован нами пять лет назад, и тогда ценники стали поводом для УФАС начать «сахарное дело». Правда, сейчас у производителей какое-никакое оправдание есть: урожай сахарной свеклы в 2020 году сократился сразу на 40,5% до 32,4 млн тонн.
И еще один продукт из «президентского» списка. Самое доступное подсолнечное масло подорожало за почти квартал на 9,1%, за год — на 62% и за пятилетку — на 25% до 84 рублей за бутылку 0,9 литра. При этом до абсолютного антирекорда 2015 года не хватило 60 копеек, но возможность побить его еще остается. Уточним, что сбор семян подсолнечника сократился на 13,7% до 13,3 млн т в 2020-м.
Пару слов о подсолнечном масле «Золотая семечка». В марте текущего года мы приобрели литровую бутылку за 109,9 рубля, но позже на полках «Магнита» появилось масло в бутылках 0,5 л по 53 рубля, что дает 106 рублей за литр — за квартал снижение на 3,5%, за год рост на 6,1%. Если учесть что, как правило, меньшая тара повышает себестоимость, производителю действительно пришлось ужаться.
Понятно, что рост цен на базовые продукты — сахар, куриные яйца, растительное масло и т. п. — запускает цепную реакцию роста цен на продукцию следующих переделов, к примеру выпечки, соусов и т. д. Т. е. ситуация как с ценами на бензин, которые в итоге закладываются в стоимость всех остальных товаров.
Полноценный рацион требует еще и клетчатки. Самый доступный вариант — капуста, хотя она подорожала с марта по июнь на 200% до 50 рублей за кг, что на 128% выше прошлогоднего уровня и на 108% — июня-2016
Антирекорд майонеза и «овощной бунт»
Собственно, о продуктах следующего передела: раз уж дорожают яйца и подсолнечное масло, шансов подешеветь у майонеза практически нет. Популярный соус подорожал в корзине «Магнит» на 6,3% до антирекордных 120 рублей за упаковку 0,8 л, оказавшись на 67% дороже, чем в июне прошлого года. Впрочем, большой шаг в этом направлении соус сделал уже в сентябре-2020, когда его ценник подскочил за квартал на 53% до 110 рублей за упаковку. Из нюансов отметим, что на сей раз самый выгодный желтый ценник принадлежал соусу местного бренда Mr.Ricco. Однако в «Бахетле» скидок не было, и там аналогичный майонез обошелся в 93 рубля за упаковку 0,4 л — на 32% дороже, чем в марте, и на 55% — чем годом ранее.
Напомним, что ранее сеть «Магнит» предприняла попытку зафиксировать низкие цены на майонез за счет собственной марки «Секрет кулинара». Однако удалось продержаться в течение нескольких кварталов, затем классический майонез жирностью 67% исчез, а вместо него появились облегченные варианты в более нарядной упаковке и по более высоким ценам.
Картофель подорожал в «Магните» за квартал на 37%, за год на 6% до 37 рублей за кило, но остался на 12% дешевле, чем в июне 2016-го
Полноценный рацион требует еще и клетчатки. Самый доступный вариант — капуста, хотя она подорожала с марта по июнь на 200% до 50 рублей за кг, что на 128% выше прошлогоднего уровня и на 108% — июня-2016. Абсолютный максимум остается за июлем-2017 с его 58,4 рублей за кг, что было обусловлено холодной весной и поздним созреванием многих сельхозкультур. К слову, уже в сентябре-2017 мы зафиксировали и минимальный ценник — 9,9 рубля за кило. Так что цена капусты, пожалуй, больше других овощей зависит от сезона, и опытные хозяйки знают, когда надо начинать ее квасить и мариновать.
Далее о сезонном росте цены овощей. Картофель подорожал в «Магните» за квартал на 37%, за год на 6% до 37 рублей за кило, но остался на 12% дешевле, чем в июне 2016-го. А вот в «Бахетле» второй хлеб подорожал на 28%, 67% и 9% — за квартал, год и пять лет соответственно.
Несмотря на «овощной бунт», цена на салат с крабовым мясом в «Бахетле» снизилась за квартал и год на 6,8% до 369 рублей за кг, что на 8,2% ниже уровня июня-2016.
Еще из приятного в «Бахетле», где оборону на молочных полках держит местный холдинг «Агросила». Его молоко 3,2% жирности ценой 59,9 рубля за кг (0,97 л) вне конкуренции и всего на 7,5% дороже прошлогоднего. А сливочное масло жирностью 72,5% нам удалось купить по 79,9 рубля за пачку 180 г — на 6% дешевле, чем в марте, и без изменений к июню-2020.
Как мы неоднократно отмечали, ценник бананов со временем стремится к эталону — $0,9–1,1 за кило, и неудивительно, что в июне килограмм желтого фрукта в казанском «Магните» оценили в 73 рубля — на 4,3% дороже марта и на 7,5% — чем годом ранее.
Пельмени с бараниной (с недавних пор — с бараниной и говядиной) прибавили к мартовскому ценнику 8%, за год — 26% и за пять лет — 69% до 540 рублей за килограмм
Что еще подорожало
Из прочих продуктов, подорожавших в корзине «Магнит», отметим сигареты Winston Blue, ценник которых подскочил сразу на 13% до 178 рублей, оказавшись на одну пятую дороже июня-2020 и вдвое дороже июня-2016. Так что курить сегодня не только здоровью вредить, но и своему кошельку. Водка «Усадская хлебная» прибавила 2,9% до ровных 250 рублей за 0,5 л, что на 4,6% дороже, чем годом ранее, и на 26% — чем пять лет назад.
В «Бахетле» местные спагетти с марта подорожали в 2 раза до 66,6 рубля за упаковку весом 0,4 кг — на треть дороже, чем годом ранее. Подобные скачки в этой корзине случаются из-за перебоев в поставках товаров нижней ценовой категории. А вот что нас точно разочаровало, и тут уже техническим фактором не оправдаться, так это цены на соусы. Наш любимый натуральный томатный кетчуп Mr.Ricco подорожал сразу на 15% до антирекордных 99,3 рубля за упаковку 350 г, став на 53% дороже, чем год назад, и на 107% — чем в июне-2016. Пельмени с бараниной (с недавних пор — с бараниной и говядиной) прибавили к мартовскому ценнику 8%, за год — 26% и за пять лет — 69% до 540 рублей за килограмм. К слову, о «чистоте» продукта: в холодильниках с полуфабрикатами появились и пельмени с бараниной без добавления говядины в новой нарядной упаковке с надписью «Халяль» массой 550 г за 310 рублей, т. е. 564 рубля за килограмм.
Несмотря на выросшую стоимость своего основного ингредиента (не считая воды), сахара, Coca-Cola подешевела за квартал на 5%, за год — на 32% и за пять лет — на 14% до 95 рублей за двухлитровую бутылку
Балансировка допингом
Итак, большинство базовых продуктов ценами не радует, но для покупателей остаются небольшие отдушины в виде акционных ценников на привычный «допинг». Так, черный чай «Принцесса Канди» предлагали по 38 рублей за 100-граммовую пачку, что на 24% дешевле, чем в марте, на 19% — чем годом ранее, и на 3% — чем пять лет назад. Минимум был зафиксирован нами в июне-2015 на отметке 28,9 рубля, а максимум — в сентябре-2018 с его 55,9 рубля за пачку.
Несмотря на выросшую стоимость своего основного ингредиента (не считая воды), сахара, Coca-Cola подешевела за квартал на 5%, за год — на 32% и за пять лет — на 14% до 95 рублей за двухлитровую бутылку.
Молочный шоколад «Россия» пусть и подорожал за квартал на 8,2% до 42,2 рубля за 90-граммовую плитку, всего на 0,2% дороже, чем годом ранее, и на 37% дешевле, чем в июне-2016. Хотя обычно данная марка, несмотря на свой девиз «Россия. Щедрая душа», не слишком щедра на скидки, в отличие от тех же Alpen Gold и Milka.
Кроме того, расширился ассортимент шоколадок с разными наполнителями. Ранее эксперты отрасли отмечали, что сгладить рост цен производители постараются за счет этих самых наполнителей, которые заметно дешевле какао. Другой способ замаскировать реальную инфляцию — это игры с упаковкой (так называемая шринкфляция). У той же «России» темный шоколад предлагается в плитках весом уже 82 г, а новинка с карамелью и соленым арахисом в плитках — 80 граммов.
В корзине «Бахетле» плитка шоколада Alpen Gold осталась при своих 44,9 рубля, что на 10% ниже прошлогоднего уровня и на 18% — чем в июне-2016.
Тем временем в «Бахетле», по нашим наблюдениям, расширился ассортимент красных вин нижнего ценового сегмента, и приобрести к столу бутылку полусладкого можно было всего за 200 рублей — на 9% дешевле, чем годом ранее. Как и в случае с кофе и шоколадом, тут большую роль играют акции от производителей и сетей, когда дисконт достигает 30–50%. Увы, на базовые продукты желтые ценники обычно не распространяются — они и без того продаются иногда по себестоимости и даже ниже, так что их покупатели видят, насколько те подорожали, и властям становится все труднее убедить население в 4–5-процентной инфляции. Остается надеяться на осенний урожай, который может хотя бы временно откатить цены.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 141
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.