Покупатели дорогих машин, похоже, не замечают ускорившегося падения доходов россиян. Судя по двузначной динамике роста продаж некоторых люксовых марок, кризис никоим образом не умерил аппетитов татарстанцев к стильным и дорогим «автоигрушкам». В I квартале 2021 года приобретались как давно полюбившиеся ходовые BMW и Mercedes-Benz, так и более редкие Tesla и роскошные Bentley. О том, какие именно модели раскупались, словно их продавцы давали на сдачу, а какие «вышли из доверия», читайте в материале «БИЗНЕС Online».
Спрос на новые люксовые автомобили в Татарстане в I квартале 2021-го вырос на 5,4% с 1 082 единиц в аналогичном периоде предыдущего года (АППГ) до 1 140 зарегистрированных авто, следует из отчета аналитического агентства «Автостат»
I квартал 2021-го занял второе место в истории наблюдений
Спрос на новые люксовые автомобили в Татарстане в I квартале 2021-го вырос на 5,4% с 1 082 единиц в аналогичном периоде предыдущего года (АППГ) до 1 140 зарегистрированных авто, следует из отчета аналитического агентства «Автостат». Начало 2021-го стало вторым по силе спроса за всю историю наших наблюдений, уступив только I кварталу 2014-го, когда на учет в республике был поставлен 1 241 премиальный автомобиль. Напомним, в год, когда случились «Крымнаш», двукратный обвал рубля и было положено начало антироссийским санкциям, продажи многих престижных марок установили до сих пор не побитые рекорды; в ажиотажном IV квартале покупатели просто смели из салонов и со складов все, что пылилось там годами.
В целом же спрос на новые авто в РТ просел на 11% и держится около многолетних минимальных значений, более подробно о тенденциях всего авторынка и достижениях «демократичных» марок мы расскажем во второй части нашего обзора.
Бессменный лидер татарстанского люксового сегмента, BMW, и на этот раз не ударил лицом в грязь: его продажи выросли на 14% (45 единиц) до 368 авто
BMW: спрос в Татарстане растет благодаря обновленной 5 Series и рекорду X6
Бессменный лидер татарстанского люксового сегмента, BMW, и на этот раз не ударил лицом в грязь: его продажи выросли на 14% (45 единиц) до 368 авто. Бренд демонстрирует динамику, схожую с той, что показывает весь сектор: для него январь 2021-го также стал вторым результатом в истории — круче был только I квартал 2014 года с 423 зарегистрированными авто. Как мы отмечали ранее, превзойти это достижение баварцы не могут по причине изменения структуры спроса: если раньше самыми популярными были относительно доступные седаны 3-й и 5-й серий, то последние 6 лет на авансцену вышли кроссоверы во главе с бестселлером Х5, стоимость которых заметно выше. Впрочем, старт текущего года преподнес сюрприз, о котором речь пойдет ниже.
Добавим, что по Казани «бело-синие» ускорились на 12% до 203 регистраций, этого оказалось достаточно, чтобы вернуть себе столичную корону, которую у BMW бесцеремонно отобрал в прошлом году его главный конкурент — Mercedes-Benz. Можно поздравить местного официального дилера, группу «ТрансТехСервис» Вячеслава Зубарева, хотя скептики могут возразить, ссылаясь на то, что таких машин больше завозится в Татарстан из Москвы, чем приобретается в самой республике. В противовес таким доводам можно привести примеры, когда открытие дилерского центра резко пришпоривает продажи в регионе.
В целом по России, согласно отчету ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых BMW остались на уровне первой четверти 2020 года — 10,9 тыс. авто. Уточним, что АЕБ ведет статистику именно продаж, в то время как «Автостат» считает, сколько автомобилей было зарегистрировано в том или ином регионе. В основном эти цифры коррелируют друг с другом, отличаясь лишь в отдельных деталях.
Заглянем в «конюшню» чемпиона. Много лет лидерство в рейтинге у баварцев удерживал кроссовер Х5, но в январе – марте 2021-го «золото» модельного ряда ушло другому завсегдатаю пьедестала почета, 5 Series, прибавившему 79% до 77 регистраций — это вновь второй результат в истории. В абсолютном выражении (плюс 34 авто) «пятерка» выстрелила сильнее всех моделей BMW, получив титул не только бестселлера, но и локомотива марки. Основой причиной такой динамики, скорее всего, стал рестайлинг модели: серийное производство обновленной «пятерки» стартовало в июне 2020-го. Уточним, что обороты спрос начал набирать уже в IV квартале, разогнавшись до 51 единицы, что говорит в пользу драйвера модернизации модели.
Из внешних отличий от предыдущего поколения можно отметить немного зауженную оптику, задние фонари с трехмерной графикой, также расширилась заводская цветовая гамма окраски кузова. Из интересных технологичных опций — видеорегистратор Drive Recorder, записывающий 40-секундные ролики с событиями вокруг автомобиля. Основные изменения по силовым агрегатам — использование технологий «мягкого гибрида» на базе 48-вольтового стартера-генератора для всей линейки шестицилиндровых двигателей, усовершенствованная гибридная установка с двухлитровым 184-сильным турбомотором, работающим вместе с электрическим двигателем мощностью 108 лошадиных сил.
Также баварцы предложили «пятерку» в специальной версии M Sport Edition, тираж которой ограничен 1 тыс. экземпляров. Такой седан получил пакет M Sport, особую краску «металлик» Donington Grey, прежде доступную только для M-моделей, а также 20-дюймовые колеса.
Цена седана на старте продаж начинается от 3,47 млн, в конце апреля на официальном сайте бренда минимальный ценник за вариант 520i Base — от 3,82 млн рублей. При этом в наличии есть авто комплектации Business 2020 года выпуска стоимостью от 3,81 млн рублей.
Что касается младшей сестры, 3 Series (от 2,85 млн — на 50 тыс. дешевле марта, на 330 тыс. дороже, чем годом ранее), то она сделала шаг назад до 21 авто, что стало слабейшим результатом в истории наших наблюдений. Правда, здесь надо сделать небольшую скидку на расширение модельного ряда за счет близкой по духу 2-й серии BMW (от 2,36 млн), которая отправила в свою копилку пять регистраций.
Тему седанов закрывает премиальная 7-я серия (от 6,63 млн — на 130 тыс. дороже октября, на 520 тыс. дороже, чем годом ранее), которая после серьезного провала в 2018–2019 годах набрала форму на старте 2020-го с 9 зарегистрированными авто и в начале текущего года зафиксировала небольшой откат до 8 VIP-бортов.
Перейдем к семейству кроссоверов. Баварский шлягер Х5 набрал 59 регистраций — на 19 меньше, чем за АППГ. В конце апреля Х5 предлагали по цене от 5,86 млн — на 180 тыс. дороже, чем в феврале и на 1,2 млн (!), чем годом ранее. Похоже, состоятельные граждане пусть и не следят за ценами на гречку, но в курсе, каков реальный уровень инфляции в стране.
Популярность флагмана семейства Х7 среди татарстанских автолюбителей упала на 8 пунктов до 20 авто. Цена авто начинается от 7,42 млн (на 20 тыс. дороже февраля и на 1,11 млн — апреля 2020-го).
Отдувался за своих братьев купейный Х6, выстреливший сразу на 31 пункт до 55 регистраций, абсолютного максимума для I квартала, и оставивший далеко позади предыдущий рекорд 2016 года (39 авто). Цены на «иксшестой» под занавес апреля стартовали от 6,43 млн — на 220 тыс. ниже февральского уровня, но на 900 тыс. выше апреля 2020-го. Если же базовая версия не устраивает покупателя, для него есть широкий выбор из 14 вариантов, вплоть до топового M50d M Special стоимостью от 9,14 млн деревянных.
Тем временем у частого гостя баварского призового пьедестала, среднеразмерного кроссовера Х3 (от 3,97 млн, на 190 тыс. дороже октября и на 550 тыс. рублей — апреля 2020-го), отмечается спад, минус четыре до 44 зарегистрированных авто. Год назад был зафиксирован аналогичный провал, а от уровня образцового I квартала 2014-го «икстретий» отделяет уже 54 пункта, или 55%.
Mercedes в Татарстане показал нулевую динамику, но следует учесть, что спрос на машины немецкой марки остается на максимальных исторических значениях — 288 регистраций
Mercedes-Benz: рекорд в Казани, персональные рекорды G, GLE и GLA
Очередь следующего любимца состоятельных татарстанцев. Mercedes-Benz в Татарстане показал нулевую динамику, но следует учесть, что спрос на машины немецкой марки остается на максимальных исторических значениях — 288 регистраций. А в Казани «трехлучевые» даже шагнули вперед, плюс 14 до 200 авто, и побили свой рекорд годичной давности.
По РФ динамика продаж была бодрой — плюс 10% до 11,4 тыс. авто. Как мы помним, в отличие от Татарстана с доминирующим здесь BMW, в масштабах всей страны Mercedes долгое время удерживал лидерство. В последние два года и здесь его объехал «баварец», но теперь мы видим неплохую заявку на возвращение себе российских лавров.
Лидер по спросу в линейке Mercedes, купейный среднеразмерный кроссовер GLC-Class Coupe (от 5,13 млн — на 1,01 млн дороже октября) попятился на 12 шагов до 45 авто. Его напарник в классическом кузове GLC-Class (от 3,94 млн — на 530 тыс. дороже октября) также замедлился: минус пять до 43 авто.
Обойма среднеразмерных кроссоверов Mercedes во второй половине 2020-го пополнилась новинкой GLB-Class (от 4,05 млн), которая в начале текущего года в РТ набрала 22 очка. С учетом близости философии модели и цены с тем же GLC, нельзя исключать того, что новичок просто перетянул на себя одеяло спроса с родственника.
Компактный кроссовер GLA-Class (от 3,2 млн) бодрячком идет на подъем. Спрос на него в республике в I квартале увеличился на 9 авто до рекордных 27 регистраций.
У полноразмерных кроссоверов прошла ребалансировка. Спрос на GLE-Class (от 6,1 млн — на 1,06 млн дороже октября) в Татарстане вырос на пять единиц до рекордных для I квартала 39 авто. Его купейный брат GLE-Class Coupe (от 7,21 млн — на 250 тыс. дешевле февраля, но на 590 тыс. дороже октября) ускорился сильнее всех в линейке Mercedes, если не считать новинку GLB — плюс 13 до 37 авто — и остановился буквально в двух шагах от исторического максимума, зафиксированного в первой четверти 2019-го.
Тем временем более просторный GLS-Class (от 9,39 млн) откатился на 5 единиц до 22 регистраций.
Спрос на брутальный G-Class вырос в 3 раза до 12 регистраций — очередной рекорд. Даже стартовый ценник 11,5 млн рублей, который легко удваивается после кастомизации, не стал препятствием для состоятельных поклонников легендарного «гелика».
Закрывая тему полноразмерных внедорожников, напомним, что в российской линейке во второй половине 2020-го появился флагман — «ультрароскошный», как заявляется на официальном сайте, Maybach GLS. На старте продаж, в августе, входной билет в клуб его обладателей стоил 14,33 млн, а для топовой версии — 26 млн рублей. Агрегатор Auto.ru 27 апреля нашел самый доступный экземпляр автомобиля за 19,4 млн рублей, аналогичную цену выставил и один из крупнейших дилеров страны, «Авилон». В свою очередь, местный «КАН Авто» предложил татарстанцам стать владельцем данного авто за 19,32 млн рублей — контраргумент против расхожего «в Москве дешевле».
И о седанах. Начнем с того, что с прошлогодних 9 регистраций до нуля провалился спрос на обновленный C-Class (от 2,95 млн — на 90 тыс. дешевле февраля). За весь прошлый год в РТ были поставлены на учет 40 таких авто, и еще вопрос, сможет ли компакт хотя бы повторить свой результат.
Представитель бизнес-сегмента E-Class (от 4,09 млн) откатился на 9 пунктов после штурма рекордной высоты в 29 единиц в январе – марте 2020-го.
Представительский S-Class остался при своих пяти регистрациях. Начальная цена авто нового поколения близка к стоимости автомобиля G-Class — от 11,12 млн, без изменений к февралю, и в 1,8 раза выше минимальной цены предыдущего поколения в октябре. Резкий взлет стартового ценника ранее объяснялся запуском продаж с топовых комплектаций, затем цена стала снижаться вместе с прибытием не столь «упакованных» версий с менее мощными моторами. Но в текущем году такого отката цен не предвидится, сегодня в том же «КАН Авто» есть в наличии самый доступный S 350 d ценой от 12,9 млн деревянных. Получается, S-Class теперь в 2 раза дороже баварской «семерки», динамика которой в РТ гораздо бодрее.
Из прочего отметим, что в официальной российской линейке уже заявлен (хотя пока без ценника) представительский электрокар EQS.
Lexus достиг новой вершины в Татарстане
Как видим, коронавирус и прочие неурядицы не мешают элитным «немцам» бить максимумы продаж. Чем же хуже «японцы», хотя бы один конкретный? На 14% до новой вершины, исторически максимальных 154 авто в Татарстане, разогнался спрос на Lexus, и это притом что последний рекорд был установлен всего лишь год назад. В Казани прежнее высшее достижение Lexus жило с 2018 года, но также пало под натиском покупателей, благодаря которым в I квартале в столице РТ было зарегистрировано 80 авто — на 7 больше, чем в АППГ. Российская динамика люксового японского бренда выросла, для разнообразия, синхронно с республикой — на 13%.
Покупательский рейтинг бестселлера Lexus, среднеразмерного кроссовера RX (от 3,93 млн — на 170 тыс. дороже февраля, на 360 тыс. — АППГ), взлетел на 11 пунктов до рекордных 74 регистраций. Комментируя итоги 2020 года, наши эксперты связали хороший разгон модели с ее удачным обновлением.
Компанию старшему брату составил компактный кроссовер NX, который «поставил под ружье» 54 неофита — на 8 больше, чем в АППГ. Личный рекорд модели, 65 регистраций, остается за первой четвертью 2016 года. Цена в апреле начинается от 2,76 млн — на 160 тыс. дороже февраля и апреля 2020-го. Согласитесь, довольно сдержанная ценовая динамика, причем не только у NX, но и у всех хитов продаж Lexus.
Поддержал продажи бренда и бизнес-седан ES (от 2,95 млн — на 220 тыс. дороже февраля), спрос на который вырос на 6 до 11 авто, причем здесь пал рекорд образца 2014 года, результат которого был перекрыт на три регистрации.
Однако не у всех японских моделей дела шли гладко. Флагман линейки кроссоверов LX (от 7,21 млн — на 170 тыс. дороже февраля) недосчитался 11 регистраций, ограничившись 9 поставленными на учет авто. Хуже было только в I квартале 2015-го, когда на всю республику набралось только четыре покупателя LX.
Можно поздравить с рекордом и шведско-китайский Volvo, популярность которого в РТ выросла на 7% до 61 авто
Другие отличники: Volvo, Mini, Land Rover
Можно поздравить с рекордом и шведско-китайский Volvo, популярность которого в РТ выросла на 7% до 61 авто. Главная заслуга в этом — казанских автомобилистов, которые проголосовали кошельком за 44 шведских авто — на 9 больше, чем в АППГ. Продажи Volvo в России росли схожими темпами — на 6% до 1,8 тыс. авто.
Рекорд Volvo вдвойне ценен вкладом, внесенным в него флагманом бренда, XC90: плюс 4 до 22 регистраций. В апреле кроссовер продавался по цене от 4,98 млн рублей — на 500 тыс. дороже октября.
Глобальный бестселлер марки, кроссовер XC60, закрыл I квартал с 22 регистрациями, что на 6 баллов выше показателя АППГ. Апрельская цена машины — от 3,9 млн рублей — на 350 тыс. дороже октября.
В свою очередь, компактный кроссовер ХС40 подкачал: минус 4 до 6 авто, стартовый ценник которых с октября успел вырасти на 100 тыс. до 2,55 млн рублей.
Седаны S60 (от 2,88 млн — на 300 тыс. дороже октября) остались при прежних трех покупателях.
Популярность юркого и стильного Mini в республике выросла сразу на 8 до рекордных 15 пунктов, что почти вдвое выше образцового I квартала 2014-го. На фоне общероссийского спада продаж на 6% это выглядит тем более выразительно. Особенно в РТ увеличился спрос на «однофамильца» бренда, модель Mini (от 2,15 млн) — плюс 4 до 5 авто. Но также на одну регистрацию до 5 авто улучшил свои показатели Countryman (от 2,55 млн).
Фаворит казанского бомонда, британский Land Rover, в РТ тоже смог прибавить газу — плюс 9 баллов, или 19%, до 57 авто, что стало максимумом за последние 7 лет. Результаты кардинально отличаются от федеральной динамики (минус 20%).
Что касается персональных достижений, то флагман марки, Range Rover, очаровал своим грубоватым британским шармом 21 местного автолюбителя — на три больше, чем в АППГ. Результат стал вторым по силе за всю историю наблюдений, уступив только аномальному январю – марту 2016-го с его 44 единицами. Входной билет на британский «корабль» стоит от 9,22 млн за вариант Vogue SE и дорожает до 16,9 млн целковых за вариант SVAutobiography Dynamic.
Отметим, что с места в карьер 17 очков в копилку Land Rover вложил новичок Defender (от 4,8 млн). Тем временем с 7 регистраций до нуля рухнул спрос на Discovery Sport ценой от 4 млн рублей. Также на землю, но с высоты всего в два пункта, упал Range Rover Velar (от 5,8 млн).
Некогда завсегдатай призового пьедестала, а ныне главный неудачник начала 2021 года, Audi, набрал в январе – марте только 123 регистрации — на 14% меньше, чем годом ранее
Audi провалился из-за своего бестселлера Q5
Некогда завсегдатай призового пьедестала, а ныне главный неудачник начала 2021 года, Audi, набрал в январе – марте только 123 регистрации — на 14% меньше, чем годом ранее. Впрочем, жаловаться его дилерам пока тоже грех, ведь I квартал 2021-го стал вторым по силе за последние 7 лет, уступив лишь прошлому году. В Казани спрос на машины с четырьмя кольцами снизился на 12% до 68 авто, в то время как по РФ наблюдался рост на 4%.
Главный виновник провала — это бывший бестселлер, дольше всех удерживавший «золото» модельного ряда Audi среднеразмерный кроссовер Q5 (от 3,95 млн — на 240 тыс. дороже февраля). Напомним, летом прошлого года немецкий производитель представил модель, прошедшую рестайлинг и получившую чуть более «пухлые» формы и новую мультимедийную систему, доступ к которой возможен со смартфона, а штатный навигатор умеет «общаться» с объектами дорожной инфраструктуры. В продажу на российском рынке обновленный Q5 должен был поступить в I квартале. В Татарстане автомобиль 2021 года выпуска успел купить только один счастливчик, остальные 9 авто датированы прошлым годом. Будет ли в следующих кварталах реализован отложенный спрос со стороны поклонников марки — вопрос открытый.
Не блеснул результатами и полноразмерный кроссовер Q7 (от 5,36 млн — без изменений к февралю), откатившийся на 8 корпусов до 20 авто. Ладно хоть его купейный собрат Q8 (от 5,81 млн) остался при прежнем 21 поклоннике.
Кроме того, на 8 пунктов до 16 регистраций снизилась популярность компактного седана А4 (от 2,9 млн).
Отдадим дань тому, кто помог «окольцованным» удержаться от архипровала. Речь идет о бизнес-седане А6 (от 3,93 млн), набравшем 20 голосов татарстанцев — на 13 больше, чем годом ранее. Такой разгон связан с обновлением модели и последовавшим за ним расширением гаммы доступных комплектаций.
Из тех, к кому охладела зажиточная публика, отметим и Porsche: по Татарстану — минус 6 до 47 регистраций, в Казани — минус 11 до 33 авто. Выделить у бренда особо некого, спрос равномерно просел по ряду моделей. На два корпуса до 35 авто сдал назад и популярный Cayenne (от 6,28 млн — на 1,25 млн дороже, чем год назад). Из приятного — разве что пополнение автопарка республики первым электрокаром Taycan ценой от 6,8 миллиона. Впрочем, за вариант Turbo S просят уже от 12,7 млн, но зато его 760 «лошадей» готовы разогнать машину до сотни за фантастические 2,8 секунды, причем без выбросов в атмосферу.
Исключительный случай — список редких и дорогих авто пополнил отечественный бренд, Aurus
Редкие птицы: Tesla, Bentley и первые Aurus Senat
По традиции в завершение нашего обзора — о редких экземплярах автофауны Татарстана.
В Казань прикатил новенький Bentley Flying Spur. За бескомпромиссную роскошь обновленной модели придется выложить минимум 24,3 млн рублей, хотя на стоках у дилеров в апреле еще имелись и представители модели предыдущего поколения — «всего» за 15 млн рублей.
Обе зарегистрированные Tesla также припарковались в Казани. Горожане приобрели по одному экземпляру самой доступной модели Model 3 (от 4,5 млн) и кроссовера Model X (от 9 млн).
Исключительный случай — список редких и дорогих авто пополнил отечественный бренд, Aurus. Похоже, что на учет в РТ встали авто пилотной партии, выпущенной в марте текущего года. Напомним, в мае 2018 года на свою инаугурацию президент РФ Владимир Путин приехал на Aurus Senat Limousine. Одной из главных претензий критиков стало явное сходство автомобиля с Rolls-Royce. Хотя почему бы и нет: зачем изобретать велосипед в плане экстерьера? Вопрос лишь в том, можно ли достигнуть того же качества при хотя бы мелкосерийном производстве.
Интересна динамика цен Aurus. В мае 2018-го приблизительная стоимость самой доступной модели Senat озвучивались как «выше 10 миллионов рублей», затем пошли сообщения, что цена будет на уровне Bentley. Далее, в 2020 году и в начале 2021-го, неоднократно озвучивалась цена от 18 млн рублей. При этом авто из первой партии были изготовлены в максимальной комплектации, а оцениваются они в 22 млн рублей — и впрямь как Bentley. С учетом ценовых ограничений, которые были введены Дмитрием Медведевым, занимавшим тогда пост премьера, бюджетные структуры явно не смогут закупать такие авто, если, конечно, ради такого проекта в законодательство не внесут поправки. Ну а что, открыли же «зеленую улицу» российскому Superjet, который без этого вряд ли когда-нибудь вышел бы на пассажирские линии? Впрочем, у нас немало государственных и квазигосударственных структур и компаний (к примеру, «Транснефть» или «Связьинвестнефтехим»), которые не подпадают под ограничения и могут поддержать отечественный стартап рублем.
По предварительным оценкам, в 2021 году будет собрано 360 Senat, в 2022-м — около 1,7 тыс. машин. Также в конце прошлого года сообщалось, что Aurus получил более 700 предварительных заказов на покупку автомобилей. Один из главных вопросов, которым задаются эксперты, — что будет со спросом, когда схлынет первая волна интереса к «российскому Rolls-Royce», после того как «сигнальные экземпляры» закупят главные патриоты, коллекционеры и просто любопытствующие автолюбители при деньгах? Отсюда планы по выпуску более 5 тыс. авто в 2024 году на сегодня выглядят слишком оптимистичными.
Инфографика: «БИЗНЕС Online»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 128
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.