«В обществе растет социальная напряженность, а Казань теряет свою туристическую привлекательность», — отмечают представители ресторанов, баров, клубов и творческих пространств в своем открытом письме на имя президента РТ. Вопреки заверениям Марины Патяшиной о том, что послаблений до мартовских праздников не будет, бизнес не теряет оптимизма в своих мольбах. Основная их просьба — разрешить принимать гостей ночью, иначе предпринимателям светит банкротство. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Рестораторы отмечают, что «из-за того, что почти некуда пойти вечером, в обществе растет социальная напряженность и разобщенность, а Казань теряет свою туристическую привлекательность»
Рестораторы пишут Минниханову
Более 35 рестораторов из Казани обратились к президенту Татарстана Рустаму Минниханову с просьбой разрешить им работать в вечерне-ночное время, сняв действующие еще с октября прошлого года антиковидные ограничения. Согласно им, напомним, работа общепита и проведение зрелищно-развлекательных мероприятий в республике все еще запрещены в период с 00:00 до 6:00.
В своем письме на имя президента РТ (есть в распоряжении редакции) буквально накануне предприниматели сообщают, что «ограничения нанесли серьезный ущерб, приведя к закрытию заведений, резкому и масштабному сокращению на рынке труда и значительно недополученной прибыли в цепочках поставщиков, обслуживающих сектор». Подписанты даже привели конкретные цифры потерь за последние четыре месяца: по данным авторов письма, прекратило работу более 20% предприятий развлекательно-досуговой сферы и общепита, на грани банкротства — более половины ресторанов, клубов, баров и развлекательных площадок, лишилось 70% выручки 80% заведений данной сферы. Кроме того, потеряли работу тысячи людей, преимущественно молодежь и студенты, у которых была возможность подработки только в вечерне-ночное, свободное от учебы время.
Письмо подписано известными в отрасли людьми — это основатель «Релаб» Артур Галайчук, директор бара «Соль» Равиля Забирова, директор ООО «Пир Фэмили» (бары «Бирпоинт, «Бирпоинт Брискет Барбекю») Ильшат Мирзиев, руководитель НКО «Ночной Город» Артур Хосровян, а также рестораны More More, Brown Bear Grill, «Цех», «Чизерия», «Бивень», Twin peaks, бары Rockstar Bar, Big Twin, Kommunlka, «Волна», «Нить», «Варка», клубы IDOL, «Руки вверх», Bash, пространство Werk и многие другие.
Подписанты подчеркивают, что «из-за того, что почти некуда пойти вечером, в обществе растет социальная напряженность и разобщенность, а Казань теряет свою туристическую привлекательность». А снятие ограничений положит конец нелегальным мероприятиям и вечеринкам. Последнее действительно актуально — каждые выходные в соцсетях можно увидеть, как некоторые заведения, не скрываясь, открыты по ночам.
«Считаем, что разрешение работы в вечерне-ночное время позволит сохранить жизнеспособность индустрии, не повлияв при этом на рост количества зараженных в регионе. В то же время если сохранить действующие ограничения, то уже к апрелю можно будет констатировать глубокий кризис в секторе досуга и общественного питания, результатом которого может стать повальное закрытие ресторанов, баров, клубов и концертных площадок и продолжительная стагнация в данной сфере», — обращают внимание властей рестораторы и представители развлекательной индустрии. Просьба у к руководству республики у них только одна — разрешить работу предприятий общественного питания и досугово-развлекательной сферы в вечерне-ночное время (после полуночи).
За последние четыре месяца прекратило работу более 20% предприятий развлекательно-досуговой сферы и общепита, другие — на грани банкротства. Кроме того, лишились работы студенты, у которых была возможность подработки только в вечерне-ночное время
«Нет никакой прозрачной, понятной схемы выхода из этого кризиса»
«Формально у нас ограничения не сняты, а реально, если пойдешь, посмотришь — концерты, которые проходят, начиная от оперного театра, заканчивая БКЗ и правительственными мероприятиями, они организуются в полном объеме, — заявил в разговоре с „БИЗНЕС Online“ один из подписавшихся под письмом, директор бара Big Twin и концертной площадки Big Twin Arena Григорий Корнилов, с огорчением замечая следующее. — При этом реального объяснения, реальных доказательств, что именно концертная или ресторанная деятельность ведет к увеличению пандемии, никем и нигде не представлено. Все на словах».
Собеседник подтвердил, что концертные площадки и караоке-клубы несут убытки, так как лишены возможности работать в то ночное время, когда «идет самая касса». Свой Big Twin Корнилов уже был вынужден закрыть 1 января — не удалось выжить в пандемию и период ограничений. «До сих пор судимся по арендным платежам, которые предъявляет арендодатель за тот период, пока мы не работали. А нам выставляют плату, как будто мы были открыты, хотя выручки не получали. Это, чтобы вы понимали, 700 тысяч рублей, — указал бизнесмен. — Нет никакой прозрачной, понятной схемы выхода из такого кризиса. Вроде вакцинация проходит, в каких-то регионах открывают, в каких-то — нет. Где-то 70-процентная посадка в зале возможна, где-то 100-процентную разрешили, например в южных регионах. У нас как было 50 процентов, так и осталось. В то же время реальная обстановка такова, что ты приходишь на концерт, в заведение — там битком, никто на это внимания не обращает. Нам нужны понятные, прозрачные правила, потому и обращение. Вы снимите ограничения или сделайте правила одинаковые для всех!»
Корнилов объясняет, как работает концертный рынок: осенью планировался концертный график на весну, сейчас составляется график на осень. «Когда нет четких, понятных правил — сколько разрешено, как, что можно и нельзя, — мы не можем приглашать группы, артистов. Артисты не могут приезжать сюда, потому что не понимают, сколько будет зрителей, какие доходы и вообще имеет ли смысл ехать. А это опять убытки», — объяснил собеседник.
При этом нельзя сказать, что контролеры на все закрывают глаза. «Я сам судился с Роспотребнадзором по поводу того, что к нам приходили люди и после 12 часов заставали персонал в баре, накладывали штраф. Я два суда выиграл. Бар в 12 закрылся, сотрудники убираются, моют посуду. Приходят люди и просто на ровном месте говорят: „Вы открыты, а должны быть закрыты, мы через главный вход же зашли“. Говорим: „Но мы же не обслуживаем“. Где написано, что необходимо закрыть именно главный вход? Где указано, что весь персонал обязан отсутствовать в 12 часов ночи? Это в том году все происходило», — рассказал Корнилов. Он подчеркнул, что весь запрос к властям — понятные, прозрачные и одинаковые условия для всех, чтобы была возможность планировать бизнес. «Нам не надо какой-то поддержки, не мешайте работать. Напишите четкие условия, по которым мы определимся сами — можем мы в этих условиях работать или нет. А не [чтобы] каждый выдумывал на страх и риск, на авось, шел на амбразуру», — сказал собеседник газеты.
Другой подписавшийся под письмом, управляющий бара «Топ Хоп» Ильдар Шабаев в беседе с нашим изданием рассказал, что основные убытки заведение понесло тогда, когда было полностью закрытым. «Потом, когда разрешили работать, — в целом хорошо. Тут можно только прикидывать по сравнению с предыдущими периодами, докидывать, сколько оказалось за недоработанные три часа пятницы. По-любому убытки есть, потому что после полуночи в пятницу и субботу гости приходили всегда, — рассказал Шабаев, прогнозируя перспективы собственного коллективного обращения в адрес руководства РТ. — Я думаю, власти будут руководствоваться эпидемиологической ситуацией у нас в регионе. Москва уже ограничения сняла, мы, как правило, чуть-чуть с опозданием после столицы все то же самое делаем».
Вопрос о снятии антиковидных ограничений встает уже не в первый раз, и, как показывает практика, просьбы бизнеса зачастую бывают услышаны.
В ожидании снятия ограничений: главное — не ринуться «во все тяжкие»
Как сообщила сегодня корреспонденту «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы президента РТ Лилия Галимова, соответствующее обращение от лица предпринимателей в аппарате главы республики получили. В настоящий момент оно передано на рассмотрение в управление Роспотребнадзора по РТ.
Вопрос о снятии антиковидных ограничений встает уже не в первый раз, и, как показывает практика, просьбы бизнеса зачастую бывают услышаны. Например, в конце ноября 2020 года (в самый разгар второй, осенней волны пандемии) ассоциация рестораторов и отельеров Казани обращалась к президенту Татарстана и правительству РТ с просьбой увеличить часы работы заведений общественного питания в новогоднюю ночь. Просьбу объясняли тем, что это поможет минимизировать потери этих заведений от пандемии. Меньше чем через неделю премьер-министр республики Алексей Песошин подписал постановление, разрешающее работать заведениям общепита в РТ в ночь с 31 декабря на 1 января до трех часов утра. Правда, с тех пор ограничения больше не смягчались.
Этот вопрос, как неоднократно заявляли власти республики, находится в прямой зависимости от уровня и темпов распространения коронавируса. Осенью и вплоть до конца прошлого года был существенный подъем, сейчас же наблюдается относительная стабилизация обстановки (ежедневный прирост новых случаев заболевания колеблется на уровне 50 человек).
В январе замглавы регионального управления Роспотребнадзора Любовь Авдонина говорила, что смягчение ограничений станут рассматривать в Татарстане лишь весной. Буквально накануне руководитель ведомства Марина Патяшина поясняла, что до окончания мартовских праздников вопрос снятия ограничений точно не будет рассматриваться. «Пока мы приняли решение в период мартовских праздников никаких ограничений не снимать, — заявляла главный санитарный врач республики. — Согласитесь, что на фоне весеннего приподнятого настроения сейчас снимать ограничительные мероприятия — все ринутся во все тяжкие, как-то это очень не очень. Дождемся обычного, текущего рабочего штатного режима».
В середине прошлой недели на коллегии ассоциации рестораторов и отельеров Казани и РТ также был поднят вопрос о возможности отмены запрета на работу общепита ночью. Тогда бизнес-омбудсмен республики Фарид Абдулганиев отметил, что решение по этой мере в республике примут до 31 марта.
Для сравнения: в Москве, где ситуация с заболеваемостью коронавирусом являлась одной из самых сложных в стране, запрет на работу баров, ресторанов, других предприятий общественного питания в ночное время (с 23:00 до 6:00) был снят еще в конце января. Под послабления также попадали ночные клубы, караоке, боулинг-клубы, дискотеки и остальные организации индустрии отдыха и развлечений. При этом заведения по-прежнему должны соблюдать требования по рассадке посетителей и соблюдению санитарного режима, установленные Роспотребнадзором. Уже через две недели после отмены запрета общая выручка московских ресторанов и баров выросла на 10–50%, а количество гостей значительно увеличилось.
Полный текст письма рестораторов президенту РТ
Президенту РТ
Минниханову Рустаму Нургалиевичу
Обращение
Уважаемый Рустам Нургалиевич. Обращаемся к Вам от лица более тридцати пяти предприятий общественного питания и досуга, действующих в вечерне-ночное время, среди которых рестораны, клубы, бары, концертные площадки и развлекательные общественные пространства. Перечисленные сегменты заведений составляют большую часть всей досугово-развлекательной и ресторанной сферы Казани и являются важной составляющей экономической и социальной жизни города.
В рамках постановления Кабинета Министров РТ от 29 октября 2020 года были введены ограничения работы в ночное время, под которые попала подавляющая часть предприятий досуговой и ресторанной сферы. Понимая всю вынужденность данных мер и поддерживая их, все же хотим отметить, что ограничения нанесли серьезный ущерб, приведя к закрытию заведений, резкому и масштабному сокращению на рынке труда и значительно недополученной прибыли в цепочках поставщиков, обслуживающих сектор.
Уже сейчас можно констатировать серьезные потери индустрии от введенных ограничений режима работы:
— Прекратили свою работу более 20% предприятий развлекательно-досуговой сферы и общепита;
— На грани банкротства находятся более половины ресторанов, клубов, баров и развлекательных площадок;
— Лишились 70% выручки 80% заведений данной сферы и сегмента;
— Лишились работы тысячи людей, преимущественно молодежь и студенты, у которых была возможность подработки только в вечерне-ночное время, свободное от учебы.
Кроме этого, из-за того, что почти некуда пойти вечером, в обществе растет социальная напряженность и разобщенность, а Казань теряет свою туристическую привлекательность.
Снятие ограничений приостановит ряд нелегальных мероприятий, вечеринок.
В связи с перечисленными последствиями введенных ограничений, а также принимая во внимание тот факт, что аудитория ночных мероприятий и посетители ресторанов и баров в ночное время не относится к основной группе риска, считаем, что разрешение работы в вечерне-ночное время позволит сохранить жизнеспособность индустрии, не повлияв при этом на рост количества зараженных в регионе. При этом если сохранить действующие ограничения, то уже к апрелю можно будет констатировать глубокий кризис в секторе досуга и общественного питания, результатом которого может стать повальное закрытие ресторанов, баров, клубов и концертных площадок и продолжительная стагнация в данной сфере.
На фоне снятия ограничений режима работы во многих регионах и крупных городах России просим Вас также:
— разрешить работу предприятий общественного питания и досугово-развлекательной сферы в вечерне-ночное время;
— снять вступившие в октябре прошлого года ограничения.
Это позволит выжить важной отрасли бизнеса, поддержать смежные сегменты (такси, оптовая торговля, самозанятые и т. п.) и обеспечить рабочие места для жителей города.
В свою очередь, мы готовы к полному взаимодействию с инстанциями и обеспечить соблюдение масочного режима и других условий работы заведений, введенных летом прошлого года.
Надеемся на Ваше понимание и поддержку.
С уважением, нижеподписавшиеся:
ООО «Базар», Моисеев Тимур Олегович
ООО «Решение», арт-пространство Werk, Мухаметгалиев Руслан Нурвахитович
ООО «БОЛЬШАЯ ДОБРАЯ АНАКОНДА» (Rockstar Bar), Гавриленко Диля Ильгизаровна
ООО «Студия» (Bash), Салахутдинов Рустем Раисович
ООО «Цех групп», ООО «Йот» сеть ресторанов «Цех», Садрисламов Ринат Римович
ООО «Гриль-Бар» (Brown Bear Grill bar), Долганов Константин Михайлович
ООО «Рыбное место» ( “Море Море”), Мустафина Алина
ООО «МБар» (Караоке-бар Salad), Ахатов Искандер Айратович
ООО «Веранда» (Кафе «Веранда», Караоке бар «Браво»), Гильмутдинов Булат Нурмухамедович
ООО «СТО-Казань» (Ресторан «Бивень», ресторан «Шима»), Гарифзянов Алмаз Миннефанисович
ООО «Кокос» (Караоке-бар «Кокос»), Гусейнзаде Эмин Адалат оглы
ООО «Республика» (клуб IDOL), Бакрин Максим Викторович
ООО «Бар тайм девелопмент Кзн» (Ресторан Twin peaks)
ООО «Бар тайм Кзн» (Бар Coyote ugly), Шугаева Юлия
ООО «Уиллард» (бар Relab), Галайчук Артур
ООО «РВ БАР» («Руки Вверх» бар), Теймуров Ясаф Сахаватович
ООО «Соль» (Бар «Соль»), Забирова Равиля
ООО «Зеро» (Стридфуд Бар Siri), Забирова Равиля
ООО «ЧК-Сервис» (бар Big Twin), Корнилов Григорий
ООО «РВ БАР» (RV Club), Теймуров Я.С.
ООО «Локал-Бар» (Kommunlka Bar)
ООО «Союз», Бар «Пятница», Шибанов А.Н.
ООО «Союз» (рюмочная «Волна», бар «Рецепт», бистро «АвокадоАбогадо»), Мухаметшин И.
ИП Гилязетдинов А.Н. (The Woods), Баратынский.
ООО «Локал Бар», Kommunalka bar, Блинов А. А.
ООО «Хорека регион», бар «Нить», Цыганкова Алёна Алексеевна
ООО «Чизерия», ресторан-сыроварня «Чизерия», Бутузов Р.В.
ООО «Сыроварня Чизерия Восточный» ( ресторан-сыроварня «Чизерия»), Ганиуллина С.Г.
ООО «Пир Фэмили» (бар крафтового пива «Бирпоинт», бар «Бирпоинт Брискет Барбекю», брассерия «Бирпоинт»), Мирзиев И.Х.
ООО «Лёвен» (бельгийская брассерия «Лёвен»), Мирзиев И.Х.
ООО «ТХ Баумана», ООО «Старт» (крафтовый бар «Топ Хоп»), Шабаев И.Р.
ООО «Вольфганза» (крафтовый бар «Варка», брассерия «Бирпоинт»), Галлямов Э.И.
ИП Ткачева (гостинично-ресторанный комплекс) «Гагар-inn» А.В. / Ткачева Анна Вячеславовна
Бар F.R.I.E.N.D.S. И.П., Сайфутдинов Артур Айратович
НКО «Ночной Город», Хосровян Артур Иванович
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 101
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.