«У нас в районе два магазинчика в двух населенных пунктах закрылись. Предпринимателям это абсолютно невыгодно», — рассказывает представитель из Спасского района на круглом столе у аппарата Фарида Абдулганиева. Без продуктов рискуют остаться жители деревень и в других районах республики. В Казани тоже есть вопросы по малой торговле: пока не удается достичь консенсуса по программе развития фуд-траков, исполком дает непроходные места. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Константин Иванов в очередной раз поднял вопрос о размещении фуд-траков: «Из 15 точек одна, может, две интересные, остальные не в трафиковых местах»
«КАКАЯ РАЗНИЦА, СТОИТ ЭТО ФУД-ТРАК ИЛИ МАШИНА?»
Сегодня аппарат бизнес-омбудсмена РТ Фарида Абдулганиева провел круглый стол по проблеме малой торговли в Татарстане. Первым слово взял ресторатор Константин Иванов, который в очередной раз поднял вопрос о существовании фуд-траков в Татарстане. Он прошелся по вопросу размещения нестационарных торговых объектов (НТО): по словам Иванова, в Казани предприниматели рекомендовали места для таких объектов, но бизнесменам предложили свой вариант, в котором «из 15 точек одна, может, две интересные, остальные не в трафиковых местах».
«Комитет потребительского рынка ссылается на то, что рекомендованные нами места не соответствуют, на взгляд управления архитектуры, там коммуникации проходят или еще что. Но мы предложили места там, где уже есть парковки платные или бесплатные. И какая разница, на наш взгляд, стоит это фуд-трак, который использует только электрику, или машина? Как он может мешать и не соответствовать требованиям?» — продолжил Иванов.
Второй вопрос ресторатора касался предложения продажи лицензий. По словам Иванова, предполагается, что конкурсное управление администрации города разыгрывает конкурс, компания, которая выигрывает его, и будет продавать по установленной цене места каждому владельцу фуд-трака.
«На данный момент мне вообще неясно, каким будет распределение мест? Как сделать постановление лучше? Разрешить горадминистрации работу фуд-траков на парковках города по определенной лицензии или патенту. На мой взгляд, это самое эффективное и легкое решение», — подытожил выступление Иванов.
«На данный момент вообще неясно, каким будет распределение мест? Разрешить работу фуд-траков на парковках города по определенной лицензии или патенту. Это самое эффективное и легкое решение»
Руководитель общественной приемной бизнес-омбудсмена Филипп Зарубин предложил предусмотреть механизмы защиты от недобросовестной конкуренции. По его словам, в приемную поступали жалобы от предпринимателей, которые устанавливали стационарные торговые объекты (СТО) со всеми разрешениями, а через какое-то время рядом появлялся нелегальный ларек, который работал, пока не приезжали проверяющие органы.
«Так как мобильная торговля более „мобильная“, достаточно просто взять и переставить объект. Как в таком случае бороться с недобросовестной конкуренцией?» — задал вопрос ресторатору Зарубин.
Иванов считает, что необходим телефон горячей линии административной комиссии, куда бизнесмены могли бы сообщить о нелегальном бизнесе.
«Если будут каждый день увозить-привозить [нелегальные НТО], недобросовестные бизнесмены исчезнут. Нужна оперативность в наказании», — подытожил Иванов.
«Есть сопротивление от некоторых лиц, которые не хотят видеть нас в парках, на территориях города. И мы замечаем здесь, что появляются „свои люди“, а обычные предприниматели не могут попасть [на эти территории]»
«ЕСТЬ СОПРОТИВЛЕНИЕ, НАС НЕ ХОТЯТ ВИДЕТЬ В ПАРКАХ»
Обсудили на круглом столе и предложение передать на республиканский уровень вопросы включения и исключения торговых точек из схемы размещения НТО. Как пояснил замруководителя общественной приемной бизнес-омбудсмена Никита Валиков, сегодня, согласно действующему постановлению, размещением и демонтажем всех НТО, которые расположены в Казани на муниципальных и государственных землях, занимается комитет потребительского рынка. Но в законопроекте №601732-7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации“ и статью 28 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)» эти задачи предлагается передать на более высокий уровень.
«Цель — чтобы по всей территории этими вопросами занимался один орган. И есть там некоторые антикоррупционные оговорки», — пояснил Валиков.
Общественный представитель бизнес-омбудсмена в Азнакаевском районе Анвар Зигангиров считает, что в передаче полномочий «нет необходимости»: «Мы на местах лучше решим». Представитель Тукаевского района, напротив, с инициативой согласился, а Иванов предложил передать полномочия «наверх» на пару лет, чтобы наладить работу бизнеса.
«Есть сопротивление от некоторых лиц, которые не хотят видеть нас в парках, на территориях города. И мы замечаем здесь, что появляются „свои люди“, а обычные предприниматели не могут попасть [на эти территории]. Например, в программе, где будут проводиться аукционы для малых форм, исчезло несколько парков на этот год. Допустим, на пять парков стало меньше. То есть количество точек, которые видит дирекция парков и скверов, меньше, чем видим мы. Эта инициатива поспособствует решению данных проблем», — считает Иванов.
Вопросы о закрытии магазинов в деревнях действительно есть — за газ, электричество такие предприниматели платят, как все, никаких льгот для них не предусмотрено, а выручка небольшая
«У НИХ ДНЕВНАЯ ВЫРУЧКА — 300 РУБЛЕЙ»
Наибольший отклик среди участников круглого стола вызвал вопрос поддержки предпринимателей на селе. На сегодня в деревнях и селах — по одному магазину, и те, как правило, расположены в бывших зданиях райпо, на больших площадях. Как следствие — неподъемная налоговая нагрузка, магазинчики закрываются, а местные жители остаются без продуктов.
Общественный представитель Азнакаевского района подтвердил: вопросы о закрытии магазинов в деревнях действительно есть — за газ, электричество такие предприниматели платят, как все, никаких льгот для них не предусмотрено, а выручка небольшая.
«Вопрос актуальный и для Агрыза. Мы маленький город, почти как сельская местность. Вопрос касается не только льгот, но и нововведений, например ввода номенклатуры. Предположим, что маленькому сельскому магазину нужно завести 1 тысячу наименований номенклатуры. Ему для такого необходим определенный штат, это определенная нагрузка на магазины. Поэтому, может, стоит разработать программу субсидирования для предпринимателей сельской местности и оказать помощь по автоматизации программы учета, например. Нужны или льготы, или субсидирования», — пожаловался Рустам Вагапов, общественный представитель бизнес-омбудсмена в Агрызском районе.
«Предпринимателей, которые работают в сельской местности, вообще надо освободить от налогов! У них огромные нагрузки по ГСМ, товар привезти же надо, одного хотя бы продавца содержать. В нашем районе райпо прекращает работу с сельскими магазинами, это нагрузка на них огромная», — подхватил Актанышский район.
Представитель бизнес-сообщества Спасского района Наталья Гришкова отметила, что из-за сложной финансовой ситуации и патентной системы налогообложения в двух населенных пунктах района закрылось два магазина. Продукты первой необходимости до жителей довозит автолавка, но местных этот вариант не устраивает. «Вот вы же представить себе не можете: 500 рублей, а то и 300 рублей у них дневная выручка! О каком развитии бизнеса может идти речь! Нужно или субсидировать их, или освободить от налогов, чтобы они хотя бы существовали!» — сообщила Гришкова. Она также посоветовала субсидировать уже работающие магазины и при предоставлении мер поддержки обращать внимание на дату организации компании, чтобы избежать наплыва желающих открыть на селе лавочку на выгодных условиях.
«Можно субсидировать тех, кто уже что-то сделал, например, на 60–70 процентов сделал основную работу [по открытию магазина], и ему на эти 30 процентов не хватает помощи. Вот таким помочь», — предложил Вагапов.
Последним вопросом стал вопрос возможной конкуренции фуд-трака с малыми формами торговли, которые существуют в районах республики. Ресторатор Иванов уверил, что дележки интересов не произойдет, фуд-траки просто не поедут работать в районы — нерентабельно.
«Максимум, куда они могут поехать, это на какие-то мероприятия вроде Сабантуя. Но на таких праздниках много ограничений. А так конкуренция должна быть, если ее не будет, не станет фуд-трак из Казани работать где-нибудь в Москве, скучно становится», — подытожил Иванов.
В завершение круглого стола Зарубин призвал предпринимателей РТ оставить в приемной бизнес-омбудсмена свои предложения по актуальной реализации мер поддержки малых форм предпринимательства в регионе.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 90
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.