История России последних 100 лет характеризуется доминированием отдельных политических сил, когда у граждан не оставалось реальной возможности изменить сложившийся уклад посредством свободного волеизъявления. Все это приводило к крайне низкому качеству государственного управления, от которого страдали и продолжают страдать люди.
Альмир Михеев: «Великая Октябрьская революция явила миру беспрецедентный пример упрощенной социальной инженерии, когда лозунги большевиков были поставлены во главу угла при проведении масштабных изменений, затронувших все аспекты общества»
НЕ ПОСТРОИЛИ
С 1917 по 1991 год власть в стране на 100% принадлежала партийной номенклатуре, выросшей из большевистской партии.
Великая Октябрьская революция явила миру беспрецедентный пример упрощенной социальной инженерии, когда лозунги большевиков были поставлены во главу угла при проведении масштабных изменений, затронувших все аспекты общества. Пришедшая к власти партия после Гражданской войны поставила крест на выборности и допуске других сил к политической борьбе. С тех пор все решения принимались внутри партии, сведя на нет какую-либо обратную связь от тех, в отношении кого принимались решения, и от тех, кто на местах занимался реализацией принятых решений.
Безусловно, революция явилась следствием проблем, которыми была полна царская Россия. Но способ их решения привел к еще более острому общественному размежеванию. Многие сегодняшние проблемы имеют свои корни в событиях столетней давности. Например, приверженность государства идеологии, когда абстрактные схемы управления обществом принимаются за единственно возможный план действий (например политика коллективизации, кукурузная кампания Никиты Хрущева, лишение возможности миллионов колхозников покидать место жительства из-за отказа в выдаче им паспорта…). Не ставлю задачу опорочить годы СССР в этой статье, в конце концов, я и сам продукт той эпохи, а в ней было много чем гордиться, но также с уверенностью говорю, что в обмен на мнимое имущественное равенство граждане оказались поражены в правах и возможностях, что в итоге и привело ко всеобщему внутреннему запросу на настолько коренные изменения, что, как только они начались, остановить их стало уже невозможно. СССР развалили не предатели, как нам пытаются вещать иногда, он распался, как мне кажется, в первую очередь ввиду глубокого морального перекоса — несоответствия декларируемых ценностей государства реально видимой жизни населения.
НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ
Дикий рынок 90-х и последующее усиление государства, которое само впоследствии стало одновременно рыночным игроком и инструментом в руках заинтересованных лиц, деморализовали многие важные общественные процессы. Как результат, у части населения слово «демократия» ассоциируется с необходимостью банального выживания из-за разгула преступности и катастрофического падения уровня жизни, бедностью, из которой не удалось вылезти даже в тучные нулевые (если измерять не только уровнем доходов в больших городах, но и через оценку качества жизни в депрессивных провинциях). Другие подверглись политическому отчуждению из-за коррупции или иной несправедливости, которая происходит, когда кто-то пытается воспользоваться своей должностью в корыстных целях и не учитывает общественный интерес, которому должен служить. Список можно продолжать долго.
Появление новой правящей партии и установление так называемой «вертикали власти» в начале нулевых не изменили ситуацию, а даже усугубили ее.
Благоприятная конъюнктура на энергетических рынках наполнила бюджет, но его расходы не были в полной мере направлены на выстраивание социальных лифтов, подотчетных политических институтов, повышение качества жизни граждан и создание условий для развития предпринимательства.
Инициированные правительством изменения нулевых годов в самых разных областях — от правоохранительной реформы до административной — создали гигантский пласт бюрократии. Например, количество сотрудников правоохранительных структур на 1 тыс. жителей примерно в 3–4 раза превышает аналогичный среднемировой показатель и данные по европейским странам, США на фоне тренда на снижение преступности в стране. Но это только одна сторона проблемы. В самой структуре подобных учреждений зачастую неверно выстроены стимулы. Когда система держится исключительно на принципе властной вертикали, должностные лица и органы власти перестают быть подотчетными гражданам, сверяя свои действия лишь с ожиданиями начальства. А федеральное руководство, в свою очередь, не может анализировать контекст каждой ситуации в столь разнообразной стране, как Россия. Единственный выход, чтобы хоть что-то контролировать, — это изучать статистику, которой весьма просто манипулировать.
Более того, во многих случаях происходит как будто серьезное нарушение принципа разделения властей. В прессе много примеров, когда наша судебная система зачастую выглядит частью экосистемы силовых органов, дабы не сбить выполнение целевых показателей силовиков. Автор сам столкнулся с тем, что выводы силовиков без анализа копируются в судебные акты, включая ошибки.
К сожалению, подобный диктат статистических показателей затронул и сферы здравоохранения, образования и науки. Здесь одним из самых показательных примеров стало выполнение «майских» указов 2012 года, когда многих сотрудников научных учреждений просто вывели за штат, оставив уровень заработных плат практически таким же вместо обещанного роста заработка.
Российский федерализм окончательно стал лишь декларативным элементом Конституции, которую даже некоторые члены комиссии по внесению в Основной закон правок прочитали лишь после попадания в ее состав. Россия вместо того, чтобы быть сильной своим региональным разнообразием, страдает от беспросветности провинции со скромными дотационными бюджетами, долгами и не всегда адекватными времени руководителями. Регионы-доноры теряют смысл развивать экономический потенциал, скатываясь в разряд реципиентов, а фаворитами в борьбе за федеральные ресурсы становятся те, кто сумел выстроить отношения с политическим руководством страны. Стабильность, которая была мантрой в 2000-е годы, превратилась в застой.
АЛЬТЕРНАТИВА
Казалось бы, картина получается депрессивная. Если не получилось построить коммунизм за 70 лет нахождения у власти, то новая рулящая партия уверенно приводит страну к колоссальному уровню неравенства, общему падению качества жизни, а также уничтожению реальной сути многих институтов, изначально задуманных для служения общественным интересам.
Но я убежден, что Россия не обречена прозябать в проклятии недостойного государственного правления. Именно сейчас, в глубочайший кризис, открывается окно возможностей.
Современная молодежь не имеет советского политического опыта, придерживается совершенно других поведенческих стратегий, понимая на примере собственных родителей, каким образом функционирует капитализм отечественного образца. У этих людей новые установки, они формируют и поддерживают собственные сообщества, в отношении них привычные способы коммуникации со стороны государства уже не работают. Именно поэтому часто можно наблюдать аллергическую реакцию власти в разных регионах страны на примеры самоорганизации граждан по отстаиванию исторической городской среды (традиционно сильное движение в Санкт-Петербурге), борьбе с застройщиками (Екатеринбург), защите окружающей среды (скандал вокруг Куштау в Башкортостане)...
Общаясь по роду работы с избирателями старшего возраста, я даже у них уже вижу понимание того, что смысл существования нашей страны не в том, чтобы мешать нормально жить соседям!
Люди научаются говорить за себя, свою семью, не принимать себя в составе какой-то абстрактной совокупности — «мы торгуем газом», «они нас оскорбили»…
Роль гражданского общества, разнообразных сообществ будет только нарастать. В разных уголках страны мы видим, как люди, столкнувшись с несправедливостью, своей активностью и солидарной поддержкой низовых инициатив одерживают локальные победы. Безусловно, это все пока ситуативные успехи. Говорить о системной победе гражданского общества, коренном пересмотре социально-экономического курса властей в пользу граждан пока не приходится. Но тенденция становится все более четкой.
В описанных процессах низовой активности находят свое отражение такие принципы, как свобода, справедливость и солидарность. А ведь именно они есть основа современной социальной демократии.
И отрадно, что во многих регионах местные инициативные группы, сообщества обращаются за помощью к партиям, отстаивающим идеалы социал-демократии.
Общими усилиями мы наращиваем представительство гражданских интересов по всей стране. Так, на примере партии «Справедливая Россия» — она имеет законодательное представительство в 78 из 85 регионов государства. При этом только за два последних года ей удалось расширить свое политическое влияние сразу в 10 субъектах федерации, партия имеет своих представителей в 69 региональных столицах на уровне городских дум. «Справедливая Россия» стала третьей партией страны по числу муниципальных депутатов, тех людей, кто непосредственно занимается решением проблем конкретных граждан на местном уровне. Поэтому можно говорить с уверенностью, что за идеями социальной справедливости настоящее и будущее России.
Двери нашей партии открыты каждому, кто стремится изменить сложившуюся ситуацию и сделать жизнь в стране лучше. Соответствующая политическая инфраструктура (центры защиты прав граждан, юридическое и информационное сопровождение), а также интеллектуально-идейная основа для этого есть.
Ценность социал-демократической идеологической платформы также в том, что она способна объединить приверженцев разных взглядов.
Социал-демократия не отрицает рыночный капитализм, но настаивает на большей справедливости в распределении богатства, отстаивает приоритет защиты прав человека, сокращение неравенства между богатыми и бедными, равноправие разных форм собственности, выступает за политический плюрализм. Равенство возможностей реализуемо, и для этого не надо ущемлять чьи-либо права.
Лидерам левых, да и не только левых партий надо определиться с общими ценностями и объединяться вокруг них, работая на общий результат. Мы можем выступать единым конструктивным фронтом по таким злободневным проблемам Республики Татарстан и России, как самообложение, экологическая повестка, проблемы здравоохранения и социального обеспечения, защита прав вкладчиков и дольщиков, защита прав бизнеса, коррупция… В рамках партий уже ведется эта работа, имеет смысл объединять усилия.
Разногласия все равно останутся, дискуссии будут...
Для того чтобы менять мир и общество, нам нужны преданность делу, честность перед собой и избирателями, вера в торжество и верховенство закона, но, главное, нам нужна воля, чтобы хотеть, и воля, чтобы смочь.
Россия многообразна, и в этом ее величайшая ценность. Уверен, что успешное развитие страны пойдет только рука об руку с социал-демократией и жизнеспособными партиями, в которых люди будут видеть выражение понятных и близких им идей и принципов, а не набор абстрактных лозунгов, подменяющих конкретную программу.
Процветания страны надо достигать через согласие относительно базовых ценностей. Я считаю, что той идеей, которая способна объединить приверженцев самых разных взглядов, членов сообществ, является представление о том, что Россия должна стать нормальным государством, обеспечивающим реализацию всех заявленных в его Конституции принципов, прав и свобод. Ведь по Конституции мы демократическое, социальное, федеративное государство с независимыми ветвями власти, в том числе и судебной.
Граждане хотят жить в безопасной стране с высоким уровнем жизни, общественной подотчетностью официальных лиц, работающими политическими институтами, которые не подвержены коррупции. Таково обрамление среды, в которой есть место идейному многообразию, гражданской активности и инициативе.
Цель у нас одна — сделать жизнь наших граждан процветающей, поставив во главу угла человеческое достоинство.
А там, где есть цель, отыщется дорога.
Альмир Михеев,
председатель регионального отделения
политической партии «Справедливая Россия»
в Республике Татарстан
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 29
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.