Гендиректор концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Николай Колесов определенно один из главных ньюсмейкеров в оборонно-промышленном комплексе, в частности, во всем, что связано с авиапромом. На прошлой неделе КРЭТ решил провести журналистов по своим казанским предприятиям авиационной направленности, в том числе по тем, куда журналистов никогда не пускали из соображений секретности. Новыми веяниями в информационной политике КРЭТа воспользовался и корреспондент «БИЗНЕС Online».
-
У АО «Казанское приборостроительное конструкторское бюро» (КПКБ) три основных направления работы. Первое — датчики температуры и оборотов (к примеру, закончена опытно-конструкторская работа по датчикам для двигателя ПД-14, который будет устанавливаться на ланере МС-21). Второе — гибридные интегральные схемы (микросборки). Третье — элементы систем управления летательными аппаратами и индикаторы для кабин пилотов.
-
КПКБ разработало и выпускает цифровые индикаторы — то, с чего пилот считывает информацию. При этом сохранено и производство аналоговых, стрелочных индикаторов, которые мы хорошо представляем по приборным доскам старых типов самолетов… Что касается элементов систем управления, то представить эффект от новых разработок достаточно просто: к примеру, если один из блоков предыдущего поколения весил 70 кг, то новый — 2,5 килограмма. КПКБ намерено продвинуть свою продукцию на наземную и морскую технику.
-
Участок по производству гибридных интегральных схем. На правой руке работницы можно увидеть специальный браслет — он снимает статическое электричество.
-
Микросборка паяется с применением золота на специальную подложку. Элементная база полностью российская.
-
Топологию плат закладывают на этом участке с помощью фотошаблона.
-
Так выглядит готовая микросборка. Данные устройства применяются в радиопеленгаторах, но КПКБ намерено расширить номенклатуру этих изделий.
-
Генеральный директор КПКБ Илдус Курбиев подчеркивает: если ранее его компания была только конструкторским бюро, то сейчас она еще и завод. В 2019 году КПКБ получило сертификат разработчика гражданской авиатехники, сегодня идет процесс сертификации как ее производителя.
-
АО «Радиоприбор» известно прежде всего тем, что оно выпускает авиационную аппаратуру единой системы государственного радиолокационного опознавания («свой — чужой»). Сегодня в производстве — третье поколение этой системы (название — «Страж»), а четвертое, не исключено, будет строиться уже на иных, нерадиолокационных принципах.
-
Еще недавно «Радиоприбор» не владел технологией производства микросборок, теперь на заводе появился такой участок. В целом сегодня завершена программа перевооружения предприятия.
-
Над чем конкретно в данный момент трудятся на участке, объяснять не стали: «К примеру, по внешнему виду аппаратуры „свой — чужой“ информация закрыта, так что вы можете посмотреть процесс сборки, но, что собирается, сказать не можем».
-
Также завод выпускает аппаратуру радионавигации; приборы обеспечения встречи летательных аппаратов для дозаправки в воздухе; бортовые комплексы радиоэлектронной борьбы для транспортных Ил-476 и штурмовиков Су-25.
-
Достаточно узкоспециализированным предприятиям типа «Радиоприбора» сложнее всего выполнить поставленную Владимиром Путиным задачу по диверсификации — рынок гражданской радиоэлектроники для российских производителей, можно сказать, потерян. Тем не менее руки на заводе не опускают. По словам исполнительного директора «Радиоприбора» Айрата Хуснутдинова, с Казанским университетом подписаны (и проавансированы) контракты на разработку двух систем — шумоподавления и охраны (начиная с дачных участков и заканчивая предприятиями). В 2020 году «Радиоприбор» заключил контракт на производство составной части комплексной системы управления пассажирским самолетом МС-21.
-
АО «Рычаг» создавалось под выпуск устанавливающихся на вертолеты комплексов радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Рычаг»: в определенном радиусе от машины с такой аппаратурой летательные аппараты защищаются от наземных средств поражения, а наземные объекты — от авиационных. Количество созданных комплексов превысило планировавшееся изначально. Сегодня компания намерена выйти с ними на международный рынок.
-
Ми-8МТПР создается на базе серийного Ми-8 производства ПАО «КВЗ». Сначала выполняются подготовительные демонтажные работы, потом — всякого рода вырезы, затрагивающие в том числе силовые элементы, т. е. налицо серьезное вмешательство в конструкцию.
-
Пассажирский салон делится на два отсека — аппаратный и рабочее место оператора.
-
Инициативная разработка КРЭТа — модернизация знаменитого боевого вертолета Ми-24. «Рычаг» — головной исполнитель. На сегодня пройдены этапы технического проектирования и разработки конструкторской документации, идет создание опытного образца. Заводские испытания планируют завершить в первом квартале 2021 года.
-
Как заверяют на «Рычаге», после модернизации конструкция 50-летней давности будет отвечать современным требованиям. Боевая эффективность Ми-24П-1 окажется сопоставимой с вертолетами последнего поколения, а стоит он в 2 раза меньше. При этом в максимальной комплектации модернизированный борт на 350 кг легче, чем изначальный. Важный момент: у новой машины техническое обслуживание будет проводиться не по сроку и налету, а по техническому состоянию. Расширяется номенклатура вооружения — оно становится во многом таким же, как у Ми-28 и Ка-52. По предварительным оценкам, в России требуют модернизации примерно 200 Ми-24, за границей — ориентировочно в 2 раза больше.
-
Пара Ми-35 в сопровождении Ми-8АМТШ пришла для дооборудования бортовым комплексом обороны «Витебск», который выпускает находящееся рядом АО «Стелла К».
-
Еще одна модернизация от КРЭТа и «Рычага» — вариант «Ансата» под названием «Ансат-РТ».
-
Вертолет предназначен в первую очередь для заявленного два года назад проекта по созданию Национальной службы санитарной авиации (АО «НССА» также входит в КРЭТ).
-
Планируется, что первую партию таких вертолетов КВЗ выпустит в этом году, а до 2022-го должно быть построено примерно 100 машин.
-
КВЗ предлагал для НССА свой вариант медицинского вертолета, но, как говорит генеральный директор «Рычага» Алексей Панин, заказчик хочет именно «Ансат-РТ». «Здоровая конкуренция идет только на пользу дела», — отмечает он.
-
Главное отличие «Ансата-РТ» в современной авионике и «стеклянной кабине», благодаря которым вертолет может летать в любое время суток, что принципиально важно для воздушной скорой помощи. Пока «Ансат-РТ» сертифицирован только для визуальных полетов, но в Росавиацию подана заявка на сертификацию для выполнения полетов по приборам.
-
По словам Панина, сертификация в продвинутом варианте займет примерно год.
-
Как говорят летчики, компоновка кабины близка к Ми-38 (унификация — общемировая тенденция), но у «Ансата-РТ» диагональ экранов больше. Их высокое разрешение делает комфортными ночные полеты. Следующий этап совершенствования вертолета — установка автопилота.
-
В движущуюся карту вбиты все возможные препятствия, а для полетов в каждом отдельном регионе карта обновляется.
-
Шеф-пилот «Рычага», летчик-испытатель 1-го класса, заслуженный летчик-испытатель России Николай Захаров говорит, что с детскими болезнями (типа повышенной вибрации) «Ансата» уже справились, теперь актуально увеличить дальность полета: с 450–500 км до 600–650 км, и возможность для этого есть.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 31
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.