По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в прошлом месяце в России было реализовано 38,9 тыс. легковых автомобилей — на 72,4% меньше, чем в апреле прошлого года По данным ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в прошлом месяце в РФ было реализовано 38,9 тыс. легковых автомобилей — на 72,4% меньше, чем в апреле прошлого года Фото: «БИЗНЕС Online»

ОТЛИЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПЕРЕД ГРОЗОЙ

В апреле на российском авторынке разразилась настоящая катастрофа. По данным ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в прошлом месяце в РФ было реализовано 38,9 тыс. легковых автомобилей — на 72,4% (!) меньше, чем в апреле прошлого года. Это сильнейшее месячное падение легковой авторозницы в истории наблюдений АЕБ, менеджмент которой называет прошлый месяц «черным апрелем».

«После исключительно высокого уровня продаж в марте 2020-го в апреле в связи с ситуацией вокруг COVID-19 дилерские организации вынуждены были приостановить или существенно ограничить свою деятельность. По сравнению с тем же месяцем прошлого года продажи упали на 72,4 процента. Российская автомобильная промышленность столкнулась с крупнейшим месячным падением розничных продаж за всю историю статистических данных, собираемых АЕБ. „Черный апрель“ 2020 года нанес сильнейший удар по ликвидности дилеров, а в среднесрочной перспективе — даже по их устойчивости. Чтобы в новой реальности оставаться рядом с клиентами, нам всем необходимо пробовать новые креативные форматы коммуникации и продаж. Несмотря на то что дилеры готовятся к перезапуску, я не ожидаю существенного роста продаж в мае», — пессимистично высказался председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель. Причины всплеска активности покупателей в первом квартале понятны. «Сильное начало года, к сожалению, не отражает реальной тенденции, а скорее связано с ослаблением рубля», — говорит он.

Вячеслав Зубарев: «Во втором квартале планируем получить лишь 20-30% от запланированных объемов продаж.  По году: минус 50% по отношению к предыдущему году» Вячеслав Зубарев: «Во втором квартале планируем получить лишь 20–30 процентов от запланированных объемов продаж. По году — минус 50 процентов по отношению к 2019-му» Фото: «БИЗНЕС Online»

Между тем «исключительно высокий уровень продаж» в марте не обошел стороной и Татарстан. «Динамика: в натуральном выражении плюс 9,44 процента, в стоимостном — плюс 21,16 процента», — заявили нашему изданию в пресс-службе крупнейшего дилера региона ООО «ТрансТехСервис» (ТТС) Вячеслава Зубарева. Увы, один из крупнейших российских автомобильных дилеров не ждет приятных сюрпризов от оставшихся 9 месяцев 2020 года. «Во втором квартале планируем получить лишь 20–30 процентов от запланированных объемов продаж. По году — минус 50 процентов по отношению к 2019-му», — озвучили прогноз в пресс-службе ТТС. Но все-таки будет уместным дождаться итогов хотя бы второго квартала: как уже бывало в истории, выходящий из ряда вон результат одного месяца впоследствии нивелировался. Кстати, отличный первый квартал несколько улучшит и годовую статистику продаж автомобилей — как минимум в Татарстане. Об этом сегодня и поговорим.

Итак, спрос на новые легковые машины в Татарстане в январе – марте вырос на 18% до 16,6 тыс. авто, следует из имеющегося в распоряжении «БИЗНЕС Online» отчета агентства «Автостат». В Казани прирост составил 28% до 6,1 тыс. проданных автомобилей. И это заметно лучше результата в целом по России: по данным той же АЕБ, продажи новых легковушек в первом квартале увеличились только на 1,8% до 398,5 тыс. единиц, то есть российская динамика оказалась в 10 раз хуже татарстанской! Возможно, и продажи второго квартала в РТ будут отличаться от федеральных? Напомним, что АЕБ учитывает именно продажи новых авто, а «Автостат» — их постановку на учет, регистрации, однако в целом результаты различаются непринципиально.

Также напомним, что премиальный сегмент в РТ вырос за квартал аж на 31% до 1 075 регистраций — и это второй по силе результат для января – марта за всю историю наших наблюдений, который уступает только первой четверти 2014 года, когда в Татарстане было зарегистрировано 1 233 люксовых авто. При этом сейчас сразу четверо игроков — Mercedes, Lexus, Porsche, Volvo — обновили личные рекорды. Забегая вперед, отметим еще одно отличие поведения покупателей дорогих тачек и бюджетных машин: если в люксовом секторе спрос распределился сравнительно равномерно по месяцам, то у многих демократичных брендов был явный акцент на март.

МЕНЬШЕ XRAY И VESTA, БОЛЬШЕ GRANTA — LADA ПРОДОЛЖИЛА ПАДЕНИЕ, НАЧАТОЕ В 2019 ГОДУ

Начнем наш обзор с марок, которые умудрились все-таки сдать позиции, несмотря на повышенный спрос в среднем по рынку. Главным пострадавшим оказался самый покупаемый в РТ бренд — отечественная LADA потеряла 1,7%, или 73 машины. Ее показатель уменьшился до 4 279 регистраций. При этом на 45 до 965 авто упал интерес к вазовской продукции в Казани, то есть более половины всего снижения пришлось на столицу РТ. По РФ LADA откатила в первом квартале на 3% до 79,6 тыс. регистраций. Напомним, что по итогам 2019 года продажи LADA в Татарстане провалились на 4,5% до 18,9 тыс. регистраций

Первое место из продукции АвтоВАЗа занимает Granta второго поколения в кузове седан — плюс 79 машин, рост до 1 047 регистраций за первый квартал по РТ. По месяцам покупки разбивались следующим образом: январь — 322 авто, февраль — 328, март — 398. Минимальная цена на вазовский бестселлер за квартал выросла на 5 тыс. до 461 тыс. рублей. Самый доступный вариант с автоматической коробкой передач в первых числах мая предлагали от 563 тыс. рублей (примечание: цена авто не менялась относительно предыдущего квартала, если это отдельно не указывается).

Если вас устроит автомобиль 2019 года выпуска, то цена снизится на 15 тыс. рублей, если воспользуетесь программой LADA Finance — еще на 20 тыс., trade-in срежет еще 20 тысяч. Если же вы проходите по программе «Первый автомобиль» или «Семейный автомобиль», то можете рассчитывать на скидку в 10%, в случае с «базой» это 46 тыс. рублей. С учетом всех «плюшек» минимальная цена Granta составит 383 тыс. рублей.

Главным пострадавшим оказался самый покупаемый в РТ бренд — отечественная Lada потеряла  1,7% или 73 машины. Ее показатель уменьшился до 4279 регистраций Главным пострадавшим оказался самый покупаемый в РТ бренд — отечественная LADA потеряла 1,7%, или 73 машины. Ее показатель уменьшился до 4 279 регистраций Фото: © Виталий Тимкив, РИА «Новости»

На 106 единиц до 252 регистраций вырос спрос на Granta в кузове универсал (от 488 тыс. рублей — на 5 тыс. дороже января). В то же время модель в кузове лифтбэк (от 479 тыс. — на 6 тыс. дороже января) потеряла 74 балла и ограничилась 613 голосами покупателей, а хетчбэк (от 478 тыс. — на 5 тыс. дороже января) отминусовал 17 до 72 поклонников. В целом же семейство Granta показало прирост на 82 единицы до 1 984 авто.

Приростом на 105 авто до 487 единиц отличился практичный Largus (фургон от 597 тыс. рублей — на 36 тыс. дороже июля, универсал — от 623 тыс.). Летом прошлого года стало известно, что тольяттинцы обновляют данную модель, приводя к общему Х-образному стилю. Но взрывного роста продаж в прошлом году не последовало, спрос даже просел на 226 до 1 915 авто. Теперь же помесячная динамика с разгоном от 119 в январе до 150 в феврале и 217 авто в марте говорит о влиянии такого фактора, как снижающийся курс рубля. С учетом того, что эти транспортные средства часто приобретаются в качестве служебных, не будем исключать их корпоративных закупок.

В отличие от самого бюджетного семейства Granta, чуть более продвинутая Vesta растеряла прежние достижения: минус 165 до 1 234 авто. Более популярная модель в кузове универсал SW (от 716 тыс. рублей — на 9 тыс. дороже января) потеряла 33 единицы до 688 машин, седан (от 637 тыс. рублей — на 7 тыс. дороже января) отминусовал 132 единицы до 546 регистраций.

Миграцию спроса в пользу Granta отметили и в ТТС. «В первом квартале в наших салонах бренд LADA показал отрицательную динамику к прошлому году — минус 3 процента. Спрос на LADA Vesta действительно упал. Клиенты отдавали предпочтение более „богатым“ версиям Granta либо различным версиям XRAY», — указали на изменение предпочтений в пресс-службе дилера.

Впрочем, упомянутый XRAY (от 627 тыс. — на 7 тыс. дороже января) составил компанию местным аутсайдерам, получив 300 «баллов» — на 74 меньше, чем в аналогичном периоде предыдущего года. Этот компактный кроссовер, или хэтчбек с повышенным клиренсом (кому как больше нравится), впал в немилость в Татарстане еще в прошлом году, недосчитавшись в том же первом квартале 109 регистраций.

Схожие с Lada абсолютные потери понес в Татарстане бренд Chevrolet: минус 74 единиц или 29,5%. Продажи упали до антирекорда — всего лишь 177 регистраций за квартал Схожие с LADA абсолютные потери понес в Татарстане бренд Chevrolet: минус 74 единицы, или 29,5%. Продажи упали до антирекорда — всего лишь 177 регистраций за квартал Фото: © Николай Хижняк, РИА «Новости»

заморские аутсайдеры: от CHEVROLET осталась NIVA, а от ford — всего лишь пять проданных авто

Схожие с LADA абсолютные потери понес в Татарстане бренд Chevrolet: минус 74 единицы, или 29,5%. Продажи упали до антирекорда — всего лишь 177 регистраций за квартал. Однако в Казани спрос упал всего на 2 единицы до 65 регистраций. По факту американский бренд отчалил от российских берегов в начале 2015 года. Спрос после этого теплился благодаря Chevrolet Niva (цена от 677 тыс. рублей — на 23 тыс. дешевле января), давно морально устаревшей. К слову, АвтоВАЗ под занавес прошлого года выкупил долю GM в совместном предприятии, а вместе с ним и бренд Niva.

АЕБ в первом квартале 2020 года засчитала продажи Niva по всей России (4 057 авто) в новую категорию Avtovaz (Niva), а Chevrolet оставила лишь 202 голоса против 5 867 в январе – марте 2019-го. По нашим приблизительным оценкам, в целом по России Niva потеряла также около 30% продаж, что соответствует республиканскому темпу.

Самое большое абсолютное снижение в Татарстане продемонстрировал еще один «американец», Ford:  минус 98% или 204 единицы до всего лишь 5 проданных авто Самое большое абсолютное снижение в Татарстане продемонстрировал еще один «американец», Ford: минус 98%, или 204 единицы, до всего лишь 5 проданных авто Фото: «БИЗНЕС Online»

Самое большое абсолютное снижение в Татарстане продемонстрировал еще один «американец», Ford: минус 98%, или 204 единицы, до всего лишь 5 проданных авто. В отличие от сбежавшего в 2015-м Chevrolet, Ford еще несколько лет пытался укрепить свои позиции на российском рынке, максимально локализовать двигатели и т. д., но эти усилия привели только к гигантским убыткам, в 2019 году все закончилось сворачиванием производства и продаж на российском рынке.

Следующий бренд, заметно сдавший позиции в РТ, — это и ранее не слишком распространенный китайский Zotye: минус 37 авто. Продажи упали  до символического одного экземпляра. В Казани спрос на марку снизился с 7 регистраций до нуля. По РФ падение также было основательным — на 87% до 71 авто.

Не удалось оседлать растущий рынок и японскому Mitsubishi: спрос в РТ в первом квартале составил 258 авто — на 6,5% меньше, чем в прошлом году. Общероссийский результат оказался вдвое хуже, бренд откатился на 13% до 9,3 тыс. машин.

Оценим вклад моделей японской марки. Хит последних лет кроссовер Outlander (от 1,71 млн рублей) даже добавил 24 балла до 181 авто. Увы, и более крупные, и компактные кроссоверы включили заднюю. Так, Pajero Sport (от 2,48 млн) «уговорил» почти на четверть меньше татарстанцев, чем в первом квартале прошлого года. Спрос на компактный городской паркетник ASX (от 1,25 млн) упал более чем в 2 раза, причем его позиции слабеют второй год кряду. Взявшая бодрый старт в прошлом году стильная новинка Eclipse Cross (от 1,97 млн) растеряла весь гандикап — в первом квартале до финиша доехало всего два авто.

И еще один нюанс: из двух с половиной сотен зарегистрированных в РТ Mitsubishi лишь четыре авто выпущено в 2020 году — практически весь спрос пришелся на прошлогодние машины.

Renault установил новый абсолютный рекорд, почти на 400 регистраций превышающий показатель первого квартала 2013-го Renault установил новый абсолютный рекорд, почти на 400 регистраций превышающий показатель первого квартала 2013-го Фото: «БИЗНЕС Online»

RENAULT ПРИШПОРИЛ SANDERO, ARKANA И ПОСТАВИЛ РЕКОРД

Но хватит о грустном. Оценим достижения тех производителей, которые взяли хороший старт перед апрельским провалом.

Пока АвтоВАЗ замешкался, его французский партнер, Renault, показал лучшую в Татарстане динамику: плюс 539 единиц, или 31%, до 2 262 авто. Бренд установил новый абсолютный рекорд, почти на 400 (!) регистраций превышающий показатель первого квартала 2013-го. При этом в Казани «француз» ускорился на 257 регистраций до 866 единиц и занял только второе место по приросту: жители столицы РТ больше благоволили к корейской KIA, о которой речь пойдет ниже. Однако в федеральном масштабе продажи Renault увеличились всего на 9% до 32 тыс. легковушек, то есть в РТ бренд выступил заметно сильнее.

Сильнейший рывок в модельном ряду Renault — с места в карьер до 353 машин — совершила новинка Arkana. Несмотря на выявленные в начальной партии «детские болячки», от луж под передними ковриками до выпадающих стекол, рейтинг сравнительно недорогого купейного кроссовера стремительно шел вверх со старта продаж в 2019 году. Из купленных татарстанцами уже в первом квартале 2020-го машин подавляющее большинство, 325 авто, или 92%, датировано прошлым годом, приобрести каждую из них можно было за 1,015 млн рублей. За авто 2020 года выпуска (г. в.) просили от 1,089 млн, с вариатором — от 1,144 млн рублей.

Напомним, что более компактный кроссовер Kaptur (от 970 тыс. за 2019 г. в. — на 25 тыс. дороже января) хандрил, потеряв 57 единиц в первом квартале 2019-го, перед стартом продаж более солидной Arkana, но в текущем году удалось вернуть часть потерь: плюс 15 единиц до 370 регистраций.

С лучшей стороны показали себя и самые доступные модели. Так, бестселлер хетчбэк Sandero с 717 баллами превзошел прежний личный рекорд первого квартала, установленный в 2018 году. И, в отличие от Arkana, больше половины авто было выпущено уже в текущем году. При этом в марте спрос на Sandero так подскочил (357 регистраций), что дилеры из загашников продали два автомобиля 2018 г. в., вызвав легкое дежавю. Подобное мы видели в ноябре – декабре 2014-го, когда из салонов сметали залежавшиеся экземпляры любых марок, размеров и стоимости.

Кстати, о ценах: в апреле за прошлогодний Sandero дилеры просили от 577 тыс., за «свежий» — от 625 тыс. рублей. Версия с увеличенным дорожным просветом Stepway стоила: 2019 г. в. — от 739 тыс., за 2020-й — от 790 тыс. рублей.

Седан Logan повысил свой рейтинг продаж в Татарстане на 40 единиц до 461. Ситуация с ценами здесь похожа на картину с хетчбэком: от 577 тыс. за авто 2019-го, и от 625 тыс. за машину 2020 г. в. Варианты с повышенным клиренсом стоили от 696 тыс. и от 747 тыс. рублей соответственно.

Из всех моделей Renault заметно сдал позиции кроссовер Duster. У модели очевидный кризис (как и у «шенивы»), которую, с одной стороны, подсиживают собственные более стильные Kaptur, Arkana, с другой — спрос оттягивают Hyundai Creta, Nissan Terrano. Цена прошлогодних авто не изменилась — от 719 тыс. за самую доступную версию с механической коробкой передач и от 1,048 млн рублей за «автомат». За варианты текущего года просили от 777 тыс. и от 1,111 млн соответственно.

KIA в республике разогнался на 29% до 2369 регистраций в первом квартале. Итоговый результат в РТ стал третьим в истории бренда, уступив лишь первой четверти 2013 и 2014 годов KIA в республике разогналась на 29% до 2 369 регистраций в первом квартале. Итоговый результат в РТ стал третьим в истории бренда, уступив лишь первой четверти 2013 и 2014 годов Фото: «БИЗНЕС Online»

КАЗАНЦЫ ПОВЕРНУЛИСЬ ЛИЦОМ К RIO, ПРОНИКЛИСЬ ФИЛОСОФИЕЙ SELTOS И КОРОНОВАЛИ KIA

Недолго раскачивалась сладкая корейская парочка KIA и Hyundai. Начнем с чуть более напористой KIA, которая в республике разогналась на 29% до 2 369 регистраций в первом квартале. Итоговый результат в РТ стал третьим в истории бренда, уступив лишь первой четверти 2013 и 2014 годов.

Еще более успешен «кореец» оказался в Казани: с прибавкой 266 до 973 регистраций он не только обошел других конкурентов, но и занял первое место в абсолютном зачете, обойдя отечественную LADA. Таким образом, первый квартал 2020 года стал первым в истории наших наблюдений, когда зарубежный бренд обходит тольяттинцев. Впрочем, попытку свергнуть LADA с насиженного престола мы уже наблюдали в первом квартале 2017-го, когда эти же претенденты на лидерство в Казани шли ноздря в ноздрю и набрали по 772 балла.

А вот в целом по стране KIA снижала темпы почти как АвтоВАЗ: минус 2%. Так что татарстанский и, в частности, казанский спурт — сугубо местная история.

Наибольший вклад в ускорение марки внес бессменный хит продаж, бюджетный седан Rio: плюс 280 до 1 243 авто. Спрос распределился по месяцам следующим образом: январь — 339, февраль — 366, март — 538! Мы видим мощный отскок продаж после четырех лет поиска дна. В Казани прирост составил 139 до 492 единиц — это больше, чем в сумме у семейства Granta с его 404 регистрациями. Интересно будет узнать, кто из соперников сильнее провалится по итогам первого полугодия. Что касается цен на Rio, то за седан дилеры просили от 795 тыс. рублей — на 20 тыс. больше января, за X-Line — от 910 тысяч.

Вторым по прибавке стал компактный кроссовер Seltos, со старта набравший 113 баллов. Первые 9 таких авто были зарегистрированы в Татарстане в феврале, остальные 104 единицы — в марте. Казанцы припарковали примерно половину из них, 53 машины. Многообещающую новинку российские автолюбители с нетерпением ждали после прошлогоднего анонса. Покупателей не смутили даже обнаруженные огрехи типа не доезжающих до упора дворников — стильный экстерьер с интерьером и демократичный стартовый ценник от 1,12 млн рублей обеспечили авто весьма бодрый старт. За самый доступный вариант с «автоматом» просят от 1,16 млн рублей, полноприводный вариант — от 1,26 миллиона. Самая «жирная» комплектация с двигателем на 177 «лошадей», роботом, полным приводом и пакетом Premium обойдется уже в 2 миллиона.

Весомый вклад внес и лидер семейства кроссоверов, среднеразмерный Sportage (от 1,425 млн — на 35 тыс. дороже января), спрос на него увеличился на 60 пунктов до 319 авто Весомый вклад внес и лидер семейства кроссоверов, среднеразмерный Sportage (от 1,425 млн — на 35 тыс. дороже января), спрос на него увеличился на 60 пунктов до 319 авто Фото: © Виталий Тимкив, РИА «Новости»

Близкий Seltos по философии кроссовер Soul (от 1,05 млн — на 20 тыс. дороже января) тоже ускорился: плюс 21 до 146 регистраций.

Весомый вклад внес и лидер семейства кроссоверов, среднеразмерный Sportage (от 1,425 млн — на 35 тыс. дороже января), спрос на него увеличился на 60 пунктов до 319 авто.

Более крупный Sorento (от 1,84 млн — на 50 тыс. дороже января) расширил ряды покупателей на 20 человек до 104 поклонников-неофитов.

Отличную динамику показала машина Cerato, поднявшая рейтинг на 86 до 201 регистрации. Пока в обойме производителя находятся два поколения модели: за предыдущее (Classic) дилеры просят от 1,02 млн, за новое от 1,16 млн — на 25 тыс. больше января.

Не все в царстве KIA протекало гладко: споткнулся бизнес-седан Optima (от 1,365 млн рублей без изменений за квартал), стабильно набиравший «вес» последние пару лет, но тут следует учитывать рост спроса на Hyundai Sonata, сменившую i40.

Из прочих неприятных моментов можно отметить очередное падение популярности компактного малыша Picanto (от 690 тыс.), который обаял своей милой внешностью только 20 автолюбителей в РТ.

Резко набравший разгон в прошлом году кроссовер Tucson (от 1,564 млн рублей — на 14 тыс. дороже января), теперь слегка сбросил темп — минус 9 до 203 регистраций Резко набравший разгон в прошлом году кроссовер Tucson (от 1,564 млн рублей — на 14 тыс. дороже января) теперь слегка сбросил темп — минус 9 до 203 регистраций Фото: © Евгения Новоженина, РИА «Новости»

HYUNDAI ЗАПРЯГ CRETA И SOLARIS И ОБНОВИЛ МАКСИМУМ

Теперь о втором участнике корейского тандема. Спрос на Hyundai в Татарстане разогнался на 27%, или 403 единицы, до 1 873 регистраций. Бренду также удалось затмить рекорд первой четверти 2018 года. При этом в Казани Hyundai шагал одним темпом с Renault: плюс 257 до 778 регистраций. Как и в случае с KIA, нулевая общероссийская динамика не идет ни в какое сравнение с бодрым казанским и республиканским темпом.

Самым легким на подъем из моделей Hyundai оказался компактный кроссовер Creta с рекордными 797 регистрациями, причем в Казани прирост оказался меньше, чем в целом по республике. Сегодня к продаже предлагаются как модели первого поколения (от 972 тыс. рублей), так и прошедшие легкий фейслифтинг (от 975 тыс.)

Полторы сотни новобранцев добрал Solaris, терявший поклонников последние несколько лет. В столице у него динамика была даже сильнее, чем у Creta: плюс 90 до 261 регистрации. В строю сегодня находятся как предпоследнее поколение (от 756 тыс. без изменений), так и свежее (от 765 тыс.) с задней оптикой, роднящей Solaris с предыдущим поколением Sonata и с KIA Optima.

Резко набравший разгон в прошлом году кроссовер Tucson (от 1,564 млн рублей — на 14 тыс. дороже января) теперь слегка сбросил темп — минус 9 до 203 регистраций.

Что касается других седанов марки, то Elantra (от 1,084 млн — на 10 тыс. дороже января) удвоила число покупателей до 54 и ей не хватило одной регистрации, чтобы повторить результат первого квартала 2018-го. Также удвоился до 86 спрос на бизнес-седан Sonata. Пожалуй, стоит внести ясность: к 2020 году выпуска, то есть последнему, 8-му, поколению модели, относится лишь 16 зарегистрированных автомобилей. Ценник в начале мая здесь стартовал от 1,524 млн рублей за вариант 2.0 АТ Classic, но с январскими ценами сравнить его не получится: в начале года в салонах были доступны только нафаршированные варианты стоимостью от 1,74 миллиона. Остальные же 70 регистраций пошли в копилку предыдущему 7-му поколению, ценники которого отсутствовали на официальном российском сайте бренда уже в январе. Пока рано говорить, насколько сильного конкурента получил чемпион сегмента Toyota Camry.

TOYOTA: НОВЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ «РАФЧИКА» И ПРОВАЛЬНЫЙ КВАРТАЛ «КРУЗАКА»

Замыкает первую пятерку производителей, показавших в РТ сильнейший прирост продаж в январе – марте, японская Toyota: плюс 44% до 830 авто — это вам не шутки. Общероссийскую динамику продаж, плюс 26% до 27,2 тыс. авто, в другое время мы бы назвали отличной.

Львиная доля вклада в ускорение принадлежит многолетнему хиту, среднеразмерному кроссоверу RAV4, популярность которого почти удвоилась. Этого хватило для рекордных в первом квартале 446 регистраций; казавшиеся образцовыми 308 авто, зарегистрированных в первом квартале 2014 года, остались далеко позади. По заявлению компании, в модель, поступившую в продажу в РФ с 30 октября, был внесен самый большой объем изменений в ее истории, включая уникальный полный привод и «лучшую в мире» автоматическую 8-ступенчатую коробку передач. И мы, пожалуй, присоединимся к тем, кто считает экстерьер последнего поколения RAV4 более удачным. Хотя и к этой новинке есть вопросы — например, по отстающему от времени, очевидно устаревшему мультимедиа, а также управляемости, вероятно, принесенной в жертву более комфортной подвеске. Тем не менее плюсы для покупателей легко перевесили минусы, и уже на старте продаж в декабре RAV4 смог установить новый максимум месячных продаж за всю историю модели в России — 4 964 автомобиля. Собственно, и татарстанцы, как и многие россияне, проголосовали рублем именно за новое поколение: 313 из 446 поставленных на учет авто датировано 2020 годом.

Замыкает первую пятерку производителей, показавших в РТ сильнейший прирост продаж в январе–марте, японская Toyota: плюс 44% до 830 авто — это вам не шутки Замыкает первую пятерку производителей, показавших в РТ сильнейший прирост продаж в январе – марте, японская Toyota: плюс 44% до 830 авто — это вам не шутки Фото: Shizuo Kambayashi / AP / Фотохроника TASS

В пресс-службе компании «ТрансТехСервис» среди наиболее динамично «выступивших» моделей также выделили RAV4. «По сравнению с аналогичным периодом прошлого года его продажи выросли почти в 2 раза. Связано это с тем, что новая Toyota RAV4, выпущенная на рынок в октябре 2019-го, сильно изменилась как внешне, так и технически. Кроме того, на вторичном рынке RAV4 показывает высокую остаточную стоимость. Также завод-изготовитель на год продлил срок гарантии на эти автомобили — с 3 до 4 лет. Все эти факторы в сочетании с хорошей маркетинговой поддержкой импортера оказали влияние на высокий спрос», — отметили в ТТС.

В первых числах мая цена сверхуспешного «рафчика» стартует от 1,805 млн рублей — на 51 тыс. дороже, чем было в январе. Ассистировал бестселлеру упомянутый выше бизнес-седан Camry (от 1,654 млн — на 84 тыс. дороже января). Его результат, 169 регистраций, оказался третьим по силе для первого квартала, больше удалось продать лишь в 2017 и 2013 годах.

Без малого на 40% подрос рейтинг самой доступной в российской линейке модели Corolla, стоящей от 1,243 млн рублей. Впрочем, в итоге авто не добралось даже до первой четверти 2018-го, не говоря уж про абсолютный рекорд января – марта 2014-го.

Тем временем спрос на внедорожник Land Cruiser Prado (от 2,61 млн — на 110 тыс. дороже января) провалился на 19 единиц до 80 регистраций, что стало самым слабым результатом для первого квартала за всю историю наблюдений.

КУДА TIGUAN ЗАВЕЗ VOLKSWAGEN

Не остался в стороне от раздела пирога и глобальный конкурент японского концерна, немецкий Volkswagen. О подъеме с глубин премиальной марки Audi, входящей в портфель группы VW, мы рассказали в первой части обзора. Теперь пришла очередь более доступных брендов — собственно, VW Volkswagen и чешской Skoda.

Volkswagen ускорился в Татарстане на 200 регистраций, или на четверть, до 1 015 авто. По России продажи народного немецкого бренда увеличились на 8% до 23,8 тыс. авто. Как и в случае с Toyota, есть разрыв по динамике в пользу РТ, но не такой большой, как по другим выстрелившим в республике маркам.

Volkswagen ускорился в Татарстане на 200 регистраций, или на четверть до 1015 авто. По России продажи народного немецкого бренда увеличились на 8% до 23,8 тыс. авто Volkswagen ускорился в Татарстане на 200 регистраций, или на четверть, до 1 015 авто. По России продажи народного немецкого бренда увеличились на 8% до 23,8 тыс. авто Фото: «БИЗНЕС Online»

Наибольшую прибавку показал среднеразмерный кроссовер Tiguan (от 1,62 млн рублей — на 80 тыс. дороже января): плюс 114 до 369 единиц. Модель поставила новый исторический рекорд, оставив далеко позади не так давно установленный максимум января – марта 2018-го с его 272 голосами.

Не стоял в стороне бюджетный седан Polo (от 799 тыс. — на 17 тыс. дороже января), ускорившийся на 81 регистрацию. Итоговый результат квартала в 566 авто стал самым сильным за последние 6 отчетных периодов, но все тот же первый квартал 2013-го остается недосягаемым.

Сделал два шажка вперед флагман линейки кроссоверов Touareg с ценником от 3,7 млн рублей — на 90 тыс. дороже января. Но ему далеко даже до посткризисных максимумов. Небольшим оправданием посредственного результата может служить спрос на более просторный и при этом более доступный кроссовер Terramont (от 3,01 млн).

Из прочего отметим, что на официальном сайте марки в РФ в модельную линейку добавлен обновленный Polo, цена которого была объявлена совсем недавно — 19 мая. Стартовый минимум версии Origin составляет 792,9 тыс., комплектации Respect — от 837,9 тыс., Status — от 971,9 тыс., Exclusive — от 1,11 млн рублей. Новый Polo стал больше своих предшественников, также конструкторы увеличили пространство для задних пассажиров, объем багажника вырос с 460 до 530 литров. Модель предлагается с несколькими бензиновыми двигателями на выбор: 90 л. с., 110 л. с., 125 л. с. Как заявляет производитель, топовая комплектация Exclusive оборудована среди прочего 15-дюймовыми легкосплавными колесами Akono, светодиодными фарами проекционного типа, атмосферной подсветкой пространства для ног спереди, датчиками парковки спереди и сзади, а также датчиками света и дождя и подогревом лобового стекла.

А вот со стартом продаж новой удлиненной и расширенной Jetta все по-прежнему глухо.

SKODA: ЛИХАЯ ТРОЙКА RAPID, KODIAQ И KAROQ

На 52% (!) до нового рекорда 763 авто разогналась в Татарстане Skoda, побив предыдущий максимум первого квартала 2014 года. По РФ продажи «чехов» выросли только на 14% до 21 тыс. машин.

Самый весомый вклад в это достижение внес бюджетный Rapid, чья популярность подскочила на 109 до рекордных 347 регистраций. Цены на бюджетник стартуют с 829 тыс. за модель второго поколения и с 792 тыс. рублей — за прошедшую глубокий рестайлинг. Отметим, что Rapid подоспел в 2015 году на помощь подорожавшей после обвала рубля в «черном декабре» 2014-го Octavia (от 1,14 млн — на 20 тыс. дороже января).

На 52% (!) до нового рекорда 763 авто разогналась в Татарстане Skoda, побив предыдущий максимум первого квартала 2014 года. По РФ продажи «чехов» выросли только на 14% до 21 тыс. авто На 52% (!) до нового рекорда 763 авто разогналась в Татарстане Skoda, побив предыдущий максимум первого квартала 2014 года. По РФ продажи «чехов» выросли только на 14% до 21 тыс. машин Фото: © Владимир Астапкович, РИА «Новости»

Впрочем, последние пару лет чехи штурмуют высоты в сегменте кроссоверов, вооружившись отнюдь не бюджетным Kodiaq (от 1,54 млн — на 80 тыс. дороже января), спрос на который в РТ увеличился на 62 до 212 регистраций.

Концепция «больше пространства» от надежного поставщика, ранее удачно обкатанная обновленным Mitsubishi Outlander и взятая на вооружение VW Teramont, похоже, неплохо обыграна и чехами. Плюс широчайший выбор вариантов комплектации на любой вкус и кошелек: Hockey Edition (от 2,026 млн — на 61 тыс. дороже января), Sportline (от 3,088 млн — на 119 тыс. дороже января ), Laurin & Klement (от 3,27 млн — на 126 тыс. дороже января).

Кроме того, на сцену вышел свежеиспеченный кроссовер Karoq. В мае версия Ambition 1.4 TSI с 8-ступенчатой автоматической коробкой передач, с которой и стартовали продажи, стоила 1,58 млн — на 65 тыс. дороже, чем в январе. Весной в линейке появились и более доступные варианты — так, 1.4 TSi AT Active предлагают за 1,387 млн рублей. И пока еще отсутствует ценник потенциально самой дешевой версии 1.6 МТ.

«Хорошие показатели сразу у двух моделей Skoda — Octavia и Kodiaq (рост 18 и 22 процента). Предпосылкой этому послужил подогретый интерес клиентов к Karoq — новой модели, вышедшей в феврале. У нее временно был ограниченный выбор комплектаций и двигателей, что послужило стимулом покупателям к рассмотрению „соседних“ по цене Octavia и Kodiaq», — прокомментировали успех чешской компании в ТТС.

HAVAL И GEELY НЕ ОСТАВЛЯЮТ ПОПЫТОК ЗАКРЕПИТЬСЯ В РОССИИ

Из прочих автопроизводителей в первую очередь отметим китайский Haval, набравший в Татарстане в первом квартале 167 регистраций против 22 прошлогодних. В Казани у представителя Поднебесной аналогичная квартальная динамика — 54 авто против 6 годом ранее. В России продажи Haval поднялись в 2,8 раза до 4 тыс. авто.

Из прочих автопроизводителей в первую очередь отметим китайский Haval, набравший в Татарстане в первом квартале 167 регистраций против 22 прошлогодних Из прочих автопроизводителей в первую очередь отметим китайский Haval, набравший в Татарстане в первом квартале 167 регистраций против 22 прошлогодних Фото: «БИЗНЕС Online»

Самый весомый вклад в общий котел сделал кроссовер F7 (от 1,49 млн — на 40 тыс. дороже января), попавший в автосалоны республики в июне-2019. Вторым локомотивом стала модель Н6 (от 1,15 млн — на 20 тыс. дороже января). Штурмуя в очередной раз прохладно встречающую Россию, Haval (Great Wall) рассчитывает на новый уровень качества, активное продвижение через ведущих автоблогеров, расширение числа сервисных центров с 10 в 2017 году до 45 в 2019-м.

Компанию своему соотечественнику составил также пробующий удачу в России в очередной раз Geely, за который отдал голоса 91 татарстанский автолюбитель — на 80 больше, чем в первом квартале 2019 года. Эталонным остается первый квартал 2014-го с его 379 регистрациями. Традиционно скептично настроенные к автопродукции из КНР казанцы остались верны себе и приобрели в первой четверти 2020-го только пять машин против прошлогоднего нуля.

Главной тяговой силой бренда стал кроссовер Atlas (от 1,205 млн — на 35 тыс. дороже января), второе место в линейке занимает кроссовер Emgrand X7 (от 1,03 млн). Впрочем, при таких абсолютных показателях (см. таблицы) все достижения «китайцев» могут быть смыты «коронавирусным штормом» очень быстро. Случится ли это, мы увидим в ближайшие месяцы. Шторм уже здесь.