Вячеслав Зубарев: «Автомобильный рынок — это отражение состояния экономики. Если экономика не упадет с обрыва, то и автомобильный рынок с обрыва не упадет» Вячеслав Зубарев: «Автомобильный рынок — это отражение состояния экономики. Если экономика не упадет с обрыва, то и автомобильный рынок с обрыва не упадет» Фото: Андрей Титов

 «ушли с телевидения, стали больше рекламироваться в интернете»

— Вячеслав Викторович, насколько может упасть автомобильный рынок в текущем году?

— Большого падения в количественном выражении, конечно, не будет. По итогам года ожидается около нуля, может быть, минус 2–3–5 процентов. Но большого обвала точно не случится. Недавно в разговоре про российскую экономику услышал такое выражение: «Когда ты сидишь в болоте, то с обрыва упасть невозможно». А автомобильный рынок — это отражение состояния экономики. Если она не упадет с обрыва, то и автомобильный рынок оттуда не упадет. Но мы же хотим развития, прогресса, жить лучше. Когда я говорю «мы», имею в виду не только ТТС, но и всех граждан России.

— Но на протяжении долгих лет «ТрансТехСервису» как-то удается расти. В чем секрет?

— У нас тоже разные периоды случались. Бывали и спады, и мы не застрахованы от них в дальнейшем. Конечно, во главе угла сегодня стоят повышение эффективности работы и клиентоориентированность. И здесь нам надо много еще над чем работать. 

— Какие показатели за 9 месяцев 2019 года по продажам новых и б/у автомобилей у ТТС? (Ильгизар)

— Мы не упали, но и не приросли. Прогноз такой: по итогам года мы немного вырастем — в пределах 5 процентов. Сегодня главная наша цель — не больше продавать, а повышать эффективность. Крупный, но неэффективный игрок на сегодняшнем рынке обязательно упадет. 

— А что значит эффективность, если это не рост? Сокращение издержек?

— Да, работа с неоправданными затратами.

«Во главе угла сегодня стоят повышение эффективности работы и клиентоориентированность. И здесь нам надо много еще над чем работать» «Во главе угла сегодня стоят повышение эффективности работы и клиентоориентированность. И здесь нам надо много еще над чем работать» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Какие это, например, затраты?

— Например, фонд оплаты труда. У нас в планах — рост среднего размера зарплаты наших сотрудников, но так, чтобы возрастала и эффективность их работы. И не за счет увеличения рабочих часов, а за счет рационально выстроенного процесса. У нас ведь не только продавцы, они составляют значительно меньшую часть сотрудников, есть и обслуживание, и сервис, и вспомогательные службы. Из 6 тысяч работников продавцов у нас меньше тысячи. Надо, чтобы росли и зарплата, и квалификация, при этом затраты будут сокращаться.

— Эта задача выполнимая вообще?

— А куда деваться?! Например, очень крупная статья расходов — реклама, маркетинг. Порой за миллион рублей можно получить больший эффект, чем за 5 миллионов. Это затраты? Затраты. Их можно эффективно делать? Да. И мы это делаем. Например, ушли с телевидения, стали больше рекламироваться в интернете.

Еще существуют такие затраты, как оборотный капитал. Машина — вещь дорогая, мы постоянно кредитуемся, чтобы был склад автомобилей и запчастей. Сегодня у нас на складе порядка 11 миллиардов рублей, а это около 120 миллионов рублей затрат в месяц. Если мы сократим оборотный капитал на 20 процентов, будет экономия 25 миллионов рублей. И от этого никто и ничто не пострадает. Ну кроме банков, которые нас кредитуют.

— Какой объем склада должен быть, чтобы это не было в ущерб работе автосалонов и сервисных центров?

— Можно довести до абсурда — обнулить склад и говорить: «Вносите деньги — и мы привезем вам автомобиль». Но, боюсь, при таком подходе мы обанкротимся через месяц. Можно раздуть склад и нести внушительные затраты. Надо найти золотую середину, которая не отразится на результативности продаж, но позволит снизить затраты. Это та цель, которая сегодня стоит перед нами.  

«У нас в планах — рост среднего размера зарплаты наших сотрудников, но так, чтобы возрастала и эффективность их работы. И не за счет увеличения рабочих часов» «У нас в планах — рост среднего размера зарплаты наших сотрудников, но так, чтобы возрастала и эффективность их работы. И не за счет увеличения рабочих часов» Фото: «БИЗНЕС Online»

ЗАПУСК МЕГАМОЛЛА АВТО С ПРОБЕГОМ СОСТОИТСЯ В НОЯБРЕ

— Какие изменения произошли в ТТС за прошедший год с сентября 2018-го?

— Мы перепрофилировали автосалон в Йошкар-Оле — открыли дилерский центр LADA, открыли автосалон Mazda в Уфе. Запустили мобильное приложение ТТС, которое должно улучшить коммуникации с нашими клиентами. Теперь посмотреть историю обслуживания автомобиля, записаться в сервис к определенному мастеру и даже выбрать себе автомобиль с пробегом можно в режиме онлайн.

— В свое время была новость, что вы планируете запустить масштабный проект по продаже подержанных авто с гарантией качества, который позволил бы избавиться от обмана со стороны серых перекупов на рынке. На какой стадии этот проект? (Дмитрий)

— Данный проект мы приурочиваем к открытию большой площадки по продаже автомобилей на 818-м километре М7, недалеко от поселка Дербышки, а строительство у нас подзатянулось из-за дождливого лета. Но все строительные работы уже завершились, там сейчас уже работает госкомиссия, и мы со дня на день ждем подписанного ею акта.

— Когда открытие?

— Думаю, технический запуск состоится в ноябре, а торжественное открытие — чуть позже.  

— В Казани для этой площадки вам места не нашли или у вас есть свой резон делать это за городом?

— За машиной с пробегом, как правило, люди едут целенаправленно, а не просто погулять по автосалону, посмотреть новинки. Я на себе примерил, куда бы поехал, чтобы выбрать машину с пробегом: в четыре автосалона в черте города, где 200–300 машин, или же на одну площадку за городом, где 2–3 тысячи автомобилей. Ответ был для меня очевиден. Из центра города ехать до мегамолла не дольше и зачастую удобнее, чем куда-либо внутри города. При этом имеющиеся площади позволяют спокойно разместиться — удобно подъехать и припарковаться. Мы построили крытые комплексы, которые защищают автомобили и покупателей от дождя и снега. Там будут применены самые современные технологии, которые позволят клиентам быстро и с комфортом выбрать автомобиль.

— Эту площадку вы открываете, следуя тенденциям рынка, когда платежная способность людей падает и они вынуждены покупать подешевле?

— Интерес к автомобилям с пробегом будет всегда — об этом говорит и мировая практика, и количество продаваемых машин. Всегда и во всех странах автомобилей с пробегом продается в разы больше, чем новых, поэтому мы хотим предпринять новые шаги в данном направлении.


— А в ТТС какое соотношение продаваемых новых машин и авто с пробегом?

— У нас автомобилей с пробегом продают меньше, но, думаю, эту ситуацию мы исправим.

— Благодаря новой площадке?

— Не только. К сожалению, у нас пока еще есть пробелы в законодательстве, которые не позволяют сделать этот рынок полностью цивилизованным. Думаю, рано или поздно подобным будут заниматься. Знаю, российская ассоциация автодилеров тоже лоббирует данный вопрос. Например, в Америке сматывание пробега на автомобиле — уголовно наказуемое деяние. Это мошенничество в чистом виде! А у нас за такое не предусмотрено никакой ответственности, потому существуют всякого рода жулики, перекупы: сматывают счетчики и продают по завышенной цене. Что такое смотать несколько десятков тысяч километров? Это значит намного завысить фактическую стоимость машины. И второй момент — сегодня продажа автомобиля с пробегом от одного предприятия другому происходит с двойным налогообложением по НДС. Такого в других странах нет.

В 90-е годы все мы искали подешевле и шли на рынок, потом постепенно поняли, что там риски выше, и пошли в магазины. Думаю, то же самое ожидает и авто с пробегом. Это слишком дорогая покупка, чтобы рисковать.

«В 90-е годы все мы искали подешевле и шли на рынок. Потом постепенно поняли, что там риски выше, и пошли в магазины. Думаю, то же самое ожидает и автомобили с пробегом. Это слишком дорогая покупка, чтобы рисковать» «В 90-е годы все мы искали подешевле и шли на рынок, потом постепенно поняли, что там риски выше, и пошли в магазины. Думаю, то же самое ожидает и автомобили с пробегом. Это слишком дорогая покупка, чтобы рисковать» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПРЕДЛАГАЕМ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ЗАПЧАСТИ К БРЕНДОВЫМ АВТОМОБИЛЯМ»

— Раньше вы говорили, когда падают продажи автомобилей, другое направление вашего бизнеса — сервис — выручает, позволяет держать компанию в плюсе. Сейчас настало время сервиса?

— Рост доходов от сервиса не предполагается по той же самой причине: люди экономят деньги, в том числе и на сервисе.

— Ремонтируют у частников, где подешевле?

— И к частникам ходят, и предпочитают избегать каких-то услуг. Мы тоже предлагаем им экономные варианты, например альтернативные запчасти к брендовым автомобилям. Но надо понимать, что экономия — понятие относительное. Чем дешевле, тем меньше гарантий на качество как минимум. Этот закон действует везде. Если автомобильный парк не растет, за счет чего сервис будет сильно прирастать? Но сервис у нас стабилен, есть небольшой прирост к прошлому году — за 9 месяцев текущего года порядка 7 процентов.

— А по году какой прогноз?

— Менее 10 процентов.

— Какие у вас планы по развитию магазинов запчастей ONIS? (Тимур)

— Грандиозных планов нет, задача ONIS — обеспечить запчастями потребности клиентов, которые обслуживаются на наших сервисных станциях. Конечно, запчасти будут продаваться всем желающим, но ставку на это мы не делаем, потому что, считаю, прошло время магазинов, которые просто продают запчасти. Мы планируем развивать продажи мелким оптом независимым сервисам.

— На спаде спроса на автомобили насколько помогают государственные программы поддержки «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль»?

— Они дают некий толчок, в краткосрочной перспективе это очень заметно, а когда программы отменяются, идет спад, продажи идут по синусоиде — то вверх, то вниз. Общее количество продаваемых автомобилей за два-три года растет незначительно. Глобального влияния на рынок госпрограммы не оказывают, тем не менее это, безусловно, плюс, мы всегда радуемся такой поддержке.   

«Доля рынка у «Лады» выросла — около 20% в текущем году. Когда у людей снижается покупательская способность, они свои запросы тоже снижают. А «Лада» как раз работает в нижнем ценовом сегменте» «Доля рынка у LADA выросла — около 20 процентов в текущем году. Когда у людей снижается покупательная способность, они свои запросы тоже снижают, а LADA как раз работает в нижнем ценовом сегменте» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ТЕНДЕНЦИЙ В СТОРОНУ УДЕШЕВЛЕНИЯ НЕ ВИЖУ»

— Из результатов исследования Avito следует, что в России впервые за 2019 год подешевели автомобили с пробегом. С чем вы это связываете? Подешевели ли они в ТТС? (Ильнар)

— Есть небольшие колебания рынка, а вот тенденции, что машины будут дешеветь, я не наблюдал. Безусловно, рынок всегда в динамике, но каких-то радикальных или долгосрочных тенденций в сторону удешевления я не вижу. Какие к этому предпосылки? Курсы рубля и доллара достаточно стабильны. Каких-то глобальных изменений, прорывов в экономике нет. 

 По данным агентства «Автостат», лучше чувствует себя LADA. Почему в текущем году на падающем рынке LADA выглядит лучше рынка? (В.О.)

— Да, доля рынка у LADA выросла — около 20 процентов в текущем году. Причина простая: у них произошло обновление модельного ряда. Когда у людей снижается покупательная способность, они свои запросы тоже снижают, а LADA как раз работает в нижнем ценовом сегменте.

— А как вы оцениваете автомобиль LADA по соотношению цены и качества?

— Самый лучший критерий успешности соотношения цены и качества — количество продаваемых автомобилей. Что такое качество? В это понятие мы включаем целый ряд параметров: и внешний вид, и экономичность, и безопасность, и стоимость в обслуживании автомобиля. Качество — это все в сумме. Естественно, у каждого человека свое понимание качества, поэтому покупают самые разные автомобили. Там, где продажи возрастают, соотношение цены и качества чуть лучше. И наоборот.

— Какие самые ожидаемые новинки/обновления второй половины 2019 года? Есть ли такие модели, на которые уже очередь по предзаказу? (Виктор)

— Ожидаемые — да, но очередь появляется тогда, когда становятся понятны масштабы поставок автомобиля и то, как он будет принят после первых покупок. Предварительная запись на все новинки всегда есть. Мы ожидаем такие знаковые бренды, как Porsche Cayenne Coupe, Audi Q3, Mazda 3, Land Rover Wolf.

— На фоне падения доходов у основной массы людей количество любителей автомобильных новинок в Татарстане снижается или нет?

— Всегда есть люди, которые ждут новинки и готовы их купить. Но для кого-то покупка автомобиля — многолетние накопления, для кого-то это годовой заработок, для кого-то — месячный. Ситуации разные, другое дело, что процент клиентов, готовых платить большие деньги за автомобиль, все-таки снижается. А посчитать, сколько людей покупает новинки, сложно, поскольку нет четких критериев. Интерес к моделям меняется: стали меньше покупать Audi и больше приобретать BMW.

«Интерес к моделям меняется: стали меньше покупать Audi и стали больше покупать BMW» «Интерес к моделям меняется: стали меньше покупать Audi и больше приобретать BMW» Фото: «БИЗНЕС Online»

— А от чего это зависит: Audi стали меньше покупать, BMW больше? Своеобразная мода?

— Разные причины. Ценовая политика на рынке России, обновление модельного ряда — всегда есть живое колебание интереса к разным моделям. Ну и в целом успешность бренда на мировом рынке влияет на спрос. Это же своего рода соревнование — есть локальные успехи и локальные неудачи. Иногда кто-то вообще уходит с рынка, кто-то банкротится.  

— От чего зависят покупательские предпочтения?

— Во-первых, от понимания клиента, что же он хочет купить. Исключение составляет человек, покупающий свой первый автомобиль, но и он ездил в качестве пассажира как минимум. У каждого есть свое уже сформированное мнение. Второе — от подачи бренда, его имиджа на рынке.

— От агрессивности рекламы тоже, наверное, зависит?

— Не столько от агрессивности, сколько от эффективности продвижения. Агрессивность — это когда нас буквально бомбят рекламой. Но порой утонченная реклама, вовремя зашедшая, больше поражает, чем рекламная бомбардировка. Третье, от чего зависит покупательское предпочтение, — работа дилера, то, насколько умело он подает товар, насколько качественно работает с клиентами. Четвертое — возможности клиента. Иногда автомобиль уж очень нравится, но купить вы его не можете.         

— Насколько ожидаете рост цен на автомобили в 2020 году? Ограничится инфляцией или еще какие-то причины могут сказаться? (Тимур)

— Я не обладаю информацией о каких-то дополнительных причинах повышения цен, но инфляционное повышение всегда действует.

«Этот автомобиль (Аурус) я видел на выставке. Радует, что это наша российская разработка. Заявленная стоимость — 18 миллионов рублей. Какой будет спрос с такой ценой? А мы работаем там, где есть спрос» «Данный автомобиль (Aurus) я видел на выставке. Радует, что это наша российская разработка. Заявленная стоимость — 18 миллионов рублей. Какой будет спрос с такой ценой? А мы работаем там, где есть спрос» Фото: «БИЗНЕС Online»

AURUS: «КОММЕРЧЕСКОГО УСПЕХА С ТАКОЙ ЦЕНОЙ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ»

— ТТС планирует продавать Aurus? Как вообще оцениваете этот автомобиль? (Илья)

— Данный автомобиль я видел на выставке, знаю о нем только из средств массовой информации, поэтому не могу ничего сказать про качество. В любом случае радует, что это наша российская разработка. Думаю, все россияне испытывают гордость, когда мы делаем что-то подобное, но я не берусь судить, какой будет коммерческий успех. Заявленная стоимость — 18 миллионов рублей, это будет нишевый автомобиль. Какой ожидается спрос с такой ценой? А мы работаем там, где есть спрос. Сколько мы сможем найти клиентов на это авто, мне пока непонятно. А вообще, производитель должен определять, как он видит систему сбыта. Коммерческого успеха с такой ценой быть не может, поэтому здесь стоит говорить о таких категориях, как гордость, патриотизм.

— А чисто внешне Aurus вам нравится? Вам-то уж есть с чем сравнивать…

— Мне все автомобили нравятся. Это все равно что в прямом эфире рассуждать о том, какие женщины симпатичны: любой ответ проигрышный… (Смеется.) Сколько людей — столько мнений, особенно о внешнем виде. Если технические характеристики хоть как-то оцифрованы, то как оценить внешний вид? Нравится или не нравится.

— Рекомендовали бы вы кому-то из знакомых приобрести «УАЗ Патриот»? Что вы думаете по поводу безопасности уазиков? (Османов)

— «УАЗы» мы не продаем.

— Почему?

— Мы имели опыт работы с УАЗом, но с коммерческой точки зрения получилось очень плохо: у нас возникало много вопросов по взаимодействию, было довольно большое количество отказов в автомобилях. И мы решили уйти. У них и без нас достаточно широкая дилерская сеть. Что касается самого автомобиля, на него есть спрос, клиент. Неудачный автомобиль уйдет с рынка, а если «УАЗ» столько лет на рынке, значит, это хороший продукт.   

— Как вы оцениваете потенциал новинки Renault Arkana, можно ли сказать, что это BMW X4 для бедных? (Османов)

— Хорош «бедный», который может купить Renault Arkana!.. (Смеется.) Я считаю, это современный заметный автомобиль. Но понятно, что есть премиум-сегмент — это BMW, есть сегмент Renault, который к премиум-автомобилям никогда не относился. Там есть свои требования и потенциал. Автомобиль успешный, он начал пользоваться хорошим спросом. Но я не согласен с терминологией, что это машина для бедных. Авто для успешных все-таки.

«Если технические характеристики хоть как-то оцифрованы, то как охарактеризовать внешний вид? Нравится или не нравится» «Если технические характеристики хоть как-то оцифрованы, то как оценить внешний вид? Нравится или не нравится» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ДОЛЯ КРОССОВЕРОВ НА МИРОВОМ РЫНКЕ РАСТЕТ, А ЛЕГКОВЫХ — ПАДАЕТ»

— Ford свернул производство легковых автомобилей из-за того, как говорят представители компании, что упал спрос на легковые автомобили в целом по всему миру, тренд спроса — на кроссоверы. Или просто Ford стали меньше покупать из-за неконкурентного соотношения цены и качества? На примере своих автосалонов вы чувствуете, что тренд — в сторону кроссоверов? (Дмитрий)

— Абсолютно согласен, и статистика это подтверждает: доля кроссоверов на мировом рынке растет, а легковых — падает. И то, что легковые Ford пошли хуже, чем предполагалось, — это да.

— Все производители дают на новый автомобиль гарантию три года и 100 тысяч километров пробега, а Hyundai — пять лет и 150 тысяч километров пробега. Это такой маркетинговый ход или бóльшая уверенность в качестве своей машины, как считаете? (Владимир)

— И то и другое. И маркетинговый ход (этим они хотят выделиться), и качество автомобиля (в нем они уверены, иначе опасались бы давать такую гарантию). 

 Менеджеры ТТС утверждают, что существуют какие-то партнерские соглашения между дилерами в регионе, которые ограничивают возможность скидок. Они уверены, что цена у конкурента не может быть ниже, а скидка возможна только на дополнительную опцию или аксессуары. Существуют ли такие соглашения и с какой целью они заключены? (Сергей)

— Контакты между конкурентами, безусловно, возможны, но каких-то договоренностей нет и быть не может. Нет такого соглашения, которое обязывало бы нас к чему-то, каждый поступает так, как считает нужным, хотя я допускаю, что на уровне разговоров менеджеров могут быть договоренности о том, что не надо демпинговать и переманивать друг у друга клиентов.

«Мы имели опыт работы с УАЗом, но с коммерческой точки зрения получилось очень плохо: у нас было много вопросов по взаимодействию, было довольно большое количество отказов в автомобилях. И мы решили уйти» «Мы имели опыт работы с УАЗом, но с коммерческой точки зрения получилось очень плохо: у нас возникало много вопросов по взаимодействию, было довольно большое количество отказов в автомобилях. И мы решили уйти» Фото: «БИЗНЕС Online»

 В Европе запрещен прогрев автомобилей на холостом ходу, как, например, широко используемая у нас функция сигнализации с автозапуском. Существуют так называемые предпусковые подогреватели, которые могут прогреть двигатель. Будет ли подобная опция в ТТС, так как является удобной и более экологичной для покупателей, а также принесет дополнительный доход дилеру? (Сергей)

— Я удивлен таким вопросом… Не просто можем ставить, мы требуем от своих менеджеров предлагать всем клиентам поголовно устанавливать обогреватели! Все это у нас есть. Если кто-то из клиентов не получил такого предложения, а тем более ему отказали, пожалуйста, дайте знать нашей клиентской службе, в каком автосалоне и какой сотрудник подобное сделал. Это дополнительные услуги, и такое нам выгодно. Другое дело, что на некоторых марках автомобилей производители рекомендуют ставить обогреватели только определенных брендов. Возможно, речь идет об этом. Во всяком случае, надо конкретно разобраться.

«ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР — ЭТО ВСЕГДА РИСК»

— Зашел в ТТС-Toyota, очень предвзятое отношение манагеров: оценивают людей по одежке. (Читатель БО)

— Это полное безобразие! Если нам дадут знать о таких фактах, мы примем самые строгие меры к своим сотрудникам. Я намерен бескомпромиссно с этим бороться. К сожалению, такие факты есть. Я обращаюсь и прошу помощи у клиентов: если вы встретили у нас хамское или пренебрежительное отношение к себе, пожалуйста, дайте нам знать об этом через клиентскую службу, информация о контактах которой есть во всех автосалонах и на нашем сайте. Клиентская служба у нас очень большая, она обрабатывает 100 процентов обращений клиентов.   

 Приобрели авто с пробегом в холдинге «ТрансТехСервис» в декабре 2018 года. В августе текущего года узнаем, что наша машина участвовала в мошеннической схеме продавца Файзуллина, притом, что нам не была предоставлена никакая скидка из его схем, свое старое авто мы не сдавали в trade-in, то есть мы отдали наличку в кассу салона и взяли на остаток кредит. На претензии и досудебные урегулирования ТТС отвечает отписками, хотя Зубарев утверждал, что ни один добросовестный покупатель не пострадает. (Карина)

— Сейчас этот вопрос решается в МВД. Не мы забрали автомобили, а полиция — в рамках уголовного дела как вещественное доказательство. Такой клубок получился! Кто-то из клиентов вступил в контакт с жуликами, кто-то — нет. Мы с каждым конкретным случаем разбираемся и стремимся помочь честным клиентам, но, пока идет следствие, ограничены в своих действиях.

«Кто-то из клиентов вступил в контакт с жуликами, кто-то нет. Мы с каждым конкретным случаем разбираемся и стремимся помочь честным клиентам, но пока идет следствие, мы ограничены в своих действиях» «Кто-то из клиентов вступил в контакт с жуликами, кто-то — нет. Мы с каждым конкретным случаем разбираемся и стремимся помочь честным клиентам, но, пока идет следствие, ограничены в своих действиях» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Какие выводы вы сделали из этой ситуации с вороватым менеджером? Технологически можно избежать мошеннических схем?

— Конечно, свои выводы мы сделаем, многое поменяли и еще станем менять. Уверен, что на новой площадке на М7 такие случаи будут исключены, потому что там другая технология. Но, к сожалению, 100-процентной защиты от мошенников нет ни в одной сфере деятельности. Как я понял из разговора с сотрудниками МВД, в стране и республике количество преступлений, связанных с мошенничеством, в последнее время растет быстрыми темпами. Человеческий фактор — это всегда риск.

 Не планируется ли устранить стоянку новых автомобилей ТТС между «М.Видео» и «Макдоналдсом» на улице Вахитова и вернуть данную территорию в первозданный вид? Как раньше было удобно парковаться: всегда имелось свободное место, можно оставить авто, пересесть на метро, съездить по делам, перекусить, да и просто погулять. Какой был удобный заезд к «Макдоналдсу» с улицы Декабристов, сейчас теснотища, малочисленные парковочные места постоянно заняты. Верните городу территорию. (Анонимно)

— Мы занимаем только те площади, которые находятся в собственности ТТС. Мы их купили у города.  

 Пользуюсь услугами ТТС 11 лет. Всегда были скидки на работы. Сегодня сдал машину в сервис — сказали, что скидок нет и такси не вызывают. В марте проходил ТО — такси вызвали за 5 минут. (Шавкат)

— Скидки и вызов такси за свой счет — это подарок в рамках акций, а не каждый раз. Например, когда клиент заплатил за ТО свыше определенной суммы. Видимо, в марте в программу акции клиент попал, а в октябре — нет. Согласитесь, мы не обязаны каждый раз вызывать и оплачивать такси, но объяснить условия акции наши сотрудники должны были. А вообще, хотелось бы по каждой претензии получить адрес автосалона и фамилию сотрудника, иначе получается как на деревню дедушке.

— Как вы относитесь к включению в сумму автокредита стоимости различных страховок и карт помощи на дороге без предварительного согласования с клиентом? (Наталья)

— Ко всякого рода страховкам и картам помощи на дороге я отношусь очень хорошо, уверен, что это нужная услуга, но считаю, что без согласования с клиентом подобное недопустимо делать.  

«Самые трудные решения всегда связаны с кадрами, с человеческими эмоциями, но, слава богу, у нас не было массовых сокращений. А что касается бизнеса, то решений было много, и каждое из них по-своему трудное» «Самые трудные решения всегда связаны с кадрами, человеческими эмоциями, но, слава богу, у нас не случалось массовых сокращений. А что касается бизнеса, то решений было много, каждое из них по-своему трудное» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПО-НАСТОЯЩЕМУ ТРУДНОЕ РЕШЕНИЕ БЫЛО ОДНО — НАЧАТЬ БИЗНЕС»

 Каким было самое трудное ваше решение относительно бизнеса? (Игорь)

— Самые трудные решения всегда связаны с кадрами, человеческими эмоциями, но, слава богу, у нас не случалось массовых сокращений. А что касается бизнеса, то решений было много, каждое из них по-своему трудное. По-настоящему трудное решение было одно — начать бизнес. Для меня это оказался перелом. Я трудился в большой команде, был расписан весь распорядок моей работы, вдруг вышел за ворота завода — и делай что хочешь…

— Это был осознанный шаг или какое-то безвыходное положение?

— Осознанный шаг, к которому я готовился: от первой мысли, что это надо сделать, до конкретного шага прошло больше года. 

 Как вы относитесь к спорту, в частности любительскому хоккею? В Казани есть хоккейная команда «Казанские Драконы», которая в 2013 году привезла 100 миллионов рублей в столицу РТ на строительство Ледового дворца, став чемпионом России. «Драконы» просят вас помочь в частичном финансировании. (Алмаз Нуруллин)

— По благотворительности у нас есть концепция и уже достаточно большая финансовая нагрузка. Мы действуем в рамках этой программы.

— Знаем, вы недавно были в США. С какой целью?

— Данную поездку организовала инициативная группа ассоциации «Российские автомобильные дилеры». Поехали те, кому было интересно посмотреть американский опыт. Были встречи с дилерскими группами, мы обменялись опытом.

«Американский автомобильный рынок самый развитый, он номер один. Хотя по объемам лидерство он уже уступил китайскому рынку, но по опыту работы, по истории, по качеству лидирует все-таки американский» «Американский автомобильный рынок самый развитый, он номер один. Хотя по объемам лидерство уже уступил китайскому рынку, но по опыту работы, истории, качеству лидирует все-таки американский» Фото: © Наталья Селиверстова, РИА «Новости»

— Что вас там удивило и что вы обязательно внедрите в работе своей компании?

— Мы сегодня удивляться уже разучились. «Ах, как там!..» — такого нет. Но есть чему поучиться, потому что американский автомобильный рынок самый развитый, он номер один. Хотя по объемам лидерство он уже уступил китайскому рынку, но по опыту работы, истории, качеству лидирует все-таки американский.

Поведение автомобильных дилеров определяется настроем общества. Мы ведомые, по сути дела. Если от общества есть запрос, мы делаем. А если нет такового, все бесполезно, поэтому надо говорить не о диалектике развития автомобильного бизнеса, а о диалектике развития потребительского рынка автомобилей.  

— Проще говоря, все зависит от платежеспособности населения?

— Безусловно, размер рынка определяется наличием денег.

— А как американский опыт продаж автомобилей может помочь вам выйти на такой объем рынка, какой хотелось бы, если здесь у людей элементарно нет денег?

— Какой бы опыт мы ни перенимали... если денег нет, то продаж не будет — это да. Но доля каждого дилера в рамках того объема продаж, определяющегося экономикой страны и уровнем доходов населения, будет зависеть от того, как он сумеет приспособиться к новым вызовам, которые постоянно нас преследуют.

 В сложных условиях, конечно, успех будет зависеть от эффективности работы, даже, может быть, от изощренности маркетинговых ходов.  

— Эффективность — это более подходящее слово, но в некоторых случаях методы могут быть и изощренными, наверное.

— Чему вы все-таки удивились в США?

— Мы считаем, что в Америке работодатель находится в более зависимом состоянии от сотрудника, поскольку там сильные профсоюзы, законы и суды, защищающие работающих. Там, конечно, не ущемляют права людей, но устроено все очень рационально: защищают тех, кто эффективно работает. Мы были в северном штате — Миннесоте, где снега выпадает в два раза больше, чем в Казани. И я спросил, как они выходят из положения, когда их большую автомобильную стоянку засыпает снегом, какими средствами механизации пользуются. Мне ответили: «Если с вечера видим, что идет снег, то все сотрудники автосалона приходят на работу часам к 7, переодеваются в рабочую робу и выходят чистить стоянку от снега». Спрашиваю: «Что, и никаких специальных приспособлений нет?» «Есть!» — отвечают и показывают… деревянную толкушку на длинной палке…

— А вы компанию по аутсорсингу для этих целей нанимаете?

— Да, у нас аутсорсинг. (Смеется.)

«Часто говорят, что надо платить больше, но давайте смотреть, из чего складывается зарплата. Я не много знаю в России предприятий, которые имеют сверхприбыль» «Часто говорят, что надо платить больше, но давайте смотреть, из чего складывается зарплата. Я не много знаю в России предприятий, которые имеют сверхприбыль» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЛИЧНО Я ХОЧУ ЖИТЬ И РАБОТАТЬ В РОССИИ И ЖЕЛАЮ, ЧТОБЫ ЗДЕСЬ БЫЛО ХОРОШО»

— Будете перенимать этот американский опыт?

— Главное, что мне хотелось бы перенять, — это то, что там все нацелены на результат. Американец, наверное, в чем-то даже менее компетентен, кругозор у него не шире, чем у нашего человека, но в работе он четко нацелен на результат. Знает, что если ему нужно продавать машины и что-то тому мешает, то прежде всего необходимо устранить то, что препятствует, а не долго рассуждать об этом. И продавать дальше. Обязательно на результат! Там минимальная зарплата очень высокая — 1,5 тысячи долларов. Но, конечно, надо делать скидку на то, что у них большие затраты на обязательные платежи — всякого рода страховки, кредиты — на это у них уходит больше половины зарплаты. Да, минимальная зарплата гарантирована, но если ты два месяца подряд не выполняешь план, то тебя просто увольняют. И это не считается жесткостью, там это правило.

— У российского человека можно воспитать нацеленность на результат? Говорят, что у нас и у американцев менталитет совсем разный…

— Я встречал в Америке россиян, которые приехали туда и работают по американским правилам, хотя, конечно, в Америку уезжают в основном яркие, активные люди.

— В продажах автомобилей американский опыт пригодится вам?

— Там есть некоторые нюансы, но если обобщить главное, то это все-таки нацеленность на результат. Подобное восхищает! Мы же очень много времени тратим на обсуждение того, почему это невозможно. Там дискуссий значительно меньше, а больше анализа деятельности. Я говорю об успешных деловых американцах, а вообще они разные. Думаю, наши люди ничем им не уступают. Нам просто нужно чуть-чуть скорректировать свое сознание и не ждать, что повезет, что кто-то даст, поможет.

«Лично я хочу жить и работать в России и хочу, чтобы здесь было хорошо. Никакой Америки нам не надо! Мы любим Родину, но хотим, чтобы Родина менялась в лучшую сторону» «Лично я хочу жить и работать в России и желаю, чтобы здесь было хорошо. Никакой Америки нам не надо! Мы любим Родину, но хотим, чтобы она менялась в лучшую сторону» Фото: Андрей Титов

— 200 лет капитализма — и мы такими же, как американцы, станем…

— Такими же не надо, пусть останемся собой, но станем работать более эффективно. Но, чтобы такое случилось, к этому надо стремиться. К сожалению, процесс в данном направлении у нас двигается медленно.

— А как вы своим сотрудникам внушите установку «нацеливайтесь на результат»? Думаю, многим из них кажется, что они-то нацелены…

— В этом и задача руководителя — донести до сотрудников, убедить, что подобное выгодно всем. На самом деле такое выгодно не только с позиции предпринимателя, но и с позиции общества. Часто говорят, что надо платить больше, но давайте смотреть, из чего складывается зарплата. Я не много знаю в России предприятий, которые имеют сверхприбыль.

— Нефтяные и газовые?

— Да, а обрабатывающие и торгующие предприятия? Когда-то торговля была сверхприбыльна, а сегодня я слышу, что даже мощные торговые сети имеют низкую доходность, потому что продажи зависят от платежеспособности населения. Для роста зарплаты работников нужно, чтобы эффективность повышалась, то есть производительность труда и доход. Наша производительность труда по сравнению с американской не выдерживает никакой критики. Но я ни в коем случае не намекаю на то, что наши люди более ленивые, у нас целый комплекс проблем, которые одним махом не решишь. Да, наши граждане, попадая в другую атмосферу, могут приспособиться через какое-то время. Тем, кто не привык интенсивно работать, очень тяжело будет адаптироваться, в США им делать нечего. Но лично я хочу жить и работать в России и желаю, чтобы здесь было хорошо. Никакой Америки нам не надо! Мы любим Родину, но хотим, чтобы она менялась в лучшую сторону.

— Вячеслав Викторович, спасибо за интересный разговор!