Чем занимается в республике «ветеринарная группа быстрого реагирования», зачем врачам «пистолеты» из фильма «Люди в черном» и чем измеряют «манту» у коров — обо всем этом рассказал директор ГБУ «Республиканская ветеринарная лаборатория» РТ Марс Валиев во время рабочей поездки в село Куркачи.
НА ВЫЕЗД С ДЕЗИНФЕКЦИОННОЙ УСТАНОВКОЙ И БЕНЗОПИЛОЙ
Мы уже не раз писали о Республиканской ветеринарной лаборатории, которая действует в Татарстане более 20 лет. Но сейчас речь пойдет о работе одного из подразделений – противоэпизоотичского отряда, которому поступило задание на выезд в агрофирму «Татарстан», что неподалеку от Куркачей.
Пока сотрудники отряда готовятся к поездке, директор Республиканской ветеринарной лаборатории Марс Валиев рассказывает о задачах данного подразделения. По его словам, отряд – это своеобразная «группа быстрого реагирования», «ветеринарный спецназ», который выезжает на место происшествия при возникновении особо опасных заболеваний животных, при карантине и проведении профилактических мероприятий.
Марс Мулланурович подчеркнул, что в отряде работают самые высококлассные специалисты: «Обязательное требование к таким сотрудникам – чтобы они имели высшее образование, были хорошо подготовленными».
Но кроме «человеческого фактора» большую роль в эффективности работы отряда играет и применяемое оборудование. Директор Республиканской ветеринарной лаборатории с довольным видом показывает хранящуюся под аккуратным навесом крупную технику. Новенькой желтой краской отсвечивает ДУМ-118 – мобильная дезинфекционная установка. Она такая вторая по всей России. Первую для своих ветврачей сделали на одном из местных предприятий в Нижнем Новгороде. Казанцы, увидев ее на одной из выставок, не растерялись и заказали себе. Использование таких машин позволяет полностью очистить помещения после опасного заражения.
Марс Валиев
Рядом стоят передвижной «Дезбарьер» и несколько «ДУКов», но уже поменьше. Последние, кстати, имеются также и в каждом районе республики – ведь и там при районной ветеринарной службе есть свои эпизоотические отряды. То есть отряд Республиканской ветлаборатории усиливает, дополняет структуру реагирования районных ветслужб.
«Они поменьше и по оснащенности чуть уступают нашему, а мы их дополняем, усиливаем нашей более высокой оснащенностью», – объясняет наш собеседник.
Также имеются передвижные пункты КПП, где при необходимости можно даже заночевать. В комплекте к ним идут несколько бензогенераторов, осветительные приборы, комплекты раций и бензопил.
«Комплекс – как у эмчеэсников!» – довольно похлопывает по металлической стенке прицепа начальник Республиканской ветлаборатории. Конечно, в комплекте к этой достаточно объемной технике используются современные биопрепараты, дезинфектанты и инструменты.
Тем временем пришло время выезжать в Куркачи, к крыльцу подъезжает серебристый Largus. Марс Мулланурович объясняет, что эти вместительные машины были закуплены специально для отряда, чтобы можно было взять с собой побольше аппаратуры и инструментов. Мы быстро рассаживаемся в машины, и уже в дороге наш собеседник продолжает разговор о назначении противоэпизоотического отряда.
«Основная из функций – выезд при локализации различных особо опасных заболеваний. Подобные случаи были, когда в 2016 году в Нурлатском районе республики были зафиксированы случаи заражения африканской чумой свиней (АЧС), а в 2017 году в Лаишевском районе – птичьим гриппом», – пояснил Марс Мулланурович.
Впрочем, оперативное реагирование на вспышку той или иной болезни, на эпизоотию – не основная задача «спецназовцев от ветеринарии». Их функциональной обязанностью также является выезд на место для контроля завоза скота из других регионов или из других стран. В таком случае эти животные автоматически ставятся в хозяйствах на карантин, то есть отделяются от уже живущего здесь скота. Через 7–10 дней, а именно столько дается животным на адаптацию, в хозяйство приезжают специалисты отряда, берут у них контрольные анализы и проводят диагностические исследования.
«Их исполнение тоже функционально лежит на этом отряде, чтобы завоз скота шел под контролем. После проверки документов определяем, какие мероприятия мы еще должны проводить», – поясняет директор РВЛ.
ВНАЧАЛЕ ИММУННЫЙ СТАТУС, ПОСЛЕ ВАКЦИНАЦИЯ
Если коротко, то суть такой проверки в том, чтобы «импортированные» животные прошли те же анализы, что и наши, местные. Поэтому в обязательном порядке проводится туберкулизация, то есть провокация аллергической реакции на туберкулез. Образно говоря, это своеобразное «манту» для коров. Также осуществляется отбор крови и профилактическая вакцинация животных.
«После отбора крови проводится ряд исследований на определенные заболевания, которые, возможно, могут быть завезены из другой страны. Мы пытаемся определить порядка 9 заболеваний по анализам крови. В первую очередь речь идет об инфекционных», – рассказывает Валиев по пути к месту назначения.
За окном проносятся Дербышки, потом Высокая Гора, Бирюли, но мы едем все дальше, наша цель – поселок Куркачи, где находятся фермы хозяйства «Татарстан».
Наш собеседник рассказывает, что кроме анализа крови специалисты отряда также отбирают пробы для копрологических исследований на наличие паразитов. Определяется иммунный статус, потом вакцинация. И только после прохождения всех этих процедур, если поголовье соответствует требованиям ветеринарного законодательства Российской Федерации, оно уже допускается к общему стаду в этом хозяйстве. За год сотрудники противоэпизоотического отряда Республиканской ветеринарной лаборатории проводят проверку как минимум 17 тыс. голов КРС.
Мы переезжаем железнодорожную линию, и на одном из крутых поворотов на склоне показывается аккуратно выложенное кем-то из камней название поселка: Куркачи. Вскоре видим и фермы. Приехавших с нами специалистов противоэпизоотического отряда Ильнара Алиакберова и Рамзиля Шайдуллина тепло приветствует главный зоотехник и ветврач комплекса. Чувствуется, что этих ребят здесь хорошо знают. Коров заводят в специальные «отсекатели», то есть своеобразные кабинки, где наши герои и приступают к работе.
Сегодня у них по плану – взятие крови на анализ и та самая туберкулизация, то есть провоцирование аллергических реакций на это заболевание. Для анализа крови специалисты берут кровь из основания хвоста у коров, а для туберкулизации вводят туберкулин в холку животных с помощью специальных шприцов-пистолетов, по виду просто неотличимых от знаменитого «Сверчка» из блокбастера «Люди в черном». Сотрудники отряда одеты в специальную форму с надписью «Государственная ветеринарная служба».
Валиев, пользуясь случаем, показывает нам прибор, похожий на штангенциркуль, – кутиметр. Корова не ребенок, у которого меряют манту линейкой, – спокойно она стоять не будет. А этот прибор позволит «на ходу» измерить размеры появившейся опухоли и тут же решить, здорово животное или нет.
Часа за полтора наши герои управились со стадом примерно в 100 голов. Они прощаются с хозяевами, и мы отправляемся обратно в Казань. Наш собеседник продолжает рассказывать о задачах противоэпизоотического отряда. Оказывается, есть еще одна важная миссия – обеспечение контроля за вывозом животных.
По его словам, раньше, бывало, ветеринар давал справку о здоровье животных на основании требований российского законодательства, а стадо, привезенное для продажи, допустим, в Казахстан, «намертво» вставало на границе. Оказывается, не было сделано необходимого исследования для этой страны.
«Сейчас такие случаи исключены полностью. Выезжая на место, специалисты Республиканской ветлаборатории берут необходимый для исследований материал, и на основании проведенного в Казани исследования нами дается заключение, с которым здоровые животные с легкостью пересекают любую границу – хоть между регионами Российской Федерации, хоть с другими странами. Мы открываем все границы и, что самое главное, делаем их безопасными», – резюмировал Марс Валиев.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.