«Могло быть и хуже, но должно было быть лучше» — так можно охарактеризовать итоги 2018 года для авторынка Татарстана «Могло быть и хуже, но должно было быть лучше», — так можно охарактеризовать итоги 2018 года для авторынка Татарстана Фото: «БИЗНЕС Online»

ТАТАРСТАНСКИЙ РЫНОК РОС В 7,5 РАЗ МЕДЛЕННЕЕ РОССИЙСКОГО

«Могло быть и хуже, но должно было быть лучше», — так можно охарактеризовать итоги 2018 года для авторынка Татарстана. Количество регистраций новых легковых авто в республике выросло на 1,7% до 71,6 тыс. автомобилей, следует из данных аналитического агентства «Автостат». Начало года дало надежду дилерам — в первом квартале прирост составлял 9%, но затем рынок ударил по тормозам: по итогам первого полугодия — уже плюс 5,9%, а провальный третий квартал замедлил темпы до плюс 1,5%. Как видим, в октябре – декабре ситуация хрупкого восстановления республиканского спроса на новые автомобили стабилизировалась.

Фото: «БИЗНЕС Online»

Эталонным для Татарстана на сегодня остается 2013 год с его 124,4 тыс. зарегистрированных авто, а минимум последней пятилетки приходится на 2016-й — 59,4 тысячи. После этого началось не слишком уверенное восстановление рынка: плюс 11 тыс. авто в 2017 году и плюс 1,2 тыс. в прошлом (то есть за год темп упал более чем в 9 раз).

Фото: «БИЗНЕС Online»

Как мы писали ранее, быстрее всего местного рынка вновь рос сегмент «крутых тачек». Не в пользу Татарстана и сравнение с федеральной динамикой, оказавшейся в 7,5 раз быстрее. По данным ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ выросли на 12,8% до 1,8 млн авто по итогам 2018 года. Разве что главная тенденция была общей — от квартала к кварталу рост продаж неуклонно замедлялся.

«Перспектива на 2019 год не столь ясна. Увеличение НДС и возможное ужесточение санкций США создают существенные риски и неопределенности на рынке, в особенности в первом квартале. Однако, основываясь на предположении о неизменности правительственной политики и неизменности поддержки автомобильного сектора, участники рынка ожидают, что фундаментально спрос будет достаточно устойчив для удержания уровня продаж и выхода на рост в течение года. С учетом этого наш прогноз на 2019 год по рынку пассажирских и легких коммерческих автомобилей в России составлен с небольшим улучшением, а именно 1,87 миллиона единиц, что на 3,6 процента больше, чем в прошлом году», — прогнозирует председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

Обладателю самой большой рыночной доли в стране и республике, отечественной LADA, удалось подрасти чуть слабее рынка РТ, на 1,5% до 19,8 тыс. авто Обладателю самой большой рыночной доли в стране и республике, отечественной LADA, удалось подрасти чуть слабее рынка РТ, на 1,5% до 19,8 тыс. авто Фото: Егор Алеев/ТАСС

LADA: C СЕДАНОВ — НА УНИВЕРСАЛЫ, С ПЕРВОЙ GRANTA — НА ВТОРУЮ

Обладателю самой большой рыночной доли в стране и республике, отечественной LADA, удалось подрасти чуть слабее рынка РТ — на 1,5% до 19,8 тыс. авто. И это еще хорошо, ведь по итогам трех кварталов прирост замедлился до 0,1%, а вот в Казани, которая утратила былой скепсис к продукции АвтоВАЗа, динамика была в четыре раза сильнее — плюс 6% до 4470 авто. Если перевести эти цифры в зарегистрированные авто, оказывается, что 87% всего прироста обеспечили именно казанцы. Столичные жители активно пересаживались с более дорогих машин на вазовские новинки или ситуация в районах не позволяла обновлять автопарк даже самыми доступными машинами?

В целом по РФ продажи LADA выросли на 16% до 360,2 тыс. авто, сильнее среднерыночного показателя. «LADA остается в тренде, ее продажи растут и будут расти дальше. АвтоВАЗ продолжает развитие продуктовой линейки, вводя не то что новые модели, но модификации, которые продолжают привлекать клиентов. Рынок модели принял, последний модельный ряд с Vesta и XRAY хорошо встречен клиентами. За счет старой памяти и того, что они считают, что АвтоВАЗ остается доступным в ремонте, эти автомобили ждет хорошее будущее», — говорит автоэксперт Роман Гуляев.

Собственно о персональных достижениях моделей «ВАЗ». Первое место по итогам года получила Vesta в кузове седан, хотя ее популярность снизилась на 872 регистрации до 3079 авто. В январе самая продаваемая тольяттинская легковушка стоила от 615 тыс. рублей — на 20 тыс. дороже, чем в октябре.

Фото: «БИЗНЕС Online»

Напротив, свежеиспеченные универсалы SW и SW Cross спровоцировали в РТ девятикратный прирост спроса до 2096 авто. Благодаря им семейство Vesta суммарно набрало 5175 баллов, выйдя в плюс почти на тысячу регистраций. Что ж, в универсале и места больше, и его стремительный экстерьер с модными элементами, той же парящей крышей, оказался довольно удачным, но и затраты тут повыше — январский ценник начинался от 705 тысяч. За модель с приставкой Cross дилеры просили уже от 831 тыс. рублей, при этом цены на SW и SW Cross выросли на 25 тыс. рублей по сравнению с октябрем. И тут же последние известия из Тольятти: 31 января стартовали продажи флагмана модельного ряда Vesta — автомобиля LADA Vesta Sport с форсированным двигателем объемом 1,8 литра. Стартовая цена автомобиля — 1,01 млн рублей, в максимальной комплектации Luxe (включает систему стабилизации, круиз-контроль, мультифункциональное рулевое колесо, датчики дождя и света и т. д.) — 1,04 млн рублей. Уже известен и первый покупатель машины — им стал губернатор Самарской области Дмитрий Азаров.

Аналогичные телодвижения в продажах наблюдались и среди семейства Granta. Напомним, что в середине августа АвтоВАЗ приступил к производству нового поколения модели Granta, которую официально вынесли на суд общества в конце лета, перед московским международным автосалоном и далее на самом ММАС. По итогам года седаны первого поколения с гуманным ценником от 410 тыс. (если цена осталась неизменной, здесь и далее мы не будем это проговаривать) недосчитались трети спроса, остановившись на отметке в 3059 регистраций. Помогли семейству сохранить лицо машины нового поколения стоимостью от 435 тыс. (на 15 тыс. дороже октября), набравшие почти полторы тысячи голосов.

Та же ситуация и с Granta в кузове лифтбэк: предыдущее поколение потеряло 1084 голоса, а новое «нашло» 903 покупателей.

Фото: «БИЗНЕС Online»

Первый вазовский кроссовер линейки «икс» XRAY (от 610 тыс. — на 20 тыс. дешевле октября) недосчитался сотни регистраций, но при спросе в 2,5 тыс. авто это не является критичным. Вариант кроссовера с автоматической трансмиссией предлагают за 758 тыс. рублей. При этом производитель добавил в линейку XRAY Cross ценой от 755 тыс. рублей, и, если кто ждал от XRAY таких улучшений, как регулировка рулевой колонки по вылету, модернизированная передняя подвеска, еще больший дорожный просвет и чуть более оригинальный дизайн, welcome!

«Рабочий мул» Largus VP (от 591 тыс. — на 26 тыс. дороже октября) вписался в общий тренд растущей популярности универсалов. Хорошие продажи модели даже заставили АвтоВАЗ поменять прежние планы. Ранее предполагалось, что компания в текущем году выпустит рестайлинговую версию Largus. Но на днях вице-президент по продажам и маркетингу Ян Птачек заявил, что Largus попадает в тот сегмент автомобилей, для которых внешность не является главным фактором. Топ-менеджер добавил, что на существующее поколение есть высокий спрос, а искусственно ускорять выход обновленной модели компания не собирается. Так что рестайлинг Largus отложен минимум до 2020 года, при этом эксперты ждут его перевоплощения в фирменном Х-факторе.

«ВАЗ за последние два года расширил линейку своей продукции до беспрецедентных масштабов. Никогда здесь не выпускалось так много различных моделей, причем очень широкого ценового диапазона: Granta идет от чуть больше 400 тысяч, а самая дорогая Vesta Sport уже перевалила за 1 миллион. За счет того, что покупателям предложены по конкурентной цене очень неплохие машины с огромным выбором на любой вкус, цвет и кошелек, в 2019 году АвтоВАЗ, я думаю, начнет возвращать утраченные позиции. Обогнать KIA и Hyundai, которые в сумме производят больше, вряд ли удастся, но увеличить свою долю на рынке АвтоВАЗ вполне может. Его доля вырастет в сравнении с 2017–2018-м, он отвоюет часть рынка у корейцев и французов. Сейчас спрос на вазовские машины очень хорош, особенно в регионах, Москва все-таки традиционно ориентируется на иномарки», — подытоживает аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.

Здесь же отметим локальные успехи марки Datsun, фактически перелицованных Kalina. Спрос на них в Татарстане в общей сложности вырос на 177 до 1191 авто (+18%). В целом же по России зафиксировано снижение на 16% до 20,6 тыс. авто, так что можно лишь поздравить местных дилеров, убедивших татарстанцев в достоинствах Datsun.

Наиболее популярен в республике вместительный седан on-DO (от 466 тыс. — на 15 тыс. дороже октября), набравший 1023 регистрации — на 178 больше, чем годом ранее. Поводом для такой покупки могла стать как смена поколений Granta, так и желание ездить не на машине с шильдиком LADA, а все-таки на каком-никаком, но все же «японце».

Пока снижался спрос на седаны, KIA вывел на рынок очередное, четвертое по счету поколение среднеразмерного кроссовера Sportage, спрос на который за год вырос на 444 до 1604 авто Пока снижался спрос на седаны, KIA вывел на рынок очередное, четвертое по счету, поколение среднеразмерного кроссовера Sportage, спрос на который за год вырос на 444 до 1604 авто Фото: «БИЗНЕС Online»

KIA: РАЗОЧАРОВАНИЕ В RIO, ВЗЛЕТ КРОССОВЕРОВ ВО ГЛАВЕ СО SPORTAGE

Теперь о весьма успешном корейском тандеме Hyundai-KIA. Начнем с более популярного KIA, которому удалось подрасти на 3,2% до 10,4 тыс. регистраций после просадки на 1,1% по итогам трех кварталов. И опять с лучшей стороны показала себя Казань: даже в январе – сентябре столица демонстрировала прирост на 2,3%, а год закончила с результатом плюс 8,7%. Но и Казань рядом не стояла с общероссийским показателем. В целом по РФ иностранный бренд №1 ускорился на 25%, отстав от LADA на 132,6 тыс. проданных автомобилей.

Фото: «БИЗНЕС Online»

Самый популярный в Татарстане автомобиль KIA Rio недосчитался пятой части спроса, ограничившись 5082 авто. Падение спроса на Rio мы наблюдаем четвертый год подряд, и если спад 2015–2016 годов можно объяснить общим нисходящим трендом местного авторынка, то в 2017–2018 годах, похоже, от пирога Rio все же откусили встающие с колен конкуренты. Январский ценник на модель 2018 года выпуска стартовал с отметки 755 тыс. — на 30 тыс. больше, чем в октябре. На столько же до 855 тыс. подорожал и самый доступный вариант с автоматической коробкой передач — на минуточку, это на 300 тыс. с хвостиком дороже, чем Granta с «автоматом». А если вы хотите получить свежеиспеченный Rio 2019 года, приготовьте минимум 765 тыс. рублей.

Впрочем, корейская мануфактура быстро адаптируется к реалиям рынка, не играя в стиле «монолайнера». Пока снижался спрос на седаны, KIA вывел на рынок очередное, четвертое по счету, поколение среднеразмерного кроссовера Sportage, спрос на который за год вырос на 444 до 1604 авто. Цена этого «шлягера» стартует от 1,35 млн, а за 1,375 млн можно приобрести самую свежую модификацию, которая начала поступать на российский рынок в ноябре.

Фото: «БИЗНЕС Online»

Кто еще отличился в лучшую сторону у KIA? Прежде всего более компактный кроссовер с фирменным двухцветным окрасом Soul (от 992 тыс. и от 1,007 млн соответственно за 2018 и за 2019 год выпуска), спрос на него вырос наполовину. Флагман линейки кроссоверов Sorento (от 1,8 млн) тоже не дремал, улучшив прежний результат почти на две трети, если считать версию Sorento Prime (от 1,975 млн). Корейские кроссоверы подорожали широким фронтом, но маркетологи компании творчески подошли к этому делу. Если ценник Sportage вырос на 45 тыс., то Sorento Prime — уже на 95 тыс. рублей.

Своеобразным лидером в этом плане стал седан Optima, с октября подорожавший на 96 тысяч. В январе дилеры за прошлогодние авто просили от 1,325 млн, за свежевыпущенные — от 1,345 млн рублей. Посмотрим, как это скажется на покупках Optima, для которой в минувшем году наступил звездный час. Уже по результату трех кварталов модель отобрала у Toyota Camry титул чемпиона в сегменте бизнес-седанов с ценником до 1,6 млн рублей. Финал тоже остался за Optima: по итогам года спрос в Татарстане на нее вырос на 267 до 794 регистраций.

Фото: «БИЗНЕС Online»

HYUNDAI: SOLARIS В ПРОЛЕТЕ, CRETA И TUCSON НА ВЗЛЕТЕ

Напарник KIA по концерну, Hyundai, под занавес года слегка улучшил показатель и в итоге показал символический спад на 1,8% до 8193 авто. Отметим, что снижение спроса произошло после сверхудачного для «корейца» 2017 года, когда был зафиксирован его личный рекорд — 8339 поставленных на учет новых автомобилей. В Казани провал был глубже  — на 6,3%: очередная иллюстрация того, что для татарстанского авторынка  общие правила не писаны. Ведь в целом по стране продажи Hyundai, напротив, увеличились на 13% до 178,3 тыс. авто.

Фото: «БИЗНЕС Online»

Картина в конюшне Hyundai очень похожа на ту, что мы наблюдаем у KIA: «народный автомобиль» теряет позиции, спрос на остальные модели пока растет. «Потеряшка» года №2 после KIA Rio — Solaris: минус 923 единицы до 3217 авто. В январе за самый доступный вариант на механике просили от 730 тыс. — на 35 тыс. больше, чем в октябре. Версия с «автоматом» за последние три месяца подорожала на 33 тыс. до 843 тыс. целковых.

Фото: «БИЗНЕС Online»

Не перестают удивлять своим энтузиазмом поклонники самого бюджетного кроссовера бренда. Спрос на Creta (от 947 тыс. — на 42 тыс. дороже октября) увеличился еще на 300 баллов, перевалив за трехтысячную отметку. Круто в гору поехал «нафаршированный» обновленный кроссовер Tucson (от 1,444 млн — на 30 тыс. дороже октября): в абсолютном выражении его прибавка на 550 авто до 958 регистраций стала самой большой у Hyundai. Во втором полугодии смогла войти в нужное русло и новая Sonata (от 1,334 млн — на 34 тыс. дороже октября), популярность которой в РТ увеличилась в пять с лишним раз, перекрыв потери покинувшей линейку i40.

Подытожим: если отбросить «слив» позиций Rio и Solaris, спрос на автомобили KIA и Hyundai рос в Татарстане двузначными темпами. В этом лихом марш-броске участвовали все: от малыша Picanto (от 630 тыс. — на 60 тыс. дороже октября) до стремительного и дерзкого Stinger (от 2,045 млн — на 85 тыс. дороже октября). Это может свидетельствовать и о том, что, с одной стороны, относительно доступные KIA и Hyundai в сегменте 1–2 млн рублей перетягивают одеяло на себя с конкурентов, которые не могут похвалиться более-менее демократичными ценами и аналогичной начинкой за сопоставимые деньги. Также нельзя не отметить продолжающуюся миграцию автолюбителей с «пузотеров» на кроссоверы, пусть и самые доступные, в лице той же Creta, на механике и переднеприводные.

Renault стал главным аутсайдером татарстанского авторынка, потеряв 686 регистраций или 7,8% до 8091 авто Renault стал главным аутсайдером татарстанского авторынка, потеряв 686 регистраций, или 7,8%, до 8091 авто Фото: «БИЗНЕС Online»

RENAULT: У DUSTER И KAPTUR ПРОПАЛ ЗАПАЛ

Чтобы разобраться, что же за чехарда происходит среди лидеров масс-маркета, разберем и результаты Renault. Именно он стал главным аутсайдером татарстанского авторынка, потеряв 686 регистраций, или 7,8%, до 8091 авто. Причем в Казани демократичный француз «отминусовал» только 5,5%, так что главная заслуга в этом сомнительном достижении принадлежит другим городам и районам РТ. В целом по РФ Renault прибавил менее процента, закрепившись на отметке 137 тыс. авто, так что проблемы производителя обозначились в масштабах страны, с более выраженным акцентом в Татарстане.

Слегка недосчитавшись поклонников и ограничившись 2700 регистраций, бестселлером бренда остается Sandero. И это тот редкий случай, когда модель не подорожала с началом нового сезона продаж. В январе за авто предыдущего поколения продавцы все так же просили от 534 тыс., а за обновленный вариант — от 554 тыс. рублей.

Фото: «БИЗНЕС Online»

Не задалось у французов с направлением кроссоверов. Некогда лидировавшая в сегменте (до появления на небосклоне Creta) модель Duster лишилась 14%, а стильный городской кроссовер Kaptur — 13% прежнего спроса. Duster в январе стоил от 699 тыс. за механику и от 1,012 млн за «автомат», а Kaptur — от 944 тыс. и от 995 тыс. соответственно. В общем, пока LADA отбирала у корейцев долю в сегменте «народных» седанов, азиаты без особых усилий оттянули часть спроса на кроссоверы в том числе и у Renault, партнера АвтоВАЗа по концерну.

Возможно, благодаря заморозке цен в начале года Renault все-таки сможет улучшить статистику в первом квартале.

Фото: «БИЗНЕС Online»

АРЬЕРГАРДНЫЙ ОТРЯД ОСВОБОДИЛ ПОЛЕ ДЛЯ АВТОВАЗА

Второе место по абсолютному спаду осталось за узбекским Ravon: минус 626 единиц, или 69%, и провальная 281 регистрация, хуже было только в 2016 году. Можно констатировать, что маркетинговый ход с низкими стартовыми ценами осенью 2016-го сработал, но его импульс продержался лишь пару кварталов. Напомним, выпустив на рынок Ravon Nexia (он же Chevrolet Aveo прошлого поколения) и Ravon R2 (Chevrolet Spark), узбеки навесили на обе модели крайне привлекательные ценники. Прайс на Nexia стартовал с 419 тыс. рублей, что сделало ее самым доступным седаном после Granta. Стать обладателем R2, который поставлялся к нам исключительно с «автоматом», можно было всего за 409 тыс. рублей. Однако уже в январе 2017 года базовые версии R2 и Nexia подорожали на 60 тысяч.

Фото: «БИЗНЕС Online»

В начале 2018 года многие клиенты отметили сократившийся выбор моделей и задержки с поставками авто. Фактически автомобили Ravon исчезли из большинства дилерских центров, а источник «Российской газеты» связывал это со сменой руководства на узбекском автозаводе. Оно якобы потребовало поднять цены на экспортируемые в РФ машины так, чтобы они были не дешевле продаваемых в Узбекистане. Со слов собеседника издания, авто должны были подорожать на 200 тыс. (!) или вовсе не поставляться. Сегодня можно констатировать, что Ravon провалился по всему фронту, а больше всех потеряла Nexia — минус 267 регистраций до 129 машин. При этом на 25 января 2019 года на официальном сайте бренда цены всех моделей находились в статусе «пересматривается». Разумеется, бенефициарами эпичного фейла стали ближайшие к Ravon по цене модели — поздравляем АвтоВАЗ!

Порадовал тольяттинцев и других игроков нижнего ценового сегмента Lifan, спрос на который упал на 170 регистраций, или 43%, до антирекорда в 222 авто. Провал произошел из-за просадки кроссоверов X50 (от 690 тыс.) и X60 (от 740 тыс.).

Фото: «БИЗНЕС Online»

НЕУДАЧИ FORD-SOLLERS И СОКРАЩЕНИЕ «НИВЫ»

Напомним, что после ввода в 2015 году требований по локализации для получения господдержки некоторые зарубежные бренды фактически покинули рынок. Увы, отдельные игроки, пытавшиеся нарастить локализацию, оказались в глубоком минусе. Речь, в частности, идет о компании «Форд Соллерс Холдинг», получившей за 2014–2017 годы 57 млрд рублей чистого убытка. Судьба татарстанских заводов и в целом позиции марки на рынке РФ на сегодня не определены, ясно лишь то, что будет проведена серьезная оптимизация убыточных направлений.

Посмотрим на вершину этого айсберга — спрос на фордовские авто. В целом по РТ он просел на 9,9% до 1488 регистраций, хотя в Казани Ford и удалось подрасти на 3,6%. Как вы уже догадались, общероссийская динамика продаж была положительной: плюс 6% до 53,2 тыс. авто.

Фото: «БИЗНЕС Online»

Наибольшие потери понесла самая доступная компактная модель Fiesta (от 730 тыс.) — минус 105 регистраций, или две трети спроса, до 54 авто. В течение года мы отмечали странные ценовые перекосы, когда Fiesta оказывалась дороже, чем бестселлер марки — более вместительный Focus (от 816 тыс.). К слову, последний тоже недосчитался пары десятков голосов.

Самый популярный в линейке кроссовер Kuga (от 1,25 млн в базе) благодаря пониженному ценнику и настоящему «автомату», а не роботу или вариатору тащил как мог, но все же просел, недотянув на сей раз до полутысячной отметки. Компактный EcoSport (от 899 тыс.) слегка увеличил отряд своих поклонников-неофитов, а спрос на бизнес-седан Mondeo (от 1,48 млн) слегка дрогнул, но вовремя остановился. При этом казанцы больше покупали Focus и Mondeo, в то время как прочие города и районы отдали предпочтение EcoSport.

Параллельно c Ford на 8,9% до антирекордных 1343 авто упал спрос на Chevrolet, и наконец-то татарстанский вектор продаж совпал с общероссийским. В федеральном масштабе продажи марки упали на 6% до 30 тыс. авто.

Бренд Chevrolet гигантского концерна General Motors после официального ухода GM из России представляет в основном давняя совместная с АвтоВАЗом разработка — Chevrolet Niva (от 639 тыс. — на 21 тыс. дороже октября). Собственно, ее регистрации и сократились на 120 единиц до 1340 авто. А ведь еще пару лет назад Niva на пару с Renault Duster правила бал в сегменте бюджетных кроссоверов. Похоже, время менее комфортабельных и невзрачных, пусть и с более высокой проходимостью, кроссоверов уходит.

Фото: «БИЗНЕС Online»

ТРИ САМУРАЯ — MITSUBISHI, NISSAN, MAZDA

Теперь о тех, кому фортуна улыбнулась в прошлом году. Сильнее всех на татарстанском рынке ускорился Mitsubishi: на 648 авто, или в два раза, до итоговых 1263 регистраций. В Казани популярность «трехбриллиантовых» росла еще быстрее — в 2,3 раза. И уникальный случай: федеральная динамика Mitsubishi практически совпала с местной: по стране его продажи увеличились в 1,9 раза до 45,4 тыс. авто. Скажем сразу, больше таких прецедентов в нашем обзоре не обнаружилось.

Погоду для Mitsubishi делали отнюдь не бюджетные, по российским меркам, модели. Отлично продавался обновленный кроссовер Outlander (от 1,69 млн — на 50 тыс. дороже октября), весьма недурно — его старший брат Pajero Sport (от 2,38 млн — на 130 тыс. дороже октября). Не обделили покупатели вниманием и компактный кроссовер ASX (2018 года выпуска — от 1,17 млн, 2019 года выпуска — от 1,19 млн), который добавил в общий котел 146 голосов — в пять раз больше, чем годом ранее.

Фото: «БИЗНЕС Online»

Наконец, дебютировавшая новинка Eclipse Cross (от 1,46 млн — на 60 тыс. дороже октября) уже на старте продаж заинтересовала 63 татарстанских любителей нескучного дизайна.

Второе место по абсолютному приросту в 2018 году получает еще один представитель Страны восходящего солнца. Спрос на новые легковушки Nissan в республике увеличился на 384 единицы, или 18%, до 2515 авто, в Казани — на 31%. Дилеры бренда могут приводить в пример Татарстан как регион-отличник, ведь в целом по РФ продажи Nissan выросли лишь на 6% до 80,9 тыс. авто.

Главный локомотив роста, он же бестселлер бренда, — Qashqai (от 1,29 млн — на 120 тыс. дороже октября). Второе место и по «ускорению», и по объему продаж осталось за чуть более габаритным кроссовером X-Trail (от 1,6 млн — на 120 тыс. дороже октября).

Обновленный компактный Juke не отличается демократичным для своих габаритов ценником от 1,22 миллиона. Тем не менее на него клюнули 75 покупателей — втрое больше, чем в 2017 году.

Фото: «БИЗНЕС Online»

Судя по статистике продаж, россияне явно благоволят японским маркам, особый пиетет к ним испытывают жители Татарстана. Еще один японец, Mazda, набрал в республике 1095 голосов — на 35% больше, чем годом ранее. Для сравнения: на федеральном уровне продажи Mazda увеличились на 22% до 31,7 тыс. авто.

Как и у земляков, ритм движению Mazda задавал кроссовер. Обновленный, более дерзкий и динамичный CX-5 (от 1,56 млн — на 40 тыс. дороже октября) пришелся по вкусу татарстанским автолюбителям: количество его регистраций выросло в 1,4 раза. В то же время несколько снизился спрос на бизнес-седаны Mazda 6 (от 1,5 млн — на 120 тыс. дороже октября) — корейские коллеги с их Optima и Sonata потирают руки.

Фото: «БИЗНЕС Online»

SKODA ВВЕЛА В БОЙ KODIAQ

Не только японцы показали, как делать кассу на кроссоверах. Российские продажи Skoda выросли на 31% до 81,5 тыс. авто. Татарстан за такими темпами не угнался, но и краснеть местным дилерам не за что. Спрос на машины бренда, входящего в концерн Volkswagen, увеличился на 13% до 2666 авто, в Казани — на 14%.

Фото: «БИЗНЕС Online»

Главный виновник чешского торжества выхода — кроссовер Kodiaq (от 1,41 млн — на 20 тыс. дороже октября), поступивший на рынок в 2017-м. Спрос на него взлетел ракетой — в 8 раз до 501 поставленной на учет машины. Стахановским для дилеров стал четвертый квартал, в котором татарстанцы купили больше Kodiaq, чем за предыдущие 9 месяцев. Философия кроссовера напоминает подход Mitsubishi Outlander — больше относительно качественного пространства за умеренные деньги. При довольно стильном дизайне с современной LED-оптикой и соответствующими примочками покупатели получат еще и третий ряд сидений. Еще успешный заход Kodiaq в сегмент напоминает рывок обновленного VW Tiguan, который в 2017-м пристыдил своей «начинкой» некоторых игроков премиального сегмента.

Также в плюсе у Skoda оказалась самая бюджетная модель Rapid (от 657 тыс. — на 11 тыс. дороже октября). Так что не только АвтоВАЗ снимал сливки в сегменте 600–850 тыс. рублей, пока «корейцы», «узбеки» и «китайцы» считали потери.

Фото: «БИЗНЕС Online»

VOLKSWAGEN: НА БУКСИРЕ У БЮДЖЕТНОГО POLO

Обратимся к успехам самого Volkswagen и его главного конкурента в планетарном масштабе — Toyota. На одной девятой части суши продажи VW ускорились на 19% до 106,1 тыс. авто. Татарстан на этом фоне не блещет: здесь спрос вырос 5,4% до 4305 регистраций, а в Казани и вовсе зафиксирован спад на 6%.

Выйти в плюс на местном рынке Volkswagen смог за счет «бюджетника» Polo. Его популярность в народе растет, модель с легкостью взяла уровень в 2,5 тыс. регистраций. В январе самый доступный вариант Polo предлагался от 655 тыс. — на 55 тыс. дороже октября, за «автомат» просили минимум 825 тыс. — на 70 тыс. больше октября.

Фото: «БИЗНЕС Online»

Выстреливший в 2017 году среднеразмерный кроссовер Tiguan (от 1,43 млн — на 30 тыс. дороже октября) теперь чуть сдал обратно. Флагман линейки кроссоверов Touareg в год долгожданного обновления недосчитался 60 баллов, набрав только 161 регистрацию. Стартовый январский ценник на модель последнего поколения — от 3,49 млн, превышает октябрьский на 190 тысяч. Новый Touareg получил весь «фарш», свойственный более престижным маркам: если убрать шильдики и эмблемы, можно играть в игру «Угадай, кто перед тобой — VW или Audi».

Тем временем дебютант Teramont (от 2,95 млн — на 150 тыс. дороже октября), превосходящий Touareg своими размерами, с места в карьер заполучил 46 голосов. Похоже, не всем нужны последние немецкие достижения, реализованные на флагмане, а вот чуть больше места за меньшие деньги — самое то.

Toyota Camry традиционно воспринимается как японский автомобиль, а значит надежный — а она, кстати, действительно надежная и неприхотливая Toyota Camry традиционно воспринимается как японский автомобиль, а значит, надежный — она, кстати, действительно надежная и неприхотливая Фото: «БИЗНЕС Online»

CAMRY ЛИШИЛСЯ ПРИВЫЧНОЙ КОРОНЫ, НО ТОЛЬКО В ТАТАРСТАНЕ

Крупнейший японский производитель Toyota практически повторил траекторию VW. В России спрос на эти авто вырос на 15%, в РТ — на 3,4%, а в Казани так же ушел в минус на 1,1%.

После взлета в 2017 году интерес к обновленному бестселлеру марки, среднеразмерному кроссоверу RAV4, заметно просел. Этому может поспособствовать и ценовая политика Toyota: в январе RAV4 стоил от 1,62 млн рублей — на 170 тыс. (!) дороже, чем в октябре.

Противовесом в продажах бренда выступил оперативно введенный в модельный ряд внедорожник Fortuner (от 2,17 млн — на 170 тыс. дороже октября). За него проголосовали кошельком 163 татарстанца — в пять раз больше, чем годом ранее.

Фото: «БИЗНЕС Online»

До сего года царствовавшая в сегменте бизнес-седанов стоимостью 1,4–1,7 млн рублей Toyota Camry (от 1,57 млн — на 50 тыс. дороже октября) после обновления продолжила восхождение к новым высотам. Ранее у Camry не было серьезных конкурентов, но на этот раз даже мастерского результата в 759 авто оказалось недостаточно для сохранения титула. Как мы уже говорили, KIA Optima набрала 794 голоса в свою поддержку и объехала Camry на 35 баллов. И это еще один чисто татарстанский феномен, ведь, согласно статистике от АЕБ, на федеральных просторах японец намного обходит корейца — 33,7 тыс. против 20,8 тыс. проданных авто по итогам 2018 года. И ликвидировать этот разрыв будет непросто, считают эксперты.

«Optima в последнее время сильно подтянулась и по качеству, и по комфорту, и по прочим потребительским качествам, и по динамическим характеристикам. Она стала интересной и по многим параметрам не уступает ряду японских автомобилей, во всяком случае, основному конкуренту — Camry. Машина действительно того стоит, она дешевле, при соизмеримых ценах иногда богаче оснащена, а по надежности уже подтянулась до уровня „японцев“. Но тут надо учитывать психологический фактор: Toyota Camry традиционно воспринимается как японский автомобиль, а значит, надежный — она, кстати, действительно надежная и неприхотливая. Во-вторых, вопрос престижности и понтов тоже немаловажен. Для многих Camry является выше по престижу, чем любой „кореец“, каким бы красивым он ни был (Genesis ведь тоже машина высокого класса, но все равно многие считают, что „корейцы“ — не то). Поэтому, думаю, вряд ли KIA Optima удастся обойти Toyota Camry, а вот немного потеснить она вполне может», — говорит Коренев.

Фото: «БИЗНЕС Online»

Кроме того, спрос на флагманский Land Сruiser 200 (от 3,96 млн) снизился на 25 до 163 авто, а сверхудачно обновленный Prado 150 (от 2,5 млн) добрал еще 17 голосов до 545 регистраций.

Подытожим: кроссоверы VW и Toyota в сегменте 1,4–1,8 млн просели, а их конкуренты из Nissan, Mazda, Mitsubishi, Skoda воспользовались этой заминкой. Снизилась популярность таких флагманов, как Toyota Land Cruiser 200 и VW Touareg, в то время как более доступные модели Teramont, Fortuner и тот же 150-й «прадик» пользовались повышенным спросом. Посмотрим, сохранятся ли эти тенденции в 2019 году.

«Россияне опасались, что в 2019 году их возможности для покупки авто могут сократиться из-за роста налоговой нагрузки, введения акцизов, снижения рубля и доходов, западных санкций и т. д.» Россияне опасались, что в 2019 году их возможности для покупки авто могут сократиться из-за роста налоговой нагрузки, введения акцизов, снижения рубля и доходов, западных санкций и т. д. Фото: ©Алексей Мальгавко, РИА «Новости»

«В 2019 ГОДУ РОСТА ОЖИДАТЬ НЕ ПРИХОДИТСЯ ПО НЕСКОЛЬКИМ ПРИЧИНАМ»

В заключение «БИЗНЕС Online» попросил экспертов дать прогноз по российскому авторынку на текущий год (напомним, АЕБ ожидает роста продаж на 3,6%).

«В 2019 году пока ждем очень умеренный рост в районе чуть более 3 процентов. С одной стороны, есть факторы, которые будут давить на рынок, — повышение цен, связанное с НДС и инфляцией, при этом неувеличение доходов населения. И еще полностью не реализовался отложенный спрос, — говорит президент ассоциации „Российские автомобильные дилеры“ Олег Мосеев. — Дальше, если условия станут меняться, если будут какие-то потрясения на рынке нефти и падение рубля, это одна история. Если рубль будет стабильным — вторая история, если укрепляться — третья. Здесь сейчас настолько много факторов, которые не предсказать, например та же санкционная политика, которая давит на курс рубля».

Во многом схожий прогноз дает Коренев. По его словам, 2018-й стал годом восстановления рынка после падения в 2014–2016 годах. Люди поняли, что санкции не так страшны, «страна с ними справляется, выживает». Второй фактор — возвращение отложенного спроса: автомобиль до бесконечности эксплуатировать нельзя, его надо рано или поздно менять, он ржавеет и морально устаревает. «Отложенный спрос прошлых лет стал возвращаться в 2018-м на фоне заметно понизившихся кредитных ставок. Объемы продаж машин в кредит в 2018 году, по-моему, вышли на рекордный уровень: чуть ли не каждый второй автомобиль покупался таким способом», — отмечает аналитик «Финама». Кроме того, россияне опасались, что в 2019 году их возможности для покупки авто могут сократиться из-за роста налоговой нагрузки, введения акцизов, снижения рубля и доходов, западных санкций и т. д.

«Поэтому многие еще в конце 2018 года ускоренными темпами покупали, причем это касается не только автопрома, но и других товаров длительного пользования. В 2019 году, вероятнее всего, мы все-таки сохраним положительные темпы, не возникнет спада, но такой прирост, как был в 2018-м, показать будет трудно. Нет пока оснований говорить, что год будет провальным, но, скорее всего, рост будет заметно меньше», — прогнозирует Коренев.

Гуляев с коллегами не согласен. «В 2019 году роста ожидать не приходится по нескольким причинам. Причина №1 — то, что повышаются цены на автомобили. Тут накладывается три фактора: ежегодная инфляция, повышение НДС и то, что автоконцерны на российском рынке из-за низкой покупательной способности [населения] не зарабатывают. Соответственно, убытки прошлых лет тоже закладывают в цены», — делает вывод автоэксперт.