Очередная встреча Тимура Нагуманова с бизнесом состоялась в Бугульме. Побывав на ней, корреспондент «БИЗНЕС Online» узнал о проблемах, создаваемых предпринимателям «потребительскими экстремистами» и профессиональными участниками торгов по земле, а также проникся трудностями взаимодействия экспортоориентированной компании с местным «Водоканалом».
Среди главных проблем, которые обозначали бугульминские предприниматели, — административные барьеры, недостаток кадров, проблемы с получением финансирования и проблемы со сбытом продукции
НИЖЕ СРЕДНЕРЕСПУБЛИКАНСКИХ ЗНАЧЕНИЙ…
«Мы не будем учить вас жить, мы хотим услышать вас», —проникновенно заявил, открывая встречу с бизнес-сообществом Бугульминского района, уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РТ Тимур Нагуманов. Она прошла в Бугульминском загсе в рамках проекта «Бизнес – Власть. Откровенный разговор». Специально для этого, по всей видимости, администрация учреждения перенесла на несколько часов регистрацию браков. В качестве главных защитников бизнеса вместе с Нагумановым выступили глава Бугульминского района Линар Закиров, зампрокурора республики Марат Долгов, заместитель УФНС по РТ Андрей Никиташин, руководитель республиканского фонда поддержки предпринимателей Айдар Салихов.
Глава города и района был немногословен: «Формат абсолютно открытый. Любой желающий может на такую встречу прийти, задать свой вопрос. Из уже прошедших встреч нами были сделаны определенные выводы, мы изменили методы своей работы. Поэтому я не буду много говорить — больше останется времени для того, чтобы ответить на ваши вопросы».
Похоже, это было самое короткое приветствие от главы, которое когда-либо слышал Нагуманов. «Коротко!» — восхитился он и по традиции обрисовал ситуацию с деловым климатом в Бугульминском районе. Результаты неутешительны. В целом показатели Бугульмы по самочувствию бизнеса ниже среднереспубликанских значений, а настроение и ожидания бизнес-сообщества скорее негативны. Так, 54% предпринимателей считают, что условия для ведения бизнеса в районе ухудшились, и еще 39% ожидают дальнейшего ухудшения. При этом многие готовы к расширению своего бизнеса, но при этом 58% отмечают, что выручка их компаний за исследованный период сократилась. Треть предпринимателей с 2017 года сокращают штат своих сотрудников, а еще четверть планируют сокращения до конца этого года. 57% говорят о том, что получение банковского кредита — крайне сложная процедура, почти недоступная для МСБ. Среди главных проблем, которые обозначали бугульминские предприниматели, — административные барьеры, недостаток кадров, проблемы с получением финансирования и сбытом продукции. При этом Нагуманов отметил, что в Татарстане много районов, где проблема административных барьеров для бизнеса находится далеко не на первом месте, таким образом, кинув гигантский камень в огород главы района Закирова, которому придется менять методы работы.
«ГРУБО ГОВОРЯ, ИМЕЛИ НАС ТРИ С ПОЛОВИНОЙ МЕСЯЦА»
Первая вопрошавшая — директор клинико-диагностического центра и стоматологии «Дентмастер» Лилия Хакимова — рассказала о своего рода казусе: руководитель первичной организации профсоюза работников здравоохранения Бугульмы увидела в эмблеме ее компании элементы, похожие на те, что входят в эмблему профсоюза работников здравоохранения.
«Руководитель первичной профсоюзной организации сначала обратилась с жалобой на нас в администрацию Бугульмы, потом в прокуратуру, ей там посоветовали обратиться в УФАС. В УФАС за это дело зацепились и, грубо говоря, имели нас на протяжении трех с половиной месяцев. Наши аргументированные возражения о том, что мы, как хозяйствующий субъект не можем быть конкурентом общественной организации, не принимались в расчет. В итоге было потрачено много времени, сил, денег на то, чтобы доказать, что претензия к нам не обоснована, потому что мы не можем являться априори конкурентом профсоюзной организации работников здравоохранения. Мы обращались в генеральную прокуратуру, в УФАС России. Спасибо, Тимур Дмитриевич, вашей службе. На последнем заседании по нашему делу пришли к мнению, что оснований для привлечения нас к ответственности не имеется, и дело было закрыто. Почему нельзя было сразу этой женщине объяснить, что ее претензии необоснованны и мы не нарушали ничьих прав, а нам это пришлось делать самим, отвлекаться от своей основной деятельности?» — спросила женщина, добавив, что очень хотела бы наказать тех, кто недостаточно профессионально действует в УФАС и в прокуратуре. Долгову ничего не оставалось, как сказать, что обращения женщины-предпринимателя в адрес надзорного ведомства еще раз поднимут, и, если в действиях работников УФАС будет усмотрено нарушение закона, прокуратура выйдет с предписанием о привлечении конкретных работников УФАС к дисциплинарной ответственности.
«Нам в кулуарных беседах заявляли, что зацепились за нас неслучайно, прямо говорили, что со стороны Центральной районной больницы на нас имеется определенный заказ. Это недобросовестная конкуренция», — заявила предприниматель, добавив, что представители УФАС очень целенаправленно, заинтересованно и предвзято занимались этим делом, но если бы женщине-заявителю своевременно объяснили, что ее жалоба бесперспективна, то удалось бы избежать многих потерь… Комментируя случай, Нагуманов заявил, что не хотел бы выступать в роли адвоката администрации города или прокуратуры, но если есть обращение, то чиновники обязаны его отрабатывать, и ограничить жалобщика в его действиях никто не может: «Такие вопросы неоднократно поднимались на советах по предпринимательству, но ситуация такова, что сегодня кто угодно может пожаловаться на кого угодно и контролирующие органы „со всей пролетарской ненавистью“ возьмутся за проверку того, в чей адрес написана жалоба. Они за это зарплату получают».
Ситуацию с потребительским экстремизмом обрисовала Наталья Новичкова, владеющая в Бугульме салоном красоты. По ее словам, 3,5 года назад она открыла салон, где под ее началом работают 8 человек, но некая бабушка, которая живет этажом выше, неустанно «засыпает» Роспотребнадзор жалобами о якобы исходящих из салона красоты запахах, которые мешают ей жить. «Она в буквальном смысле нас терроризирует, — рассказала бизнесвумен. — Мы выиграли два суда в Казани, выиграли два суда с администрацией города, но она продолжает жаловаться в Роспотребнадзор, в ЖЭУ, к нам постоянно приходят проверки, хотя никакого запаха у нас нет».
Нагуманов, комментируя проблему, как и в первом случае, посетовал, что привлечь жалобщиков к ответственности не получится, и посоветовал договариваться с бабушкой, приведя весьма показательный пример, связанный с работой торговых сетей. По его словам, его знакомые из числа топ-менеджмента крупных федеральных сетей подчас, если место под расположение будущего магазина очень удачное, вынуждены выкупать все квартиры, расположенные над этим магазином, чтобы избежать подобных ситуаций. Но при этом оговорился, что даже после этого вопросы к сети возникают уже у жильцов, живущих на третьем этаже. Подчеркнув, что от подобных притязаний предпринимателей оградить невозможно, пообещал поддержать женщину-предпринимателя юридически. А зампрокурора республики добавил, что в данном случае все, что может сделать прокуратура для предпринимателя, это проверить законность проведения проверки салона красоты Роспотребнадзором.
Долгову ничего не оставалось, как сказать, что обращения предпринимателя в адрес надзорного ведомства еще раз поднимут
«Я ПОСЛАЛ ВСЕХ!»
Предприниматель Альберт Кадыров поведал историю о том, как ему пришлось переплатить за оборудование для своей фабрики более 1 млрд рублей. Он занимается (и вполне успешно) производством мебели, межкомнатных и входных дверей. Настолько успешно, что его продукцию с охотой покупают за рубежом. Вот такое экспортоориентированное предприятие он построил в селе Ключи.
— В 2014 году я решил закупить в Европе новую линию, благодаря которой можно было бы четыре года играть здесь в монополию, — рассказал Кадыров. — Тогда линия стоила 400 миллионов рублей. Но мы все попали в этот кризис, на упавший рубль, и на ровном месте, только на одной курсовой разнице я потерял 350 миллионов. Банк, который кредитовал сделку, «динамил» нас 11 месяцев.В итоге эту линию я купил уже при курсе 75 рублей за евро, а процентная ставка по кредиту составила 23,4% годовых. С 2015 года моя бухгалтерия отрабатывала вопрос перекредитования с 17 банками, включая Ак Барс Банк, ВТБ, Сбербанк, чтобы снизить ставку, но везде мы получали отказ. В итоге за четыре года я заплатил 1,1 миллиарда рублей! Я обращался в администрацию Бугульмы, писал в Казань. Линар Рустамович, я что-то неправильно говорю? — обратился к мэру Бугульмы предприниматель.
— Все правильно, мы вместе с тобой обращались во все инстанции — ответил Закиров.
— Меня унизили, я эти проценты «протащил» четыре года! Обращался в 17 банков! Я замкнулся, я послал всех! Я не жаловался! Бизнес и власть. Откровенный разговор… Вы знаете, в 2011–2013 годах я рос со скоростью 120 процентов ежегодно. Я делал инновацию! Я сам не понимаю, как я попал в эту ситуацию, я обращался в банки, чтобы мне снизили ставку с этих 23,4 процента годовых!.. Потерять 350 миллионов на разнице курсов и потом 750 миллионов заплатить процентов! — очень эмоционально рассказал бизнесмен, добавив еще раз, что обращался лично к Закирову за помощью, но так ее и не получил. При этом бизнесмен не обанкротился, продолжает развиваться.
— Ты все правильно говоришь. Знаешь, я сам несколько раз обращался к руководству Ак Барс Банка, неоднократно обращался в Сбербанк, мы писали письма, но, к сожалению, сейчас нет такого понятия, как поручительство администрации.Он на самом деле прошел все круги ада! — прокомментировал монолог предпринимателя Закиров.
Нагуманов предположил, что вряд ли сейчас удастся найти ответ на поставленный предпринимателем вопрос. На это Кадыров заявил, что в итоге в Сбербанке ему все же удалось перекредитоваться, но тем не менее это не отменяет потерянных им больших денег.
ВЫВОДИТЕ НА РЫНОК НОВЫЙ ПРОДУКТ? ПОЛУЧИТЕ ИСК
Компания «Мастеркляйн» из Бугульмы занимается производством различных обойных клеев, у нее появилась необходимость в подключении к городским сетям канализации. Компания подала заявку в местный водоканал, но вместо техприсоединения получила иск на 14 млн рублей.
«Я слышу постоянно о том, что предприниматели обращаются за помощью к администрации и им оказывают необходимую поддержку; наверное, мы не из этой серии, потому что мы обращаемся и нам наши обращения выходят боком, — рассказала гендиректор компании Светлана Куркина. — Когда мы были в Казани на церемонии награждения, нам говорили, что все экспортоориентированные предприятия будут получать поддержку, это, мол, приоритетное направление. Мы экспортоориентированное предприятие, с 2006 года занимается экспортом и третий год подряд получаем звание лучшего экспортера в страны СНГ. И что мы имеем? В 2017 году мы решили выпустить на рынок новый продукт. Нам для этого потребовалось подключение к системе городской канализации (до этого у нас не было в ней необходимости, так как у нас был замкнутый цикл производства), мы обратились в водоканал с просьбой подключить нас к системе городской канализации. Нам выдали техусловия, это стоило больших денег. Кроме того, у нас есть дорога, которой кроме нас никто больше не пользуется, это наша дорога, мы сами ее сделали и ремонтируем, так как к нам постоянно приезжают на загрузку большегрузные автомобили. И, чтобы подвести канализацию, нам нужно выкупить землю, по которой она пройдет, потому что она не наша, естественно, оплатить весь монтаж, „вскрыть“ дорогу, потом за свой счет ее снова отремонтировать. Этот вариант нас не устроил. Но на нашей территории есть канализация, находящаяся в нерабочем состоянии, мы предложили водоканалу ее отремонтировать за наш счет и запустить. Мы ждали ответа полгода — результата не было. Обратились в ФАС и прокуратуру. И что мы получили в итоге? Мы получили иск на 14 миллионов рублей за незаконное подключение. И вместо того, чтобы запустить новый продукт и начать его экспорт, — а мы к этому времени уже разместили заказ на технологию в КНИТУ-КХТИ — начали закупать оборудование и обучать персонал, и вместо этого мы уже год сидим и ждем, дадут нам подключиться к канализации или нет. И помимо этого нас пришла штрафовать административно-техническая инспекция, начинает снимать канализационные люки. Мы им говорим: это колодцы не наши. Они после этого засыпали их глиной. Мы снова все вычистили, уже год эта судебная тяжба длится, мы уже потеряли год на выводе на рынок нового продукта. Помимо финансовых потерь на суды, юристов, оборудование, на технологию, которую мы оплатили и не используем, это ведь еще и репутационные издержки, потому что на нас висит иск и наши контрагенты думают, что мы воры! При этом никто и нигде не хочет нам помочь!
Нагуманов отметил, что в Татарстане много районов, где проблема административных барьеров для бизнеса находится далеко не на первом месте, таким образом, кинув гигантский камень в огород главы района Закирова
Директор водоканала оказался в зале и рассказал, что на данную компанию его организация вышла случайно, когда начали появляться жалобы от жильцов близлежащих с предприятием домов на исходящий с территории завода химический аромат: «Мы не нашли этого запаха, но мы вышли на данное предприятие, которое было подключено к общему коллектору. Был составлен акт, „Мастеркляйн“ с ним согласился, они его подписали. Они успели заглушить холодную воду со своей стороны, хотя врезка есть. На холодную воду мы не выставляли расчета, а выставили расчет на водоотведение. На сегодня все дела в Арбитражном суде. Они считают, что они правы… Арбитражный суд решит».
«Суд решит, не вопрос, но сейчас началось ведь административное давление. Приходят с АТИ, нас штрафуют за колодцы, приходят из администрации… Дайте нам техусловия, чтобы мы могли отремонтировать старую канализацию, а не строить новую линию за три с лишним миллиона, которые нам водоканал выставил! Так они вместо этого засыпают старую канализацию, это же просто беспредел!» — возмутился другой представитель «Мастеркляйна».
Нагуманов признал, что помогать решать предприятиям такого рода задачи — прерогатива власти. «Да, мы виноваты в том, что между вашим предприятием и Водоканалом не был найден общий язык, давайте мы разберемся в этой ситуации. Я, по крайней мере, об этой проблеме услышал впервые. И я не готов пока сказать, что мы будем делать дальше, но мы готовы разобраться в этом» — завершил обсуждение проблемы уполномоченный при президенте.
Интересно, что глава администрации Бугульмы никак не прокомментировал очевидный бизнес-конфликт.
Встреча состоялась в Бугульминском загсе. Специально для этого, по всей видимости, администрация учреждения перенесла на несколько часов регистрацию браков
«ТРЕБОВАНИЕ ОТСТУПНЫХ — УГОЛОВНО НАКАЗУЕМОЕ ДЕЯНИЕ»
В завершение встречи проблему участия профессиональных участников торгов, которые заняты в земельных аукционах для того, чтобы затем получить свои отступные, подняла предприниматель Зинаида Антонова. По ее словам, когда тот или иной предприниматель подает заявку на участие в аукционе по продаже или сдаче в аренду муниципальных участков земли, каким-то чудесным образом «нарисовывается» компания-конкурент, которая тоже заявляется на аукцион.
«В ходе торгов стоимость объекта торга, естественно, существенно поднимается. А затем ее представители выходят на твою компанию, которой данный участок земли действительно нужен для ведения бизнеса, и предлагают заплатить отступные. Все в городе знают, кто этим занимается, — довольно непыльный способ для зарабатывания денежных средств. Нельзя ли внести в Земельный кодекс изменения, чтобы было не более трех шагов наверх? — спросила бизнесвумен.
Наличие подобной проблемы подтвердил и Закиров, заявив, что зачастую из-за этого страдают добропорядочные предприниматели, к коим он отнес и Антонову. А Нагуманов тем временем выразил сомнения о возможности внесения подобных изменений в законодательство.
«Даже если пофантазировать и предположить, что такие изменения в законодательство внесут, уверен, что подобные „предприниматели“ найдут другие способы, — заявил он. — Это их профессиональная деятельность, они занимаются профессионально торгами». По его словам, единственный способ решать подобного рода проблемы — это обращаться в правоохранительные органы. «Требование отступных — это уголовно наказуемое деяние, обращайтесь в правоохранительные органы», — поддержал его Долгов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 37
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.