«Сами европейцы такого не делают, а для нашего рынка, видимо, подход другой», — так татарстанские пивовары оценили проект нового техрегламента Евразийского союза, разрешающего заменять не 20%, а 50% солода другими ингредиентами, а также повысить долю сахара с 2% до 5%. Эксперты «БИЗНЕС Online» указывают, что это будет уже не пиво, а «борщ из кубиков Gallina Blanca».
Предлагаемый технический регламент меняет подход не только к пиву. Он вводит в оборот новые виды алкоголя, которых в российском законодательстве сейчас не существует
«Мы не должны ЕСТЬ борщ из кубиков GALLINA BLANCA. Мы должны ПИТАТЬСЯ борщОМ, сваренныМ из настоящей свеклы. Вот и ПИВО ДОЛЖНО БЫТЬ ПИВОМ!»
Завтра, 5 декабря, совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) рассмотрит проект нового технического регламента безопасности алкогольной продукции, согласно которому в пиво разрешат класть меньше солода и больше сахара. Газета «Ведомости» со ссылкой на новый техрегламент сегодня сообщила, что подготовленный документ позволит заменять солод зерном и сахаросодержащими продуктами на 50%. Сейчас допустимо не более 20% замены. Допустимая масса сахаросодержащих продуктов увеличивается с 2% до 5%. Проект уже одобрен коллегией ЕЭК — и, вероятнее всего, регламент будет принят в существующем виде.
«В связи с этим техническим регламентом поменяются очень многие термины и определения алкогольной продукции, не только пива, — отметил руководитель центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — Что касается пива, то пивовары достаточно давно и последовательно добивались права использовать в своем продукте менее 80 процентов соложеного субстрата».
Предлагаемый технический регламент меняет подход не только к пиву. Он вводит в оборот новые виды алкоголя, которых в российском законодательстве сейчас не существует: аперитив, оригинальные алкогольные напитки, водка с защищенным наименованием места происхождения и прочее. Сидр, пуаре и медовуха отнесены проектом технического регламента к категории слабоалкогольных напитков брожения — такого понятия в российском законодательстве также не было. Появляются также ароматизированные и фруктовые сидры, которые можно выпускать из любого фруктового сырья с использованием вкусоароматических добавок. Хотя рецептура сидра предполагает содержание не менее 85% сырья из яблок.
Со стороны РФ за разработку нового регламента отвечает минфин. Ведомство дало замечание лишь по одному пункту документа, касающемуся как раз производства пива. Министерство видит в идее изменить состав пива попытку снизить его качество — и не поддерживает ее.
«Транснациональные компании из пива просто будут делать бурду в красивой упаковке. Станут добиваться запаха и аромата хорошего пива за счет химических ингредиентов. Но это уже будет не пиво»
Требования техререгламента в случае его принятия станут обязательными для всех членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — Киргизии, Казахстана, Беларуси, Армении и России. Как изменится российское законодательство, если технический регламент будет принят в предлагаемом виде, неизвестно. Впрочем, нормы ЕАЭС преобладают над нормами, действующими в странах – членах ЕАЭС, а переходный период, согласно проекту регламента, составляет два года.
Убьет ли этот новый техрегламент настоящее пиво? Нет, не убьет, считает гендиректор ОАО «Булгарпиво» Руслан Якушев. Он напоминает, что техрегламент в той редакции, в какой его хотят принять сейчас, действовал в РФ до 2011 года. И тогда 50% составлял солод, а 50% — все что угодно, но затем все равно пришли к тому, что добавки к солоду не должны превышать 20%.
«Но наступать на старые грабли, я думаю, не стоит, — все же считает Якушев. — Ведь что такое несоложенка? Это не только ячмень, рис или кукуруза, которые в принципе могут придать более глубокий вкус и аромат некоторым сортам пива, но и мальтозная патока — это несоложенка, какие-то добавки — это несоложенка. Так что транснациональные компании из пива просто будут делать бурду в красивой упаковке. Станут добиваться запаха и аромата хорошего пива за счет химических ингредиентов, но это уже будет не пиво. Поэтому я против. Пиво должно быть пивом! Мы не должны есть борщ из кубиков Gallina Blanca. Мы должны питаться борщом, сваренным из настоящей свеклы, капусты и картошки, на настоящем мясном бульоне».
Использовать более гибкую рецептуру в производстве продукции можно и сейчас. Просто это нельзя назвать пивом — это пивной напиток
«НЕПОНЯТНО, ДЛЯ ЧЕГО ЭТО НУЖНО ПИВОВАРАМ, ПОТОМУ ЧТО ИХ И СЕГОДНЯ НИКТО НЕ КОНТРОЛИРУЕТ»
Действительно, транснациональные компании (ТНК) принимали активное участие в обсуждении проекта техрегламента, касающегося содержания солода в пиве, и поддержали предложение уменьшить норму. Об этом «Ведомостям» сообщили представители «Балтики» (входит в Carlsberg Group), Heineken, AB InBev Efes (их общая доля на российском рынке — около 70%). В данных компаниях заявляют, что новый техрегламент не связан с экономией на производстве или снижением качества пива. Предприятия, наоборот, станут более гибкими и креативными в вопросах рецептуры, смогут расширить ассортимент и предложить более широкую палитру вкусов и видов пива. Также в ТНК заявляют, что розничная цена пива не изменится, а 80% соложеного материала — избыточное ограничение, которого нет ни в одной европейской стране с развитой пивной культурой. В транснациональных компаниях отмечают, что из-за избыточных ограничений известные в мире сорта пива называются в России пивными напитками.
Впрочем, татарстанские игроки рынка с этим не согласны.
«Мы, Россия, не совсем пивная страна, — говорит Якушев и призывает задуматься над позицией крупных игроков. — Пивные страны — Чехия, Германия. И там за такой техрегламент никто, мягко говоря, по головке не погладил бы. Почему такое происходит и кому это выгодно у нас? Ответ очень простой — это выгодно транснациональным компаниям. Используя тот же ячмень, который стоит 12 рублей, вместо солода, который стоит 33 рубля, они получат дополнительную сумасшедшую маржу. Это выгодно только им. Почему у нас законодатель протаскивает такие глупые, вредные законы, в данном случае — техрегламент, мне, честно говоря, абсолютно непонятно».
Ринат Акчурин считает, что ни к чему хорошему новый регламент не приведет
Руководитель пивной ассоциации РТ Ринат Акчурин также считает, что ни к чему хорошему новый регламент не приведет.
«Качество пива может все-таки пострадать, — говорит Акчурин. — Но все зависит от действий компаний, которые производят пиво. Будут ли они соблюдать даже этот, более либеральный, регламент? И что они будут добавлять в пиво? На сегодняшний день замена солода зерном и сахаросодержащими продуктами ограничена 20 процентами, поэтому мы можем быть уверены, что солод там есть и это действительно пиво. А после введения нового техрегламента, который еще, кстати, не вступил в силу, только идет процесс его обсуждения, вполне возможно, что и качество пива может пострадать».
Руководитель пивной ассоциации РТ отмечает, что даже если новый техрегламент введут и станут правильно соблюдать, то пиво, конечно, будет. «Просто характеристики окажутся другие, — говорит Акчурин. — С другой стороны, это даст возможность тем, кто делает серое пиво, нелегальное пиво, выйти из тени».
Интересно, что претензии к качеству пива и сырья в России ранее уже предъявило Роскачество: 5 из 40 брендов имели пониженную концентрацию общего азота. Пивовары же в ответ заявили, что Роскачество само связало этот показатель с качеством напитка, так как в РФ попросту нет методик контроля количественного содержания солода, несоложеного сырья, сахаросодержащих продуктов.
«Строго говоря, непонятно, для чего это нужно пивоварам, потому что их и сегодня никто не контролирует, — говорит Шапкин. — Если сегодня пиво не контролируется при помощи маркировки, при помощи лицензирования, то, соответственно, никто не следит и содержанием солода в этом пиве. Получается, что контроля-то никакого нет! Это пиво не контролируется даже в ЕГАИС при рыночной продаже. Что касается пивоваров, которые производят менее 3 миллионов литров пива в год, а таких пивоваров у нас 95 процентов, то у них даже не установлены счетчики на производстве, которые считали бы, сколько пива изготовлено. А поскольку никакого контроля нет, то тем более никто не следит, сколько там в этом пиве солода. Таким образом, я предполагаю, что после введения нового техрегламента ничего не поменяется. Все, как было, так и останется».
«Что означает новый техрегламент? Де-факто на полке будет пивной напиток, но де-юре это будет называться пивом»
«ВСЕ ЭТО ПРИВЕДЕТ К ТОМУ, ЧТО ПИВНОЙ НАПИТОК БУДЕТ НАЗЫВАТЬСЯ ПИВОМ НА ЗАКОННЫХ ОСНОВАНИЯХ»
В числе тех, кто выступил против нового техрегламента, и татарстанское АО «Татспиртпром». По словам замгендиректора «Татспиртпрома» Фарита Шагиахметова, лоббизм транснациональных компаний перевесил сопротивление других участников рынка, в результате шансы на принятие нового технического регламента очень высоки. На практике это будет означать нормативный отказ от проверенного веками закона о чистоте пива, а он, как известно, базируется на четырех элементах: солод, хмель, вода и совесть пивовара... ничего другого в той же Германии производителями просто не допускается. Ни два процента, ни полпроцента, ни десять процентов.
Шагиахметов добавляет, что использовать более гибкую рецептуру в производстве продукции можно и сейчас. Просто это нельзя назвать пивом — это пивной напиток. И вот такая честность производителя и потребителя с вводом нового регламента будет разрушена.
«Что означает новый техрегламент? Де-факто на полке будет пивной напиток, но де-юре это будет называться пивом, — объясняет Шагиахметов в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — Это плохо для рынка. Если человек видит, что написано „пивной напиток“, он понимает, отчего у него низкая цена, почему пиво дороже. Это просто честно. Сравните: есть сыр, а есть сырный продукт! Понятно, что настоящий сыр вы никогда не купите по цене сырного продукта. Но вы как покупатель сами принимаете решение, что вам брать».
Поэтому транснациональным корпорациям, которые в основном контролируют рынок пива в странах Евразийского экономического союза, такой подход выгоден. Зачем брать пиво за 100, если можно за 45? Неискушенный массовый потребитель, который не очень понимает, в чем разница, выберет цену. В конце концов, градус есть и там и тут… Отсюда и лоббизм крупных пивных брендов. Зачем выдерживать технологию в 21 день, если за это же время можно заставить «пивной танк», который стоит 450–500 тыс. евро, дважды выпускать пусть «зеленую», но продукцию и иметь полное право назвать ее пивом? Если ты добавляешь рис, кукурузу, патоку — любые несоложеные материалы (пивной напиток дешевле), то ты все равно можешь назвать его пивом.
«Это грустно, — говорит Шагиахметов. — Новый пивной регламент — это то, что Европа никогда не ввела бы у себя. Сами европейцы такого не делают, а для нашего рынка, видимо, подход другой».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 118
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.