Акция грандиозных распродаж «Черная пятница», которая во всем мире стартует сегодня, в России началась уже в начале этой недели Акция грандиозных распродаж «Черная пятница», которая во всем мире стартует сегодня, в России началась уже в начале этой недели Фото: Максим Кирилов

НЕ ВСЕ СКИДКИ ОДИНАКОВО ПОЛЕЗНЫ

Акция грандиозных распродаж «Черная пятница» (ЧП), которая во всем мире стартует сегодня, в России началась уже в начале этой недели. Несколько крупных интернет-магазинов, среди которых Ozon и «Беру», объявили о старте распродаж еще 19 ноября. По данным Ozon.ru, в первый же день продажи одежды выросли на 400%. Одна из площадок, на которой скапливаются объявления о скидках в офлайн- и онлайн-магазинах, — сайт компании OOO «Блэк Фрайдэй». Ежегодно в конце ноября сайт наполняется объявлениями о распродажах со скидками от 25% до 80% на широкий ассортимент товаров: от сотовых телефонов и ювелирных украшений до косметики и товаров для животных. По словам коммерческого директора «Блэк Фрайдэй» Светланы Харабуровой, в этом году в акции примут участие 250 магазинов в России, которые «представят свыше 20 тыс. товаров и услуг со скидками от 15% до 90% в зависимости от товарной категории» (цитата по ТАСС). Отмечается, что в нынешнем году ассортимент ЧП пополнили страховые и банковские услуги.

Однако чаще всего в российских магазинах размер реальных скидок на товары в период «черной пятницы» незначительно превышает 10–15%, дешевле продается только залежалый товар. Этим отечественная акция отличается от общемировой, где повальный спрос провоцируется действительно небывалыми скидками — к примеру, ноутбуки и плазменные телевизоры можно приобрести за полцены. В России же «черная пятница» редко выходит за рамки маркетингового хода, когда продавцы выстраиваются под вывеской распродаж, чтобы обратить на себя внимание покупателей. К примеру, интернет-магазин одежды и обуви WildBerries заявляет о скидке до 90%, но из описания акции следует, что даже 20-процентные скидки касаются очень ограниченной категории товаров и в целом продавец оставляет за собой право менять условия акции в течение дня.

Чаще всего в российских магазинах размер реальных скидок на товары в период «Черной пятницы» незначительно превышает 10-15%, дешевле продается только залежалый товар. Чаще всего в российских магазинах размер реальных скидок на товары в период «черной пятницы» незначительно превышает 10–15%, дешевле продается только залежалый товар Фото: Максим Кирилов

«БОЯТСЯ, ЧТО МЫ ДЛЯ СЕБЯ ПРИПРЯЧЕМ»

Для большей части офлайн-магазинов в Казани «черная пятница» началась только сегодня. Накануне вечером в этом убедился корреспондент «БИЗНЕС Online», объехав несколько торговых центров. Сидящий в пустом зале магазина «Связной» консультант Ринат признался, что о деталях предстоящей акции ему ничего не известно.

— Нам об этом говорят в случае чего, но пока нет объявления, — сказал он.

В магазине Tele 2 (ТЦ «Кольцо») консультанты заметили, что у них оповещение о скидках на товары приходит в день акции.

— Но у нас уже сейчас есть скидки на телефоны Samsung, — воспользовалась появлением нашего корреспондента продавщица Алена, указав на витрины с товаром. По словам девушки, у них открылась скидка на аппараты Galaxy S8 и Galaxy S8+ с выгодой в 7 тыс. рублей.

Сидящий в пустом зале магазина «Связной» консультант Ринат признался, что о деталях предстоящей акции ему ничего не известно Сидящий в пустом зале магазина «Связной» консультант Ринат признался, что о деталях предстоящей акции ему ничего не известно Фото: Александр Гавриленко

— S8 стоил 46 990 рублей, а сейчас — 39 990 рублей. S8+ сейчас стоит 43 990, а ранее продавали за 50 990, — объясняет Алена. (Вернувшись в редакцию, наш корреспондент сравнил цену со «скидкой» и стоимость этих моделей в интернете. По данным сервиса «Яндекс.Маркет», самая низкая цена на Samsung Galaxy S8 в Казани — 32 980, а на Samsung Galaxy S8 с 64 GB памяти — 33 980.)

По словам Алены, большого ажиотажа в связи с «черной пятницей» в Tele 2 не ожидают.

В магазине «Ашан» в ТЦ «Парк Хаус» кассир Мадина рассказала, что ей и коллегам никогда ничего не бывает известно про «черную пятницу» заранее.

— Нам не говорят, мы сидим на кассе и узнаем о ценах на товар, только когда его приносят, — говорит она.

— Ночью, наверное, эта информация придет, нам ведь и самим любопытно, на что цены снизят, — рассказала девушка у стойке обслуживания клиентов. — Мы бы и сами взяли. Даже если вы сейчас директора вызовете, он не скажет, потому что цены регулируются Москвой — за ночь они загрузят эту программу и наутро просто поставят нас перед фактом.

— Наверное, боятся, что мы что-нибудь для себя припрячем, — смеется кто-то из ее коллег.

В магазине «Tele 2» (ТЦ «Кольцо») консультанты заметили, что у них оповещение о скидках на товары приходит в день акции В магазине Tele 2 (ТЦ «Кольцо») консультанты заметили, что у них оповещение о скидках на товары приходит в день акции Фото: Александр Гавриленко

Зато в расположенном в «Парк Хаусе» «Спортмастере» акция началась еще в четверг.

— Уже сегодня можно взять все товары со скидкой в 20 процентов при условии, что вы скачаете приложение «Спортмастер», зайдете в сервисы и получите купон. Скидки будут на все товары, кроме товаров с ярлыком «лучшая цена», — говорит продавщица Марина. По ее словам, число покупателей в магазине увеличилось уже сегодня, а сколько их будет завтра, зависит от погоды.

— Днем людей еще не такое большое количество, а вечером их станет очень много, — уверена она.

В расположенном в Парк-хаусе «Спортмастере» акция началась еще в четверг В расположенном в «Парк Хаусе» «Спортмастере» акция началась еще в четверг Фото: Александр Гавриленко

«ВОТ ЭТА КУРТКА В ОБЫЧНЫЙ ДЕНЬ СТОИТ 9 ТЫСЯЧ, А СЕГОДНЯ ОНА МНЕ ОБОШЛАСЬ В 5,6 ТЫСЯЧИ. КРУТО ЖЕ!»

На следующий день ситуация изменилась. Сегодня рано утром, примерно за час до открытия, ТЦ «Мега» уже был полон посетителей.

— Да с ума посходили! Посмотрите, мы еще даже не открылись, а уже сколько людей ходит! — поделилась с корреспондентом «БИЗНЕС Online» менеджер ювелирного магазина «Яхонт» Анастасия. Однако далеко не все хотели купить что-нибудь с большой скидкой.

— Нет, я просто друга жду. На «черную пятницу» мне наплевать, — отметил один из молодых людей по имени Айрат. И правда, за 20 минут до открытия магазинов в торговом центре не было людских толп с безумными от скидок глазами. Ни у одного из брендовых магазинов не выстроились очереди, хотя и встречались среди посетителей те, кто целенаправленно пришел в «Мегу» ради «черной пятницы».

«Это обман чистейший! Я же сам в магазине работаю, дорогом довольно, и вижу, как они сначала повышают цены, а потом пишут о скидках» «Это обман чистейший! Я же сам в магазине работаю, довольно дорогом, и вижу, как они сначала повышают цены, а потом пишут о скидках» Фото: Максим Кирилов

— Да, я еще вчера увидел по телевизору объявление, и в интернете гуляла информация о распродажах. Заказал себе куртку в Zara, вот сейчас пришел забирать, — рассказал один из посетителей ТЦ Олег. — А почему бы и нет? Купить дешевле — что в этом плохого? Я всегда стараюсь обращать внимание на скидки. Вот эта куртка в обычный день стоит 9 тысяч, а сегодня она мне обошлась в 5,6 тысячи. Круто же!

Но не все разделяют этот энтузиазм. Охранник, работающий в одном из крупных брендовых магазинов, честно рассказал нашему корреспонденту о поведении продавцов в «черную пятницу».

— Это обман чистейший! Я же сам в магазине работаю, довольно дорогом, и вижу, как они сначала повышают цены, а потом пишут о скидках. Они в плюсе остаются, а все эти распродажи только видимость, — пояснил представитель службы безопасности. 

По его словам, большой наплыв посетителей чувствуется по субботам и понедельникам, что странно, но никак не в «черные пятницы». В воскресенье многие покупатели бродят по ТЦ только в первой половине дня, потом расходятся. Настоящий же ажиотаж возникает, по наблюдениям охранника, только перед новогодними праздниками.

Самую длинную очередь корреспондент «БИЗНЕС Online» из года в год наблюдал у магазина мужской одежды и обуви Outpac Самую длинную очередь корреспондент «БИЗНЕС Online» из года в год наблюдал у магазина мужской одежды и обуви Outpac Фото: «БИЗНЕС Online»

Прогулявшись по торговому центру, корреспондент «БИЗНЕС Online» сделал вывод, что в этот день скидки готовы предоставить продавцы одежды и обуви, ювелирных изделий, садовых вещей, в меньшей степени это касается магазинов электроники. Например, в re.Store подтвердили, что участвуют в акции, но скидку дают только на чехлы для телефонов, а вот продавцы брендовых вещей заявили о готовности предоставлять скидки на товар в умопомрачительных размерах — от 10% до 70%. На витрине каждого участника «черной пятницы» обязательно вывешен баннер, информирующий о распродажах. При этом «в бой» идут как привычные сейл-вывески и неокругленные ценники, так и менее распространенные приемы, такие как «3 по цене 2». Некоторые магазины не стали ограничиваться выходными и объявили о Black Week, предоставив скидки с 20 по 26 ноября.


В магазине «Ашан» в торговом центре «Южный» сегодня с открытия покупателей заметно больше. Люди увлеченно оглядывают зал, так и пестрящий красными ценниками с надписью «черная пятница». По словам дежурного директора магазина, акция будет длиться три дня — с сегодняшней пятницы до воскресенья включительно. «Вранье все это — не могут они столько стоить», — ворчит себе под нос один из покупателей, придирчиво осматривая скидки на утюги и чайники. Будто намекает, что цены заранее задраны, а потом опущены. Зато семейная пара средних лет с интересом изучает стиральную машину, которая подешевела с 15 450 рублей до 13 995.

Впрочем, в некоторых офлайн-магазинах, где в прошлом году «черная пятница» выстрелила, на сей раз успех пока не повторился. Напомним, самую длинную очередь корреспондент «БИЗНЕС Online» из года в год наблюдал у магазина мужской одежды и обуви Outpac. В 2017 году у казанского магазина молодые люди занимали очередь еще в 3:00, а первые покупатели попали внутрь около 9:00 благодаря флаерам, которые магазин раздавал за сутки до распродажи. В этом году наделавший много шума Outpac проигнорировал всемирную распродажу. Возможно, это связано с тем, что 20 ноября магазин перебрался на новое место — ул. Щапова, 20. В справочной интернет-магазина Outpac нам пояснили, что казанский шоп все же примет участие в большом сейле, но это случится только на следующей неделе.

«На что же стоит ждать больших скидок в «черную пятницу»? Все сходятся во мнении, что это коснется главным образом одежды и обуви, где довольно высокая наценка, но никак не электроники» На что же стоит ждать больших скидок в «черную пятницу»? Все сходятся во мнении, что это коснется главным образом одежды и обуви, где довольно высокая наценка, но никак не электроники Фото: Максим Кирилов

«НИ ОДНА КОМПАНИЯ В ЗДРАВОМ УМЕ И ТВЕРДОЙ ПАМЯТИ НЕ БУДЕТ ТОРГОВАТЬ ДАЖЕ СО СКИДКАМИ НИЖЕ ЗАКУПОЧНОЙ ЦЕНЫ»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», тоже указали на традиционную проблему «черной пятницы» — ложные скидки, когда продавцы сначала завышают цены, а потом искусственно занижают, практически возвращая их к первоначальному ценнику.

«Приличные магазины, которые дорожат своим именем и остерегаются репутационных рисков, действительно будут проводить у себя распродажи», — рассказал «БИЗНЕС Online» заместитель исполнительного директора ассоциации компаний розничной торговли Владимир Ионкин. Но в целом, по его словам, правилам «черной пятницы» следуют далеко не все магазины, покупатели легко могут нарваться на фейк.

Эксперты не склонны считать, что в эту «черную пятницу» будут поставлены какие-то рекорды. Однако спрос у населения будет Эксперты не склонны считать, что в эту «черную пятницу» будут поставлены какие-то рекорды, однако спрос у населения ожидается Фото: «БИЗНЕС Online»

С ним согласен глава ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. «Мы очень внимательно смотрим за всеми товарными предложениями, которые размещаются на нашей площадке. У нас есть робот, который, как будут выложены все товарные предложения, очень быстро проанализирует всех продавцов. И „нечестные“ промоакции мы сразу выявим, и эти товарные предложения тут же снимутся. Таковы условия акции. У нас на площадке нельзя разместиться заранее, за две недели: сначала поднять цену, а потом сделать скидку. Все эти вещи мы фиксируем и тут же такие объявления удалим. Но это только наша площадка…» — рассказал Соколов.

Эксперты не склонны считать, что в эту «черную пятницу» будут поставлены какие-то рекорды. Однако спрос у населения будет, желанию приобрести товар по низким ценам не помешает нынешняя конъюнктура рынка: низкая покупательная способность населения, ослабление рубля и пр. «Покупатель смотрит на „черные пятницы“ и выбирает какие-то отложенные покупки — он собирался их сделать и надеялся на снижение цен в этот день, когда данные скидки могут превышать новогодние», — уверен глава ассоциации компаний розничной торговли.

«Бытовая техника и электроника, несмотря на то, что это самая популярная категория — там скидки самые маленькие» «В области бытовой техники и электроники, несмотря на то что это самая популярная категория, скидки самые маленькие» Фото: Александр Гавриленко

На что же стоит ждать больших скидок в «черную пятницу»? Все сходятся во мнении, что это коснется главным образом одежды и обуви, где довольно высокая наценка, но никак не электроники. «Ни одна компания в здравом уме и твердой памяти не будет торговать, даже со скидками, ниже закупочной цены. Для этого должны быть очень серьезные основания. Бывает, что товар залежалый, но не сильно просроченный, например минус три поколения смартфона, который морально уже устарел, в связи с этим на флагманские товары скидки будут небольшие», — отметил Ионкин.

«Одежда и обувь — вот здесь можно ждать наибольших скидок. В области бытовой техники и электроники, несмотря на то что это самая популярная категория, скидки самые маленькие, потому что маржинальность данного бизнеса не так высока. Там вся маржа буквально 10 процентов. Если вам предложат смартфон со скидкой в 70 процентов, это будет фейком на 100 процентов. Какие-то гаджеты прошлых лет могут продаваться с большими скидками. Здесь не стоит терять бдительность. Это сделать несложно, в интернете все цены довольно прозрачны. Есть много сервисов, позволяющих сравнивать цены», — резюмирует Соколов.