Второй день подряд рушатся котировки крупнейших автоконцернов мира — Renault, Mitsubishi и Nissan. Причина — арест Карлоса Гона. Задержанный за налоговые махинации на 38,9 млн евро, глава альянса гарантированно потерял свои посты в Nissan и Mitsubishi; Renault о своем решении пока молчит. Эксперты «БИЗНЕС Online» полагают, что мировой автоскандал на российском рынке не скажется, не изменится на нем и доля трех автоконцернов.
Задержанный за налоговые махинации на 38,9 млн евро, Карлос Гон гарантированно потерял свои посты в Nissan и Mitsubishi; Renault о своем решении пока молчит
НАЛОГОВЫЕ МАХИНАЦИИ «УБИЙЦЫ РАСХОДОВ»
Накануне вечером котировки компаний, входящих в альянс Renault – Nissan – Mitsubishi, продолжили двухдневное падение, начатое 19 ноября, в день ареста Карлоса Гона. Напомним, один из самых известных в отрасли топ-менеджеров добровольно явился в прокуратуру Токио с повинной и был задержан. В тот же день Nissan Motor Co распространило пресс-релиз, из которого следовало, что компания несколько месяцев вела внутреннюю проверку в отношении Гона и еще одного задержанного — директора по работе с клиентами Грега Келли. Основанием для проверки послужил доклад информатора концерна, из которого следовало что Гон годами подавал заведомо ложные данные в Токийскую фондовую биржу о своей зарплате, значительно занижая ее с целью уклонения от уплаты налогов. Реальные доходы разошлись с задекларированными на 38,9 млн евро.
Уроженец Бразилии, Гон в 1974 году окончил химический факультет Политехнической школы в Париже, а в 1978-м — Высшую горную школу. В 1978 году он работал в компании Michelin, возглавляя бразильское и североамериканское подразделения, затем перешел на должность гендиректора по производству легковых шин и шин для легких грузовиков. В декабре 1996 года Гон с поста исполнительного вице-президента Renault начал победное шествие в качестве автомобильного кризис-менеджера, через 2,5 года был переведен в Nissan на должность директора по производству, затем стал президентом компании и генеральным директором. С 2005 года Гон также занимает должности президента и гендиректора Renault. Так один человек в роли руководителя трех автоконцернов стал фундаментом, на котором был построен франко-японский альянс. В 1999 году по его инициативе был сделан первый шаг к слиянию — Renault купил 36,8% акций японской компании Nissan, а в 2016 году Mitsubishi Motors Corporation (MMC) объявила о том, что Nissan завершил сделку по покупке 34% акций MMC.
В 2017 году среди автомобильных концернов Renault – Nissan – Mitsubishi стал лидером по продаже легковых и легких коммерческих автомобилей. Всего было реализовано 10,6 млн машин, из них 5,82 млн приходятся на подразделение Nissan, 3,76 млн – у группы Renault (включая бренды LADA), а еще 1,03 млн – на счету Mitsubishi Motors. Российские дилеры Renault в 2017 году реализовали 136 682 автомобиля и разместились на четвертом месте по продажам среди всех автопроизводителей страны, а рыночная доля марки составила рекордные 8,6% против 8,2% годом ранее.
На момент ареста Гон был одним из самых титулованных антикризисных менеджеров в автопроме, одно из его прозвищ — убийца расходов
КАК ПОД НАЧАЛОМ ГОНА АВТОВАЗ ВКАТИЛСЯ В АЛЬЯНС
В 2012 году Гон впервые засветился на АвтоВАЗе в должности заместителя председателя совета директоров, а в 2013–2016 годах был председателем совета директоров предприятия. Возможно, опыт работы Гона на отечественном предприятии вкупе с его влиянием привел к тому, что сегодня АвтоВАЗ входит в альянс Renault – Nissan – Mitsubishi и выпускает по полному циклу автомобили LADA, Renault, Nissan, Datsun. На момент ареста возглавляемый Гоном альянс через СП Alliance Rostec Auto B.V. владел 75% АвтоВАЗа (остальные 25% принадлежат «Ростеху»).
В истории автомобилестроения был даже период, когда генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин был с Гоном в составе директоров одного предприятия. В 2010 году представили новый состав СД «ИжАвто» (ныне ООО «Лада Ижевск», 100-процентное дочернее предприятие АвтоВАЗа). Помимо Когогина и Гона, в него вошли экс-председатель совета директоров группы компаний «Тройка Диалог» Рубен Варданян и генеральный директор ГК «Ростехнологии» Сергей Чемезов.
На момент ареста Гон был одним из самых титулованных антикризисных менеджеров в автопроме, одно из его прозвищ — убийца расходов: он прославился способностью безжалостно закрывать заводы, а персонал увольнять. Когда Гон пришел в Nissan в 1999 году, компания была на грани банкротства, но уже через год показала прибыль — для этого «убийца» закрыл 5 заводов и уволил 20 тыс. сотрудников.
Nissan и Mitsubishi уже объявили, что Гон будет вынужден покинуть советы директоров компаний. СД Renault пообещал в ближайшее время провести срочное заседание на эту тему. Местные СМИ сообщали, что арестованному грозит до 10 лет тюрьмы и штраф до 10 млн йен (почти $89 тыс.). Однако, по данным агентства Kyodo, которое цитирует ТАСС, Гон уже заключил со следственными органами соглашение о признании вины и дал гарантии полного сотрудничества с прокуратурой, что может смягчить участь арестованного.
Арест казавшейся непоколебимой персоны привел к тому, что в первый же день акции Renault рухнули на 13%, а Nissan упали на 0,5%. Сегодня падение усугубилось, акции французского концерна потеряли в цене 15%, бумаги Nissan подешевели на 5,45%, а Mitsubishi — на 6,85%. Однако аналитиков теперь мучает другой вопрос: если Гон был клеем, который соединял три автоконцерна, то что станет с альянсом после его ареста?
Добавим, министр Франции Брюно Ле Мер выступил с заявлением о заинтересованности в дальнейшей консолидации Renault — Nissan. «Разумеется, я хочу, чтобы альянс между Renault и Nissan был не только сохранен, но и консолидирован», — цитирует Мера «Коммерсант».
Арест казавшейся непоколебимой персоны привел к тому, что в первый же день акции Renault рухнули на 13%, а Nissan упали на 0,5%
«НАРОД-ТО НЕ ГОНА БУДЕТ ПОКУПАТЬ, А ОПРЕСНЕННЫЕ МАРКИ МАШИН»
«БИЗНЕС Online» предложил экспертам прокомментировать арест Гона и порассуждать о его последствиях для мирового и российского авторынка.
Игорь Коровкин — исполнительный директор Объединения автопроизводителей России:
— Арест Гона, конечно, не разрушит альянс Renault — Nissan. Претензии ведь не к альянсу, а к нему. Его как человека накажут за неуплату налогов в Японии. И все. Вообще, Гон был очень энергичным человеком, и я вообще не понимаю, как он попался на этом деле. А с точки зрения профессионализма ему не откажешь, поэтому надо искать профессионала. Людей без замены не бывает. Volkswagen и Mercedes уже прошли эту процедуру. Видимо, настало время и для этого альянса, и он действительно больше всех автомобилей в мире делает, причем вряд ли это нравится зарубежным партнерам с другой стороны океана. Тут все может быть как угодно.
Конечно, со сменой руководства что-то изменится и в политике компании. Но все будет зависеть от того, кого назначат вместо Гона. Вероятно, что в организации уже знают, кто это будет. Но на российском рынке этот скандал не отразится. Наш АвтоВАЗ вместе с этими ребятами продает около 400-500 автомобилей, так и останется. Народ-то не Гона будет покупать, а опресненные марки машин. Они пользуются спросом. Ну а то, что человек налоги не платил… Ну так отдельные французские артисты тоже налоги не платили — теперь вот живут в России.
Сергей Асланян — независимый автоэксперт, журналист:
— У нас с вами слишком мало данных для анализа. Мы не знаем причин: что именно произошло с Карлосом Гоном? Человек, который получал порядка 14 миллионов евро в год от Nissan и 2 миллиона евро в год от Renault, вдруг был пойман на каких-то налоговых недоимках и укрывательстве доходов. Это все очень странно. Карлос Гон — мужик умный, и старческая деменция вряд ли его накрыла, поэтому слишком неконкретна эта ситуация.
Рухнули ли акции Renault на 15 процентов или Nissan на 5 процентов? Никто никуда не рухнул. С точки зрения биржевых аналитиков это цифры, на которые нужно обращать внимание. А с точки зрения тех, кто строит долгосрочные прогнозы и знает, что сегодняшний день не похож на вчерашний, и сильно отличается от завтрашнего, это обычные колебания, которые сегодня выглядят довольно весомыми, а завтра будут незаметны. Автомобили производятся, концепции создаются, стратеги размышляют, завтрашнее наукоемкое производство готовится, и все это вместе движется в какую-то очень-очень далекую перспективу. Через год-другой никто и не вспомнит, что что-то упало на 15 процентов.
Почему Карлос Гон пришел в Россию, на АвтоВАЗ? Гон очень долго работал на частного капиталиста, а потом вдруг оказался в совершенно невероятной ситуации, когда он стал работать на французское государство. И он убедился в том, что это очень здорово, когда все твои риски покрываются из бюджета страны. Он пришел в компанию Renault, которая всю жизнь пытается доказать, что это не государственная компания, а акционерное общество. Но все это ерунда. Как только инженеры Renault где-то что-то проиграли, тут же, моментально, весь французский народ своими налогами сбрасывается на удержание любимой игрушки правительства на плаву. И Гону эта ситуация очень понравилась. Как человек, прекрасно понимающий, что риски нужно сводить к минимуму, он начал делать ставку на предприятия, где государство готово подставить бюджет целой страны под издержки конкретного производства. И Гон пошел в Китай и предложил там производить французские машины. Но оттуда его вышвырнули со словами «мы так не играем». В этот момент начал тонуть Nissan, да и вообще вся японская автомобильная промышленность умерла. Toyota еще более-менее, а все остальные уже долго жили на подсосе у американцев…
И после того как он французскими деньгами вытащил Nissan со дна именно за счет всего французского народа, он пришел в Россию, потому что мы особо не умны и готовы частному капиталисту отдать в руки бюджет нашего государства. Ведь когда Карлос Гон пришел за АвтоВАЗом, первое, что мы сделали, — это тут же списали АвтоВАЗу миллиарды убытков. Чтобы наша невеста выглядела более привлекательно, мы тут же обнулили долги: «Вот! Она девственница, берите, пожалуйста, а пятеро детей не в счет!» И Карлос Гон прекрасно в этой модели освоился — любая ошибка менеджмента покрывается бюджетом страны. Поэтому, когда вы спрашиваете, как это отразится на АвтоВАЗе, я отвечаю: «Никак». Потому что АвтоВАЗ — часть государства. У нас, налогоплательщиков, есть на обеспечении армия, здравоохранение, система образования… И АвтоВАЗ. И что бы ни произошло на бирже, что бы ни произошло в слияниях и разводах, вхождениях в альянс и выходах из альянса, АвтоВАЗ был, есть и будет, потому что это бюджетное учреждение, за которое платит вся наша страна.
Денис Долматов — генеральный директор компании CarPrice:
— Я думаю, что автоальянс сможет договориться и найти способ, как урегулировать этот скандал. На мировом и российском рынке эта история, скорее всего, тоже не отразится. Падение акций будет временным, и вскоре они выравняются. Будут сделаны соответствующие оргвыводы, и японцы будут относиться к назначениямболее строго.
Доля продаваемых в России автомобилей от этой истории не изменится, потребителю далеко до подобных скандалов. Наверху он вскоре уляжется, а внизу его практически никто из покупателей не заметит.
Егор Мулеев — научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ:
— Думаю, вообще ничего не изменится. Стоимость упавших акций через какое-то время вернется назад, и никаких системообразующих изменений не произойдет. В данном случае есть просто менеджер, который что-то украл. Ну и что? Такие есть везде, и ничего страшного не происходит. Это эпизод, который будет через месяц кого-то будоражить, но ничего серьезного за ним не последует. Это нельзя сравнить с событиями, когда были проблемы у General Motors, когда автомобильная индустрия столкнулась с серьезными трудностями. А в данном случае просто какая-то рутина.
На российском рынке доля продаваемых автомобилей этого альянса тоже не изменится. Я не вижу никакой связи между этими событиями. Вот человек, который решил купить себе новую машину, подумал о том, а не воруют ли топ-менеджеры этой компании: «Ах, воруют, не буду покупать себе эту машину. Куплю там, где не воруют». Я вас умоляю!
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 36
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.