Сделав резкий рывок в первом квартале, татарстанский рынок премиальных автомобилей продолжает сбавлять скорость Сделав резкий рывок в первом квартале, татарстанский рынок премиальных автомобилей продолжает сбавлять скорость Фото: «БИЗНЕС Online»

БЕСТСЕЛЛЕРЫ ВО ГЛАВЕ С Х5 В МИНУСЕ, BMW ВЫЕХАЛ НА КУПЕЙНЫХ НОВИНКАХ

Сделав резкий рывок в первом квартале, татарстанский рынок премиальных автомобилей продолжает сбавлять скорость. Если в январе – марте 2018 года количество регистраций новых авто премиум-класса в РТ выросло на 15,3%, по итогам первого полугодия — на 11,7%, то за 9 месяцев — уже только на 6,9% до 2881 авто, следует из имеющихся в распоряжении «БИЗНЕС Online» данных аналитического агентства «Автостат».

Впрочем, и это выглядит неплохим результатом на фоне общей динамики рынка. В целом же татарстанские автолюбители настроены более пессимистично: весь легковой гараж республики увеличился на едва заметные 1,5% до 50,9 тыс. единиц. Люксовый сегмент по заведенной в РТ традиции оказался в 4,6 раза сильнее всего рынка.

Лидером премиального класса в Татарстане остается BMW. Баварскому автозаводу удалось улучшить свои прошлогодние достижения на 5,9% (44 авто) до 794 регистраций по итогам трех кварталов 2018 года. В Казани динамика была чуть лучше: плюс 6,5% до 411 авто. И это по-прежнему не может сравниться со статистикой федеральных продаж, которые выросли на 20% до 26,2 авто — втрое сильнее, чем в РТ. Подчеркнем, что в масштабах страны наблюдается ускорение роста на 3 п. п. относительно 17% по итогам первого полугодия.

Как ни странно, проверенный временем хит марки, полноразмерный кроссовер Х5, по итогам трех кварталов потерял 8 поклонников, убедив в своих преимуществах 191 покупателя. Причинами спада могли стать как на 15% потяжелевший ценник, так и нехватка обновленных моделей у российских дилеров. Напомним, что цена самого популярного кроссовера BMW на сайте бренда в августе начиналась от 4 млн рублей (с пометкой о справочном характере информации) за версию X5 35i. Это соответствует майскому ценнику, но на 100 тыс. рублей больше, чем в январе. За новое поколение кроссовера 16 октября продавцы просили от 4,59 миллиона.

Лидером премиального класса в РТ остается BMW. Баварскому автозаводу удалось улучшить свои прошлогодние достижения на 5,9% (44 авто) до 794 регистраций по итогам трех кварталов 2018 года Лидером премиального класса в РТ остается BMW. Баварскому автозаводу удалось улучшить свои прошлогодние достижения на 5,9% (44 авто) до 794 регистраций по итогам трех кварталов 2018 года Фото: «БИЗНЕС Online»

Схожая участь постигла и купейного брата бестселлера — модель X6, растерявшую 9 регистраций до 84 авто. Ее октябрьская цена составила от 4,78 млн рублей — без изменений к августу (далее мы не будем отмечать нулевую динамику) и на 110 тыс. дешевле, чем в мае. Но если Х5 по итогам полугодия еще был в плюсе, то Х6 уже тогда недосчитался 6 покупателей, теперь же тенденция только усилилась.

В основательный минус, сразу на 41 авто, ушел спрос на бизнес-седаны Series 5. Однако его дела улучшились по сравнению с первым полугодием: тогда обладатель «серебра» в линейке баварцев потерял 48 регистраций.

Официальная цена классического баварского седана 520i стартует от 2,93 млн рублей — на 50 тыс. дороже августовского, на 110 тыс. дороже майского и на 390 тыс. дороже январского ценника. Динамика внушительная, все-таки «пятерка» позиционируется не в представительском сегменте, где плюс-минус 200–300 тыс. роли не играют.

В компании «потеряшек» плотно обосновались более скромные по размерам седаны Series 3 (от 1,94 млн) — минус 34 корпуса до 83 авто. В отличие от «пятерки» здесь дела за последний квартал ухудшились вдвое: потери за полугодие составляли только 17 единиц.

==table2121==

На фоне провала «локомотивов» BMW честь марки смогли поддержать другие модели. Самый большой вклад в копилку бренда после серьезного провала в 2017 году внес среднеразмерный классический кроссовер X3: плюс 45 единиц до 93 авто — практически двойной рост. Цена производителя на 16 октября — от 3,12 млн — оказалась на 90 тыс. выше августовской, на 50 тыс. выше майской и на 340 тыс. выше январской.

Купейный среднеразмерный вариант Х4 (от 3,42 млн — на 280 тыс. дороже, чем в августе) также добавил в копилку 5 дополнительных голосов при общих 62 покупателях. Хотя после лестных отзывов экспертов можно было ожидать большего всплеска роста спроса: возможно, еще не все ожидаемые комплектации подоспели, а может быть, просто конкуренты оказались привлекательнее.

Кто уж точно не подкачал, так это новинки BMW. Так, купейный вариант «трешки», Series 2 (от 1,91 млн), с ходу набрал 18 регистраций. И мы уже отмечали определенную внутрибрендовую конкуренцию между этими моделями, что давит на показатели седана.

В таком же темпе, плюс 18 корпусов, с нулевой отметки ускорился купейный Series 6 (от 3,62 млн).

Наконец, гвоздь баварской программы января – сентября 2018 года — самый маленький кроссовер X2, который, хоть и уступает по габаритам своим родственникам, явно пришелся по душе татарстанским автолюбителям. Сразу 41 авто — гроссмейстерский показатель для дебютанта.

В завершение баварской главы скажем, что у представительских моделей Series 7 (от 4,84 млн — плюс 150 тыс. к маю и 300 тыс. к январю) после провала по итогам полугодия на 2 регистрации до 5 авто продажи вернулись к прошлогодним 10 единицам. Так что третий квартал оказался для BMW относительно урожайным: в республике нашлась пятерка желающих вступить в этот VIP-клуб.

MERCEDES: ОБНОВЛЕННЫЙ «ГЕЛИК» ОТ 9 МЛН СНОВА В СТРОЮ

Номером два в республиканском зачете пока остается Mercedes, хотя он и прибавил больше всех представителей люксового сегмента: плюс 107 единиц, или 18,7%, до 679 авто. Больше «трехлучевых» легковушек за три квартала, 734 машины, татарстанцы накупили только в образцовом 2014 году, когда покупатели сметали многие товары с полок. Напомним, что республиканские итоги первого полугодия 2018-го вообще оказались рекордными для марки. Приходится вновь констатировать важную роль, которую в битве брендов сыграло открытие год назад в Казани профильного салона компании «МБ КАН Авто» депутата Казгордумы Александра Колесова. Совместно с открытым в 2013 году дилерским центром «МБ-Ирбис», подконтрольным Альберту Суниеву и Ильдару Галяутдинову, а также с челнинскими и тукаевскими коллегами по цеху они смогли оторваться от дышавшего в спину Lexus и навязать борьбу за лидерство «клану» BMW, который в республике возглавляет «ТрансТехСервис» Вячеслава Зубарева.

К слову, в Казани регистрации BMW выросли на 48 голосов, или 12,7%, до 425 авто, лучше было только все в том же 2014-м с его 490 единицами. Но, несмотря на отсутствие абсолютного рекорда, в этом году Mercedes пока претендует на «золото» в казанском зачете, обходя своего давнего соперника BMW на 14 корпусов.

И для сравнения: в масштабах всей страны продажи мерса выросли всего на 3% до 28 тыс. авто. То есть республиканская динамика оказалась в 6 раз сильнее федеральной и, скорее всего, была по достоинству отмечена российским представительством премиального бренда.

Номером два в республиканском зачете пока остается Mercedes, хотя он и прибавил больше всех представителей люксового сегмента: плюс 107 единиц или 18,7% до 679 авто Номером два в республиканском зачете пока остается Mercedes, хотя он и прибавил больше всех представителей люксового сегмента: плюс 107 единиц, или 18,7%, до 679 авто Фото: «БИЗНЕС Online»

Какие модели из Штутгарта на этот раз пришлись по душе татарстанцам? Во-первых, это захвативший лидерство с первого квартала бестселлер сезона-2018 — полноразмерный кроссовер GLE-Class: плюс 31 регистрация до 106 авто. Довольно странно, что на российском официальном сайте марки модель нам обнаружить не удалось, но в «МБ КАН Авто» ее в октябре предлагали от 4,68 млн — на 10 тыс. дешевле августа, но на 590 тыс. дороже мая и 630 тыс. дороже января.

Купейный вариант модели GLE-Class Coupe (от 5,5 млн — на 320 тыс. дороже, чем в мае) прибавил 18 единиц до 76 авто.

==table2122==

Бестселлер предыдущих лет, среднеразмерный кроссовер GLC-Class (от 3,33 млн), сдал назад на четыре корпуса — до 95 авто. Но его купейный брат (от 3,91 млн — на 120 тыс. дороже мая) на зависть прямому конкуренту BMW X4 ускорился в 11 раз до 66 татарстанских регистраций.

Что касается других представителей кроссоверного семейства Mercedes, то полноразмерный GLS-Class (от 5,82 млн) сбавил обороты на 6 единиц до 78 авто, а компактный GLA-Class (от 2,27 млн), напротив, смог добавить в свою копилку 2 балла до 65 регистраций.

В Татарстане набралось девять желающих порулить на «гелике», даже его стартовый ценник чуть менее 9 млн рублей не отпугивает поклонников кубического экстерьера В Татарстане набралось 9 желающих порулить на «гелике», даже его стартовый ценник чуть менее 9 млн рублей не отпугивает поклонников кубического экстерьера Фото: «БИЗНЕС Online»

По итогам первого квартала мы отметили полное отсутствие регистраций G-Class (от 8,98 млн) и предположили, что поклонники легендарного внедорожника просто ждут поставок обновленного автомобиля. И теперь в Татарстане набралось 9 желающих порулить на «гелике», даже его стартовый ценник чуть менее 9 млн рублей не отпугивает поклонников кубического экстерьера, баса выхлопной системы и высокой проходимости по бездорожью. При этом надо учесть, что нередко такие машины покупаются отнюдь не «в базе», воплощение же всех капризов заказчика может взвинтить цену до 19–20 млн рублей.

В стане седанов Mercedes (именно этот тип кузова наиболее популярен в России, хотя на данных платформах могут быть реализованы и универсал, и купе, и кабриолет) динамика была разнонаправленной. Так, спрос на самый доступный вариант С-Class (от 2,4 млн) просел на 21 корпус до 43 авто, а лучшим среди «пузотеров» оказался E-Class (от 3,14 млн), расширивший отряд своих покупателей до 63 человек за счет 25 неофитов. «Ешка» в купейном корпусе (от 3,4 млн) также может похвастаться растущей популярностью своих элегантных форм: плюс 11 регистраций до 20 авто.

В представительской лиге «трехлучевых» S-Class заинтересовал 27 покупателей — на четверых больше, чем в январе – сентябре прошлого года. Правда, здесь за первый и третий квартал было приобретено по 7 авто, а самым «рыбным» оказался второй с его 13 регистрациями. Входной билет в S-лигу стоит от 7,02 млн целковых — на 340 тыс. дороже майского и на 400 тыс. дороже январского.

Немецкий Porsche в очередной раз подтвердил свой статус любимца казанского, и отчасти татарстанского, бомонда Немецкий Porsche в очередной раз подтвердил свой статус любимца казанского и отчасти татарстанского бомонда Фото: «БИЗНЕС Online»

PORSCHE ПОБИЛ РЕКОРД ВРЕМЕН УНИВЕРСИАДЫ-2013

На этот раз мы решили несколько изменить структуру обзора и продолжим его успехами брендов, которым удалось улучшить свои показатели. Солидной плюс 51 регистрацией и общей суммой 71 авто отличился корейский Genesis, но выделение этой марки из общей стаи Hyundai произошло лишь во второй половине 2017 года, более объективную динамику мы увидим только в следующем году. На сегодня отметим, что роль локомотива спроса для нового амбициозного игрока люксового сегмента играет изящная модель G80, предлагающая «много прекрасного» всего от 2,55 млн рублей.

Вперед на 43 корпуса, или на 34%, до 169 премиальных бортов продвинулся в РТ британский Land Rover. Спрос на него заметно ускорился и относительно первого полугодия, в котором бренд смог прибавить только 25 регистраций. Свежие «британцы» по традиции в основном припарковались в столице республики: на нее пришлось 108 регистраций — на треть больше, чем годом ранее. При этом российские продажи Land Rover увеличились лишь на 4% до 6,9 тыс. авто, так что татарстанские темпы роста превысили их в 8,5 раза! Впрочем, в федеральном зачете по итогам полугодия марка и вовсе теряла 3%, так что период с июля по сентябрь можно считать для нее относительно удачным.

==table2123==

Главный хит этого премиального внедорожного оркестра — флагман марки Range Rover, популярность которого выросла на 4 пункта до 41 регистрации. Сесть за его руль можно, заплатив от 6,86 млн — на 130 тыс. дороже, чем в августе. А если ваше кредо — бескомпромиссность, приготовьтесь выложить за вариант SVAutobiography Long от 13,65 млн, на 350 тыс. больше, чем в августе.

Наибольший вклад в копилку англичан внесла новинка Range Rover Velar (от 3,96 млн). Уже 24 татарстанских автолюбителя лично оценили модель, которая удостоилась награды «Автомобильный дизайн года — 2018» по версии World Car Awards.

Покупки стильного компактного кроссовера Range Rover Evoque (от 2,84 млн) выросли на 13 единиц до 34 авто.

Весьма прилично ускорился и шведский Volvo – плюс 33 единицы или 56% до 92 авто Весьма прилично ускорился и шведский Volvo — плюс 33 единицы, или 56%, до 92 авто Фото: «БИЗНЕС Online»

Весьма прилично ускорился и шведский Volvo — плюс 33 единицы, или 56%, до 92 авто. В Казани лидер в области автомобильной безопасности завоевал 51 покупателя — вдвое больше, чем годом ранее. И вновь федеральные продажи безнадежно отстали: их прирост составил всего 6%, то есть в РТ ускорение было в 9,3 раза больше.

Бестселлер шведов — среднеразмерный кроссовер XC60 (от 3,095 млн) — добрал еще 4 единицы до итоговых 35 авто.

Тем временем флагман марки, полноразмерный кроссовер XC90 (от 3,76 млн), установил исторический рекорд в 27 авто. Напомним, что XC90 за три квартала 2017 года приобрели 16 местных автолюбителей, в 2016-м — 20, в 2015-м — 22, в 2014-м — 13.

Новинка, универсал V90 с повышенным клиренсом (от 3,18 млн), пополнила шведскую копилку 11 баллами — на 7 очков больше, чем годом ранее.

==table2124==

Немецкий Porsche в очередной раз подтвердил свой статус любимца казанского и отчасти татарстанского бомонда. Спрос на него в республике вырос на 25 авто, или на 26%, до исторического максимума в 122 единицы: не устояли даже эталонные три квартала универсиадного 2013 года с его 119 регистрациями.

Казанская «конюшня» Porsche пополнилась 86 новичками, а темп прироста составил 28%, но тут абсолютный рекорд остался за 2015 годом, когда в город было поставлено 88 машин. И в который уже раз спрос в республике рос в 2,2 раза сильнее, чем в целом по стране, где продажи увеличились на 12%.

Самый солидный вклад в усиление позиций марки, разумеется, внес полноразмерный кроссовер Cayenne: плюс 29 регистраций до 73 авто. С августа его ценник не менялся: за базовую комплектацию обновленного автомобиля придется раскошелиться минимум на 4,99 млн рублей, а за вариант Cayenne Turbo — на 9,8 млн и выше.

Второе место по продажам у Porsche занял среднеразмерный кроссовер Macan (от 3,73 млн). Им обзавелись 37 автолюбителей — на три больше, чем годом ранее.

Что характерно, в отличие от предыдущих лет, спрос на Porsche в Татарстане оказался более «концентрированным»: например, обошлось без покупок таких спорткаров, как 911 Carrera или 911 Turbo, но все же нашлись ценители модели Panamera (от 6,28 млн) с ее купейной элегантностью, приправленной бодрым спортивным нравом, хотя и спрос на нее просел на 2 единицы до 9 авто.

==table2125==

АРЬЕРГАРДНЫЙ ОТРЯД: LEXUS, AUDI, INFINITI

Перейдем к тем, кто не смог удержать прежние позиции и откатился назад. Как известно, деревья не растут до небес, и мы констатируем: рынок насытился продукцией японского Lexus — спрос на нее в РТ снизился на 27 единиц, или 5,1%, до 499 авто. Безусловно, речь не идет о провале, пока мы наблюдаем лишь некоторое снижение относительно абсолютного рекорда трех кварталов 2017 года с его 526 единицами. В Казани премиальный японец сдал чуть слабее, минус 4,3% до 267 авто. Напротив, федеральные продажи Lexus выросли на 6% до 18 тыс. автомобилей.

Впрочем, бестселлер марки, компактный кроссовер NX (от 2,36 млн — на 52 тыс. дороже августа, на 100 тыс. дороже мая), все же смог увеличить прежний показатель еще на 16 регистраций до 205 авто, а вот его старшие братья были не так успешны.

В целом по РФ бизнес у дилеров «четырехкольцевых» идет не шатко не валко: российские продажи Audi  просели на 9% до 11,45 тыс. авто, сопоставимо с татарстанскими. В целом по РФ бизнес у дилеров «четырехкольцевых» идет ни шатко ни валко: российские продажи Audi просели на 9% до 11,45 тыс. авто, сопоставимо с татарстанскими Фото: pixabay.com

Среднеразмерный представитель кроссоверного семейства, RX (от 2,902 млн — на 69 тыс. дороже августа), лишился 25 регистраций и ограничился 193 поставленными на учет авто, а старший внедорожный брат LX (ценник от 6,212 млн — на 127 тыс. дороже августовского и на 212 тыс. дороже майского) привлек своими достоинствами 70 татарстанцев — на 17 меньше, чем годом ранее.

Но если у Lexus мы наблюдаем легкий откат после многолетних безостановочных рекордов, то следующая пара игроков продолжает глубокое погружение до антирекордных уровней.

==table2126==

В первую очередь речь идет об Audi: минус 49 авто, или 12,3%, до 348 авто — это минимум за все время наших наблюдений. Все потери обеспечила Казань, которая недосчиталась 50 регистраций, или 23% спроса. В целом по РФ бизнес у дилеров «четырехкольцевых» тоже идет ни шатко ни валко: российские продажи Audi просели на 9% до 11,45 тыс. авто, сопоставимо с татарстанскими.

Самым слабым звеном стала купейная модель А5 (от 2,77 млн), лишившаяся 18 очков и ограничившаяся 13 покупками. Компанию ей составили компактные модели А3 (от 1,613 млн) — минус 11 до 14 пунктов, а также А4 (от 2 млн) — минус 10 до 37 регистраций. Упали рейтинги и компактного кроссовера Q3 (от 1,985 млн, на 35 тыс. дешевле, чем в августе) — минус 14 до 38 регистраций, и самого старшего в семействе кроссоверов, полноразмерного Q7 (от 3,9 млн, на 40 тыс. дороже, чем в августе), — минус 7 до 81 поставленного на учет авто.

С пользой для себя прошедшие 9 месяцев провела лишь пара фаворитов марки. Среднеразмерный кроссовер Q5 (от 3,16 млн — на 50 тыс. дороже августа) добрал 9 очков до 85 единиц, а бизнес-седаны А6 (от 2,81 млн) продвинулись на 8 корпусов до 56 авто. Но два стойких солдатика не переломили характер боя, в котором их товарищи дружно отступили.   

Добавим, что в представительском направлении дела также шли хуже, чем в прошлом году: потерей двух корпусов и только 9 регистрациями отметилась модель A8 (от 6,05 млн). Несмотря на все оды экспертов — дескать, новая «восьмерка» станет «убийцей S-класса» — пока что Mercedes в представительском секторе остается недосягаем: напомним, татарстанский гараж пополнился 27 такими машинами.

==table2127==

Среди сыгравших отступление оказался Infiniti: минус 38 до 44 авто по Татарстану; минус 30 до 25 авто в Казани. Российское снижение продаж было куда скромнее, минус 8% до 3,57 тыс. авто, что несколько поправило картину после спада на 19% по итогам полугодия. Вероятно, таким образом на продажи Infiniti в РТ повлияли проблемы официального дилера бренда, компании «АКОС-Премиум». 

Уточним, что некогда очень популярная не только в РТ модель QX70 (ранее FX, что и звучало, и смотрелось приятнее) ценой от 3,07 млн рублей потеряла 15 покупателей и завербовала только 9 неофитов, не успевших еще накататься на «взрывном финике». В лидеры же выбилась семейная модель QX60 (от 2,735 млн), спрос на которую утроился до 12 единиц.

Так выглядела ситуация в люксовом сегменте татарстанского авторынка по итогам января – сентября 2018 года. О том, что происходило на рынке в целом, читайте во второй части нашего обзора, которая будет опубликована на сайте «БИЗНЕС Online».

==table2128==

==table2129==