Православные верующие больше не смогут молиться в церквях Стамбула, Крита и Афона, а священникам за «евхаристическое общение» с греками грозит наказание вплоть до отлучения. Таков результат разрыва между Константинопольским и Московским патриархатами, провозглашенный накануне в Минске. О том, потеряют ли теперь «православные чекисты» свой Афон, кому достанутся более 11 тыс. украинских православных приходов и стоит ли опасаться новой религиозной войны, — в материале «БИЗНЕС Online».
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
«МЫ НЕ СМОЖЕМ НАХОДИТЬСЯ В ОБЩЕНИИ С ЭТОЙ ЦЕРКОВЬЮ, НАХОДЯЩЕЙСЯ СЕГОДНЯ В РАСКОЛЕ»
Так повелось, что на белорусской земле принимаются судьбоносные решения о распаде: в 1991 году здесь были заключены печальной памяти «беловежские соглашения», а в нынешнем 2018-м священный синод РПЦ на вчерашнем выездном заседании в Минске разорвал евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. Это не просто конфликт двух патриархов и двух православных поместных церквей – это «развод» двух тысячелетних цивилизаций, которые 10 веков назад подписались на то, чтобы жить вместе. Теперь Константинополь, он же Царьград и он же Стамбул, снова теряется в туманной дымке, как будто не было ни князя Олега, ни «крестителя» Владимира, ни первого русского митрополита Алексия Бяконта, фактически создавшего московскую государственность с благословения умирающей Византии. Все заслонила собою распря из-за предоставления автокефалии украинской православной церкви, и теперь даже Русское афонское общество, основанное при поддержке бывшего главы РЖД Владимира Якунина и бывшего же губернатора Петербурга Георгия Полтавченко, оказывается как бы не у дел.
На минском заседании священный синод русской православной церкви констатировал полный евхаристический разрыв с Константинопольским патриархатом. По словам митрополита Волоколамского Илариона, который озвучивал вчерашние «максимы» в качестве председателя отдела внешних церковных связей, «это было вынужденное решение», но к нему «вела вся логика последних действий Константинопольского патриархата». «Раскол остается расколом, лидеры раскола остаются лидерами раскола, — философски рассудил владыка. — А та церковь, которая, признав раскольников, вступила с ними в общение, тем самым себя исключила из канонического поля православной церкви». Последствия этого просты: «Пока эти беззаконные и антиканоничные решения с точки зрения Константинополя остаются в силе, мы не сможем находиться в общении с этой церковью, находящейся сегодня в расколе», — заключил митрополит Иларион.
На практике это будет означать, что православные верующие из России больше не смогут молиться, исповедоваться и причащаться в храмах, находящихся в юрисдикции Константинопольской патриархии, а греки, приезжая в РФ, не должны делать того же самого в церквях РПЦ. Для россиян табуированными становятся все действующие православные храмы, единственная православная церковь в Анталье, а также целый ряд церквей в Греции — на Крите и на островах Додеканеса, в чье число входит, в частности, Родос. Тотальный запрет коснется и священной горы Афон с его знаменитыми монастырями. По словам священника Александра Волкова, пресс-секретаря патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «Афон является канонической территорией Константинопольского патриархата со всеми вытекающими отсюда последствиями».
Тем, кто ослушается, предусмотрены строгие наказания. Для мирян все обойдется покаянием на исповеди (после чего могут последовать более строгие меры вроде отлучения от причастия, молитвы в притворе и пр.), а вот для священнослужителей, которые надумают совершить совместную литургию с отступниками-греками или, не дай Бог, помолиться в одной компании с константинопольским патриархом Варфоломеем, предусмотрено так называемое прещение. Согласно положению о церковном суде РПЦ, всякое прещение, или, говоря проще, наказание, «должно побуждать члена православной церкви, совершившего церковное правонарушение, к покаянию и исправлению». Формы его могут быть следующими: освобождение от должности, временное или пожизненное запрещение священнослужения, извержение из сана и даже отлучение от церкви, то есть анафема.
В этой ситуации совершенно непонятно, какая судьба теперь постигнет знаменитое Русское афонское общество, считающееся прибежищем для всех «православных чекистов». Напомним, что еще в 2005 года в здании мэрии Москвы был основан попечительский совет благотворительного фонда поддержки русских святынь на святой горе Афон, чьими сопредседателями стали будущий губернатор Санкт-Петербурга и глава Объединенной судостроительной корпорации Полтавченко, тогдашний мэр столицы Юрий Лужков, глава МИД РФ Сергей Лавров, покойный дипломат Евгений Примаков, генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов, будущий губернатор Самарской области и глава АвтоВАЗа Владимир Артяков, президент ОАО «АФК «Система» Владимир Евтушенков и другие замечательные люди. Более того, едва ли не добрая половина администрации Петербурга в бытность Полтавченко губернатором также записалась в ревностные «афонцы». С ними также связывают братьев-предпринимателей Аркадия и Бориса Ротенбергов, генерального прокурора Юрия Чайку, уже упомянутого Якунина. И что теперь их ждет? Покаяние? Анафема? Посмертные муки? Или же просто необходимость создать какое-то иное обществом с другим «местом силы»?
Все же думается, что Афон для русского православного сознания ничто не способно заменить. Это все равно что мусульманам запретить молиться в Мекке и Медине и совершать туда хадж. Интересно, какая была бы реакция? А на Афоне один только русский Пантелеимонов монастырь ежегодно посещают десятки тысяч верующих из РФ. Теперь и этот поток паломников предстоит разбиться о невидимые барьеры, возведенные между двумя церквями.
«ЗАЧЕМ РАЗБИРАТЬСЯ В ВОПРОСАХ АВТОКЕФАЛИИ ПРЯМО СЕЙЧАС, КОГДА НАМ БОЛЬШЕ ВСЕГО НЕОБХОДИМО ЕДИНСТВО ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН?»
Сегодня в ведении украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП), возглавляемой митрополитом Онуфрием (Березовским), находятся 11 358 приходов и 191 монастырь на территории Украины. В сущности это отдельное государство в государстве, которое давно уже раздражало украинского президента Петра Порошенко и местных радикальных националистов. Поэтому их запрос на автокефалию, поданный в свое время как челобитная к подножию трона вселенского патриарха Варфоломея, с практической точки зрения понятен. Непонятно только, зачем Варфоломею понадобилось относиться столь благосклонно к киевской челобитной. Ведь он, несмотря на всю свою «вселенскость», все равно «первый среди равных» и не способен принимать решения о той или иной автокефалии в одиночку, без согласия других поместных церквей (всего в современном православном мире их насчитывается 15 – прим. ред.). Однако «его высокопреосвященство» повело себя настолько радикально, что удивил многих единоверцев. По его мнению, «Россия, как ответственная за нынешнюю болезненную ситуацию на Украине, не способна решить проблему», поэтому «Вселенский патриархат взял на себя инициативу по решению проблемы в соответствии с полномочиями, предоставленными ему священными канонами и юрисдикционной ответственностью над епархией Киева, получив просьбу об этом от досточтимого украинского правительства, а также повторяющиеся просьбы „патриарха“ Киевского Филарета об апелляции на наше рассмотрение его дела».
11 октября константинопольский Синод, собравшись в Стамбуле, объявил о начале процедуры предоставления автокефалии церкви на Украине, а заодно снял анафему и все ранее наложенные запреты на главу самопровозглашенного «Киевского патриархата» Филарета, а также с лидера украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) Макария. Оба они, включая их последователей, были восстановлены во всех церковных правах и сане. Одновременно Константинополь прекратил действие указа 300-летней давности (1686 года – прим. ред.), передающего Киевскую митрополию Москве, и объявил об открытии своего подворья в Киеве.
Стоит отметить, что православные поместные церкви пока в своем подавляющем большинстве не поддержали действия Константинопольского патриархата. Белорусская православная церковь, на чьей канонической территории патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял историческое решение о разрыве с Царьградом, полностью на его стороне. Сердито высказался о происходящем и патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X. «Зачем необходимо разбираться в вопросах автономии или автокафеалии прямо сейчас, когда нам больше всего необходимо целостное и сильное единство всех православных христиан? – недоумевает преосвященный владыка. – Нет никаких сомнений, что православной церкви надо бы рассмотреть свои проблемы на одном соборе, где бы собрались все главы поместных церквей». С ним согласен и патриарх Сербский Ириней: новые автокефалии должны создаваться только с согласия всего православного мира. Таким образом, в мировом православии намечается нешуточный раскол, который может привести на местах к давно забытым религиозным конфликтам. В частности, таковые уже намечаются на Украине, где в рамках тлеющей гражданской войны вполне могут разгореться баталии между верующими разных православных патриархатов за право владеть теми или иными сакральными объектами, главным из которых, понятное дело, является древняя Киево-Печерская Лавра. Все же в Москве рассчитывают на то, что киевские власти, обещающие полную свободу вероисповеданий, не станут преследовать верующих. «Надеемся, что не будет никаких столкновений на этой почве», – полагает митрополит Волоколамский Иларион.
На Афоне один только русский Пантелеимонов монастырь ежегодно посещают десятки тысяч верующих из РФ. Теперь и этому потоку паломников предстоит разбиться о невидимые барьеры, возведенные между двумя церквями
«ТЕ, КТО СИЛЬНО НЕ ЗАВИСИТ ОТ КОНСТАНТИНОПОЛЯ, ПОДДЕРЖАТ ПОЗИЦИЮ МОСКВЫ»
О том, чем может обернуться раскол в мировом православии, кто поддержит Москву, а кто – Константинополь и что теперь делать с Русским афонским обществом, «БИЗНЕС Online» поинтересовался у своих экспертов:
Анатолий Степанов – главный редактор информационного агентства «Русская народная линия»:
– Эта проблема носит и богословский, и исторический характер, потому что нарушение Константинополем канонов очевидно. И это не только наша трактовка, это очевидный факт. Тем не менее на предварительном этапе мы не видели однозначной поддержки со стороны православных церквей. На мой взгляд, это результат недоработки нашего отдела внешнецерковных связей, нашей церковной дипломатии, потому что тут нужно было попытаться организовать дипломатическое сопровождение этого решения. Но тогда не было решения о разрыве евхаристического общения, которое принято вчера на синоде. И теперь ситуация приобретает уже другой характер, потому что наш синод принял решения, опираясь на канонические правила, которые существуют в церкви, и теперь всем православным церквям нужно реагировать на это.
Понятно, что Константинополь будет предлагать свою трактовку, чисто историческую, что, мол, они вернули ситуацию к 1686 году. И здесь еще можно о чем-то спорить: насколько обоснованно они поступили, анализировать этот документ 1686 года, по которому тогдашний патриарх Константинопольский Дионисий передал Киевскую митрополию в состав Московского патриархата… Но самочинное снятие анафемы с архиерея, на которого наложила анафему другая церковь, и вопиющее возвращение раскольников из раскола без покаяния – это уже серьезное нарушение канонов, и я надеюсь, что все православные церкви, по крайней мере те, кто не зависит сильно от Константинополя, все-таки поддержат позицию Москвы.
Но мы уже на предварительном этапе слышали отдельные заявления, что Антиохийский патриархат нас однозначно поддерживает и требует созыва всеправославного совещания по Украине. Польская православная церковь нас поддерживает, поддержали нас предстоятели сербской и чешской церквей, Грузинский патриархат принял решение скорее в нашу пользу, предложив, правда, это решить не на всеправославном совещании, а путем совместных действий Константинополя и Москвы. Но сейчас уже ситуация изменилась, и вполне возможно, что они нас тоже поддержат.
К сожалению, нас не поддержала на первом этапе болгарская православная церковь, но хочется надеяться, что эта изменившаяся ситуация приведет к изменению позиций и болгарской, и элладской церквей. Хочется надеяться, что не будет отмалчиваться румынская церковь, Александрийский патриархат и это решение все-таки будет вынесено на Всеправославное совещание.
Что касается Русского афонского общества, то разрыв еврхаристического общения, решение о котором принято вчера в Минске, не предполагает запрет личного общения между представителями разных церквей и даже между священнослужителями разных церквей. Мы же не будем теперь смотреть на священников и мирян Константинопольского патриархата как на прокаженных. Это решение предполагает запрет совместной молитвы, запрет совместного богослужения с клириками, архиереями и тем паче с патриархом Константинопольским. Но это не приведет к тому, что православные русские люди перестанут ездить на Афон, а священнослужители и миряне Константинопольского патриархата не будут ездить в Москву. Церковное решение не предполагает такого рода запретов. К сожалению, священники, которые раньше ездили на Афон и служили там, сейчас сделать это не смогут, не нарушив этого решения священного синода.
«КОГДА КОНСТАНТИНОПОЛЬ СТАЛ АБСОЛЮТНО ТУРЕЦКОЙ ТЕРРИТОРИЕЙ, МЕСТНЫЙ ПАТРИАРХ ВДРУГ СТАЛ СЧИТАТЬ СЕБЯ ГЛАВОЙ ВСЕХ ПРАВОСЛАВНЫХ»
Виталий Милонов – член комитета ГД РФ по международным делам:
– На сегодняшний день вопрос стоит не о Константинополе, а руководстве церкви, которая сейчас не присутствует в физическом смысле, это как бы больше наследие. И я искренне полагаю, что это не приведет к какой-то конфронтации с другими поместными церквями. Но, естественно, я уверен, что это всеми расценивается как нечто, что происходит «к сожалению». Я совершенно уверен, что такой задачи не было ни у России, ни у Московского патриархата, и мы об этом неоднократно говорили и предупреждали. Но получается так, что, несмотря на все упреждающие дипломатические маневры, было принято такое решение. Очень жаль, что церкви втягивают в такие политические игры.
Большинство церквей уже выразили свою озабоченность, но я думаю, что было бы неправильно просить поместные церкви занять какую-то определенную позицию. Это ставит их в неудобное положение. Это по большому счету частный случай и касается скорее квартала Фанар (район в Стамбуле, где находится резиденция Константинопольского патриарха – прим. ред.) и не касается вселенского православия в полном смысле этого слова. Ведь Вселенский патриархат только называется вселенским, но это не имеет отношения к тому, что Вселенский патриарх главный над всеми. Да, он стоит первым по списку, но среди других равных, так что говорить о том, что мы должны подчиняться решениям вселенского патриарха, было бы неправильно. Это название к нам по большому счету пришло из глубины веков и было реанимировано тогда, когда Константинополь уже совсем не напоминал ту Византию, которая была. Когда он стал абсолютно турецкой территорией, местный патриарх в 20-х годах XX века вдруг стал считать себя главой всех православных. А это не так.
Чем закончится этот конфликт? Я думаю, что для верующих он ничем не закончится, потому что он, в общем-то, не особо и начинается. Главное в том, что решение Константинополя поддерживает некие политические решения, которые хотят принять на Украине. Он как бы дает предварительную индульгенцию на попытку захватить церкви, принадлежащие Московскому патриархату. Вот это больше всего меня беспокоит. Но давайте посмотрим еще и на реакцию самих архиереев на Украине, как они будут себя вести. Но меня лично больше всего огорчает перспектива вооруженного захвата церквей, монастырей – к этому все идет и к этому все готовится.
Вахтанг Кипшидзе – руководитель информационно-аналитического управления синодального информотдела РПЦ:
– Я считаю, что русская православная церковь поступила таким образом, каким она только и могла поступить, а именно – констатировала невозможность продолжения евхаристического общения с Константинопольским патриархатом, поскольку последний принял ряд совершенно беззаконных с точки зрения канонов решений. И наиболее вопиющее из них – признание и легализация украинских раскольников, возглавляемых так называемым патриархом Филаретом (Денисенко), ранее отлученным от русской православной церкви. Особенно примечательно то, что Филарет (Денисенко) давно находится под церковным прещением со стороны русской православной церкви, и это решение признавалось до последнего времени Константинопольским патриархом и до сих пор признается всеми остальными поместными православными церквями. Именно поэтому решение о его восстановлении в сане стало достаточно циничным нарушением порядка, который сложился в отношении данного лица, в том числе при участии патриарха Константинопольского Варфоломея.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 267
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.