Представляющая 1,5 тыс. пивоварен страны «Опора России» предложила Антону Силуанову установить минимальную розничную цену на пиво — по аналогии с шампанским и крепкими напитками. «Пивная минималка» призвана стать инструментом в борьбе с серым рынком. Госалкогольинспекция РТ параллельно просит о 70 рублях. Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты согласны, что 75 рублей — адекватная цена, которая будет выгодна как крупным пивным компаниям, так и небольшим крафтовым пивоварням.
«Опора России» предложила установить минимальную розничную цену на пиво - по аналогии с шампанским и крепкими напитками
«ПИВНАЯ МИНИМАЛКА» – ПРОТИВ «СЕРОГО» РЫНКА
Общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» предлагает ввести минимальную розничную цену (МРЦ) на пиво – по аналогии с крепким алкоголем и игристыми винами. В организации, которая представляет 1,5 тыс. пивоварен России (3% рынка), посчитали, что справедливой ценой пива на магазинной полке будет 75 рублей за литр, или примерно 37,5 рубля за пол-литровую бутылку.
Это предложение было отправлено в виде письма главы «Опоры России» Александра Калинина министру финансов Антону Силуанову, сообщают «Ведомости». По мнению автора послания, установка «пивной минималки» «помогла бы снять риски распространения напитков, маскирующихся под пивные, продукции без акцизов, «серого» импорта». Также считается, что введение минимальной цены позитивно повлияло бы на культуру потребления и качество продукции, пополнило бы доходы пивоваров и дало толчок для развития малого и среднего бизнеса в целом.
В минфине предложение «Опоры России» уже принято к рассмотрению, сообщает ТАСС. Директор департамента налоговой и таможенной политики минфина Алексей Сазанов отметил, что введение минимальной розничной цены на пиво «позволит создать равные конкурентные условия для легальных компаний, которые платят акциз на пиво, и компаний, которые торгуют полулегально и имеют возможность занижать цены». На данный момент эффективно воздействовать на нарушителей не получается, поскольку оборот пива не лицензируется, отмечает Сазанов. Директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз отмечает, что пивной рынок – самый большой из алкогольных, на него приходится 80% из общего объема в 1,1 млрд декалитров. Эксперт считает, что доля контрафакта на рынке пива «традиционно была относительно низкой».
Напомним, что минимальные цены на другие виды алкоголя устанавливаются минфином РФ начиная с 2009 года, делается это под флагом борьбы с теневым производством горячительных напитков. В России сегодня установлена минималка на водку и коньяк – 205 рублей и 371 рубль за пол-литра соответственно, и на шампанское – 164 рубля за 0,75 литра.
На рынке РФ нелегальным путем реализуется до 25% пива (80% – разливное, остальное – бутылочное)
«СНИЗИЛИСЬ ИЗЪЯТИЯ ПРОДУКЦИИ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ, «ФАНФУРИКОВ»...»
Как выяснилось, «Опора России» не одинока в своем желании повысить МРЦ на пиво. Как сообщил «БИЗНЕС Online» заместитель начальника Госалкогольинспекции РТ Рустем Арсланов, Госалкогольинспекция РТ еще в конце сентября направила в Росалкогольрегулирование предложение по установлению минимальной стоимости литра пива – в 70 рублей.
«У нас есть расчет, исходя из которого пиво не может стоить меньше 70 рублей за литр с учетом оплаченного акциза, а сейчас литр пива можно купить и за 40 рублей, и за 50 рублей», – говорит Арсланов. По его словам, в ближайшее время минфин РТ от имени республиканского правительства обратится в минфин России (министерство финансов РФ курирует Росалкогольрегулирование) с аналогичной просьбой.
Как идут дела с изъятием контрафактного пива? По данным Арсланова, на рынке РФ нелегальным путем реализуется до 25% пива (80% – разливное, остальное – бутылочное), в Татарстане этот показатель несколько ниже – 10% (70% – разливное, 30% – бутылочное). Продажи пива сомнительного происхождения в РТ в основном ведутся в небольших разливных, придорожных магазинах в удаленных от центра районах. В крупных торговых сетях Госалкогольинспекция РТ контрафактного пива не изымала.
Параллельно падает и число отравлений некачественным алкоголем. По данным Роспотребнадзора по РТ за 8 месяцев 2018 года, по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, снижение составляет 33%, а летальность от таких отравлений – на 41%. Всего за этот период был зарегистрирован 331 случай острых отравлений алкоголем и спиртосодержащими жидкостями, что составило 8,5 на 100 тыс. населения.
С экспертными оценками доли серого пивного рынка в корне не согласен руководитель пивной ассоциации Татарстана Ринат Акчурин. Он считает, что нелегально в Татарстане, по данным на начало 2018 года, продавалось до 60% пива, сегодня эта цифра снизилась до 50%. Он связывает это с тем, что пивной ассоциацией РТ совместно с Госалкогольинспекцией РТ, управлением экономической безопасности МВД РТ была проведена серьезная работа по выявлению фактов продажи нелегального пива. Разницу в оценках доли нелегального пивного рынка он объясняет тем, что большая доля реализуемого пенного напитка вообще нигде не учитывается. По его мнению, в Казани ситуация несколько лучше, а вот в районах РТ подпольные пивоварни процветают.
Ринат Акчурин считает, что нелегально в Татарстане, по данным на начало 2018 года, продавалось до 60% пива, сегодня эта цифра снизилась до 50%
Акчурин уверен, что в сером рынке зачастую замешаны небольшие подпольные заводики, которые формально зарегистрированы в ЕГАИС, но помимо легального пива, они по левым схемам продают напиток и без акцизов. Встречаются и мелкие «мастера-пивовары», которые производят пенные напитки где-нибудь в гаражах или подсобках. «Они производят пиво и поставляют его в „разливайки“ под различными брендами, какие хотите они наклеят этикетки», – рассказывает Акчурин. При этом встретить такой пенный напиток можно даже в крупных супермаркетах.
Руководитель пивной ассоциации РТ считает цену от 75 рублей до 80 рублей за литр пива в рознице вполне обоснованной. «Она сформирована исходя из себестоимости продукта, акцизов, НДС и прочих платежей. То, что продается дешевле, идет по серым схемам путем ухода от налогов и так далее. Честным пивоварам эта цена должна быть выгодна», – уверен Акчурин. Он считает, что минималка будет выгодна не только крупным транснациональным компаниям, но и небольшим крафтовым пивоварням, поскольку себестоимость пива у них выше.
С одного литра пива производитель должен заплатить 21 рубль в виде акциза. «Если продаешь пиво дешевле (75 рублей – прим. авт.), значит, ты уходишь от этого налога, значит, ты уже мошенник. Естественно, таким пивоварам МРЦ не выгодна», – говорит руководитель пивной ассоциации Татарстана. Если МРЦ будет принята, то правоохранительные органы смогут привлечь таких серых пивоваров к административной ответственности, что станет основным инструментом борьбы с теневым пивным бизнесом, считает он.
Пиво, с которого не платятся акцизы, наносят ущерб не только бюджету, но, как выяснилось, потенциально может нанести урон здоровью. «Пиво, которое производится по левым схемам… Где уверенность, что оно производится из настоящего солода, ячменя или пшеницы? В большинстве случаев это быстро изготавливаемый напиток на дрожжах и примесях. Покупатель, того не зная сам, хотя и платит меньше, но платит своим здоровьем», – предупреждает Акчурин.
«Это как с дешевой водкой: вы вроде бы покупаете дешевую водку, а на самом деле спирт – отравленный! Просто в случае с пивом последствия отравления не будут такими серьезными, в худшем случае – желудок сведет. Умереть от пива тяжело – градус поменьше, технологии другие», – поясняет Акчурин.
Есть расчет, исходя из которого пиво не может стоить меньше 70 рублей за литр с учетом оплаченного акциза
«ВСЕ ЗНАЮТ, КАКИЕ ЗАВОДЫ ПРОИЗВОДЯТ ЭТО ПИВО. ПРОСТО, КАК Я ПОНИМАЮ, ПОКА НЕТ КОМАНДЫ ЭТО ПРИКРЫТЬ»
«БИЗНЕС Online» спросил мнение экспертов, оправдана ли цена в 75 рублей за литр пива и к каким последствиям приведет введение «пивной минималки».
Ораз Дурдыев – директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes (владеет Казанским пивоваренным заводом):
– Вопрос введения минимальной розничной цены актуален для тех видов алкогольной продукции, где велика доля нелегального рынка. Ранее такой проблемы для пива не существовало. В случае если она будет расти, мы не исключаем возможности введения данной меры регулятором, так как она может способствовать «обелению» рынка.
Решение может иметь как позитивные, так и негативные последствия. С одной стороны, это позволит уравнять цены на бренды нижнего ценового сегмента, в результате чего произойдет перераспределение объемов в пользу легальных игроков, так как производители будут конкурировать за счет качества продукции и креативной работы с упаковкой и активациями для потребителей, а не только за счет цены. Как следствие, улучшится пополняемость бюджета, а население получит доступ к более качественному пиву. Однако мы также видим в этом решении и некоторые риски, поскольку уменьшается гибкость в отношении ценового позиционирования и предоставления скидок конечному потребителю, что, безусловно, немаловажно в непростой финансовой ситуации.
Руслан Якушев – гендиректор ОАО «Булгарпиво»:
– Мы, как производители и продавцы этого продукта, только за установление минимальной цены на пиво. Предложение о введении такой цены поступало и от нас. Мы, правда, ставили минимальную цену на полке в 80 рублей за литр. Что это даст? Я вас удивлю, наверное, но серый рынок и рынок безакцизного пива это не убьет. Потому что торговые точки, которые будут продавать дешевый продукт, будут просто больше зарабатывать. Сегодня на полке есть разливное пиво и по 50, и по 40 рублей за литр. При том, что себестоимость только по сырью меньше 35 рублей просто быть не может. Если в этой цене, конечно, сидят все налоги, которые должны там быть. А ведь еще есть и коммерческие, накладные, производственные расходы. И это цена производителя! То есть дешевле 50 рублей производителю продавать бессмысленно. Чудес не бывает!
А за 40 рублей продается нормальный, хороший продукт. Это пиво, которое произведено на заводах, это не порошок, смешанный с водой. Просто это цена пива без акциза. Это продукт, который не прошел через счетчик, не прошел через РАР, через ЕГАИС. А для того, чтобы на самом деле навести на этом рынке порядок, надо усиливать контроль над счетчиками РАР, над продажей через ЕГАИС, над работой онлайн-касс. Если сейчас все это ввести, то я думаю, при желании можно навести порядок. Потому что все знают, какие заводы производят это пиво, кому они его продают, как этот продукт вывозится. Все всё знают. Просто, как я понимаю, пока нет команды это прикрыть. А почему этой команды нет, я сказать не могу.
Установление минимальной цены лишь в какой-то степени сыграет роль в борьбе с серым рынком и некачественным пивом. Вот вы предприниматель, у вас торговая точка по продаже пива. Я вам предлагаю «Жигулевское» за 50 рублей. У него цена на полке будет 75 рублей. А когда придет не совсем порядочный оптовик, он предложит точно такое же «Жигулевское», не хуже качеством, но по цене за 30 рублей. Так продавец и это пиво тоже поставит по 75 рублей. И наценка у него будет больше. А вот для того, чтобы этого не произошло, система контроля над онлайн-кассами, ЕГАИСом и счетчиками РАР должна быть выстроена в одну цепочку. Если это произойдет, продать неучтенное, не оплаченное налогами пиво будет просто невозможно.
«ЭТА ЦЕНА СПАСЕТ ОТ НЕКАЧЕСТВЕННОГО ПИВА В «РАЗЛИВАЙКАХ»
Константин Иванов – совладелец пивоваренной компании Brew Barrel:
– Я хотел бы сразу отметить, что по законодательству Российской Федерации пивными напитками считается также и пиво, в котором содержатся, например, фрукты, овощи или другие соки, которые не замещают такие основные ингредиенты солода, как дрожжи и хмель, а кладутся дополнительно. И в связи с этим они даже увеличивают стоимость пива. Поэтому пивные напитки – это не плохо, это хорошо.
А введение минимальной розничной цены на пиво – это правильно. Потому что в настоящее время сварить пиво из натурального сырья (а многие хорошие пивовары его делают из европейского и американского сырья), дешевле, чем за 35 рублей за бутылку, невозможно. Это минимальная цена. По этой себестоимости средние и малые пивоварни будут продавать пиво. Таким образом, эта цена спасет от некачественного пива в «разливайках». Если государство, конечно, сможет их контролировать. А минусов у этого предложения я вообще не вижу.
Мария Горшунова – гендиректор производственно-коммерческой фирмы «Майдан»:
– Я думаю, что нет смысла вводить минимальную цену на пиво. У нас же есть молоко и молочные напитки, молочные продукты – это же все есть. И есть люди, которые могут позволить себе купить продукты дороже, а есть те, кто выбирает продукты подешевле. Но при этом дешевый пивной напиток, его этикетка, должен четко отражать его содержимое. Если это не пиво в полном смысле, а пивной напиток, то он так и должен маркироваться.
А что касается введения ограничения минимальных цен на пиво, то я думаю, что этого делать не стоит. Стоит правильно маркировать пиво и пивные напитки, чтобы человек знал, что он покупает, что он употребляет. То же самое касается и розлива в ресторанах и прочем. Ресторан, кафе, даже пивная четко должны позиционировать, что они продают. А дальше – право выбора покупателей.
Иван Якупов – управляющий брю-пабом Petzold:
– Я считаю, что безусловно надо устанавливать минимальную цену на пиво, и делать это нужно не только в розничной торговле, но и в оптовой. Считаю, что 75 рублей – это обоснованная цена, потому что в нее будет заложен и акциз, и сырьевая база. Цена может быть даже несколько выше. Наше предприятие готово работать на таких условиях. На покупательской способности граждан введение МРЦ не отразится, потому что ценники установлены довольно-таки лояльные. Отразится на культуре потребления, потому что некоторые сорта пива, которые сейчас продаются за 19–20 рублей и не имеют никакого отношения к пивной культуре, будут вытеснены с прилавков. А доходы пивоваров, безусловно, подрастут.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 116
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.