Казанский Кремль сегодня высказался по поводу постановления кабмина РТ, исключающего «проездные» субсидии для пенсионеров с доходом более 25 тысяч. По словам Лилии Галимовой, правительство действует исходя из задачи, поставленной еще Владимиром Путиным, — адресной помощи пенсионерам. Замминистра труда РТ убеждена, что работающие пенсионеры не будут обижаться на потерю 90 рублей в месяц, а эксперты «БИЗНЕС Online» полагают, что эта мера заставит их выбирать — «либо работать, либо получать льготы».
«ЦЕЛЬ НИКАК НЕ УВЯЗАНА С НЕОБХОДИМОСТЬЮ СЭКОНОМИТЬ КАКИЕ-ТО СРЕДСТВА, НЕ СТОИТ ТАКОЙ ЗАДАЧИ»
Сегодня Лилия Галимова — лицо казанского Кремля — на брифинге прокомментировала постановление кабмина РТ, отменяющее компенсации за проезд «богатым» пенсионерам с доходом более 25 тыс. рублей.
«Цель проведения этого мероприятия никак не увязана с необходимостью сэкономить какие-то средства, не стоит такой задачи, — заявила Галимова в ответ на вопрос корреспондента „БИЗНЕС Online“. — Да, есть определенные средства, которые экономятся за счет этого. Но основная цель не в этом. Вышеуказанная выплата предоставляется исключительно тем пенсионерам, которые не получают льготы по иным основаниям, то есть которые не являются инвалидами, ветеранами труда».
По словам Галимовой, логика принятия решения заключается в адресной помощи пенсионерам, что предполагает стратегия социально-экономического развития РФ. «Если вы обратите внимание, то в постановлении есть формулировка, что произойдет индексация тем, у кого пенсия гораздо меньше, то есть для них повышается в данном случае выплата», — добавила Галимова. При этом, со слов спикера, казанский Кремль не опасается, что решение каким-то образом оскорбит пожилых людей, тем более в контексте скандальной пенсионной реформы. «Такой цели абсолютно точно не стояло», — пояснила Галимова.
Напомним, постановление, которое с 2019 года вычеркивает категорию «богатых» пенсионеров с доходом более 25 тыс. рублей из числа получателей выплат на проезд, было подписано премьер-министром РТ Алексеем Песошиным 10 сентября этого года. Субсидия, которая была введена на волне протестов против монетизации льгот, предназначена для покупки социального проездного, стоимость которого с 2016 по 2018 год выросла с 446 до 466 рублей.
В нынешнем постановлении, соответственно, проиндексирована ежемесячная выплата на проезд пенсионерам с доходом до 20 тыс. рублей — до 486 рублей, более состоятельным пенсионерам с доходом более 20 тыс. рублей выплатят только 180 рублей, то есть примерно треть от стоимости социального проездного. Кроме того, были проиндексированы выплаты тыловикам и реабилитированным жителям республики (726 рублей), ветеранам труда, лицам, получившим госнаграды республики (486 рублей), пострадавшим от политических репрессий (698 рублей), матерям-одиночкам, сиротам и другим категориям граждан.
Сокращение выплат пенсионерам с высоким доходом проходило поэтапно. Еще до 2016 года правительство РТ не дробило пенсионеров по доходному «цензу», но затем для тех, кто получает свыше 20 тыс. рублей, выплаты сократились с 427 до 280 рублей. В 2017 году постановление кабмина отмерило пенсионерам с доходом от 20 тыс. рублей только 180 рублей субсидий. В этом году «богатым» пенсионерам выплаты урезали в два раза, до 90 рублей, а в следующем году их и вовсе оставят без субсидий.
Постановление, которое с 2019 года вычеркивает категорию «богатых» пенсионеров с доходом более 25 тыс. рублей из числа получателей выплат на проезд, было подписано 10 сентября этого года
КАК 132 ТЫСЯЧИ РАБОТАЮЩИХ И ВОЕННЫХ ПЕНСИОНЕРОВ СЭКОНОМЯТ БЮДЖЕТУ 142 МИЛЛИОНА
По просьбе «БИЗНЕС Online», сегментирование пенсионеров по доходам прокомментировала заместитель министра труда, занятости и социальной защиты РТ Наталья Бутаева. По словам замминистра, упомянутое постановление уходит своими корнями в 2016 год, когда Владимир Путин выступил с посланием, в котором сформулировал новые принципы предоставления бюджетных субсидий — адресная поддержка нуждающихся против категорийной. Принятая в 2005 году программа замены натуральных льгот разным категориям населения денежными выплатами, прозванная монетизацией льгот, предполагала «категорийный» характер поддержки. Другими словами, деньги выплачивались в зависимости от категории населения, а президент предложил прежде всего выплачивать деньги нуждающимся, а не установленным категориям.
«Объясню на примере, есть ветеран труда, который в 57 лет продолжает работать на высокооплачиваемой должности и получает 60 тысяч рублей в месяц, и есть другой человек — также в статусе ветерана труда, но работал он на селе, в 55 лет вышел на пенсию и уже не может работать, — рассказала Бутаева. — Мера соцподдержки у них одинакова, но выглядит она нелогично: государство должно тратить деньги на того, кто объективно не может помочь себе, на человека, для которого эти 90 рублей представляют ценность».
Замминистра подчеркнула, что ранее у всех категорий льготников — ветеранов труда, инвалидов, тружеников тыла и прочих — льготы не зависели от дохода. «Вы могли быть очень богатым или бедным человеком, но в равной степени получать льготы, потому в 2016 году провели анализ и приняли концепцию долгосрочного развития Российской Федерации на основании послания президента, в соответствии с которой к 2020 году до 80 процентов мер соцподдержки должны приобрести адресный характер, — пояснила Бутаева. — Чтобы меры соцподдержки зависели от нуждаемости и в первую очередь в больших объемах направлялись в адрес бедного населения. Для одних отсутствие 90 рублей не приведет к кардинальным изменениям, а для кого-то эти 90 рублей будут достойной помощью».
По ее словам, выплаты снижают и в других регионах, но в Татарстане их было больше изначально. «Это продолжение поэтапного снижения мер соцподдержки более обеспеченных слоев населения, но это не коснется ни инвалидов, ни ветеранов войны, ни ветеранов труда, — пообещала собеседница издания. — Почему человек, у которого пенсия, например, 14 тысяч рублей и столько же зарплата, должен обижаться из-за 90 рублей? Это не та цифра, которая может вызвать недовольство. Не забывайте, что право приобретения социального проездного за пенсионерами сохраняется, для всех безлимитный проездной стоит 2040 рублей, а для них — 466. Эту разницу в полторы тысячи государство оплачивает из бюджета».
По подсчетам минтруда РТ, в Татарстане 132 тыс. пенсионеров, чей доход превышает 25 тыс. рублей. Более 90% — это работающие жители республики, еще 10% — пенсионеры силовых ведомств, пенсия которых превышает 25 тыс. рублей. Другими словами, в бюджете останутся 142,5 млн рублей ежегодно, которые можно будет направить на другие цели.
По подсчетам минтруда РТ, в Татарстане 132 тыс. пенсионеров, чей доход превышает 25 тыс. рублей
«СЕЙЧАС НАЧНУТ ПОДТАЛКИВАТЬ ЛЮДЕЙ К ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЙ — ЛИБО РАБОТАТЬ, ЛИБО ПОЛУЧАТЬ ЛЬГОТЫ»
По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты оценили инициативу кабинета министров РТ о сокращении выплат работающим пенсионерам.
Айрат Фаррахов — депутат Госдумы РФ:
— Мне кажется, что оскорбления не будет, а это постановление все-таки отвечает принципу справедливости. Давайте исходить из того, что у нас есть люди, которые получают социальную пенсию, а средняя пенсия сейчас около 13–14 тысяч рублей. Она, безусловно, на следующий год будет проиндексирована, правительство делает все возможное, чтобы скорость индексации была больше, поэтому и идут разговоры о пенсионных изменениях. Но если мы говорим о категориях граждан, которые получают 25 и более тысяч рублей — на самом деле это в 2,5 раза превышает прожиточный минимум в России. Как вы знаете, он включает в себя все необходимые товары и услуги, которые необходимы в минимальном выражении для гражданина. Так что я думаю, что человек, который получает 25 тысяч рублей пенсии, может сам себе проезд оплатить.
А потом эти выплаты осуществляются из бюджета РТ. На эти выплаты направляются определенные доходы, и, конечно же, мы всегда взвешиваем, на что тратить деньги. То ли необходимо поддерживать очень бедных, то ли необходимо направлять на дополнительное лекарственное обеспечение, то ли на инвестиции, чтобы в будущем получить доходы. И, конечно, финансовое обеспечение проезда граждан, которые и так уже получают 25 тысяч, — не самые первоочередные расходы.
Виталий Смирнов — председатель правления регионального отделения «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Республике Татарстан:
— С одной стороны, понятно – люди в минфине считали и что-то там посчитали. Им поставлена задача максимально сэкономить, они и экономят. Как работает наше правительство, мы уже видели, когда была попытка резким рывком, фактически без обсуждения, впарить нам пенсионную реформу. Номер не прошел. И я считаю, что это тоже попытка сэкономить там, где можно было бы и не экономить. Потому что экономический эффект, я думаю, будет незначительным. Не так много людей эту льготу получают. А социальный эффект будет негативным и, вероятно, даже очень негативным. И людей такой подход, конечно же, оскорбит.
Очень может быть, что сейчас начнут подталкивать людей к принятию таких решений — либо работать, либо получать льготы. Наверное, и такой контекст тоже имеет место.
Я считаю, что с введением этой меры повторилась та же самая ошибка, которая была сделана при объявлении о пенсионной реформе. Без обсуждения, без учета интересов, без объяснений. Если бы были представлены какие-то расчеты, что́ эта мера даст региональному и федеральному бюджетам, люди бы подумали и сказали: «Ну ладно». А так — просто как обухом по голове, взяли и отменили. Без комментариев и обсуждений. Это плохой подход. Правительство все-таки должно выполнять не только какие-то чисто финансовые показатели, оно должно видеть и социальную компоненту в своей деятельности.
Артем Прокофьев — депутат Госсовета РТ:
— У нас кабинет министров продолжает пытаться сбросить с себя социальные обязанности по поддержке уязвимых категорий населения. Конечно, экономия с пенсионеров с доходом более 25 тысяч рублей незначительная, но с учетом инфляции и индексации все больше пенсионеров будут попадать под сокращение меры поддержки. В этом и заключается долгосрочная стратегия нашего кабмина — сбросить соцнагрузку. Когда это происходит постепенно, из года в год, от одной категории к другой, что мы и видим, недовольство нарастает медленно. Людям, которых это коснулось, сложно организоваться, сложно объединиться. Хотя у нас социальное государство, при этом всегда ищется любой повод снять социальные обязательства.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 89
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.