«Ну вы у нас и боец, Юрий Александрович», — как старого знакомого приветствовал вчера ветерана Юрия Величко глава Авиастроительного района Тимур Алибаев, который приехал лично перед ним извиниться за недоразумение с коммунальщиками. Бывший главный инженер «Союзнефтехимпроекта» 10 лет оплачивал ЖКХ, исходя из своих собственных расчетов. В 2015 году в квартиру постучались коллекторы, а совсем недавно УК отключила ему свет. О развязке истории, получившей федеральный резонанс, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
История о том, как 91-летнему фронтовику управляющая компания отключила электричество в квартире, а потом натравила на него коллекторов, повергла в шок общественность
«В ГОЛОВЕ НЕ УКЛАДЫВАЕТСЯ, КАК МОЖНО ВЫБИВАТЬ ДОЛГИ У ВЕТЕРАНА, ОТКЛЮЧАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО...»
Вскрывшаяся благодаря журналистам история о том, как 91-летнему фронтовику Юрию Величко управляющая компания отключила электричество в квартире, а потом натравила на него коллекторов, повергла в шок общественность. О ситуации стало известно вечером 17 сентября, а на следующий день к ветерану домой приехал глава Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Тимур Алибаев, чтобы лично просить у Величко прощения от себя и от имени сотрудников УК.
О нелегком положении, в котором оказался участник войны, проживающий в доме №10 на улице Лядова в Авиастроительном районе, рассказала «Вечерняя Казань». В статье указывалось, что управляющая компания ЖКХ Авиастроительного района Казани добивалась взыскания с Величко, орденоносного ветерана, задолженности по счетам за жилищно-коммунальные услуги путем отключения электричества в его квартире. Претензии к ветерану копились в течение 10 лет. Все началось в 2008 году, когда в доме проводился капремонт, а жильцов на это время отселяли. Юрий Александрович в это время жил не в резервном фонде, а у знакомых. Тем не менее счет ему выставили в полном объеме, с чем он не согласился. В последующие годы мужчина и вовсе оплачивал счета-фактуры по своему разумению — столько, сколько считал справедливым. Понятно, что по закону жильцы действительно могут не оплачивать недопоставленные услуги, но для этого нужно обратиться в УК с претензией, провести сверку и т. д. Ветеран же просто накопил 45 тыс. рублей долгов, включая пени.
УК же, действуя в своей логике, не нашла ничего лучше, как прибегнуть к услугам коллекторского агентства, представители которого только раз навещали фронтовика — в 2015 году. Ветеран, по его собственному описанию, встретил рослых выбивателей долгов военной хитростью — пообещал отдать деньги, но вместо этого вышел к ним с газовым баллончиком. После этого от него отстали. Новый же виток эта история получила в сентябре, когда Величко отключили электричество, подачу которого тут же восстановили после его жалобы. Но тем не менее событие успело получить федеральный резонанс. Популярный анонимный Telegram-канал «Караульный» написал следующее: «В Казани чудовищная ситуация с дедом-фронтовиком, у которого перед УК возник долг в 40 тысяч рублей (дед платил то, что высчитывал сам: например, не 2900, а 2200 за свет и т. п.). Но это не старый маразматик, а человек-герой. <...> Уверены, что от казанских и федеральных властей не обломится, даже если всем фронтовикам (их очень мало) отменить оплату ЖКХ, а местных глав заставить целовать фронтовиков в героические старые попы». Через пару часов в Telegram-канале появилось сообщение, в котором говорилось, что его авторам пришел ответ от помощника заместителя министра строительства и ЖКХ России Андрея Чибиса: «По дикой ситуации в Казани взялись за негодяев. Мозги вправили, отключать никто ничего не будет, взыскивать и обращаться к коллекторам — тоже. Разбираемся». Уже официально поздно вечером для RT историю с казанским ветераном прокомментировал и сам Чибис, который сообщил, что взял ситуацию под личный контроль. «Долг действительно есть — и мы выясняем, как именно он образовался, сейчас сведения, которые опубликованы в СМИ, не совпадают с той информацией, которую предоставляет управляющая компания, — отметил глава минстроя РФ. — Если честно, в голове не укладывается, как можно выбивать долги у ветерана, отключая ему электричество...»
Тем временем к ветерану выехал председатель комитета ЖКХ исполкома Казани Дмитрий Анисимов, чтобы на месте лично разобраться в ситуации и проверить всю документацию. Комитет ЖКХ изучил документы, предоставленные ветераном и управляющей компанией. «В любом случае четкая позиция мэра Казани Ильсура Метшина: отключать электричество, да еще и угрожать ветерану — абсолютно отвратительная мера. Оставлять заслуженного ветерана без предоставления жилищно-коммунальных услуг не позволено никому», — отметили в пресс-службе мэрии.
Не остались в стороне и правоохранительные органы. Старший помощник прокурора РТ Руслан Галиев сообщил, что надзорным органом ситуация взята на контроль, опрошены должностные лица УК, изучается документация, а также приняты меры по пресечению попыток отключения электроснабжения в квартире ветерана. Что касается походов к фронтовику коллекторов и угроз в его адрес, то за это взялись сотрудники полиции Казани, которые намерены дать свою оценку действиям УК ЖКХ Авиастроительного района.
«НУ ВЫ У НАС И БОЕЦ, ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ...»
Не дожидаясь результатов проверки правоохранителей, 18 сентября к 91-летнему фронтовику в квартиру приехал Алибаев. Незадолго до его визита к дому подъехал и корреспондент «БИЗНЕС Online». Четырехэтажку, в которой проживает ветеран, отыскать нетрудно — недалеко станция метро «Авиастроительная», но двор оказался несколько темноват. На доске объявлений у подъезда символично висит листок бумаги, предупреждающий о ремонте и отключении 19 сентября электричества во всем доме. Через минуту к подъезду подкатил и автомобиль, из которого вышел Алибаев в компании трех подчиненных. Поправив бордовый галстук и застегнув пиджак на верхние пуговицы, глава района поднимался из полумрака подъезда к свету телекамер, которые выстроились возле квартиры ветерана. Впрочем, на толпу снующих в подъезде журналистов Алибаев внимания не обращал. Его ждал Величко в выглаженной голубой рубашке. Небольшого роста, он выглядел величественно даже без орденов — сгорбившийся, но не сломленный, с цепким, сосредоточенным взглядом, готовый в любую минуту дать бой коммунальщикам, коллекторам — да кому угодно.
Служил будущий борец с системой ЖКХ в 8-й штурмовой инженерно-саперной бригаде Белорусского фронта, попав туда из партизанских отрядов, где свою войну встретил 15-летним подростком. Был удостоен ордена Отечественной войны, медалью «За боевые заслуги». В боях получил тяжелую контузию, был демобилизован в 1944 году. После войны Величко не прекращал свою службу Родине. Он ветеран не только войны, но и труда, кандидат технических наук, лауреат Госпремии СССР. Работая главным инженером института «Союзнефтехимпроект», он стал автором нескольких патентов — его работа была связана с технологией производства сгорающей гильзы. Весной 2015 года президент РТ Рустам Минниханов лично наградил Величко медалью в честь 70-летия Победы.
К счастью, на этот раз воевать заслуженному фронтовику не пришлось, скорее наоборот.
— Ну вы у нас и боец, Юрий Александрович. Я, конечно, знал, что вы у нас боец, но чтобы так... — с уважением поприветствовал Алибаев ветерана. В его голосе даже звучали теплые нотки, хотя обстоятельства встречи на первый взгляд назвать таковыми было трудно. Оба уже давно знакомы — не раз пересекались на совместных мероприятиях в честь Дня Победы. Глава района даже чуть пожурил Величко за то, что тот сразу к нему не обратился напрямую. Ветеран парировал: «Еще вас в это подключать!..» — и погрузился в детали своей коммунальной эпопеи, недоумевая, как можно в счетах указывать пени с отрицательным знаком.
Служил будущий борец с системой ЖКХ в 8-й штурмовой инженерно-саперной бригаде Белорусского фронта, попав туда из партизанских отрядов, где свою войну встретил 15-летним подростком
— Юрий Александрович, давайте так. Я во всей ситуации разобрался. Это, конечно, вопиющее безобразие. Настолько бездушное отношение... Фронтовиков, сколько работаю, вашего возраста еще ни разу не видел. Приняли решение. Во-первых, про долги забудьте. Мы этот вопрос урегулировали. А те люди, которые это допустили... Мы сегодня обратились к учредителям, и генеральный директор управляющей компании (Рустам Галимов — прим. ред.) уже уволен. Так относиться к фронтовикам, к людям, которые защитили нас... — заявил Алибаев.
— Я 43 года живу в этой квартире. Ни разу ни одного поздравления не было от ЖКХ! Ни разу не позвонили и не предложили как участнику ремонт! Ничего никогда не было! Одни пакости кругом. Вот 18 августа отключили, 8 дней не включалось ничего. Сижу без света, без ничего, — продолжал свой рассказ Величко. — 10-го числа отключили опять, неделю держали без света — и ничего. Я говорю: «Ребята, вы меня оскорбляете просто, выключив электроэнергию». Ни туда и ни сюда. В сортире и то не могу включить свет!
— Возмутительно! Такой случай за все время работы вижу впервые, — отозвался Алибаев, который уже 11 лет руководит районом.
— Я и хуже видал времена. Но когда они на меня коллекторов нацелили... В Кировском районе есть коллекторы, Сафина у них, такой директор есть. Я им говорю: «Братцы, вы разберитесь хотя бы сами. Я никому ничего не должен! Плачу все по счету-фактуре! А вот если я вам покажу, как они распределяют это все потом, то вы должны удивиться». А она мне отвечает: «Мне наплевать на это дело». Она своих ребят нацелила на меня: «Не заплатишь — паяльник горячий тебе в задницу воткнем!» Я говорю: «Зря меня паяльником пугаете. Я хуже видал, гораздо хуже в жизни было». Говорю: «Не запугаете меня вы этим делом, оставьте меня в покое. Если вы мне паяльник, то я вам тоже устрою паяльник...»
— Считайте, что устроили, — улыбнулся Алибаев, после чего дружескую беседу старых знакомых прервал звонок домофона. Величко по-хозяйски направился к двери встречать партию припозднившихся журналистов.
Сразу бросился в глаза небольшой рабочий беспорядок — на подоконнике расположился миниатюрный токарный станок по металлу
«А ТЫ ДАТУ РОЖДЕНИЯ ЕГО НЕ ПОСМОТРЕЛ? ЭТО ТЕБЯ НИ НА ЧТО НЕ НАТОЛКНУЛО?»
В коридорчике, где состоялась встреча, стало тесно, Алибаев предложил пройти всем в комнату — разумеется, с позволения хозяина. Квартира, в которой проживает 92-летний фронтовик, двухкомнатная. В зале, где оказался корреспондент «БИЗНЕС Online», сразу бросился в глаза небольшой рабочий беспорядок: на подоконнике расположился миниатюрный токарный станок по металлу, на серванте лежали наборы всевозможных сверл — бывший главный инженер-оборонщик по-прежнему полон творческих сил. В углу стоит кровать, а прямо посредине комнаты — письменный стол со множеством документов. Именно с ними ветеран и предложил главе района ознакомиться лично.
Фронтовик продемонстрировал многочисленные выписки, квитанции на оплату коммунальных услуг, листки с собственными расчетами. «Я тут сел и выборку сделал, ведь никак не убедишь никого. Расчеты просто ужас», — отметил Величко, попутно рассказывая о своих воинских подвигах и зверствах коллекторов, от которых пришлось отбиваться с помощью «баллончика с нервно-паралитическим газом».
— Давайте мы этот вопрос сегодняшним днем закроем, — предложил Алибаев. — Конечно, если бы о нем стало известно чуть раньше, то он и раньше был бы закрыт. Про долги, еще раз повторяю, вы забудьте! Те люди, которые такое вопиющее безобразие в отношении вас допустили, понесут справедливое наказание. Генеральный директор уже уволен, но мы еще посмотрим. Он же не один делал, там были юристы, которые, наверное, историю Великой Отечественной войны проходили...
Но ветеран не отступал, настаивая на том, чтобы муниципальный чиновник все же ознакомился с квитанциями, в которых пени указаны с отрицательным знаком. По словам Величко, днем ему звонила помощник прокурора Авиастроительного района, которая напрашивалась на встречу, чтобы обсудить проблему фронтовика: «Это хороший материал для прокуратуры».
— А вот тут еще хитрее! Посмотрите: вот за февраль за электроэнергию я отдал 445 рублей, а сколько они мне зачли? 636! Я оплатил 384 рубля, а они мне сколько засадили? 600 рублей! За январь 1 957 рублей я заплатил, а они мне учли 1,3 тысячи рублей. Что это такое? Это какая-то идет эквилибристика с расчетами, — недоумевал Величко.
Фронтовик продемонстрировал многочисленные выписки, квитанции на оплату коммунальных услуг, листки с собственными расчетами
— Мы разберемся, — в очередной раз обещал Алибаев. — В отношении ваших долгов мы разобрались, а в отношении этих расчетов мы обязательно... Когда это дело до конца доведем, я к вам заеду, мы еще раз с вами посидим. Юрий Александрович, насколько я понимаю, вы на социальном обслуживании находитесь, у вас здесь время от времени бывает социальный работник. Почему же... Ладно вы не сказали — вам неудобно, но почему же социальный работник не сказал, что у нас Юрий Александрович в такую историю попал? Мы тогда сразу разобрались бы. Мне вот это очень обидно. Мы хотим, чтобы о жизни наших ветеранов мы знали все. Если какая-то проблема возникает, которая не обязательно с ЖКХ связана, может, со здоровьем, с другими вещами, то мы немедленно придем к вам на помощь! Я с себя ответственности не снимаю. Я за эту территорию отвечаю. Настоящих фронтовиков у нас осталось несколько десятков человек. И мы в состоянии каждого из вас... Для меня это тоже большой урок.
Глава района даже вспомнил свой разговор с директором управляющей компании, который будто и не знал, что столкнулся с ветераном.
— Он говорит: «Я не знаю. Что за фантазии?» Я говорю: «А ты дату рождения его не посмотрел? Это тебя ни на что не натолкнуло?» — передает Алибаев обмен репликами с уже уволенным директором УК. — Вы правильно говорите, что таких людей, таких руководителей... У нас президент настраивает как? Если дело касается ветерана, то мы, руководители, вообще лично, никому не поручаем... Юрий Александрович, вы меня знаете. Мне очень стыдно. Очень стыдно, что в нашем Авиастроительном районе, в славном районе, совершается такое безобразие в отношении вас. Вот насколько же вы скромный человек! Хоть бы намекнули, хоть бы одним словом. Я бы давно с этим разобрался! Это же наша работа, мы для людей в районе трудимся».
«У нас к фронтовикам отношение особое. Если это у кого-то из руководителей не проявляется, то мы должны это очень быстро исправить, — рассказал глава района корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — Я сказал нашим в Авиастроительном и Ново-Савиновском районах, за которые отвечаю, что сегодня настоящих живых участников боевых действий, которые действительно с оружием в руках воевали в окопах, осталось менее 200 человек. Когда я принимал район, их было порядка 2 тысяч. Время очень быстро идет. Если мы таким образом относимся к ветеранам, сокращаем дни их жизни, то нам просто прощения нет. Юрий Александрович, еще раз извините. Приношу извинения за своих подчиненных в том числе!»
Наш корреспондент также поинтересовался судьбой соцработницы, которая недосмотрела за фронтовиком. Алибаев сообщил: «Это тоже доведем до конца». Величко заступился за женщину. На вопрос «БИЗНЕС Online», за чей счет погашен долг ветерана за коммунальные услуги, Алибаев ответил, что оплатил все 45 тыс. рублей из собственного кармана.
Напоследок мы поинтересовались у фронтовика, принял ли он извинения от главы района, с которым они начали пить чай.
— А как их не принять? Принимай не принимай, а дело уже сделано. Если скажу, что не принимаю, то что-то изменится после этого? Должны приниматься меры, чтобы исключить такие негодные моменты. Кто там извинился или нет — это уже совесть и честь человека, то, как он сам понимает эту ситуацию, — заключил ветеран.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 368
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.