Активность татарстанских покупателей «бюджетных» автомобилей выросла в три раза меньше, чем в целом по стране Активность татарстанских покупателей бюджетных автомобилей выросла в три раза меньше, чем в целом по стране Фото: Сергей Елагин

ТАТАРСТАНСКИЙ МАСС-МАРКЕТ ОТСТАЕТ ОТ РОССИЙСКОГО, ЛЮКСОВЫЙ СЕГМЕНТ — ОБГОНЯЕТ

Российский рынок новых легковых авто растет уже больше года. По данным ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в первом полугодии продажи легковых и легких коммерческих автомобилей увеличились на 18,2% до 849,2 тыс. авто, хотя темп прироста и замедлился на 3,5 п. п. по сравнению с первым кварталом.

«Тем не менее почти 11-процентное улучшение по отношению к июню прошлого года — это очень приличный результат... Кроме того, из-за активных продаж в предыдущие месяцы складские запасы существенно снизились во всей индустрии, что, хотя и временно, сказалось на росте продаж. В целом первая половина 2018 года была успешной для российского автомобильного рынка, имеются все причины верить, что позитивное развитие продолжится в ближайшие месяцы», — в умеренно позитивном ключе прокомментировал итоги первого полугодия председатель комитета АЕБ Йорг Шрайбер.

Татарстан из общего тренда не выпал, но местный авторынок выступил втрое слабее российского. Количество регистраций новых легковушек в республике увеличилось всего лишь на 5,9% до 33,4 тыс. авто по итогам января – июня, следует из предоставленных газете «БИЗНЕС Online» материалов агентства «Автостат» (напомним, оно учитывает именно зарегистрированные, а не купленные авто). А вот торможение оказалось сопоставимо с общероссийским — минус 3,1 п. п. к первому кварталу. Казань показала чуть лучшую динамику — плюс 9,7% до 12,1 тыс. авто, замедление роста было не таким заметным — минус 1,2 процентных пункта.

Интересно и другое. Как видим, активность татарстанских покупателей бюджетных автомобилей выросла в три раза меньше, чем в целом по стране: плюс 5,9% против 18,2%. Зато в сегменте премиум-класса республика если не впереди планеты всей, то уж России точно. Регистрации люксовых авто в РТ выросли на 11,7% — в 2,5 раза больше, чем по РФ (плюс 4,5%). Опять же, если в России продажи престижных авто увеличились в разы меньше, чем бюджетных легковушек, то в Татарстане все наоборот. Здесь аппетиту покупателей дорогих машин остальным остается только завидовать: регистрации люксовых иномарок кроют масс-маркет как бык овцу.

Напомним, что первые три месяца года для экономики РФ были относительно спокойными. Рубль держался у отметки 56–57 рублей за доллар, способствуя росту потребительских настроений. Однако в апреле – мае, после объявления введения свежей порции санкций США в отношении высокопоставленных чиновников, крупных бизнесменов и предприятий РФ, рубль спикировал в коридор 62–65 рублей за «американца». С одной стороны, такие кульбиты побудили часть потенциальных покупателей по максимуму уйти в иностранную валюту. С другой — те, кто планировал приобрести автомобиль в течение года, спешит это сделать в ближайшие месяцы, понимая по опыту, что позже, скорее всего, дешевле не будет. Тем самым в апреле – июне отчасти вымывался спрос третьего и четвертого кварталов.

Новости о свежей порции «адских» санкций со стороны США в отношении РФ с такими элементами, как запрет экспорта, операций российских банков в долларах и покупка госдолга (пока только нового), на момент написания материала отправили курс выше отметки 70 рублей за доллар — к минимуму с марта 2016 года. И наступившая осень неизбежно принесет с собой в автосалоны новые ценники, полагают эксперты, прогнозы которых мы приводим в заключительной части нашего обзора.

Казанцы, обычно скептически настроенные по отношению к «вазовской» продукции, нарастили покупки на 14,3% до 2,17 тыс авто Казанцы, обычно скептически настроенные по отношению к вазовской продукции, нарастили покупки на 14,3% до 2,17 тыс. авто Фото: Алексей Белкин

LADA ЛУЧШЕ РЫНКА: СПАСИБО ДЕШЕВОЙ GRANTA И VESTA-УНИВЕРСАЛ

А начинаем обзор достижений автопроизводителей мы по традиции с крупнейшего игрока российского рынка легковых автомобилей — LADA. Детище АвтоВАЗа укрепило свои позиции в РТ на 8,6% до 9,39 тыс. авто в январе – июне 2018 года. Как ни удивительно, но казанцы, обычно скептически настроенные по отношению к вазовской продукции, нарастили покупки на 14,3% до 2,17 тыс. авто. Но даже спрос в Казани сильно отстает от российской динамики продаж LADA. По данным АЕБ, продажи тольяттинских легковушек в РФ выросли на 21% до 169,9 тыс. машин.

Напомним, что спрос на продукцию LADA в Татарстане неуклонно сокращался на протяжении пяти лет (с 22,1 тыс. авто в первом полугодии 2011 года до 7,54 тыс. авто в первом полугодии 2016-го) и начал восстанавливаться только в первой половине 2017 года. И сегодня мы можем говорить уже о не об отскоке, а о сформировавшемся восходящем тренде.

Посмотрим на лидеров в модельной линейке АвтоВАЗа. Сильнее всего в абсолютном выражении, с нуля до до 927 единиц, выросли в РТ регистрации модели Vesta SW — почти тысяча татарстанцев приобрели более вместительные авто в кузове универсал. Что ж, тут и места больше, и клиренс — 178 мм, да и весьма удачный стремительный экстерьер с модными элементами — той же парящей крышей. В августе за вариант Comfort с механической коробкой передач продавцы просили от 670 тыс. рублей — без изменений к маю (далее мы просто не будем говорить о динамике цен, если стоимость автомобиля не изменилась). Самый доступный вариант с автоматической трансмиссией обойдется в 695 тыс. рублей.

Напомним, что Kalina первого и второго поколений были популярнее более скромных по размерам вариантов в кузове хетчбэк. Смогут ли Vesta-универсалы основательно перетянуть одеяло спроса на себя, мы увидим уже в ближайшие несколько кварталов.

Между тем первопроходец новой генерации Х-дизайна, Vesta в кузове седан (от 585 тыс.), потерял 23% от своих прошлогодних достижений, набрав только 1442 регистрации. Чуть хуже рынка показал себя и компактный кроссовер XRAY (от 630 тыс., с учетом выгод — от 570 тыс.): плюс 5,2% до 1237 единиц.

==table2089==

Самой же востребованной моделью в январе – июне ожидаемо оказалась Granta в кузове седан с ценником от 410 тыс. рублей, с учетом скидок — 370 тыс., самый доступный вариант с «автоматом» стоил в августе 505 тыс. рублей. Татарстанский спрос на бестселлер АвтоВАЗа увеличился на 413 авто, или 22%, до 2280 регистраций. Напомним, что Granta взяла очень хороший старт в первом квартале, показав прирост сразу на 61%.

В то же время пятидверная версия Granta в кузове лифтбэк — от 435 тыс. — зафиксировала спад спроса на 252 единицы, или 23%, до 861 авто.

При этом дилеров тольяттинского завода наверняка порадовал спрос на универсалы Largus VP (от 555 тыс., со скидками — от 515 тыс.), которые продвинулись на 280 корпусов, или на 41% (!), по сравнению с первым полугодием 2017 года.

Татарстанских покупателей явно заинтересовал среднеразмерный кроссовер Sportage, добравший сразу 40% к прошлогоднему спросу Татарстанских покупателей явно заинтересовал среднеразмерный кроссовер Sportage, добравший сразу 40% к прошлогоднему спросу Фото: Алексей Белкин

KIA: ОБНОВЛЕННЫЙ RIO БУКСУЕТ, ЗАТО РАЗОГНАЛИСЬ OPTIMA И SPORTAGE

Забегая вперед, скажем, что сразу пять ведущих брендов, занимающих 2–6-е места в нашем рейтинге, показали в Татарстане динамику «около нуля». Это может сигнализировать о слабости республиканского спроса в целом. Восстановление рынка после жесткого обвала спроса в 2015 году и дожимания его до дна в 2016-м длилось всего ничего — прошлый год и первую половину 2018-го, причем у большинства марок скорость «всплытия» была довольно скромной. Хотя ряду брендов, грамотно подобравших модельный ряд для российского рынка, удалось заполучить доли игроков, его покинувших.

Место самого востребованного иностранного автобренда сохранил за собой корейский KIA, сделавший в РТ символический шаг на 1% до 4,75 тыс. новых авто. В Казани динамика была лучше — плюс 5,7% до 1,8 тыс. регистраций. Однако и столица республики, и тем более Татарстан выглядели бледно на фоне общероссийского роста продаж KIA на 31%(!) до 111,2 тыс. авто. Впрочем, в первом квартале, когда спрос на бюджетного «корейца» взлетел в стране на 40%, в Татарстане KIA вообще провалился на 4,4%, но за следующие три месяца ему удалось выйти в плюс. И теперь вопрос в том, получится ли у бренда укрепить свои позиции по итогам второго полугодия.

Самым слабым звеном у лидера иностранного автолегиона стал его же бестселлер Rio. Его популярность упала на одну пятую, или 611 «очков», до 2462 регистраций. Как видим, после обновления поколений спрос на полюбившуюся россиянам машину забуксовал. Ее стартовый ценник в августе составлял 710 тыс. рублей (со скидками — от 670 тыс.) — на 4 тыс. дороже, чем в мае. За самый доступный вариант с «автоматом» придется выложить 810 тыс., в средней комплектации — уже 835–860 тыс. рублей.

==table2090==

Татарстанских покупателей явно больше заинтересовал среднеразмерный кроссовер Sportage, добравший сразу 40% к прошлогоднему спросу до 795 поставленных на учет авто. Отметим, что удачно обновленный и ставший выглядеть дороже, особенно в анфас (который отсылает к мотивам Subaru Tribeca и Porsche Cayenne), Sportage показал лучший абсолютный результат в модельном ряду KIA. В августе за вариант с «механикой» просили от 1,29 млн, за самый доступный «автомат» — 1,45 млн рублей.

Новинка корейского автопрома, стремительный и дерзкий Stinger, нашла дорогу к сердцам и кошелькам 17 татарстанцев Новинка корейского автопрома, стремительный и дерзкий Stinger, нашла дорогу к сердцам и кошелькам 17 татарстанцев Фото: Алексей Белкин

На втором месте по абсолютному приросту у KIA — бизнес-седаны Optima, добравшие 123 балла до 299 регистраций. Уточним, что здесь в зачет идет как предыдущее поколение модели стоимостью от 1,23 млн («автомат» от 1,35 млн), так и новое — от 1,22 млн рублей.

Третьим локомотивом, вытянувшим спрос на KIA в РТ из ямы, стал экстравагантный кроссовер Soul (от 932 тыс.) — плюс 121 регистрации, или 63%, до 312 авто.

Не оставили своим вниманием татарстанцы и добротно комплектуемые уже в базе полноразмерные кроссоверы KIA Sorento и Sorento Prime. На пáру они увеличили отряд своих поклонников на 113 голосов до 247 покупателей, предпочитающих комфортную езду даже по неидеальным дорогам. В августе за обычный Sorento (уже с «автоматом») просили от 1,645 млн рублей, а за более солидный Sorento Prime пришлось бы выложить от 1,85 миллиона.

Новинка корейского автопрома, стремительный и дерзкий Stinger (от 1,93 млн — на 30 тыс. дороже, чем в мае), нашла дорогу к сердцам и кошелькам 17 татарстанцев.

Итак, в гараже KIA мы наблюдаем положительную динамику у большинства моделей и пробуксовку на этом фоне Rio и Сeed, ранее пользовавшихся популярностью у татарстанцев. Складывается впечатление, что прежние лидеры приелись нашим автолюбителям, у которых возобладало желание порадовать себя чем-то свежим.

Хит продаж Solaris недосчитался 23% спросаФото: «БИЗНЕС Online»

HYUNDAI: SOLARIS ТЕРЯЕТ ПОКУПАТЕЛЕЙ, А НАБИРАЮЩИЙ ПОПУЛЯРНОСТЬ CRETA ДОРОЖАЕТ

Напарник KIA по концерну, Hyundai, ограничился в первом полугодии 3903 регистрациями, что на 1,1% хуже образцового результата января – июня 2017 года. После взятия исторического пика в прошлом году благодаря отлично зашедшей на рынок Creta производитель словно призадумался в потоке, как при переключении роботизированной коробки передач. В Казани Hyundai еще сильнее сбросил обороты — минус 7,8% до 1451 авто. И это не просто хуже общероссийской динамики, ведь в целом по РФ бренд стал одним из лидеров полугодия: его продажи выросли на 23% до 87 тыс. авто.

Как и у ближайшего родственника, самым слабым звеном Hyundai стал один из претендентов на звание «народный седан». Хит продаж Solaris недосчитался 23% спроса (или 489 авто) и финишировал с 1688 регистрациями по итогам полугодия. Обновленный Solaris в августе предлагался в базе от 680 тыс. — на 25 тыс. дороже, чем в мае, а самый доступный вариант с автоматической коробкой передач стоил от 793 тыс. рублей. С учетом сравнительно хорошей динамики Vesta, пусть и в кузове универсал, падение спроса на Rio и Solaris отчасти можно записать на ее счет.

Тем временем падение продаж бизнес-седана i40 на 92 регистрации было компенсировано ростом на 100 единиц спроса на Sonata (от 1,299 млн), вышедшую ему на замену.

Самую большую прибавку в физическом выражении, 261 единицу (или 22%) до 1473 авто, оформил стремительно набирающий популярность кроссовер Creta. В августе его цена стартовала от 880 тыс. рублей — на 60 тыс. выше, чем в мае. И, судя по набранному темпу, этот кроссовер с относительно демократичным ценником еще наберет вес в ближайшие кварталы.

Весьма солидно, плюс 204 единицы до 360 авто, вырос спрос на обновленный среднеразмерный кроссовер Tucson стоимостью от 1,37 миллиона.

В общем, тренд миграции автолюбителей — с универсалов и седанов в сторону кроссоверов всех мастей — никто не отменял. Это еще один из факторов снижения спроса на Rio и Solaris.

==table2091==

RENAULT: ПРОДАЖА ВЕДУЩЕЙ ТРОЙКИ МОДЕЛЕЙ СТАГНИРУЕТ

Завсегдатай призового пьедестала, Renault, присоединился к тем коллегам, для которых Татарстан стал «черной дырой» на карте продаж. К прошлогоднему уровню он добавил всего полпроцента и завершил полугодие с 3961 регистрацией. В Казани демократичный «француз» чувствовал себя чуть лучше, прибавив 3,1% до 1561 авто. И вновь это радикально отличается от общероссийской картины: в целом Renault ускорился на 16% до 70,8 тыс. авто.

Полноразмерный кроссовер Duster добрал 7 баллов до 967 регистраций Полноразмерный кроссовер Duster добрал 7 баллов до 967 регистраций Фото: Сергей Елагин

В минусе или около нуля оказались сразу три ведущие модели бренда. Лидер продаж, Sandero, потерял 38 голосов и ограничился 1277 покупателями (а ведь в первом квартале дела модели шли в гору — плюс 4,5%). Цена юркого городского «хетча» в августе начинались с отметки 534 тыс. рублей (с «автоматом» от 768 тыс.). Новое поколение Sandero предлагалось от 544 тыс., на что следует обратить внимание поклонникам бренда. Самый доступный «автомат» здесь можно взять за 710 тыс. рублей — на 58 тыс. дешевле, чем в комплектациях предыдущего поколения.

Обладатель второй позиции, полноразмерный кроссовер Duster (от 689 тыс., вариант 4х4 — от 810 тыс.), добрал 7 баллов до 967 регистраций, а компактный стильный Kaptur (от 934 тыс., с вариатором — от 985 тыс.) недосчитался 44 неофитов, собрав под своими знаменами только 905 новобранцев.

==table2092==

VOLKSWAGEN: POLO ОКАЗАЛСЯ СТАБИЛЬНЕЕ КОРЕЙСКИХ БЕСТСЕЛЛЕРОВ

Пополним перечень тех, кто увяз в татарстанском «болоте». Немецкий «народный» бренд Volkswagen стал популярнее в РТ лишь на 2,9% (52 авто), и по итогам полугодия в республике встали на учет 1820 новых легковушек с узнаваемыми литерами VW на капоте. В Казани динамика была немного лучше — плюс 5,1% до 810 единиц.

Для сравнения: в целом по России продажи Volkswagen выросли 22% до 48,2 тыс. авто. Знакомая картина, не правда ли? Но есть и существенное отличие от тех же KIA и Hyundai, поскольку спрос на бестселлер VW, Polo (от 600 тыс., с «автоматом» — от 770 тыс.), не падал, а увеличился на 12% до 1095 авто.

Флагман кроссоверов немецкого бренда Touareg подкачал: спрос на него просел наполовину Флагман кроссоверов немецкого бренда Touareg подкачал: спрос на него просел наполовину Фото: Сергей Елагин

Занимающий второе место по востребованности в модельном ряду VW — среднеразмерный кроссовер Tiguan — также не ударил в грязь лицом и добрал еще 4 голоса до 556 регистраций. В августе его цена начиналась от 1,4 млн (с «автоматом» — от 1,55 млн ), на 50 тыс. рублей дороже, чем в мае.

А вот флагман кроссоверов немецкого бренда Touareg подкачал: спрос на него просел наполовину до 50 авто. Но, как мы уже отмечали, здесь мог сыграть свою роль фактор отложенного спроса. С июля в салоны должна была поступить обновленная и не просто «отлифтованная», а основательно переработанная модель, которую «нафаршировали» различными фишками от всей немецкой души, из минусов... только цена.

Новый Touareg в России предлагается в комплектациях Respect, Status и R-Line. В списке опций — подвеска PRO (пневматическая подвеска, подруливающая задняя ось и активные стабилизаторы), система ночного видения, матричные светодиодные фары IQ Light, проекция данных на лобовое стекло, передние массажные кресла и 8 программ для релаксации, атмосферная подсветка с настройкой до 30 различных цветов.

==table2093==

Моторов на выбор тоже три штуки. Бензиновый 2-литровый TSI мощностью 249 л. с., 3-литровый V6 в 340 «лошадей», а также дизельный TDI V6 в 249 л. с. Все двигатели сочетаются с 8-ступенчатой автоматической коробкой передач и полным приводом 4Motion с муфтой подключения передней оси.

Изначально заявленная стартовая цена кроссовера составляла 3,3 млн, но на момент написания материала самый доступный вариант стоил уже 3,4 млн рублей — на 340 тыс. рублей больше, чем просили за Touareg предпоследнего поколения в мае. Для сравнения: его молочный брат, Audi Q7, стоил от 3,86 миллиона.

Добавим, что 11 татарстанцев решили взять себе полноразмерный кроссовер чуть проще — свежеиспеченный Teramont, ценник которого начинался в августе от 2,8 млн рублей.

TOYOTA: В СПИНУ «РАФЧИКА» ДЫШИТ TIGUAN, CAMRY ПОДОРОЖАЛА ПОКА НА 70 ТЫСЯЧ

Один из глобальных конкурентов VW, японская Toyota, также несильно продвинулся вперед. Бренд укрепил свои татарстанские позиции на 1,9% до 1528 регистраций по итогам января – июня. При этом в Казани и вовсе наблюдалось символическое снижение спроса на 0,3% до 696 авто. Правда, в отличие от других лидеров нашего рейтинга, от KIA до VW, у «японца» не столь велик разрыв между республиканским и общероссийским темпами роста. По РФ продажи Toyota увеличились на 7% до 47,1 тыс авто.

Слабым звеном марки, как у KIA и Hyundai, опять стал бестселлер марки — среднеразмерный кроссовер RAV4 (от 1,45 млн), потерявший в популярности 21% до 580 регистраций. Разрыв с VW Tiguan теперь — всего 24 корпуса, так что у нас появляется интрига на третий и четвертый кварталы.

Слабым звеном стал бестселлер марки – среднеразмерный кроссовер Rav4, потерявший в популярности 21% Слабым звеном стал бестселлер марки — среднеразмерный кроссовер RAV4, потерявший в популярности 21% Фото: Сергей Елагин

Во внедорожной линейке очень удачно обновленный Land Cruiser Prado (от 2,3 млн) держит взятый ранее темп. По итогам полугодия спрос на него в РТ вырос на 23% до 259 авто. Судя по ослаблению позиций старшего «двухсотого» брата (от 3,8 млн) на 17 единиц до 77 регистраций, одеяло на себя «прадик» перетянул-таки.

Бессменный чемпион сегмента бизнес-седанов, Toyota Camry, несмотря на все потуги ближайших конкурентов, остается недосягаемым, укрепив позиции еще на 30 пунктов до 372 регистраций. Обновленная модель предлагается от 1,47 млн — на 70 тыс. дороже, чем машина предыдущего поколения в мае. Как местные автолюбители встретили действующего чемпиона в новой инкарнации, увидим по итогам третьего-четвертого кварталов.

Добавим, что одна из новинок сезона, Fortuner (от 2 млн), с места в карьер убедила 95 татарстанцев проголосовать за себя кошельком.

За руль более молодежной модели, свежеиспеченного компактного кроссовера C-HR (от 1,3 млн) во втором квартале сели только пять автовладельцев из РТ. По словам представителей официального дилера, компании «ТТС», все авто, выделенные на Татарстан, были распроданы. Раз уж такое дело, ждем бурного всплеска регистраций во второй половине 2018 года.

==table2094==

MITSUBISHI УСТУПИЛ ТОЛЬКО LADA: КАССУ СДЕЛАЛ OUTLANDER

Закончив разговор о тех, кто стагнировал, обратимся к ряду марок из республиканского топ-20, показавших сильный абсолютный прирост. По этому показателю Mitsubishi пропустил вперед только отечественную LADA: «японец» ускорился в 2,8 раза (плюс 389 авто) до 605 зарегистрированных авто по итогам января – июня. Если так дела пойдут и дальше, в ближайшие кварталы Mitsubishi выдавит из республиканского топ-10 «шеви», который своей Niva пока еще цепляется за российского потребителя. В столице РТ «самураи» уже вошли в десятку лучших, включив какой-то нереальный форсаж — плюс 209 регистраций до 300 авто. При этом в Татарстане дела Mitsubishi шли успешнее, чем в целом по России, где продажи бренда взлетели в 2,3 раза до 20,1 тыс. авто.

Что же так разогрело интерес автолюбителей к марке? Главный виновник праздника — удачно обновленный бестселлер, среднеразмерный кроссовер Outlander (от 1,56 млн), улучшивший свои показатели на 220 пунктов до 404 авто.

==table2095==

Новое поколение компактного кроссовера ASX (от 1,1 млн) также не прошло мимо татарстанцев: его традиционные преимущества «простота плюс надежность» убедили 88 автолюбителей.

Наконец, не остались без покупателей крупные модели с откровенно внедорожным характером. За Pajero Sport проголосовали рублем 70 человек — на 49 больше, чем годом ранее. Ценник от 2,68 млн рублей в августе оказался на 400 тыс. выше самого бюджетного майского (изначально стартовая цена вообще планировалась на уровне 2,2 млн деревянных). Будет ли расти спрос на обновленную модель и не отпугнет ли почитателей марки подросший ценник — вот в чем вопрос.

Новинку модельного ряда Mitsubishi — Eclipse Cross (от 1,4 млн) — приобрели пока только 8 местных автолюбителей.

NISSAN ПОГОНЯЕТ ЛИХУЮ ТРОЙКУ — TERRANO, X-TRAIL, QASHQAI

Третье место по абсолютному приросту получает очередной представитель Страны восходящего солнца. Татарстанский парк Nissan по итогам 6 месяцев увеличился на 24%, или 222 авто, до 1137 регистраций. Как и в случае с Mitsubishi, бренд выехал в первую очередь за счет Казани, где спрос на него взлетел на 49% до 597 авто. На фоне общей картины — а в целом по РФ продажи Nissan выросли лишь на 5% до 37 тыс. авто — дела у местных дилеров шли просто замечательно.

Наилучшим приростом здесь может похвастаться полноразмерный кроссовер Nissan Terrano ценой от 980 тыс. (4х4 — от 1,05 млн): плюс 72 пункта до 226 авто. При этом Renault Duster, собираемый с Terrano на одной базе и оснащенный целым рядом общих с ним агрегатов, показал динамику около нуля (+0,7%).

==table2096==

Второе место в этом зачете получает среднеразмерный кроссовер X-Trail (от 1,48 млн), популярность которого выросла на 62 балла до 243 очков. И «бронзовое» ускорение продемонстрировал бестселлер Qashqai (от 1,17 млн) — его можно поздравить с прибавкой 53 регистраций до 368 авто.

Кроме того, 36 местных автолюбителей проголосовали кошельком за вновь введенный в игру экстравагантный компактный кроссовер Juke. Хотя его стоимость начинается от 1,2 млн рублей, зато машина идет сразу в комплектации с вариатором.

Также отметим, что за полугодие было поставлено на учет всего 17 бизнес-седанов Teana, 16 из них — прошлого года выпуска. А ведь в 2011–2013 годах модель считалась главным конкурентом Camry. Sic transit...

Спрос на Mazda вырос на 46% до 457 авто Спрос на Mazda вырос на 46% до 457 авто Фото: Сергей Елагин

MAZDA РАСКРУТИЛАСЬ НА СВОЕМ ХИТЕ CX-5

Наконец, четвертое место в РТ по динамике в абсолютном выражении занял еще один «японец». Спрос на Mazda вырос на 46% до 457 авто, в Казани «зум-зум» ускорился на 57% до 215 авто. Здесь Татарстан вновь оказался впереди России, где продажи бренда увеличились на 29% до 14,3 тыс. авто.

В модельном ряду Mazda обошлось без сюрпризов. Главная тяговая сила — хит марки среднеразмерный кроссовер CX-5 (от 1,47 млн) — привлекла на свою сторону 343 татарстанца: на 112 покупателей больше, чем годом ранее.

Второе место по популярности сохранили бизнес-седаны Mazda 6 (от 1,34 млн), укрепившие положение на 5 пунктов до 79 регистраций.

==table2097==

«HYUNDAI И KIA БУДУТ ДЕРЖАТЬ ЦЕНЫ ДО ПОСЛЕДНЕГО»

Эксперты «БИЗНЕС Online» полагают, что повышение цен на авто уже запущено, а на новогодние акции покупателям рассчитывать не стоит.

Максим Кадаков — главный редактор журнала «За рулем»:

— Цены на автомобили уже повышаются, просто разные компании действуют по-разному. Драйверов увеличения цен несколько. Первое — весеннее повышение утилизационного сбора для недорогих автомобилей, это плюс 40 тысяч рублей. Второе — грядущее повышение НДС, автомобильная отрасль — сложная цепочка, так что получается мультипликативный эффект: производители закупают комплектующие, оборудование, а поставщики тоже закупают материалы для себя. Эти дополнительные 2 процента повышения НДС могут отразиться на товарном продукте как 8–9 процентов, а в отдельных случаях до 10 процентов. Все это происходит еще на фоне непонятной ситуации с рублем. В общем, повышение цен является шагом наперед: зная, что нельзя будет поднять цены в одночасье, компании увеличивают их заранее и потихонечку. Кто-то действует по своему усмотрению — поднимает немного сейчас и собирается поднять еще потом, а кто-то держится до последнего и ждет реакции рынка: конкуренты на схожую модель насколько подняли цены, значит, мы поднимем примерно на столько же. Тактики разные, а смысл один. В меньшей степени это скажется на спросе в премиальном сегменте. Условно говоря, если человек покупал Mercedes за 5 миллионов рублей, он понимает, что через два-три года ему нужна новая машина по статусу, то он этот Mercedes поменяет на другой за те же 5 миллионов или 5,5 миллиона рублей.

Можно сказать, что корейские бренды — Hyundai и KIA — будут держать цены до последнего, потому что у них обычно такая тактика. Удерживая долю рынка, может, даже повышая, ловят, как говорят, хайп на этом: цены повышаются — люди постепенно перетекают к ним. Может, когда уже все поднимут цены, тогда и они повысят стоимость своих машин.

Последние два года новогодних акций не было. А если и были, то они не носили массового характера, как это было раньше. Конечно, какие-то локальные моменты могут быть — допустим, какая-то модель уходит с рынка и на ее место приходит новая машина. Конечно, какие-то остатки могут распродаваться. Но, как ни странно, тут опять в выигрыше, если такое будет происходить, оказываются покупатели дорогих авто. Если остается дорогой автомобиль, то от него надо поскорее избавиться и забыть — соответственно, на такую машину и бóльшую скидку можно дать. Приведу пример: если авто стоит 3 миллиона, его можно продать за 2,5 миллиона и все равно остаться в нулях или с небольшим проигрышем. А если у вас машина стоит 600 тысяч, как Vesta, то вы с нее полмиллиона не скинете, потому что работаете с небольшой маржой, к тому же и так покупателю какие-то шины дали. Сколько можете скинуть? 20 тысяч? 30 тысяч?

Так что если есть деньги, возможность взять недорогой кредит или занять у друзей и родни, если человек в принципе созрел для покупки автомобиля, то, я считаю, его нужно покупать сейчас, потому что потом будет дороже.

==table2098==

«У VOLKSWAGEN БОЛЬШЕ ВСЕГО ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ УДЕРЖАТЬ ЦЕНУ»

Андрей Захаров — независимый автомобильный эксперт:

— Да, я согласен, машины наверняка сейчас будут дорожать. Несмотря на то что у нас выпускается достаточное количество «наших марок» автомобилей иностранных моделей (например в Калуге, Санкт-Петербурге), степень локализации подавляющего большинства производств до сих пор невелика. То есть значительное количество комплектующих ввозится из-за границы. А поскольку маржа на автомобильном рынке у нас сейчас не очень велика, то запаса, за счет которого можно было бы удержать цену, практически никто из производителей не имеет, поэтому воленс-ноленс они будут вынуждены цены поднимать.

По моим представлениям, больше всего оснований для того, чтобы удержать цену, у Volkswagen, потому что у них уровень локализации, насколько знаю, самый высокий из всех производителей. Про LADA я даже не говорю, так как вообще непонятно, что творится на этой кухне.

Сделают ли новогодние акции, будет зависеть в основном от двух факторов: поведения рынка и ожиданий дистрибьюторов относительно этого поведения. Как правило, новогодние акции — распродажа стоков, ошибка прогнозирования, когда заказывают автомобилей больше, чем нужно, и вынуждены эти остатки распродавать, причем зачастую данный процесс растягивается надолго после Нового года.

==table2099==

«СКОРЕЕ ВСЕГО, ПО ГОДУ МЫ УВИДИМ ПЛЮС 10 ПРОЦЕНТОВ»

Олег Мосеев — президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры»:

— Наши прогнозы по авторынку пока оправдываются — рынок растет. Понятно, что вторая половина года будет не с двузначным ростом, как первая. Мы уже видим, что цифры понижаются, но это связано с математикой: вторая половина прошлого года была лучше, чем первая, потому что рынок начал восстанавливаться только в апреле. В целом по рынку пока прогноз в пессимистичном варианте — плюс 6 процентов, но, скорее всего, по году мы увидим плюс 10 процентов.

Цены потихоньку повышаются, это очевидно, регулярно выходит информация о том, что тот или иной производитель подкорректировал цены. Это связано со многими факторами, например с девальвацией рубля, а где-то повышение акцизов сказалось. Плюс с выходом новых, более продвинутых, моделей с лучшими комплектациями производители тоже повышают цены. С точки зрения распродаж — да, в конце года и в начале следующего обычно происходят какие-то распродажи. Но вам никто не скажет, каков объем дисконта. Каждый раз это определяется конкретным производителем и конкретным дилером в зависимости от того, сколько автомобилей осталось на стоке, остались ли они вообще.