Камиль Самигуллин в своем аккаунте в Инстаграмм заявил что рассмотрение иска находится на особом контроле управления мусульман «Эти книги пользуются во всем мусульманском мире непререкаемым авторитетом и являются выдающимися памятниками исламской культуры», — заявил Камиль Самигуллин в своем аккаунте Фото: скриншот страницы аккаунта Камиля хазрата Самигуллина в Инстаграм

«ХОЧЕТСЯ НАДЕЯТЬСЯ, ЭТО ПРОСТО ТЕХНИЧЕСКАЯ ОШИБКА, НЕПРОФЕССИОНАЛИЗМ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ»

Сегодня Лаишевский районный суд РТ отказался рассматривать в особом порядке иск приволжской транспортной прокуратуры о признании экстремистскими нескольких печатных материалов. Речь идет о шести книгах — трех томах «Толкования священного Корана. Облегчение от Великодушного и Милостивого» за авторством Абд ар-Рахман бин Насирас-Сади, кратком изложении «Достоверных преданий из жизни пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует: Ясное изложение хадисов „Достоверного сборника“» от Сахиха аль-Бухари. Кроме того, в списке еще два печатных издания: «Сады праведных» от имама Иухйи-д-дин Абу Закарийа, а также «Булюгаль-Марам. Достижение цели и уяснения основ Шариата» от Иби Хаджар аль-Аскаляни.

Информацию об этом нашему изданию подтвердил адвокат Руслан Нагиев. По этому делу он работал в паре с другим защитником мусульманского богословия — юристом ООО «ЮКЦ „Апелляция“» Александром Коншиным. Последний сегодня в суде представлял интересы издательского дома «Умма», который первоначально публиковал эти книги. «Это решение в нашу пользу, суд услышал наши доводы о том, что в особом порядке данное дело рассматриваться не может — ответчиком должно быть издательство и ДУМ РТ», — рассказал Нагиев «БИЗНЕС Online».

Вчера по данному вопросу в своем аккаунте в «Инстаграме» выступил муфтий РТ Камиль Самигуллин, который заявил, что рассмотрение иска находится на особом контроле управления мусульман. «Хочется надеяться, это просто техническая ошибка, недоразумение, непрофессионализм отдельных исполнителей. А иначе как можно объяснить такое в Татарстане — на земле, история и культура которой хранит бесценный кладезь мусульманского богословского наследия?! И это еще более отягчает откровенное невежество тех инициаторов, которые решили признать вышеназванные классические труды мусульманского богословия экстремистскими! Эти книги пользуются во всем мусульманском мире непререкаемым авторитетом и являются выдающимися памятниками исламской культуры», — заявил он в своем аккаунте.

«Это решение в нашу пользу, суд услышал наши доводы о том, что в особом порядке данное дело рассматриваться не может — ответчиком должно быть издательство и ДУМ РТ», — рассказал Руслан Нагиев «Это решение в нашу пользу, суд услышал наши доводы о том, что в особом порядке данное дело рассматриваться не может — ответчиком должно быть издательство и ДУМ РТ», — рассказал Руслан Нагиев Фото из архива Руслана Нагиева

Нагиев же заметил, что у транспортной прокуратуры теперь два пути — обжаловать решение суда в высшей инстанции или обратиться с новым иском о привлечении к ответственности ДУМ РТ и издателя книг. «Но я думаю, что прокуратура не будет обжаловать решение теперь, когда надзорное ведомство узнало позицию ДУМ РТ по этому вопросу», — подчеркнул он. Адвоката в этой истории удивило, что надзорный орган сразу не привлек к ответу издателя. «Юридически прокуратура пошла по пути рассмотрения в особом порядке, без привлечения издателей, видимо, хотели сделать это „тихо и спокойно“, без ответчиков. Я думаю, так поступили, чтобы не привлекать внимание. Но информация все равно просочилась». Иск прокуратуры Нагиев связывает с желанием «некоторых чиновников на местах показать свою работу перед руководством». «Конечно, я удивлен таким иском, эти книги у каждого второго мусульманина дома есть, и признать их экстремистскими — это очень опрометчивый шаг, тем более сделать это в Татарстане, где был издан первый в мире печатный Коран. Это центр духовного наследия мусульман России, и подобные шаги очень непрофессиональны. Надо быть в таких вопросах мудрее».

По словам адвоката, он был готов ходатайствовать о проведении в рамках дела религиоведческой экспертизы, однако этого не потребовалось. Нагиев заметил, что подобные иски от прокуратуры рассматривались и в других регионах с тем же итогом.

Александр Коншин представлял в суде интересы издательского дома «Умма», который и выпустил эти книги Александр Коншин представлял в суде интересы издательского дома «Умма», который и выпустил эти книги Фото предоставлено Русланом Нагиевым

ВЕРДИКТ ЭКСПЕРТОВ: «ПРИЗЫВЫ К НАСИЛИЮ, НАРУШЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА»

Как стало известно «БИЗНЕС Online», книги, оказавшиеся поводом для судебного разбирательства, были изъяты у гражданина России — некоего Хайрутдинова — еще 10 мая 2017 года. Прибыв из Стамбула в столицу Татарстана, он привез с собой 20 книг: два сборника из 10 книг серии «Исламские науки». На литературу обратили внимание сотрудники таможенного контроля пассажиров казанского аэропорта. Печатные книги были переведены на русский язык, выглядели единоформатно — «в твердом переплете с обложками черного цвета, тесненными золотом». Их таможенники направили в Казанский межрегиональный центр экспертиз, который, как утверждает надзорный орган, провел комплексное психолого-лингво-религиоведческое исследование изъятых у Хайрутдинова книг. Экспертиза указала, что в них усматриваются признаки экстремизма, закрепленные в пункте 1 статьи 1 федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

Какие именно признаки экстремизма нашла экспертиза? Так, в трехтомнике «Толкования священного Корана», как сказано в заявлении прокуратуры, используются «словесные и специальные изобразительные средства для целенаправленной передачи отрицательных эмоциональных оценок и негативных установок в отношении группы, выделенной преимущественно по признаку отношения к религии (немусульман, иудеев, христиан), содержатся лингвистические признаки пропаганды исключительности, превосходства лиц по признаку отношения к религии (мусульман), психологические признаки информации, направленной на создание и подкрепление отрицательных эмоциональных оценок, смысловых установок и негативных стереотипов в отношении упомянутой группы лиц, а также информация, побуждающая к действиям против данной группы людей».

В пяти из шести изъятых на экспертизу книг специалисты нашли признаки информации, призывающей к насильственным и вооруженным действиям. В своем заявлении транспортная прокуратура перечисляет глаголы: «убивать», «уничтожать», «истреблять», «сражаться», «бороться». Все эти термины употребляются, уверен надзорный орган, в отношении немусульман, иудеев и христиан. Кроме того, в ряде перечисленных книг найдена информация, пропагандирующая врожденную исключительность мусульман, превосходство ислама, а также «неполноценность и порочность» иных религий и верующих. Во втором томе сборника «Толкования священного Корана» специалисты даже выявили информацию, которая положительно подкрепляет исламское государство Халифат, готовность к его созданию.

«Во всех вышеперечисленных изданиях экспертом установлено наличие психологических признаков информации, направленной на побуждение к действиям, предполагающим нарушение права на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность, права на владение имуществом, права на свободу мысли, совести и религии группы лиц, выделенной по признаку отношения к религии (немусульман, иудеев, христиан), отдельных тезисов, связанных с непризнанием светской системы современного государства как не соответствующего религиозным основам ислама», — резюмируются претензии транспортной прокуратуры, а также добавляется про признаки розни, межнациональной вражды, выраженные в книгах. Причем на трех уровнях: когнитивном, аффективном и поведенческом.

По данным справочного сервиса «Контур.Фокус», АНО «Казанский межрегиональный центр экспертиз», обнаружившая признаки экстремизма в богословских книгах, была образована в 2010 году и располагается в Казани на улице Пушкина, 52. Председатель правления АНО — Булат Ягудин, исполнительный директор — Андрей Иванов. Организация специализируется на научных исследованиях и разработках в области общественных и гуманитарных наук. У нее два учредителя — Дмитрий Шапошников и Татьяна Титова. Выручка организации в 2016 году составила 7,6 млн рублей. За последние пять лет Казанский межрегиональный центр экспертиз выиграл 36 госконтрактов на общую сумму 23,5 млн рублей.

Решение экспертизы о том, что изъятые книги содержат, по своей сути, экстремистскую информацию, было принято еще 16 октября 2017 года. На основании этого вердикта транспортная прокуратура обратилась в Лаишевский суд о признании данных печатных материалов — за исключением содержащихся в них сур, аятов и цитат Корана — экстремистскими. Заявление прокуратуры было зарегистрировано в Лаишевском суде 9 июля этого года.

«ОН ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ЯВНО СВЕРИЛСЯ СО СПИСКОМ МИНЮСТА»

Учредитель издательства «Умма» Асламбек Эжаев в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» рассказал, что непосредственно к книгам, изъятым у Хайрутдинова, он отношения не имеет, хотя серию «Исламские науки» ранее выпускал именно он. «Какая-то благотворительная организация в Турции напечатала эти книги для бесплатной раздачи. Там их раздавали русскоязычным мусульманам. Кто-то, видимо, получил, летел с этими комплектами, причем предварительно явно сверился со списком минюста и отобрал те книги, которые разрешены к прочтению, условно говоря», — считает книгоиздатель.

По его словам, целый ряд опубликованных им книг суд в Оренбурге признал экстремистскими. Вместе с остальными издателями Эжаев собрал группу юристов, которые смогли доказать, что в большинстве книг нет признаков экстремизма. Однако «вытащить» их из запретного списка минюста за 6–7 лет так и не удалось. По словам Эжаева, сейчас он отслеживает судебный процесс в Лаишево и находится в ожидании решения прокуратуры. «Суд просто так не принимает решения, думаю, консультации с кем-то были проведены, не знаю с кем», — добавил Эжаев.

На защиту книги встал глава Чечни Рамзан Кадыров. «Я и мои боевые товарищи, читая Коран, защищали целостность России, воевали и воюем с международным терроризмом, осуждаем экстремизм во всем мире» На защиту книги встал Рамзан Кадыров. «Я и мои боевые товарищи, читая Коран, защищали целостность России, воевали и воюем с международным терроризмом, осуждаем экстремизм во всем мире» Фото: prav.tatarstan.ru

Судебный спор в Татарстане и тяжба в Оренбурге — не первые процессы, касающиеся материалов, так или иначе связанных со священным писанием. В 2015 году шум поднялся вокруг решения Южно-Сахалинского суда относительно книги «Мольба к Богу: ее назначение и место в исламе», признанной экстремистской. «Как выявили квалифицированные эксперты, в текстах имеется скрытый призыв к совершению противоправных, экстремистских действий, что является, по мнению суда, социально-опасным для гражданского общества, поскольку может создать положительное отношение к экстремизму, влиять на мировоззренческие установки людей, манипулировать и управлять ими», — отмечалось в решении суда.

На защиту книги встал глава Чечни Рамзан Кадыров. «Я и мои боевые товарищи, читая Коран, защищали целостность России, воевали и воюем с международным терроризмом, осуждаем экстремизм во всем мире. В борьбе с экстремизмом и терроризмом, за целостность России, отдали свои жизни мой отец — первый президент ЧР, герой России Ахмат-Хаджи Кадыров — и тысячи его соратников», — говорил он на своей странице «ВКонтакте». Позже Госдума приняла, а президент России Владимир Путин подписал закон, запрещающий считать экстремистскими материалы за цитаты из Библии, Корана и Торы.

Рустам Батров :«В условиях интернета абсолютно бесполезно бороться против идей пушками, такая борьба только делает рекламу экстремистским книгам и вызывает огромный негатив в мусульманской среде» Рустам Батров: «В условиях интернета абсолютно бесполезно бороться против идей пушками, такая борьба только делает рекламу экстремистским книгам и вызывает огромный негатив в мусульманской среде» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЭКСТРЕМИСТСКОЙ МОЖНО ПРИЗНАТЬ ФАКТИЧЕСКИ ЛЮБУЮ КНИГУ ПРОШЛОГО»

По словам доцента кафедры конфликтологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ, специалиста по конфликтологии и экстремизму Резеды Галихузиной, любые выдержки из Корана не могут претендовать на расследование и вынесение судебных решений. В этом она солидарна с Путиным. «Необходимо исчерпывающее изучение. Если толкование каноническое, к нему не может быть никаких претензий априори. Вопрос к необходимости трогать те вещи, по которым есть четкое понимание: здесь культурологический аспект, а здесь — исторический. Когда в общественном сознании есть понимание, в какой исторической эпохе писалась книга, не вырывая детали из контекста», — говорит Галихузина.

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» бывший заместитель председателя ДУМ РТ Рустам Батров предположил, что обычно такие судебные процессы возникают из уголовных дел, возбужденных в отношении лиц, обвиняемых в экстремизме или терроризме. «Подобные дела с попытками признания мусульманской литературы экстремистской возникают в разных регионах, Татарстан — не исключение, — полагает Батров. — Поймали какого-нибудь члена „Хизб ут-Тахрир аль-Ислами“ (организация, запрещенная в России,прим. ред.) — у нас в республике они встречаются, появилось соответствующее уголовное дело, в рамках которого потребовался анализ литературы. После этого надзорный орган увидел признаки экстремизма в изъятых у обвиняемого книгах и подал иск об их запрете. Обычно это так бывает. Но на самом деле экстремистской можно признать фактически любую книгу прошлого. И в этом заключается фундаментальная проблема. Как-то проводили эксперимент: специалистам дали текст Библии, в котором слово „Бог“ заменили на „Аллах“. И этот текст был признан экстремистским. Поэтому проблема экстремизма касается не только мусульманской литературы».

Духовный деятель призывает без предварительного осмысления не применять к современной картине мира моральные установки, изложенные в книгах прошлого. «В этих книгах есть много того, что не вписывается в современные стандарты нравственности, морали и человеческого общежития, — полагает собеседник „БИЗНЕС Online“. — Однако общество должно принять за правило, что мораль, как и закон, не имеет обратной силы. Нельзя с высоты сегодняшнего дня, с высоты сегодняшней нравственности оценивать через судебные механизмы то, как люди рассуждали раньше. Книги, которые образуют золотой фонд мировой цивилизации, неправильно измерять современными стандартами. Если идти по этому пути, то мы и Библию, и много других книг должны признать экстремистскими. Другое дело, что нельзя допускать, чтобы экстремистские идеи прошлого без критической оценки попадали в современные учебники и действующую проповедь. То, как учили раньше, не должно так же преподноситься и сейчас».

Однако у этого вопроса есть и другая сторона, предупреждает Батров, — литературная ревизия священных книг на практике дает мало результатов. «Вопрос в том, где провести грань между прошлым и настоящим — верующее сообщество не согласно на ревизию формулировок священных книг и учений, — отметил собеседник „БИЗНЕС Online“. — Когда кто-то из богословов заводит об этом речь, на него сразу ополчаются единоверцы. И получается замкнутый круг: с одной стороны, экстремизм древних книг отжил свое, с другой — верующее сообщество не готово от них отказаться. На западе уже были прецеденты, когда вырезали из книг слово „негр“ или заменяли белокожих героев на чернокожих во избежание расизма. Но это чистой воды абсурд: что было, то было в истории. С другой стороны, действительно, в хадисах нашему пророку приписывали много средневековой ереси, противоречащей Корану — книге, преисполненной гуманизма, милосердия и человеколюбия. Простой факт: в Библии 36 грехов, караемых смертной казнью, в Коране — ни одного. Не все были готовы принять такую революцию гуманизма, и в исламе произошла контрреформация: под видом изречений пророка появились императивы убивать инакомыслящих, забивать насмерть камнями грешников и прочие вещи. Но как бы там ни было, это история, а кто не знает своей истории, не имеет будущего».

Батров рекомендует принимать подобные хадисы как исторические факты, а не руководство к действию. «Пройдут какие-то 100 лет, и мы в глазах потомков будем выглядеть абсолютными дикарями, скажем, из-за нашего отношения к окружающей среде или к информационной экологии, а все то, что мы сегодня вытворяем с самими собой, будет осуждено как эпоха мракобесия и средневековья. Вместе с тем надо поставить препоны на пути проникновения отживших свое экстремистских воззрений в сознание современных верующих — вот в чем глубокая проблема. Светский человек может рассуждать в том духе, что, мол, раньше люди были варварами и думали иначе, но мы повторим их взгляды. Верующие же не так воспринимают священные книги, они в другой системе координат находятся, и для них это слово, обращенное к ним сейчас, как руководство к действию».

Сама практика признания литературы экстремистской порочна, убежден бывший заместитель председателя ДУМ РТ. «Поэтому президент выступил с инициативой не трогать священные писания, — пояснил Батров. — В условиях интернета абсолютно бесполезно бороться против идей пушками, такая борьба только делает рекламу экстремистским книгам и вызывает огромный негатив в мусульманской среде. Она сводит на нет гигантские достижения в области свободы вероисповедания, которых мы достигли в нашей стране за последние годы. При всех существующих проблемах в России мусульмане никогда еще не жили так хорошо, как сейчас: ни в царской России, ни в советское время. В настоящий момент получается, что какой-то судья принимает решение и бросает тень на всю деятельность государства, которое прилагает огромные усилия для того, чтобы мусульмане и представители других конфессий чувствовали себя полноправными гражданами. Надо отказываться от практики признания литературы экстремистской — для этого необходимо довести до конца инициативу Путина и принять решение, что все книги прошлого — неважно, какой конфессии, — это памятники, которые трогать нельзя».

Как пояснили корреспонденту «БИЗНЕС Online» эксперты из Академии наук РТ, которые знакомы с ситуацией, иск прокуратуры связан с намерением признать экстремистскими материалами не первоисточники богословских книг, написанные на арабском языке, а конкретные издания их трактовок. «Прокуратура не пытается запретить канонические тексты, речь идет о шархе — трактовке сборника Сахиха аль-Бухари, который выполнен салафитским автором, — пояснил один из собеседников нашего издания. — Трактовки Корана — это тоже не классика, а интерпретации салафитского шейха, который жил в прошлом веке. Рынок исламской религиозной литературы в России не отрегулирован, на нем можно встретить все что угодно. Часто появляются, мягко говоря, сомнительные книги, которые издаются на деньги ближневосточных стран. Однако средств на их издание не жалеют — в отличие от отечественных изданий, которые часто выходят на газетной бумаге, эти богословские книги напечатаны на хорошей, дорогой бумаге. В выходных данных издатели указывают Москву, хотя в действительности часто они издаются в других странах, после чего привозятся в Россию и продаются. Эти книги часто представляют собой перевод трактовок Корана в виде определенных интерпретаций салафитских шейхов с дополнениями самих переводчиков. Поэтому правоохранительные органы и предъявляют к ним претензии».

По словам источника нашей газеты, издание подобных богословских сочинений финансируется ближневосточными странами с определенной целью. «Нередко даже классические исторические труды, которые сначала переводятся с английского, потом на русский язык, дополняются религиозными интерпретациями и символикой ДАИШ (арабское название запрещенной в России группировки „Исламское государство“ прим. ред.) или в них производится подмена понятий, и в таком виде они попадают на книжный рынок. С одной стороны, это историческая или религиозная книга, с другой — в нее заложены определенные смысловые нагрузки. Издаются они экстремистскими или террористическими организациями с определенными целями», — заключил собеседник издания.