Эксперты отмечают, что у россиян сохраняется высокий уровень потребительской неуверенности Эксперты отмечают, что у россиян сохраняется высокий уровень потребительской неуверенности Фото: ©Алексей Мальгавко, РИА «Новости»

ПОКУПАТЕЛИ ПОЛНЫ ПЕССИМИЗМА

Еще год назад ничто, казалось, не предвещало разворота цен в продовольственном сегменте. Прошлым летом, несмотря на холодную погоду и сдвиг овощного урожая на август, цены в казанских магазинах снижались, обнадеживая покупателей. Но, похоже, этот тренд выдыхается и вскоре развернется в обратную сторону.

Первый фактор — стоимость рубля. По отношению к нему средний курс доллара на трехмесячном отрезке с 10 апреля по 10 июля вырос по сравнению в 2017 годом на 6% с 57,56 до 61,03 рубля. Единая европейская валюта подорожала на 15,4% до 73,39 рубля за евро. Казалось бы, импортные и экспортно-ориентированные товары должны дорожать, но пока что некая сила сдерживает рост ценников (как на самом деле повели себя товары из «группы риска», читайте ниже). Дорогая нефть пока не дает рублю упасть ниже, но страны ОПЕК+ уже повышают добычу на 1 млн баррелей в сутки, что может опустить котировки черного золота. А западные санкции все больнее бьют по российской экономике, не добавляя позитива отечественной валюте.

Второе. Центробанк в июньском сообщении, посвященном сохранению ключевой ставки на уровне 7,25% годовых, отметил серьезное влияние растущих цен на бензин на инфляционные ожидания граждан. Правда, сам регулятор пока придерживается оптимистичного прогноза по инфляции на уровне 3,5–4% по итогам 2018 года. «Оценка Банком России рисков, связанных с волатильностью продовольственных и нефтяных цен, динамикой заработных плат, возможными изменениями в потребительском поведении, существенно не изменилась. Эти риски остаются умеренными», — отмечают в ЦБ.

Однако все эти прогнозы, вероятно, скоро придется переписывать вследствие новых налоговых инициатив правительства. Как и ожидалось, после президентских выборов власть объявила о таких непопулярных шагах, как повышение пенсионного возраста и увеличение ставки НДС с 18% до 20%. Последняя мера может разогнать инфляцию на 2 процентных пункта, а если Дмитрий Медведев рискнет отменить льготную ставку НДС на продовольствие и лекарства, их стоимость может вырасти на 9%. И совсем нехорошо может получиться, если кабмин с высочайшего одобрения вернет давно забытый налог с продаж (им облагается каждая покупка товара или услуги), просуществовавший в России с 1998 по 2004 год. По крайней мере, разговоры об этом уже ведутся. Министр финансов и свежеиспеченный первый вице-премьер Антон Силуанов отрицает возможность введения налога с продаж, но мы прекрасно помним обещания Владимира Путина не повышать пенсионный возраст и не увеличивать налоговую нагрузку на бизнес...

Но даже без этого эксперты отмечают, что у россиян сохраняется высокий уровень потребительской неуверенности. Все больше покупателей экономят на покупках, переключают внимание на дискаунтеров и всевозможные акции ретейлеров, а армия охотников за скидками – «черрипикеров» — продолжает расти. При этом ведущие торговые сети, такие как «Магнит» и «Пятерочка», угодили в ловушку высокой собственной промоактивности, потеряв существенную долю маржи. Так, в 2016 году чистая прибыль «Магнита» упала на 8% впервые за всю историю компании, а в 2017-м падение резко ускорилось — минус 35% до 35,5 млрд рублей. Весьма вероятно, что новый владелец сети — ВТБ, купивший ее у Сергея Галицкого за 138 млрд рублей, — начнет с этим бороться, а значит, скидок станет меньше (конечно, если госбанк не одернет высокое начальство).

Словом, все говорит о том, что впереди нас ждет рост цен практически на все товары, в том числе продовольственные. Покупателям остается надеяться лишь на то, что нефтяные цены рванут вверх, отношения России с Западом чудесным образом наладятся, а правительство одумается и не станет повышать налоги.

Корзина «Магнита» за последний квартал, с 25 марта по 21 июня, подорожала на 1% до 2084 рубля. В годовом разрезе, по сравнению с июлем 2017-го, цена нашей закупки снизилась на 1% Корзина «Магнита» за последний квартал, с 25 марта по 21 июня, подорожала на 1% до 2084 рубля. В годовом разрезе по сравнению с июлем 2017-го цена нашей закупки снизилась на 1% Фото: «БИЗНЕС Online»

ИВАН ЕГОРОВ ЗАШЕЛ НА ПОЛКИ «МАГНИТА» С БРЕНДОМ «ВКУСНОСЕЛЬСКОЕ»

Напомним, что цель проекта – независимый мониторинг динамики цен на продукты питания. С декабря 2014 года «БИЗНЕС Online» отслеживает продовольственную инфляцию, закупая два набора продуктов: более дорогой — в сети «Бахетле», более доступный — в «Магните». В сегодняшнем обзоре мы будем использовать следующие контрольные точки: июнь и март текущего года, а также декабрь и июль 2017-го.

Корзина «Магнита» за последний квартал, с 25 марта по 21 июня, подорожала на 1% до 2084 рубля. В годовом разрезе по сравнению с июлем 2017-го цена нашей закупки снизилась на 1%.

Корзина «Бахетле» обошлась нам в 6620 рублей за квартал — на 1,9% дороже, чем три месяца назад, и на 3,8% дешевле, чем в июле прошлого года.

В базовой корзине «Магнита» впечатлило снижение цены гречки. Дешевле она не стоила никогда (!) за всю четырехлетнюю историю мониторинга «БИЗНЕС Online». Вопреки всем перечисленным факторам, питательная и полезная крупа на 21 июня продавалась по 19,3 рубля за упаковку — на 21% дешевле, чем в марте.

Виноват в этом рекордный урожай. По информации аналитической компании «Прозерно», в 2017 году российские аграрии улучшили и без того высокий показатель предыдущего года. Всего было собрано 1,5 млн тонн гречихи (годом ранее — 1,2 млн тонн) и произведено 481 тыс. тонн гречневой крупы — на 23% больше, чем в 2016 году. При этом годовое потребление гречки в РФ, согласно оценке Руспродсоюза, составляет всего 400–450 тыс. тонн, и получающийся излишек просто некому продать: любимая россиянами крупа, служащая в том числе источником растительного белка, в мире практически не пользуется спросом. Слабым утешением для производителей может служить лишь прогноз, согласно которому внутреннее потребление гречки вследствие снижение цен на нее может вырасти на 10–20% до до 500 тыс. тонн.

Поставщик животных белков и микроэлементов, куриное яйцо категории С1, подешевел за квартал на 17,4% до 41,9 рубля за десяток. Для справки, к декабрю цена снизилась на 3,7%, а относительно июля 2017 года — на 1,6%. И если в марте ощущалась нехватка местной продукции — на полках «Магнита» мы нашли продукцию аж из Казахстана, но не обнаружили татарстанской, – то в июне пальму ценового первенства захватил птицеводческий комплекс «Ак Барс» Ивана Егорова, представленный продуктом под маркой «Вкусносельское».

В «Бахетле» яйцо также подешевело, причем сразу на 22% до 65,8 за десяток отборной категории С0. При этом яичный ценник оказался на 4,6% ниже декабрьского. С таким сильным предложением на полки сети Муслимы Латыповой зашло ООО «ТД „Яйцофф“», оформленное на Галину Андронову. Свою продукцию компания произвела на мощностях ОАО «Вятско-Полянская птицефабрика», расположенного в Кировской области.

Добавим, что, по данным Росстата, яйцо куриное в целом по стране с начала года подешевело на 3,7%. Так что здесь оценка динамики от федерального статистического ведомства и в текущем обзоре нашего издания (для корзины «Магнита») совпали один в один.

Годовое потребление гречки в РФ, согласно оценке Руспродсоюза, составляет всего 400–450 тыс. тонн, и получающийся излишек просто некому продать: любимая россиянами крупа в мире практически не пользуется спросом Годовое потребление гречки в РФ, согласно оценке Руспродсоюза, составляет всего 400–450 тыс. тонн, и получающийся излишек просто некому продать: любимая россиянами крупа в мире практически не пользуется спросом Фото: «БИЗНЕС Online»

ПОДСОЛНЕЧНОЕ МАСЛО И МАЙОНЕЗ: ЦЕНЫ СНИЖАЮТСЯ ВОПРЕКИ РУБЛЮ

Гречка и яйца подешевели, а что с доступным мясом? Пожалуйста: охлажденное куриное бедро в «Магните» за квартал потеряло в стоимости 6,2% до 119 рублей за кило. К декабрю 2017 года курятина подешевела на 8,2%, к июлю — на 14,9%. Причем здесь наши наблюдения кардинально кардинально расходятся с данными Росстата, согласно которым курятина подорожала к декабрю на 0,9%. В корзине «Бахетле» с мясом и его производными картина иная, на об этом чуть ниже.

Для полноценного обеда нам не хватает масла и соуса. В квазигосударственной сети магазинов подсолнечное масло, несмотря на хороший экспортный спрос и ослабевший рубль, подешевело на 1,3% до 52,9 рубля за бутылку емкостью 0,9 литра. Но, в отличие от яиц, курицы и гречки, к декабрю прошлого года масло подорожало на 12,3%, к июлю — на 5,2%.

Увеличение посевов подсолнечника под урожай 2017/18 сельхозгода (длится с сентября по август) почти на 400 тыс. га обещало аграриям новый производственный рекорд — до 12 млн тонн. Однако погода подвела, и до 15% площадей остались зимовать неубранными. Впрочем, «беспрецедентно поздняя» битва за урожай продолжилась зимой и весной 2018-го, так что общий результат может составить 10,3−10,4 млн т, пишет профильное издание «Агроинвестор». Все равно это как минимум на полмиллиона тонн меньше предыдущего сельхозгода, так что объективные основания подорожать относительно сопоставимого периода 2017 года есть. Далее по итогам 2017 года Россия увеличила экспорт подсолнечного масла на 32% до рекордных 1,8 млн тонн, а на примере бензина мы знаем, как увеличение экспортных поставок тянет за собой цены на внутреннем рынке. Однако на сей раз эта логика была нарушена. Во-первых, в начале сельхозгода мировые цены на подсолнечное масло и курс доллара оказались меньше прошлогодних. А во-вторых, менеджеры сельхозпредприятий не исключают того, что переработчики масличных договорились между собой удерживать низкие цены на сырье. Согласно экспертным прогнозам, в текущем году обеспеченность заводов сырьем ухудшится, а снижение объемов производства подсолнечного масла может разогреть его котировки на мировом рынке и в итоге поддержит отечественный рынок, заключают аналитики ИКАР.

Мы же закроем тему растительного масла на мажорной ноте. Оливковое масло первого отжима в корзине «Бахетле», несмотря на свое испанское происхождение, сохранило прежнюю цену 199,9 рубля за 0,25 литра.

Что касается майонеза, изготовляемого из этого масла, то в корзине «Магнит» 67-процентный «Провансаль» подешевел на 2,3% до 96,7 рубля за упаковку 800 миллилитров. Однако это предложение не смогло тягаться на равных с акционным декабрьским ценником: в конце 2017-го майонез обошелся нам всего в 65,4 рубля. Тем не менее сейчас соус оказался на 12% дешевле июльского.

Интересно, что на полках магазинов появляется все больше нестандартных упаковок майонеза — по 230 г и 220 г вместо привычных 375−380 г или 744−750 граммов. Также все больше производителей поставляют не классический «Провансаль» жирностью 67%, а его аналоги с содержанием жира 61%, 56%, 50% и пр. Маркетологи придумывают для них эпитеты в соответствии с модой на здоровое питание и религиозность — «Постный», «Легкий» и т. д., также разбавляя майонез различными добавками типа лимонного сока соком (а по факту часто — лимонной кислотой).

В корзине «Бахетле» Mr.Ricco с желтым ценником обошелся нам в 39,9 рубля за упаковку 0,4 литра — на 15% дешевле мартовского и на 43% дешевле декабрьского. Ровно до этого уровня цена майонеза компании «Нэфис» опускалась только в декабре 2014-го и 2015 годов. Теперь исторический минимум нашего мониторинга повторен в третий раз. Забавно, что две пачки Mr.Ricco общим объемом 0,8 мл в «Бахетле» стоили бы нам 79,8 рубля — на 21% дешевле, чем упаковка 800 мл майонеза марки «Сдобри» в «Магните». Так что тезис «В „Бахетле“ все дороже!» работает отнюдь не всегда.

Сугубо импортные бананы подешевели в корзине «Магнит» на 11,3% до 55,9 рубля за кило. В корзине «Бахетле» ценники этого популярного желтого фрукта проследовали тем же курсом, снизившись за квартал на 22% до 69 рубля за кило Сугубо импортные бананы подешевели в корзине «Магнита» на 11,3% до 55,9 рубля за кило. В «Бахетле» ценники этого популярного желтого фрукта проследовали тем же курсом, снизившись за квартал на 22% до 69 рубля за кило Фото: «БИЗНЕС Online»

БАНАНЫ «РАСТИ» НЕ ТОРОПЯТСЯ

Теперь о подешевевших десертах. Сугубо импортные бананы подешевели в корзине «Магнит» на 11,3% до 55,9 рубля за кило (на 0,5% дороже, чем в декабре, и на 19% дешевле, чем в июле). В «Бахетле» ценники этого популярного желтого фрукта проследовали тем же курсом, снизившись за квартал на 22% до 69 рубля за кило, что на 6,7% ниже уровня июля прошлого года. Как известно, тропические фрукты следуют за колебаниями курса доллара с некоторым отставанием по понятной причине. Ведь бананы завозятся в Россию еще зелеными, а потом в течение нескольких месяцев дозревают на складах.

Сладкая газировка Coca-Cola обошлась нам в 59 рубля за бутылку в 1,5 литра. Если простым арифметическим действием сопоставить эту цену с бутылкой объема 2 л, напиток окажется на 28% дешевле мартовского, но на 10% дороже, чем прошлым летом.

В корзине «Бахетле» снова пожелтели ценники красного полусладкого каберне, вернувшись к декабрьскому уровню — 199 рубля за бутылку. По той же причине шоколад Alpen Gold (название которого отсылает к Альпам, но на самом деле ни к европейским горам, ни к знаменитому швейцарскому шоколаду этот восточноевропейский бренд не имеет никакого отношения) подешевел на 28% до 42,9 рубля. Меньше плитка стоила только в декабре 2014 года — 29,9 рубля — и в марте 2015 года 35,2 рубля.

Скидок на шоколад «Россия» в «Магните» 21 июня не обнаружилось, и в итоге его плитка обошлась в 73,9 рубля — на 85% дороже, чем в марте. Справедливости ради отметим, что на продукцию марки Alpen Gold в здесь также проходила акция и красный ценник, фиксирующий скидку в 44%, составил 38,9 рубля. Так что если вы не принципиальный поклонник сладостей от Nestlé, к чаю можно было недорого купить второй вариант.

Популярный среди девушек статус в соцсетях «Все сложно» как нельзя лучше подходит к ситуации с молочкой Фото: «БИЗНЕС Online»

ИЛЬШАТ ФАРДИЕВ И ИВАН ЕГОРОВ ДЕРЖАТ ОБОРОНУ В «БАХЕТЛЕ», ФЕДЕРАЛЫ СТАВЯТ АБСОЛЮТНЫЕ РЕКОРДЫ В «МАГНИТЕ»

Популярный среди девушек статус в соцсетях «Все сложно» как нельзя лучше подходит к ситуации с молочкой. В июне честь федеральных брендов на полках «Магнита» отстаивал «Домик в деревне» от компании «Вимм-Биль-Дан». Пачки с акционными желтыми ценниками были непривычного нам объема 0,9 литра, а «инновационного» 0,875 литра – очередная попытка замаскировать инфляцию и реальную стоимость. Тем не менее в пересчете на принятый сегодня стандарт молоко обошлось нам в 41,04 рубля за 0,9 л (в оригинальном чеке 39,9 рубля за 0,875 литра) — дешевле, чем на всех прочих контрольных временных точках. И это рекордный минимум для тетрапаковского молока от федеральных поставщиков за все время наших наблюдений. Предыдущий рекорд федералов был установлен 10 апреля 2017 года — 41,2 рубля за упаковку. Абсолютный же минимум для всех производителей принадлежит бренду «Просто молоко» Казанского молочного комбината времен Марата Муратова: в ноябре 2015 года за его пачку просили всего 30,9 рубля.

Отметим, что на фоне щедрых июньских ценников участники отрасли озаботились проблемой крайне низких закупочных цен на натуральное молоко. Татарстанское УФАС тоже не дремало, признав виновными в сговоре 9 молочных трейдеров: ГК «Канталь», «Молочная усадьба», «АгроМол», «Молочная индустрия», «СелЭнерго», «ОМК Групп», «Молочный край», «Молком» и «Дружба». Компании признаны нарушившими ч.1 ст. 11 федерального закона «О защите конкуренции» после того, как установили «экономически необоснованные» низкие закупочные цены на сырое молоко в зимний период.

Тем временем на полках «Бахетле» глухую оборону заняли «Алабуга Соте» Дамиры Фатыховой и «Агросила Групп» Ильшата Фардиева (с брендами «Вкусняев» и «Просто молоко»), предлагающие честный литр молока жирностью 3,2% в жесткой упаковке с клапаном по 62,9 рубля — на 1,1% дешевле, чем в марте, но на 5% дороже, чем в июле прошлого года. При этом «Честное коровье» от ГК «Башмилк», некогда заходившее в сеть Латыповой в отблесках передачи «Контрольная закупка», сегодня предлагает аналогичный продукт по 42,9 рубля (!), вся разница — пачка без клапана.

В рядах сливочного масла башкирское «Честное коровье» решило потягаться с «Очень важной коровой» Зеленодольского молочного комбината, выставив ту же цену – 79,9 рубля за пачку массой 180 граммов. В отличие от продукции некоторых ушлых производителей, эта упаковка не похудела на 5–10 г, по дополнительному параметру, дате выпуска, победа отдается Егорову: 29 мая у «варягов» против 16 июня у «местных».

Пельмени с бараниной по-мусульмански подорожали за квартал на 27,4% до рекордных 419 рублей за кило Пельмени с бараниной по-мусульмански подорожали за квартал на 27,4% до рекордных 419 рублей за кило Фото: «БИЗНЕС Online»

РЕКОРДНЫЙ УРОЖАЙ СВЕКЛЫ НЕ ПОМЕШАЛ САХАРУ ПОДОРОЖАТЬ, МЯСО ПОШЛО В РОСТ

Наконец, о неприятных новостях. Ожидаемо выросла в цене овощная продукция нового урожая. Лидер по динамике, белокочанная капуста, за квартал подорожала в 2,1 раза до 39,9 рубля за кило. Это почти вчетверо выше декабрьского показателя, но на треть отстает от прошлогоднего рекорда — 58,4 рубля в июле 2017-го. Еще раз напомним, что тогда после холодной весны многие овощи и фрукты «отложили» созревание на более поздние сроки, что привело к их временному дефициту и летнему взлету цен.

В то же время цена килограмма молодого картофеля, 35,7 рубля, оказалась на 19% выше июльской, не говоря уже о мартовской прошлогодней картошке — в сравнении с ней корнеплод подорожал наполовину. Но и здесь далеко до рекордного ценника – 42,2 рубля в июне 2016-го.

Мы начали обзор с того, как отличный урожай гречки ударил по ее стоимости. А вот рекордные сборы свеклы не привели к кардинальному падению цен на сахар. «Песок» в корзине «Магнита» за квартал подорожал на 7,6% до 38,1 рубля за кило, хотя остается дешевле, чем год назад. Но это не удивительно: последние 12 месяцев сахарные цены держатся на довольно низком уровне в сравнении с 2015–2016 годами.

Серьезно подорожало в корзине «Бахетле» мясо, а соответственно, и мясная продукция. Будет уместно напомнить, что летом у мясоперерабатывающих предприятий обычно наблюдается спад производства. Поджарка из отборной говядины за квартал прибавила 19% до 749 рубля за килограмм, но остается заметно дешевле, чем прошлым летом, и до рекордных 892 рублей тут далеко.

Далее — пельмени с бараниной по-мусульмански подорожали за квартал на 27,4% до рекордных 419 рублей за кило. Также вырос ценник классического эчпочмака — плюс 2,7% до свежего рекорда в 42 рубля за сочный треугольник массой 100 граммов.

Еще 3,7% до 1108,3 рубля (еще один рекорд) за кило прибавила сырокопченая «Брауншвейгская» колбаса. Впрочем, очень близкий ценник, 1108 рубля, уже фиксировался нами в декабре 2017 года.

Подводя итог по динамике продуктовых цен в обеих корзинах, отметим, что многие импортные (будь то оливковое масло или рис для ризотто) или экспортно-ориентированные (подсолнечное масло) не подорожали. Это может быть связано с тем, что до прилавков еще не дошли товары, закупленные по новому курсу. Не исключено также, что цены не выросли за счет недополученной маржи как торговых сетей, так и производителей. В то же время мы отметили подорожание мясной продукции, причем не относительно дешевой курятины, а более дорогой свинины и говядины.

Следующий ценовой срез «БИЗНЕС Online» сделает осенью. Через три месяца мы оценим, как валютные скачки, новые инфляционные ожидания граждан и свежий урожай отразились на ценниках продуктов.

==table2044==

==table2045==