«ТОЛЬКО ВОТ ПОДУМАЛИ О КЕМЕРОВЕ: А ВДРУГ В КАЗАНИ ТАКОЕ ПРОИЗОЙДЕТ? И ВОТ, ПОЖАЛУЙСТА!»

В ночь с субботы на воскресенье заполыхало кафе «Старый Амбар» на проспекте Ямашева, 69в. Сообщение о возгорании отдельно стоящего трехэтажного (два этажа плюс мансарда прим. ред.) здания поступило в МЧС в 22:39, и через два часа площадь пожара с 5 кв. м увеличилась до 450 кв. м, открытое горение на кровле и мансардном этаже здания было ликвидировано только в 0:22. По предварительным данным, пожар произошел из-за вспышки жиров в вытяжной системе во время использования мангала. Все казанские новостные ленты и соцсети облетели жуткие кадры полыхающего здания.  

Прибывший на место пожара корреспондент нашей газеты застал небольшую пробку на улице Амирхана, со стороны которой был основной подъезд к ресторану. Помещение трактира расположено по проспекту Ямашева, 69в, по соседству с ним — ТЦ «Бахетле» и «Макдоналдс». У самого здания, чья крыша была охвачена огнем, можно было увидеть несколько пожарных расчетов, вереницей растянувшихся вдоль обочины. К половине двенадцатого вечера над одиночным зданием уже вовсю кружились пожарные автолестницы со спасателями, бушевало пламя на крыше, которое с высоты настойчиво поливали водой из шлангов.

На месте был развернут оперативный штаб ГУ МЧС России по РТ, территорию от многочисленных зевак охраняли наряды полиции. Рядом дежурила одна карета скорой помощи — благо никому ее услуги не понадобились, 31 сотрудник заведения и 80 посетителей вышли самостоятельно еще до приезда пожарных. Приблизительно в 0:00 пожарные вместе с сотрудниками полиции «постучались» в соседний «Макдоналдс», откуда стали выводить всех людей. Видимо, боялись, что огонь может перекинуться и на соседнее помещение, расположенное в паре десятков метров, — ресторан быстрого питания стоял как раз с наветренной стороны очага возгорания. 

«Пресса? Сейчас бы по башке тебе дать! Ходят они тут!» — раздраженно проворчал спрятавшийся за задним фасадом здания один мужчина в штатском в ответ на просьбу корреспондента рассказать о происходящем. К нему периодически подходили за «консультацией» пожарные — по всей видимости, мужчина был одним из сотрудников трактира. Угрожая журналисту расправой, он отошел в сторону, в компанию не менее раздраженных сотрудников «Старого Амбара». Как оказалось, они ждали развоза по домам. В это время сотрудники МЧС активно работали на крыше, обильно поливая с автолестниц здание водой. «Это какой-то пожарный флешмоб», — отметила работу огнеборцев одна из девушек, наблюдавших за происходящим. К тому времени на часах уже было 00:15, а из-под кровли то и дело вырывался огонь, несмотря на сильнейший ливень, который устроили спасатели. Можно было даже заметить, как пламя играло в окнах третьего этажа. 

По предварительным данным, пожар произошел из-за вспышки жиров в вытяжной системе во время использования мангалаФото: Юлиана Семенова

Одна из очевидцев, представившаяся Елизаветой, рассказала, что она с молодым человеком вышла буквально за несколько минут до того, как крышу здания охватило огнем. «Решили уйти в половину одиннадцатого. Это не просто так! Мы сидели на первом этаже и слышали, что много посуды разбили, на втором — тоже. Как будто это был знак. На третьем этаже были дети! Тогда они уже уходили, но они там были. Мы видели, как они уходили!» — рассказала собеседница нашей газеты. Действительно, на третьем этаже, где был основной очаг пожара, работало детское кафе «Маленькая страна». Режим работы детской комнаты как раз до 22:00.

«Мы только сидели там и обсуждали Кемерово. Подумала еще, а вдруг загорится и у нас или еще что-то...» — рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» одна из посетительниц кафе. «Сколько работает этот ресторан! Я всегда сюда хожу, никогда такого не было. И именно когда мы стали разговаривать об этом... Только вот подумали о Кемерове: а вдруг в Казани такое произойдет? И вот, пожалуйста!» Ее спутник Ранис отметил, что в этот вечер в «Старом Амбаре» был аншлаг и сопутствующий ему раздрай: «Мы когда уходили, то увидели, что дверь ремонтировали — стекло разбили. А когда приходили, то дверь еще была в порядке». Впрочем, от молодых людей заметно пахло алкоголем. Выстроилась даже целая очередь из эвакуировавшихся посетителей «Старого Амбара» в соседний бар с говорящим названием «Пенный причал» в жилом доме.

Приблизительно около 00:35 эмчээсовцы постучались в соседний «Макдоналдс», попросив питьевой воды. Сотрудники ресторана быстрого питания были весьма обходительны и предложили бесплатный чай и кофе. Через несколько минут на столе в оперативном штабе уже ютились с десяток одноразовых фирменных стаканчиков. А над «Старым Амбаром» стал подниматься уже не черный, а белый дым. Пожарные то бензопилой, то ломом вскрывали отдельные участки кровли и поливали их обильным количеством воды. Вовсю шла проливка здания, а на третьем этаже работали спасатели с фонарями. Cотрудникам «Макдоналдса» позволили войти в здание, но не разрешили пока принимать посетителей.

На месте был развернут оперативный штаб ГУ МЧС России по РТ, территорию от многочисленных зевак охраняли наряды полицииФото: Юлиана Семенова

«Что за неделя такая? Пожар коснулся и нас... Сегодня вечером сработала пожарная сигнализация в трактире на Ямашева, 69в (возле „Бахетле“). Администрация трактира в экстренном режиме эвакуировала всех гостей и персонал. И, к сожалению, это не учебная тревога. Никто не пострадал, все под контролем пожарных бригад, — опубликовали сообщение администраторы сообщества „Сеть трактиров „Старый Амбар“ в соцсети „ВКонтакте“. — С противопожарной безопасностью у нас все в порядке. Все сработало как положено, ничего не дало сбой».

По сообщениям некоторых СМИ (корреспондент одного из изданий случайно оказался на месте, проезжая мимо), пожарная сигнализация сработала только в районе 23:30, то есть спустя час после того, как вся крыша здания уже была охвачена огнем. Администраторы трактира в соцсети активно отвечали и на возникшие негативные комментарии в других сообществах. В соцсети сразу же начали обсуждать свои версии причин пожара. Например, Вячеслав Роганов написал в комментариях в сообществе нашего издания: «На втором этаже там кальяны подавали, из-за них могли и отключить чего-нибудь». Ему вторил и Евгений Григорьев: «Да курили там все подряд. Плюс с кухни дым шел на второй этаж. Система часто орала. Видимо, отключили».


«ДАЖЕ ЕСЛИ В КВАРТИРЕ ДЫМИТЬ КАЛЬЯНОМ, НИКОГДА ПРОТИВОПОЖАРКА НЕ СРАБОТАЕТ»

Прибыв на пожарище сегодня, корреспондент издания заметил оградительные ленты, которые по периметру опоясывали здание. При дневном свете размеры ущерба оказались не столь обширными, как можно было подумать в ночь пожара, — наибольшие повреждения заметны на третьем этаже, пласты полимерной черепицы вывернутыми лепестками свешивались с кровли.

На месте оказалась директор заведения Диляра Гайнуллина — женщина произнесла в телефон: «Мы закрыты по техническим причинам. У нас произошел пожар». На просьбу нашего корреспондента оценить ущерб она подтвердила, что выгорел третий этаж. «Остальные все этажи — по мелочи, восстанавливаться, естественно, все будет», — сказала собеседница нашего издания, затруднившись сообщить, сколько времени займет ремонт.

Гайнуллина опровергла информацию о том, что пожарная сигнализация сработала с запозданием. «Это неправда, сигнализация сработала сразу же, эвакуация людей произошла сразу же, поэтому здесь заминок никаких не было ни со стороны технической части, ни со стороны организованности персонала», — пояснила она. По словам управляющей заведения, сообщения об отключении сигнализации из-за кальянов также не соответствуют действительности. «Система пожаротушения настроена на определенные ферменты дыма, есть разные категории — от бумаги, от древесины, от кальянов. Даже если в квартире дымить кальяном, никогда противопожарка не сработает. Ни в квартире, ни в любом другом помещении, — пояснила она. — А смысл? Зачем отключать пожарную систему? Чтобы не беспокоила? А если пострадает хоть один человек? Это будет намного больше беспокойств и проблем для всех. Это несерьезно. Жертвовать жизнью сотни человек, и детей в том числе — у нас была детская зона расположена на третьем этаже, для того, чтобы она (пожарная системаприм. ред.) не беспокоила? Я считаю, что это неуместно».

К половине двенадцатого вечера над зданием уже вовсю кружились пожарные автолестницы со спасателями, бушевало пламя на крыше, которое с высоты настойчиво поливали водой из шланговФото: Юлиана Семенова

Также было опровергнуто и заявление повара заведения, который указывал на проблемы с вытяжкой. «Я видела выступление этого повара — он работает у нас совсем-совсем недавно, юн по возрасту, поэтому серьезно воспринимать его слова не стоит, — сказала Гайнуллина. — Тем более что есть более специализированный персонал, который занимается непосредственно этими вопросами. Вся вытяжка поддерживалась согласно всем правилам, все чистилось своевременно и со стопроцентным качеством, поэтому... здесь нет. Если бы вытяжка не работала, как он сказал, все люди, которые находились в заведении на протяжении всего времени, не то что запах [почувствовали бы], там был бы дым внутри всегда, круглосуточно. Если вы нас хоть раз посещали, то могли обратить внимание на то, что такого никогда не было. Соответственно, это противоречивые его высказывания, которые действительностью никак не подтверждаются».

Сейчас руководство заведения пытается обеспечить «хотя бы минимальную жизнедеятельность здания». «Электричество отключено в целях безопасности, чтобы никого током случайно не ударило. Как только какие-то работы по расчистке мы проведем, конечно, дальше будем возобновлять деятельность. Сейчас пока расчищаем третий этаж, устраняем все поломки, оцениваем ущерб», — заключила собеседница издания.

Сеть трактиров «Старый Амбар» — одна из старейших сетей общепита Татарстана, зародившаяся в Нижнекамске в начале 2000-х годов. Сейчас она насчитывает 16 трактиров в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске, Бугульме, Йошкар-Оле. Сеть «Старый Амбар» функционирует по принципу франшизы — ряд трактиров открывался и закрывался, на данный момент, по информации базы данных «Контур.Фокус», работает под 8 живыми фирмами. Несколько из них принадлежат «массовому учредителю» Ильфату Гималтдинову. Много лет сетью управлял известный на рынке рестораторов Максим Алексеев. Известно, что бизнес «Старого Амбара» всегда был тесно связан с семьей главы Нижнекамского района Айдара Метшина. Так, действующим учредителем ООО «Старый Амбар – Марий Эл» и соучредителем ООО «Старый Амбар – Чувашия» является супруга Метшина, Наиля Камилевна. Она же управляет нижнекамским рестораном «Арба», чьим владельцем числится тот же Гималтдинов.


«ОЧЕНЬ ВАЖНО, ЧТОБЫ НАС КОМПЕТЕНТНО ПРОВЕРЯЛИ, А МЫ К ЭТИМ ПРОВЕРКАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ГОТОВИЛИСЬ»

Председатель правления ассоциации рестораторов и отельеров Казани и РТ, генеральный директор компании ООО «Татинтер Ресторантс» Зуфар Гаязов заметил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online», что у ресторанного бизнеса сегодня две беды — вентиляция и проводка. «В вентиляционной системе скапливаются жиры при приготовлении пищи, их обязательно надо вычищать спецсредствами ежемесячно, если не чаще. Есть другой способ — части вентиляционного колена, которые идут от плиты, в воздуховод, можно целиком заменять», — пояснил он. Отдельные требования по безопасности предъявляются к дровяной печи. «Смолы от дров попадают на решетку вентилятора, а так как температура в печи достигает 500 градусов, воздух выходит очень горячий, может произойти возгорание, но и здесь есть инструмент защиты — гидрофильтр, охлаждающий горячие потоки воздуха, — добавил Гаязов. — И руководители ресторанных проектов, которые используют дровяные печи или древесный уголь, должны эти нюансы знать. Но есть люди, которые открывают новые предприятия, не представляя сложности этого бизнеса, а это же мини-завод, настоящее предприятие, надо, чтобы это маленькое производство работало, необходимо учесть все риски».

При дневном свете размеры ущерба оказались не столь обширными, как можно было подумать в ночь пожараФото: Максим Кирилов

Второй источник рисков в ресторанном бизнесе касается добропорядочности субподрядных организаций. «Мы сами не электрики и, когда заказываем проекты, не всегда можем понять, насколько субподрядные строительные и монтажные организации, выполняющие работы, честны с нами, — пояснил Гаязов. — Они могут в смету заложить хороший кабель, а купить — не очень, и от такого мы не застрахованы. А может быть так, что на начальной стадии работы объекта он выдерживает нагрузки, а потом уже не справляется с ними. В Кемерове, например, то, что произошло, было связно с электропроводкой, хотя объект был сдан. Мы надеемся, что специалисты, которых выпускает наш Энергоуниверситет, способны обеспечивать качество при проведении такого рода работ». Собеседник издания признался, что пожар в «Старом Амбаре» вынуждает рестораторов больше вникать в работу подрядных организаций, в скрытые детали строительства и контролировать эти процессы.

Как уточнил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» старший помощник прокурора Татарстана по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев, пожар в «Старом Амбаре» не переведет вектор прокурорских проверок в сектор общепита. «Проверки будут проводиться по прежнему плану», — заметил собеседник издания. «Сегодня для нас, рестораторов, важно, чтобы мы были застрахованы от всех этих рисков, чтобы подобное не повторилось. При этом очень важно, чтобы нас компетентно проверяли, а мы к этим проверкам профессионально готовились. Наверное, не из плохих побуждений они (проверки — прим. ред.) проводятся, а чтобы убрать риски, — рассудил Гаязов. — Сейчас нам надо призвать всех к бдительности и ответственности в вопросах безопасности, чтобы максимально защитить свои предприятия от рисков. В канун чемпионата по футболу мы должны как никогда подготовиться, туристический сезон начинается. А „Старому Амбару“ надо достойно преодолеть это и использовать полученный опыт, чтобы подобные вещи не повторились. Это серьезная компания, у них интересные проекты, я могу их подержать как коллег, чтобы они нашли истинную причину пожара».