Принадлежащий головному госхолдингу «Связьинвестнефтехим» пакет «Татнефти» остался неизменным — 27,905%, а вот доля его зарубежной «дочки» Sinek Investment & Development Limited составила 1,157%

ДОЛЯ РОССИЙСКОЙ «ДОЧКИ» СИНХА УДВОИЛАСЬ

История с переходом в республиканскую кубышку пакетов самых вкусных компаний РТ, их частичной продажей и новой покупкой акций получила дальнейшее развитие. Как стало известно накануне, доля голосующих акций ПАО «Татнефть» в распоряжении дочерней структуры «Связьинвестнефтехима» (СИНХ), ООО «Инвестнефтехим», увеличилась в 1,94 раза до 3,51%. Это следует из корпоративного сообщения нефтяной компании, опубликованного на портале раскрытия информации. Хотя об изменении структуры владения объявили вчера, датой приобретения акций указано 29 декабря 2017 года. 

Принадлежащий головному госхолдингу «Связьинвестнефтехим» пакет «Татнефти» остался неизменным — 27,905%, а вот доля его зарубежной «дочки» Sinek Investment & Development Limited, составила 1,157%, хотя перед этим она не владела акциями татарстанских нефтяников.

Получается, дочерние структуры СИНХа на двоих приобрели 2,86% обыкновенных акций «Татнефти». Как отмечается на официальном сайте холдинга, его суммарная доля участия в капитале нефтяников на 1 января 2018 года составляет 31,297% с учетом долей российской и зарубежных дочерних структур.

Вряд ли финансисты Валерия Сорокина скупали бумаги на бирже: скорее речь может идти о сделке с неким их владельцем

АКЦИИ СОБИРАЛИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ?

Как всегда в подобных случаях, остается два вопроса: у кого купили и за сколько? (Третий вопрос «Зачем?», как правило, остается риторическим, или же ответ на него появляется только со временем.) Впрочем, «БИЗНЕС Online» удалось прояснить, по крайней мере, первый момент.

«Акции ПАО „Татнефть“ были приобретены на рынке компаниями, входящими в группу АО „Связьинвестнефтехим“, в целях оптимизации инвестиционного портфеля группы. ПАО „Татнефть“ — ведущая компания Республики Татарстан, крупнейший налогоплательщик и работодатель. АО „Связьинвестнефтехим“ участвует в деятельности компании, реализуя свои права акционера в соответствии с политикой своего единственного акционера — Республики Татарстан», — сообщили нашему изданию сделку в пресс-службе СИНХа.  

К сожалению, на вопросы по дате покупки бумаг, а также нюансам прохождения СИНХом 30-процентного порога владения «Татнефтью» (о том, почему это принципиально, речь пойдет ниже) представители госхолдинга отвечать не стали. Впрочем, глухая завеса секретности — привычное дело, когда речь идет о сделках главного управляющего татарстанскими активами. Признавать только те факты, которые при всем желании умолчать уже не получится, — стиль работы команды Валерия Сорокина.

Любопытно, что сами нефтяники лишь косвенным образом узнали об изменениях в структуре владения своей компании. «По факту закрытия реестра ценных бумаг на участие во внеочередном собрании акционеров и выплате дивидендов были отмечены некоторые изменения по доле пакетов, принадлежащих СИНХу и его аффилированным лицам. По факту ответа на запрос регистратору на конец года отражены изменения в существенном факте на сайте компании, так как пройден порог в 30 процентов. Компания не имеет информации, у кого и когда были приобретены акции, так как они находятся в свободном обращении», — рассказали «БИЗНЕС Online» в пресс-службе ПАО «Татнефть».

Конечно, вряд ли финансисты СИНХа скупали бумаги на бирже: скорее речь может идти о сделке с неким их владельцем. Нечто подобное относительно недавно мы уже видели. Только в апреле 2016 года 3% акций нефтяной компании приобрела Vamolero Holdings, связанная с топ-менеджментом самой «Татнефти». «Дочерняя компания „Татнефти“ приобрела в рамках частной сделки пакет акций „Татнефти“ в размере 14 миллионов обыкновенных акций и почти 1 миллион ADR (American Depositary Receipt, американские депозитарные расписки, производные ценные бумаги от акций компаний из других государств, в том числе России, — прим. ред.) на основании предложения, поступившего от акционера компании. Сделка осуществлена на рыночных условиях», — рассказали тогда «БИЗНЕС Online» представители ПАО. По рыночному курсу наши аналитики оценили ту покупку в 7 млрд рублей.

Теперь о цене сегодняшнего вопроса. 29 декабря прошлого года обыкновенные акции «Татнефти» торговались в среднем около 475 рублей за бумагу. Если исходить из этого, пакет «обычки» в 2,86% (или 62,31 млн штук) можно оценить в 29,6 млрд рублей. А 6 марта торги закрылись на 26% выше этого уровня, чуть выше отметки 600 рублей. Но, разумеется, речь могла идти о сделке не по рыночной цене или с дисконтом, премией к рынку.

29 декабря прошлого года обыкновенные акции «Татнефти» торговались в среднем около 475 рублей за бумагу. Исходя из этого, пакет «обычки» в 2,86% можно оценить в 29,6 млрд рублей

БУДЕТ ЛИ ОФЕРТА?

Наконец, обратимся к вопросу, который уже затрагивали и мы, и представители «Татнефти». Получив дополнительные пакеты нефтяной компании, «Связьинвестнефтехим» вкупе с дочерними структурами преодолел порог владения в 30%. А значит, он как отдельное юрлицо формально обязан сделать обязательную оферту другим акционерам.

Другое дело, что такая вероятность сегодня выглядит, мягко говоря, сомнительно. За последние 6 месяцев средняя цена обычных акций «Татнефти» составила 479 рублей за бумагу. У СИНХа и его «дочек» есть 32,57% «обычки», а значит, ему нужно выставить оферту на оставшиеся 67,43%, или в деньгах — на 703,7 млрд рублей. Плюс привилегированные бумаги: всего 147,5 млн штук средней ценой за полгода (сентябрь – февраль) 351 рубль, итого 51,77 млрд рублей.

Эти средства нужно задепонировать — положить на специальный счет. Впору вспомнить слова из старой песни: «Где деньги, Зин?» Впрочем, не исключено, что в качестве бенефициара с долей более 30% могут зачесть МЗИО РТ, тогда СИНХу этого делать не придется. Напомним, что в феврале 2016 года 4,31% акций «Татнефти» были переложены в портфель АО «Ассен», подконтрольного минзему. С учетом этого пакета и доли СИНХа у республики оставалось 33,37% акций. Вероятно, и теперь регулятор в лице российского Центробанка строго не будет взыскивать с хранителей республиканской кубышки и требовать выставления обязательной оферты. Кстати, нельзя полностью исключать вероятность, что в СИНХ вернулась как раз часть акций из «Ассена», но зачем тогда госхолдингу прятаться за формулировкой «приобретено на рынке»?

Есть и другая, необычная версия. В середине ноября стало известно, что 2% акций «Татнефти» консолидировал известный олигарх Михаил Гуцериев. В течение года его группа «Сафмар» тихой сапой скупала акции нефтяников на бирже — их стоимость составила 22,8 млрд рублей. По нашей информации, появление этого незваного гостя вызвало у татарстанских нефтяников и властей республики напряжение. Сложилось впечатление, что за Гуцериевым, у которого своих проблем полон рот, стоят более могущественные силы, а процесс скупки мелких пакетов акций может продолжиться. А там и до потери одного из мест в совете директоров рукой подать. Не исключено, что декабрьская сделка — это как раз вынужденный выкуп акций у частного акционера, получившего заманчивое предложение. Он мог предложить республике право первой ночи — уж лучше купить самому, чтобы не сдавать ни пяди условному «врагу».