Количество зарегистрированных новых авто в Татарстане в прошлом году увеличилось на 18,4% до 70,4 тыс. единиц, однако расцвет рынка пришелся на первое полугодие, а к четвертому кварталу запал покупателей заметно выдохся. При этом дела у различных брендов и моделей шли по-разному: одни штурмовали новые рекорды в своей истории, другие оказались на грани исчезновения с рынка. Какие машины предпочитают татарстанцы и сколько стоят эти авто сегодня — в материале «БИЗНЕС Online».
РЫНОК ВЫРОС НА ОТЛОЖЕННОМ СПРОСЕ И ДОСТУПНЫХ КРЕДИТАХ
Минувший год принес долгожданное оживление на татарстанский авторынок. Количество регистраций новых легковушек увеличилось на 18,4% (или 11 тыс.) до 70,4 тыс. единиц, следует из отчета агентства «Автостат». Правда, красивого финиша не получилось. После мощного спурта во втором квартале динамика продаж начала замедляться: январь – март — плюс 16%, полугодие — плюс 42%, 9 месяцев — 23,5%.
Спрос в Казани колебался похожим образом и в итоге вырос меньше, чем по всей республике. Число регистраций за 12 месяцев увеличилось на 13,8% до 24,3 тыс. единиц (первый квартал — плюс 14%, полугодие — 38%, 9 месяцев — 17%). Еще раз подчеркнем, что самым сильным на этот раз оказался второй квартал с 23,7 тыс. зарегистрированных в РТ авто, более классический вариант с плавным ростом от первого к четвертому кварталу мы наблюдали в 2016 году.
Именно такую картину рисует ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), ведущая учет продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России. По ее данным, продажи таких авто в стране увеличились на 11,9% до 1,6 млн штук, продолжив поступательный рост. Напомним, что в первом квартале спрос увеличился на 1%, по итогам полугодия — на 6,9%, за 9 месяцев — на 10,6%. «В прошлом году ситуация поменялась благодаря сформировавшемуся отложенному спросу, а это характерно для массового сегмента, где покупательская аудитория более чувствительна к экономическим колебаниям. С начала кризиса они откладывали покупку автомобиля, а теперь решились на нее, к тому же программы господдержки заработали», — пояснил нашему изданию оживление рынка в 2017 году руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат» Азат Тимерханов.
Некоторые аналитики заговорили о полноценном развороте, но опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты и дилеры в течение всего прошлого года выражали в лучшем случае осторожную надежду на «потепление». В действительности динамика 2017 года больше похожа на небольшой отскок авторынка после охлаждения в 2014-м, колоссального провала в 2015-м и просадки до дна в 2016 году. Теперь эта пружина распрямилась, но как долго она будет двигаться вверх и сможет ли достичь былых высот? Образцом служит 2013 год, относительно которого татарстанский рынок по итогам 2016 года просел в 2,1 (!) раза. После этого рост на 18,4% уже не столь впечатляет, правда?
И все же отдельным брендам, выкатившимся на подиумы салонов, кризис оказался по колено — уже в 2017 году им удалось поставить абсолютный рекорд продаж. Другие игроки, напротив, покинули рынок, оставшись без единой регистрации. Давайте посмотрим на наших лидеров, середняков и аутсайдеров.
LADA ПОКАЗАЛА РОСТ ВПЕРВЫЕ ЗА 7 ЛЕТ: XRAY И VESTA ОТХВАТИЛИ ХОРОШИЙ КУСОК РЫНКА
В прошлом году мы поквартально отмечали успехи отечественной LADA, которая в кои-то веки сломила многолетний — продолжавшийся всю 7-летнюю историю наших наблюдений — нисходящий тренд. По итогам 12 месяцев регистрации тольяттинских авто в Татарстане выросли выше рынка — на 21,4%, или 3,4 тыс., до 19,5 тыс. авто. Абсолютный результат оказался лучшим в республиканском зачете, хотя в Казани нашелся конкурент, который обставил тольяттинцев, о чем речь пойдет ниже.
В традиционно скептичной Казани единственный массовый российский легковой бренд смог добавить только 15,8%, или 576 авто, до 4,2 тыс. единиц. Это хуже среднероссийского показателя: в целом по РФ спрос на LADA вырос на 17% до 311,6 тыс. новых авто.
В модельном ряду LADA за XRay пока сохраняется третье место
Переходя к конкретным моделям, сразу обратим внимание читателей на важный момент. Цены для наших обзоров мы берем с сайтов официальных дилеров, но порой не удается объективно учесть все условия, отмеченные звездочками. Поэтому, как часто говорится, окончательную цену вы узнаете в салоне. Тем не менее наш обзор дает довольно точную картину рыночных предложений.
Самый сильный абсолютный прирост у тольяттинцев показал компактный кроссовер (или хэтчбек с повышенным клиренсом — кому как больше нравится) XRay, регистрации которого увеличились на 1332 единицы, или 105%, до 2603 поклонников. В модельном ряду LADA за XRay пока сохраняется третье место.
На 29 января на официальном сайте марки цена XRay версии с 16-клапанным двигателем объемом 1,6 л (106 л. с.) с пятиступенчатой механической КПП в комплектации Optima начиналась от 615 тыс. рублей — на 15 тыс. рублей больше, чем в октябре прошлого года. Но здесь же указана возможность получить скидку по программам «Первый автомобиль» или «Семейный автомобиль» — 61,5 тыс. рублей, или 10% от цены. За самую доступную версию с кондиционером придется выложить 665 тыс., а минимальный ценник XRay с автоматической коробкой передач — 690 тыс. рублей.
Спрос на Vesta в кузове седан вырос на 40,5%. Самый доступный вариант с «автоматом» Comfort обойдется покупателю в 648 тыс. рублей
Спрос на Vesta в кузове седан вырос на 1139 авто, или 40,5%, до 3951 единицы. Еще по итогам 9 месяцев лучший результат показывала именно эта машина, с которой и началось практическое воплощение в жизнь Х-концепции нового облика вазовских авто. В январе за модели 2018 года местные дилеры просили от 570 тыс. рублей (за вариант Classic с 16-клапанным двигателем 1,6 л и пятиступенчатой «механикой») — на те же 15 тыс. рублей дороже, чем в октябре. Самый доступный вариант с «автоматом» Comfort обойдется покупателю в 648 тыс. — и это довольно сильное предложение на фоне ряда конкурентов.
Впрочем, в наличии у татарстанских дилеров за такую цену обнаружились только автомобили авто 2017 года выпуска. Зато в обилии были представлены более дорогие комплектация Comfort/Multimedia — c полным ценником 682 тыс. — впрочем, и это весьма конкурентное предложение на рынке. Плюс немного залежались авто 2016 года выпуска ценой 694 тыс. рублей.
Можно констатировать, что Vesta и XRay смогли отхватить добротный кусок пирога, потеснив ближайших конкурентов на растущем рынке.
Рабочая лошадка Largus VP добавила 330 очков до 1663 «пойнтов» по итогам 2017 года. Цена этого помощника малого бизнеса начинается всего лишь от 545 тыс. с силовым агрегатом на 87 л. с., самый доступный вариант мощностью 106 «лошадок» стоит уже 635 тыс. рублей.
Еще 268 регистраций до 977 авто добавила Priora Sedan, но и ее ценник от 415 тыс. в январе оказался на 25 тыс. рублей выше прежнего. С одной стороны, такая динамика наводит на мысль об ускорившемся подтягивании цен на сравнительно доступные модели, хотя можно понять и производителя: меньше серия — выше удельные затраты.
Вазовский бестселлер, Granta в кузове седан, добрал 245 голосов до 4484 авто (от 400 тыс. рублей — на 10 тыс. дороже, чем годом ранее).
Наконец, новинка прошлого года Vesta SW (от 655 тыс. рублей) в кузове универсал принесла в копилку бренда 236 очков.
==table1883==
А вот другую новинку, кроссовер SW Cross, разрекламированную в фирменном оранжевом цвете «марс», мы пока среди зарегистрированных в РТ не видим. Одна из главных претензий критиков — цена модели: от 771 тыс. в «базе» и от 821 тыс. за «автомат». Впрочем, продажи кроссовера стартовали недавно, и вердикт этому детищу Стива Маттина рынок вынесет спустя пару кварталов.
Тем временем модели LADA предыдущей концепции уже не так впечатляют публику. Самые большие потери понесла Kalina в кузове хэтчбек (от 451 тыс.) — минус 134 голоса до 625 почитателей; а ее сестренка в кузове универсал (от 465 тыс.), собрав 1223 голоса, недосчиталась 115 единиц.
Круче всех в республике зажег Kaptur, сагитировавший 1921 «избирателя»
RENAULT ЗАЖЕГ В КАЗАНИ СВОИМИ SANDERO И KAPTUR
Второе место по абсолютной прибавке в РТ и третье в общем зачете осталось за Renault, добравшим 2,3 тыс. голосов, или 35%, до 8,8 тыс. регистраций. АвтоВАЗ может поздравить своих напарников по концерну. Уточним, что Renault отвоевал «бронзу» республиканского рейтинга, потеснив Hyundai, хотя еще по итогам 9 месяцев уступали «корейскому тигру».
В Казани «француз» ускорился на 35%. И этот рывок в абсолютном выражении, плюс 835 очков до 3248 «пойнтов», оказался самым сильным — мощнее, чем у LADA. Значительно выросший интерес к моделям Renault в Татарстане и Казани привел к впечатляющему итогу: его местная «конюшня» росла в два раза быстрее, чем федеральные продажи (плюс 17% до 136,7 тыс. авто).
Круче всех в республике зажег Kaptur, сагитировавший 1921 «избирателя» (из них 512 — в четвертом квартале) — в 3,7 раза больше, чем в 2016 году. Ценник этого труженика под маской городского пижона не менялся с осени и начинается от 879 тыс. рублей за вариант Life (1,6 л, 114 л. с., 4х2, МКП5), если вас устроит модель 2017 года. За машину текущего года выпуска просят 894 тыс. рублей — всего на 15 тыс. больше. Откровенно говоря, такая разница — не слишком серьезный довод в пользу покупки «вчерашнего» авто.
За самую доступную комплектацию Kaptur с вариатором 2018 года выпуска придется заплатить 945 тыс., а с 2-литровым мотором — от 1,090 млн рублей. И здесь подорожание на 15 тыс. рублей (в обоих случаях) смотрится куда скромнее, нежели у более дешевых вазовских моделей.
Замечательно шли дела и у бестселлера марки — Renault Sandero, расширившего круг поклонников до 2789 человек — на 713 голосов, или 34%. Уточним, что здесь в зачет идут две модели: обычный хэтчбек (от 499 тыс. за модель 2017 года выпуска и от 509 тыс. за экземпляр 2018 года выпуска, «автомат» — от 743 тыс.) и Stepway c повышенным клиренсом (от 650 тыс. за машину 2017 года выпуска и от 660 тыс. за авто 2018 года выпуска). Его коллега в кузове седан, Logan (от 499 тыс. и 509 тыс.), приплюсовал 74 регистрации до 1657 авто.
==table1884==
Внедорожник Duster (от 639 тыс. за авто 2017 года выпуска и от 659 тыс. за экземпляр 2018 года выпуска) добрал 106 голосов до 2382 регистраций.
Наконец, 28 автолюбителям из РТ приглянулось новое поколение кроссовера Koleos. Как бы странно ни выглядело, но за прошлогоднюю и свежую модель просят от 1,75 млн рублей в варианте мощностью 144 «лошадки», 2,06 млн — за версию на 171 л. с., 2,22 млн — за топовую со 177-сильным агрегатом.
В качестве резюме по ценовой политике Renault-АвтоВАЗа можно отметить, что разрыв между стоимостью моделей 2017 и 2018 годов у этих производителей пока невелик, а в отдельных случаях, как мы выяснили, и вовсе отсутствует. Впрочем, такой прием заморозки цен на отдельные модели использовали многие игроки. Пожалуй, покупателям стоит подождать более существенных скидок на прошлогодние модели, а в случае их отсутствия купить авто 2018 года.
Уточним, что доля автомобилей 2016 года выпуска в регистрациях прошлого года у напарников по концерну довольно низкая: у LADA — 7,4%, у Renault — 13,3%. Их покупатели явно предпочитают свежий товар, да и у дилеров он, похоже, долго не залеживается.
Круто разогнала продажи марки Hyundai Creta, собравшая под своими знаменами 2795 неофитов — в 2,6 раза больше, чем в 2016 году
HYUNDAI: АБСОЛЮТНЫЙ РЕКОРД В ТАТАРСТАНЕ И РЕЗКО ВЗЛЕТЕВШАЯ CRETA
Теперь перейдем к другой «сладкой парочке» родом из корейского концерна Hyundai Motor. Начнем с одноименной марки, которая смогла набрать в РТ 8339 регистраций — на 1611, или 23,9%, выше уровня 2016 года. Тем самым бренд установил личный абсолютный рекорд, предыдущий (7948 авто) остался за 2014 годом.
В Казани Hyundai прибавил 21,5%, или 557 авто, до рекордных 3149 единиц (предыдущий максимум в 2942 авто принадлежит 2013 году). Как и в случае с Renault, федеральная динамика, плюс 9%, оказалась в 2,7 раза скромнее республиканской.
Добавить, что из всех марок, представленных в Татарстане с 2013 года или ранее, также обновлением рекорда может похвалиться только премиальный Lexus, о чем мы писали в первой части нашего обзора.
Круто разогнала продажи марки Creta, собравшая под своими знаменами 2795 неофитов — в 2,6 раза больше, чем в 2016 году. Повторим, что, основываясь на отзывах экспертов и серии тест-драйвов, мы еще в начале года прогнозировали нечто подобное. Стоит напомнить, что несколькими годами ранее в сегменте кроссоверов ценой 0,75–1 млн рублей на лаврах беспечно почивал Nissan Qashqai, затем трон захватил французский Duster, а теперь пришла очередь «корейца». Встать под его знамена можно всего за 800 тыс. рублей (если цена не менялась с октября, мы не будем далее это указывать). Самый доступный вариант с автоматической трансмиссией стоит 955 тыс. рублей.
==table1885==
Дилеры Renault и Hyundai — это зачастую одни и те же компании, но борьбу между самими концернами никто не отменял. Пока ребята из Renault смотрят на скромные 28 регистраций своего Koleos, продавцы Hyundai пристроили в Татарстане 352 экземпляра Santa Fe — на 59% больше, чем в 2016 году. Полноразмерный кроссовер с силовым агрегатом на 171 «лошадку» обойдется от 1,86 млн рублей, а с 200-сильным мотором — от 2,1 млн рублей. К слову, эту модель мы неоднократно встречали в госзакупках местных организаций.
Хорошо пошли дела и у обновленного Tucson, добравшего 112 единиц до 408 авто. Моделям сделали не просто удачный мейк-ап, но и нафаршировали современными примочками от всей южнокорейской души. Приобрести этот кроссовер можно от 1,42 млн рублей с двигателем в 149 л. с., от 1,68 млн — за 177 «лошадок», от 1,8 млн — за 185 л. с. в дизельной версии.
Если по итогам трех кварталов свежеиспеченные бизнес-седаны не поспевали на смену весьма популярной ранее в Татарстане i40, покинувшей линейку, то по итогам года удалось сгладить провал. Относительно скромная Elantra (от 960 тыс. с механикой и от 1,07 млн с «автоматом») увеличила отряд неофитов на треть до 305 покупателей. Подоспевшая позже более солидная Sonata (от 1,245 млн) со старта взяла на себя 53 пассажира. Последняя, согласно ожиданиям экспертов, способна отжать пирога не только у родственного KIA Optima, но и у Ford Mondeo и Volkswagen Passat, тем более что у последних двух в РТ рыночные доли сравнительно скромные. Но все же главная цель — встряхнуть действующего чемпиона сегмента, Toyota Camry, который уже не первый год отстаивает свой титул.
А теперь далеко не о самом приятном для производителя. Бестселлер Hyundai, модель Solaris, растерял 282 голоса до 4140 регистраций в РТ. Половина потерь, минус 140 единиц до 1467 авто, приходится на Казань. При этом цена одной из любимых моделей татарстанцев по-прежнему стартует от 700 тыс. рублей (с учетом выгод — 625 тыс.) за «механику» и двигателем в 1,4 л и от 810 тыс. за «автомат». Главный подозреваемый в подрыве позиций Solaris — отмеченная выше LADA Vesta, в том числе из-за счет ощутимо меньшей цены, на 120 тыс. рублей, за коробку «автомат». Часть клиентов также могли увести Renault Sandero и LADA XRay, занимающие тот же ценовой сегмент, что и Solaris. Свою лепту могло внести и обновление модели: продажи нового поколения стартовали в мае, из линейки исчез кузов хэтчбек, что могло расстроить как минимум городских почитателей марки.
Бестселлер марки Rio заболел той же болезнью, что и Hyundai Solaris, лишившись на растущем рынке 130 голосов и удовлетворившись 6376 регистрациями в РТ
KIA: OPTIMA ПРИВЛЕКЛА ПОКЛОННИКОВ БИЗНЕС-СЕДАНОВ, SPORTAGE 4 — КРОССОВЕРОВ
Самый популярный в РТ иностранный бренд KIA записал на свой счет еще 913 голосов и закончил год с 10066 регистрациями. В Казани спрос на него рос тем же темпом в 10%. В отличие уже отмеченных игроков, дела «корейца» в Татарстане продвигались вдвое медленнее, чем по России, где продажи KIA увеличились на 22% до 181,9 тыс. авто. Впрочем, в целом по РФ из двух братьев вторую позицию занимает старший Hyundai, Renault — третью, а KIA — только четвертую, и более низкая исходная база может привести к лучшей относительной динамике.
Бестселлер марки Rio заболел той же болезнью, что и Hyundai Solaris, лишившись на растущем рынке 130 голосов и удовлетворившись 6376 регистрациями в РТ. На первый взгляд потери не столь и значительны, но мы видим плавное снижение спроса второй год подряд. Да, пока по-прежнему Rio — это самая популярная модель у татарстанских и казанских автовладельцев, но мы не раз видели, как забронзовевшего лидера сметают с пьедестала молодые и дерзкие. Стряхнет ли бронзовую пыль с капота самый «народный автомобиль» Татарстана и России, поможет ему в этом обновление 2017 года, или наоборот, мы узнаем в ближайшие кварталы.
На 31 января полный ценник на Rio 2017 года выпуска начинался от 685 тыс. рублей — на 5 тыс. дороже, чем в октябре, и на 34 тыс. дороже, чем авто предыдущего поколения, остатки которого распродавались в августе. За модель 2018 года выпуска дилеры просили от 695 тысяч. За самый доступный вариант с «автоматом» нужно выложить на 100 тыс. целковых больше — от 785 тыс. рублей за авто прошлого года и от 795 тыс. текущего года.
Кинем еще один небольшой камушек в огород KIA. В ноябре стартовали официальные продажи KIA Rio X-Line (от 686 тыс. рублей). По мнению отдельных экспертов, этот хэтчбек с повышенным клиренсом (хотя кого удивишь 17 см, если даже у седана Vesta он больше) выглядит заметно гармоничнее своих главных конкурентов в лице LADA XRay и Renault Sandero Stepway, однако его регистраций в Татарстане за ноябрь – декабрь зафиксировано не было.
Что и порадовало продавцов демократичного азиатского бренда, так это рост спроса на Sportage 4
Что и порадовало продавцов демократичного азиатского бренда, так это рост спроса на Sportage 4 — плюс 328 голосов до 1160 регистраций. Самый доступный вариант Classic 2017 года выпуска стоит 1,27 млн рублей, за свежий нужно добавить 10 тысяч. Цена моделей с автоматической коробкой передач — от 1,43 млн и 1,44 млн соответственно. «Топовый» Premium оценивался в 2,02 млн и 2,03 млн рублей.
Тему кроссоверов продолжает Sorento, котировки которого подскочили на 124 пункта до 348 баллов. Оговоримся, что в нашей статистике нет разделения на просто Sorento (от 1,695 млн) и Sorento Prime (от 2,135 млн) выпуска 2017 года. Также наполовину до 477 авто увеличилось число покупателей обновленного экстравагантного Soul. Поклонникам «квадрата на колесах» предлагают выложить 902 тыс. рублей (на 10 тыс. больше, чем в октябре) за модель 2017 года выпуска и 906 тыс. за свежую.
Вернемся к седанам. Пока Hyundai занимался обновлением бизнес-сегмента, моментом воспользовалась KIA Optima, удвоившая (!) число новых последователей до 527 человек. С октября авто подорожало все на те же 10 тыс. и теперь стоит от 1,2 млн рублей за модель 2017 года выпуска и 1,21 млн за экземпляр 2018 года выпуска. Тем самым «бизнес-классом» эта машина становится в комплектации Luxe ценой 1,44 миллиона. С этим можно спорить, но Optima пока единственный серьезный конкурент абсолютного чемпиона сегмента — Toyota Camry.
==table1886==
Тем же темпом, в два раза до 417 единиц, выросли регистрации самого крупного из «компактов» — Cerato. Его январская цена, 980 тыс. за машину 2017 года выпуска, на 5 тыс. выше октябрьской.
Удалось дилерам продать со стоков и претенциозную Quoris (от 2,8 млн, средняя комплектация — 3,5 млн), благодаря чему спрос на нее вырос на 5 единиц до 7 авто. Но три автомобиля из проданных было выпущено еще в 2015 году, и, видимо, кому-то предложили хорошую скидку. Как тут ни доказывай, что соотношение цены и качества здесь находится на очень высоком уровне (как и в случае с Genesis), будет нелегко сломить инерцию покупателей, предпочитающих продукцию «немецкой тройки». Остается надежда разве что на раскрутку благодаря корпоративным продажам.
Спрос на Volkswagen в Татарстане вырос на 17,7%, в Казани народный немецкий бренд стал популярнее только на 9,6%
VOLKSWAGEN ВЫЕХАЛ НА УДАЧНОМ TIGUAN И ПОДНЯЛ ЦЕНЫ НА POLO
Добрались мы и до самого популярного представителя германского автопрома. Спрос на Volkswagen в Татарстане вырос на 613 единиц (17,7%) до 4084 регистраций, в Казани народный немецкий бренд стал популярнее только на 9,6% и набрал 1817 баллов. Тут местные дилеры явно недоработали: прибавка по РФ составила 21% до 89,5 тыс. авто.
Хит продаж Polo практически повторил результат годовой давности, потеряв 4 очка и остановившись на 2283 регистрациях. Полный ценник самого доступного варианта Conceptline начинается от 600 тыс. рублей, но, как известно, основные продажи приходятся на средние комплектации. За Trendline просят уже от 665 тыс. рублей — на 25 тыс. больше осеннего предложения, Highline стоит от 815 тыс. — на 30 тыс. дороже. На 1 февраля 2018 года в наличии в ТТС самый доступный вариант Trendline (2017 года выпуска) стоил 695 тыс. — на 49 тыс. дороже, чем на 1 ноября; за модель 2018 года выпуска уже просили 711 тысячу. Пожалуй, с такой ценовой политикой мы, мягко говоря, не увидим бурного роста спроса: более гибкие игроки и усыхающие реальные доходы граждан дадут о себе знать.
==table1887==
Спад спроса на 4 единицы до 38 регистраций показал бизнес-седан Passat, за который на 1 февраля в комплектации Trendline просили от 1,5 млн рублей, за Comfortline — от 1,71 миллиона. Как видим, дерзким конкурентам в лице той же Sonata тут и откусывать особо не от чего. Обратим внимание, что цены здесь не повышались с марта 2017 года, но этого оказалось недостаточно для поддержания спроса. Ранее мы отмечали, что модель стала скорее заложником позиционирования («сабпремиум»), нежели неудачного соотношения цены и качества.
Главное слабое звено VW — седаны Jetta, которые отминусовали половину прошлогодних достижений до 198 регистраций. Уточним, что за четвертый квартал к продажам модели удалось добавить 54 авто. При этом сильное падение спроса на Jetta наблюдается второй год подряд. В качестве причины кто-то назовет отсутствие заметных обновлений, кто-то — более удачные ходы ближайших конкурентов даже внутри группы VW, если вспомнить Skoda. Базовая комплектация Conceptline 1 февраля стоила 1,049 млн рублей — на 100 тыс. дороже, чем 1 ноября. Неприятный сюрприз даже для самых стойких фанатов. Немного позитива не помешает: самый доступный вариант с автоматической коробкой передач предлагали лишь чуть дороже — по цене от 1,099 миллиона. В наличии у ТТС самая доступная Jetta на «механике» комплектации Trendline 2017 года выпуска стоила 1,215 миллиона.
Бальзамом на душу маркетологам бренда стал среднеразмерный кроссовер Tiguan, отряд новобранцев которого пополнился на 811 человек до 1302 неофитов — в 2,7 раза (415 регистраций пришлось на четвертый квартал). Трудно спорить с многочисленными лестными отзывами об этой новинке, которая стала новым стандартом для своего сегмента и пристыдила некоторые авто, котирующиеся выше в основном из-за шильдика. На 1 февраля самый доступный вариант Trendline на механике предлагался от 1,349 тыс. рублей, за «автомат» нужно выложить от 1,45 миллиона. Стоит также напомнить, что уже в августе предложений на Tiguan предыдущего поколения не осталось, а в мае за него просили от 1,33 млн рублей. Обновленная же версия с августа стоила от 1,46 млн, к 1 ноября подешевела на 10 тыс. в том самом варианте Trendline — с двигателем 1,4 л, мощностью 125 «лошадей» и 6-ступенчатым автоматом.
В качестве промежуточного итога отметим, что ценовая политика VW выглядит несколько странно. Цены заметно подскакивают на модели, спрос на которые стагнирует, и едва заметно повышаются на те, что разметают из салонов как горячие пирожки.
Не секрет, что в линейке VW давно есть модели, ценники которых вовсе не увязываются с определением «народный» и не по карману даже многим представителям тонкой прослойки среднего класса. В первую очередь речь идет о полноразмерном кроссовере Touareg, который смог расширить круг почитателей на 5 голов до 221 новых почитателей. Входной билет в клуб владельцев этого продвинутого кроссовера с неплохими внедорожными характеристиками на 1 февраля стоил от 3,03 млн рублей. Если вам приглянется вариант R-Line, готовьте минимум 3,48 млн, за R-Line Executive придется выложить 3,68 миллиона. Как известно, в Татарстане хватает любителей дорогих авто, вот и спрос на Touareg, в отличие от многих моделей VW, стабильно рос и в 2016, и в 2017 годах, но до рекорда 2014-го (332 зарегистрированных машины) здесь пока далеко.
За чешский бренд Skoda с его демократичной продукцией голосовали в первую очередь районы РТ
SKODA: У RAPID ЛУЧШИЙ РЕЗУЛЬТАТ С МОМЕНТА ЗАПУСКА
Сестра Volkswagen по концерну, чешская Skoda, упрочила позиции в республике на 26,1%, добрав 488 голосов до 2359 покупателей. В Казани ее результаты оказались заметно скромнее, плюс 11,4% до 936 авто, что почти соответствует общероссийскому показателю в 12%. Таким образом, за чешский бренд с его демократичной продукцией голосовали в первую очередь районы РТ.
Активнее всего они голосовали за бестселлер марки, бюджетный Rapid, популярность которого подросла на 278 баллов до 1214 регистраций. И это новый исторический рекорд, предыдущий остался за 2014 годом с его 959 авто — именно тогда была выпущена данная модель. Толчком к росту популярности мог стать рестайлинг, проведенный в прошлом году, но отметим и высокую локализацию модели.
Ценник за обновленный Rapid стартует от 636 тыс. рублей — на 25 тыс. дороже ноябрьского и на 32 тыс. дороже августовского. Такую динамику понять можно: раз уж идет хорошо, можно и подкрутить. Самый доступный вариант с «автоматом» стоит приблизительно как у Rio и Solaris — от 795 тыс. рублей.
==table1888==
Более солидная и респектабельная Octavia предлагается за умеренные деньги, от 984 тыс., что на 44 тыс. дороже ноября. Тем не менее она завербовала 756 новых поклонников — на 95 больше, чем в 2016 году.
Компактный паркетник Yeti (от 1,07 млн) собрал 303 голоса от любителей кубических форм — на 60 больше, чем годом ранее. Кроссовер Kodiaq тоже успел завербовать небольшой отряд почитателей. В республике нашлись 64 желающих (25 — в четвертом квартале) порулить чешской новинкой, половина из них — казанцы. Удовольствие обойдется от 2,017 млн рублей за вариант 1,4 TSi (на 17 тыс. дороже ноября), от 2,365 млн за 2,0 TSi (на 15 тыс. дороже). А вот бизнес-седаны Superb (от 1,312 млн, на 12 тыс. дороже) растеряли треть и так не слишком многочисленной группы покупателей.
TOYOTA: «РАФФЧИК», «КЭМРИ» И «ПРАДИК» РУЛЯТ В СВОИХ СЕГМЕНТАХ
Один из лидеров мирового рынка, Toyota, заинтересовал 3156 автолюбителей Татарстана — на 501 покупателя, или 18,9%, больше, чем в 2016 году. В Казани, как и к VW, к «японцу» отнеслись чуть прохладнее, здесь спрос вырос на 16,1% до 1470 авто. С учетом нулевой российской динамики дела у Toyota в республике шли отлично.
Ожидаемо лучшим в модельном ряду бренда стал среднеразмерный кроссовер RAV4, собравший под своими знаменами 1462 неофита — на 394 покупателя больше, чем годом ранее. Рекорд пока остается за 2014 годом с его 1564 авто. Этот бестселлер покорил сердца россиян, но не только их. По итогам прошлого года RAV4 стал самым популярным SUV в мире, за него проголосовали кошельком 807,4 тыс. (+11%) покупателей. Для сравнения: ближайший глобальный преследователь Honda CR-V собрал 748 тыс. (минус 0,4%) голосов (из них в РТ только 48 единиц), на третьем месте с результатом 706 тыс. (+35%) оказался отмеченный выше VW Tiguan.
==table1889==
За стандартную версию 2,0 с 6-ступенчатой механикой дилеры просят 1,45 млн рублей, для покупки средней комплектации Comfort Plus 1 февраля нужно было приготовить от 1,69 миллиона.
Легендарному внедорожнику Land Cruiser Prado (от 2,25 млн — на 50 тыс. дороже, чем в ноябре) удалось прибавить еще 57 голосов до 528 регистраций, что стало небольшим утешением на фоне потери 73 очков с итоговыми 188 регистрациями старшего «двухсотого» брата, ценник которого начинается уже от 3,8 миллиона. В целом же, несмотря на неплохие заявки «корейских тигров» и своеобразные попытки французов зайти в сегмент, часто в комментариях к сравнительным тестам можно встретить фразу «возьму Prado и не буду париться».
Отметим неплохой стартовый спрос, 33 авто, на кроссовер Fortuner (от 2 млн). Свой скромный вклад, плюс 56 единиц до 177 авто, в копилку бренда внесла и Corolla (от 954 тыс., на 21 тыс. дороже, чем в ноябре). Если вам нужен вариатор, то придется приготовить 1,107 миллиона.
Чемпион сегмента бизнес-седанов Camry (от 1,38 млн за 2-литровый агрегат и от 1,46 млн за 2,5 литра), несмотря на все потуги конкурентов и их новинки, продолжает поднимать обороты. На этот раз количество его регистраций выросло не так сильно, плюс 23 единицы до 688 авто, но в итоге Camry продолжает удерживать завидную долю кусок рынка. Рекорд пока остается за 2013 годом с его 897 авто.
Добавим, что в Казани нашлись двое желающих поддержать снижение выбросов CO2 и приобрести чудо гибридных технологий — обновленный Prius. Такая приверженность экологическим взглядам обойдется покупателю по цене от 2,15 млн рублей.
NISSAN ГРАМОТНО РАЗМЕНЯЛ БЮДЖЕТНЫЕ СЕДАНЫ НА КРОССОВЕРЫ
Менее популярный, но тоже востребованный японский бренд Nissan в Татарстане закончил год с приростом на 8,7% до 2131 авто, что практически совпало с общероссийскими +8%. Казанцы к Nissan отнеслись куда прохладнее и сократили шопинг на 2,3% до 978 машин.
Лидером в обеих номинациях, по популярности и абсолютному приросту, в линейке Nissan является кроссовер Qashqai, добравший почти треть, или 168 голосов, до 717 регистраций. Похоже, у обладателя 5-й позиции в глобальном рейтинге SUV после удачного обновления с дополнительной настройкой на российские реалии есть потенциал для дальнейшего роста. Полная цена Qashqai начинается от 1,173 млн (с вариатором от 1,373 млн), а с учетом всех выгод от 973 тыс. — на 12 тыс. дешевле ноября.
Приплюсовав 104 единицы до 436 авто, с пользой провел год и близнец Duster — Terrano. Его базовая версия обойдется в 930 тыс. рублей, с учетом скидок — от 790 тысяч.
«Топовая» Murano смогла увлечь 40 покупателей — на 15 больше, чем в 2016 году. Ценник модели Nissan установил в диапазоне 2,46–3,265 млн рублей, пытаясь занять узкую нишу среднеразмерного кроссовера «сабпремиум», но держась на определенном расстоянии от более сильных конкурентов в лице того же Lexus RX.
==table1890==
Спрос на другого лидера глобального сегмента SUV, Nissan X-Trail (на мировом рынке — Rogue), в Татарстане снизился на 12 голосов до 419 авто. Это несколько удивляет на фоне взрывного мирового роста спроса — на 21,2%, быстрее растут продажи только VW Tiguan.
В линейке кроссоверов провалилась компактная модель Juke (от 1,107–1,288 млн), отряд ее покупателей сократился более чем на половину до 24 человек. Однако здесь есть большое но: в 2016 году мы отмечали исключительно регистрации машин 2015 года выпуска — остатки стоков, а в прошлом году — только свежайшие модели, поэтому более объективную динамику спроса на экстравагантный кроссовер мы увидим только по итогам текущего года.
Бюджетный седан Almera (от 645 тыс. рублей) записал на свой счет еще 12 баллов, набрав в итоге 467 единиц, при этом в Казани число регистраций модели снизилось на 57 единиц, так что весь рост обеспечен районами.
Как видим, Nissan отдал поле битвы за титул «Лучший народный седан». С другой стороны, складывается впечатление, что производитель разыграл выгодный гамбит, оставив себе куда более перспективный сегмент кроссоверов. Не исключено, что свой вклад в сравнительно слабые продажи отдельных моделей в Казани внесли проблемы бывшего дилера марки — компании «Акос» Александра Старикова. Впрочем, японское знамя, не растерявшись, быстро подхватили в «КАН Авто» Александра Колесова, и, скорее всего, эти ребята пришпорят как следует, по крайней мере, кроссоверы.
Лучшую абсолютную динамику показал кроссовер Kuga, ускорившись без малого на две трети до 504 авто
FORD ВЫТЯНУЛИ KUGA И ПРЕДНОВОГОДНИЙ «БИГ СЕЙЛ» FOCUS
Похожую с Nissan стратегию выбрал резидент Татарстана, американский Ford, спрос на продукцию которого достиг 1651 нового авто — что на 21%, или 287 регистраций, больше, чем в 2016 году. Это больше общероссийских 18%, и далеко позади осталась Казань, где спрос на демократичных «американцев» вырос только на 4,5% до 714 авто. Одной из причин могло стать закрытие казанского автоцентра компании «Аларм-Моторс».
Самым слабым звеном бренда стала Fiesta, проигравшая битву народных седанов и лишившаяся более половины спроса, уменьшившегося до 159 авто. Силу этого нокдауна подчеркивает и высокая доля — две трети от продаж — авто 2016 года выпуска. Цена самой доступной версии 2017 года с 85-сильным мотором начинается от 683 тыс. рублей, за 105 «лошадок» просят уже 778 тыс., а за авто образца 2018-го — от 699 тыс. и 795 тыс. соответственно. За «автомат» придется раскошелиться на 855 тысяч. Все это заметно дороже, чем у конкурентов.
==table1891==
Напомним, что еще в августе самую доступную Fiesta мы присматривали за 667 тыс., а в ноябре обнаружили только вариант со 105-сильным двигателем от 768 тыс. рублей, что несколько странно. Можно много говорить о чуть более просторном салоне, чуть лучших материалах, некоем классе В+, но покупатели голосуют кошельком и свой приговор вынесли. Как мы неоднократно убеждались, невнятное позиционирование часто приводит к подобным результатам.
Куда лучше шли дела у Focus, который смог раcширить круг поклонников наполовину до 563 покупателей. Из них 254 зарегистрировали авто в четвертом квартале! Это настоящий предновогодний «биг сейл». Напомним, что в ноябре цена Focus начиналась от 769 тыс., а вот в феврале прошлогодняя машина в кузове хэтчбек стоила уже 834 тыс. рублей. Самый доступный вариант с 105 «лошадями» подорожал на те же 65 тыс. до 971 тыс. рублей, а седан — до 981 тыс. рублей. Что касается моделей текущего года, то «база» обойдется в те же 834 тыс., а остальные версии — на 10 тыс. дороже.
«Топовый» полноразмерный кроссовер Explorer (от 2,85 млн) удвоил регистрации до 104 единиц. Впрочем, когда речь идет о таких моделях Ford, как Focus и Explorer, всегда надо учитывать, что их часто покупают в рамках госзакупок. Не исключено, что два крупных дилера в лице ТТС и «КАН Авто» тоже получали приличные госзаказы, поддерживающие резидента РТ, который, в отличие от GM, не побоялся локализоваться в РФ.
Лучшую абсолютную динамику показал кроссовер Kuga, ускорившись без малого на две трети до 504 авто. Похоже, после доработок и включения в линейку новых силовых агрегатов эта модель стала больше нравиться покупателям. И в этом случае корректировка ценника на 40 тыс. с августа по ноябрь не особо охладила поклонников Kuga в четвертом квартале, когда было куплено 137 Kuga. Февральская цена как прошлогоднего, так и свежего авто стартует от 1,429 млн рублей — на 29 тыс. выше, чем в ноябре.
Заканчивая обзор первой десятки брендов, добавим, что продолжил снижаться — минус 3,2% до 1474 регистраций — спрос на Chevrolet. За исключением 14 авто, все купленные машины представлены одной моделью Niva (от 608 тыс. рублей).
Узбекская мануфактура Ravon, взяв на вооружение несколько списанных с головного конвейера GM моделей, смогла нарастить продажи в РТ в 3,9 раза
RAVON ПРОДВИГАЕТ «ВОСКРЕШЕННЫЕ» МОДЕЛИ GM
Теперь о тех, кто двигался вверх за пределами топ-10. Узбекская мануфактура Ravon (бывший Daewoo), взяв на вооружение несколько списанных с головного конвейера GM моделей, смогла нарастить продажи в РТ в 3,9 раза до 907 авто. До образцового 2011 года с его 6 тыс. регистраций далеко, и тем не менее. Разборчивые казанцы были более придирчивы: здесь продажи подросли в 2,2 раза до 186 авто. В целом же россияне очень позитивно встретили воскрешенные нашими соседями по СНГ модели: федеральный спрос вырос в 8,3 (!) раза до 15,1 тыс. авто.
==table1892==
Самая большая прибавка, плюс 365 регистраций до 396 авто, у модели Nexia (от 479 тыс. рублей). Спрос на малыша R2 (от 469 тыс. с «автоматом») вырос на 162 единицы до 227 авто, а приехавший к нам в прошлом году R4 со старта заинтересовал 205 татарстанцев. Среди плюсов модели — много седана за эти деньги, отменный размер багажника, достаточно мощный мотор, функциональный интерьер и для своего ценового диапазона неплохой экстерьер. Из очевидных минусов — дорожный просвет 15 сантиметров.
По линейке Ravon мы видим, что, пока LADA сражается за ценовой сегмент 650–750 тыс., конкуренты поджимают ее в диапазоне 470–600 тыс. рублей.
MITSUBISHI: ТАТАРСТАНСКИЕ ДИЛЕРЫ НЕДОРАБОТАЛИ?
Неоднократно наши постоянные читатели интересовались судьбой и положением дел некогда довольно популярной марки Mitsubishi. По итогам прошлого года японскому бренду удалось нарастить продажи в РТ на четверть, или 120 регистраций, до 615 авто. В Казани спрос подрос еще сильнее — на 42% до 276 авто, но 1189 зарегистрированных в 2014 году машин остаются недосягаемым идеалом. Подъем Mitsubishi в общероссийском масштабе был более выраженным — плюс 45% до 24,3 тыс. авто.
Львиную долю всего прироста — плюс 107 регистраций до 477 авто — взял на себя бестселлер марки, среднеразмерный кроссовер Outlander. Такая динамика объясняется запуском более доступных комплектаций этой неплохо сбалансированной модели. Сегодня ее цена начинается от 1,5 млн за вариант Inform 2WD, CVT, 2.0 MIVEC S02, если вы выберете комплектацию Invite и полный привод, то готовьтесь заплатить 1,66 млн рублей.
На рынок после обновления вернулся компактный кроссовер ASX, пока заинтересовавший только 28 покупателей из РТ. В наличии в ТТС есть вариант Inform MT 2017 года выпуска по цене от 1,116 млн рублей.
==table1893==
Можно отметить подросший на 18 единиц до 75 авто спрос на внедорожную модель Pajero Sport. У дилера есть в наличии прошлогодняя комплектация Sport QX RUS Diesel HP 2.4 Invite 4WD MT стоимостью от 2,22 млн рублей.
Из прочего отметим провал большинства китайских брендов: Brilliance (-96%), Dong Feng (-86%), Geely (-77%), Faw (-73%), Lifan (-41%). Вообще обнулились регистрации таких марок, как Great Wall, Jac, Haima. На этом фоне не сдается Chery, который смог добавить к продажам 27% благодаря кроссоверу Tiggo 3 ценой от 800 тыс. рублей. Также в 4,4 раза до 120 авто увеличились продажи бренда Zotye. Его основная надежда — модель Т600 стоимостью от 810 тыс. рублей, которую уже окрестили «„Туарегом“ для бедных».
Йорг Шрайбер размыто оценил обозримые перспективы: «Рынку предстоит долгий путь возвращения к его прежнему размеру»
КРЕДИТНЫЙ ПУЗЫРЬ И ПАДАЮЩИЕ ДОХОДЫ РОССИЯН МОГУТ ПОМЕШАТЬ ДАЛЬНЕЙШЕМУ ВОССТАНОВЛЕНИЮ РЫНКА
Подводя итоги 2017 года, мы можем констатировать стабилизацию цен на новые авто: благодаря благоприятной сырьевой конъюнктуре и политике Центробанка рубль смог укрепиться. Российская валюта выросла на 12,9% до 58,3 рубля за доллар США и на 10,8% до 66 рублей за евро по итогам 2017 года. Соответственно, заметно снизились инфляционные ожидания. Кроме того, ставки по кредитам в течение всего года шли вниз, а во второй половине прошлого года многие банки начали отчитываться о рекордно дешевых займах. Число выданных автокредитов в РФ подскочило на 29,2% до 713,6 тыс., а доля купленных в долг машин достигла абсолютного рекорда — 48,9%.
Определенный вклад в прошлом году внесли и упомянутые в начале программы господдержки «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», нацеленные на поддержку спроса на новые машины стоимостью до 1,45 млн рублей.
«Да, это были очень эффективные программы поддержки спроса. Они действовали в течение третьего квартала 2017 года, и благодаря им доля продаж автомобилей в кредит существенно выросла, достигнув 53 процентов. Именно в третьем квартале рынок новых легковых автомобилей в РФ, согласно данным аналитического агентства „Автостат“, продемонстрировал наибольший ежеквартальный рост — на 21 процент. В остальные кварталы 2017 года этот показатель был ниже 20 процентов», — говорит Тимерханов.
Однако не все так радужно. Эксперты уже отмечают, что из-за снижения требований к заемщикам и растущей популярности у малообеспеченных граждан займов без первоначального взноса на рынке автокредитования возник если не пузырь, то его зародыш.
Что еще более важно, в прошлом году году реальные доходы россиян снизились на 1,7% по сравнению с 2016 годом. Доходы падают уже четвертый год подряд: на 0,7% — в 2014-м, на 3,2% — в 2015-м, на 5,9% — в 2016-м. Таким образом, за это время реальные доходы жителей РФ сократились на 11%.
Эксперты дают крайне осторожные прогнозы на 2018 год. Так, ассоциация европейского бизнеса впервые за все время воздержалась от точного прогноза. «Рынку предстоит долгий путь возвращения к его прежнему размеру», — размыто оценил обозримые перспективы председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
==table1894==
==table1895==
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 227
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.