Принадлежащая Марату Муратову управляющая компания «Просто молоко» была перерегистрирована под новым наименованием «Азбука сыра» Принадлежащая Марату Муратову управляющая компания «Просто молоко» была перерегистрирована под новым наименованием «Азбука сыра» / Фото: «БИЗНЕС Online»

МАРАТ МУРАТОВ ОКОНЧАТЕЛЬНО РАСПРОСТИЛСЯ С «ПРОСТО МОЛОКО»

Как стало известно «БИЗНЕС Online», на днях принадлежащая первому замруководителя аппарата президента РТ Марату Муратову управляющая компания «Просто молоко» была перерегистрирована под новым наименованием «Азбука сыра». Напомним, что ранее УК «Просто молоко» управляла всеми молочными активами, оставшимися после банкротства «Вамин-Татарстан». При этом юридически активы принадлежали «Татагролизингу». Весной и летом 2017 года произошла «большая распродажа» молочных активов, в результате чего большинство из них получило новых собственников. Сам Муратов стал владельцем единственного в Татарстане крупного производителя сыров — Мамадышского сыродельно-маслодельного комбината. Таким образом, под управлением УК «Просто молоко» остался только этот актив.

В августе 2017 года бренд «Просто молоко» у Муратова выкупил подконтрольный Ильшату Фардиеву холдинг «Агросила», который ранее приобрел Набережночелнинский молочный комбинат. В связи с этим и потребовалось переименование управляющей компании.

Как рассказал «БИЗНЕС Online» генеральный директор УК «Азбука сыра» Сергей Журавлев, вместе со сменой названия управляющей компании также поменялся и бренд, под которым будет выпускаться масло-сырная продукция на Мамадышском комбинате. По его словам, фасованное сливочное масло в новом красном дизайне упаковки, уже поступило на прилавки магазинов, а сыры начнут поставляться лишь с Нового года. Журавлев пояснил, что это связано с длительными сроками созревания сыров, этикетка в которые вставляется сразу при формировании головок. «Это не молочка, где кнопку нажал, и бутылки с новой этикеткой пошли», — отметил он.

По словам Журавлева, название «Азбука сыра» было придумано с помощью мозгового штурма в самой управляющей компании и утверждено собственником. Также своими силами, без привлечения сторонних дизайнерских бюро, было разработано и графическое решение новой упаковки продукции с явными отсылками к дизайну советского сгущенного молока.

Комментируя используемое графическое решение фирменного стиля упаковки бренда «Азбука сыра», генеральный директор и владелец консалтинговой компании «Брайт Консалтинг» (специализируется на повышении эффективности коммерческих служб крупных компаний FMCG-сферы и ретейла) Мария Яшенкова отметила, что ретробренды сейчас неплохо продаются, потому что ассоциируются с натуральным продуктом, «как в советские времена». «И как раз потому, что многие производители используют эти элементы, запатентовать эту этикетку будет практически невозможно. Зато и претензий не будет», — подчеркнула она.

ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ПАРМЕЗАНА НУЖНЫ ДЕШЕВЫЕ КРЕДИТЫ

Как утверждает Журавлев, сейчас на Мамадышском сыродельно-маслодельном комбинате производится 1100 тонн сыра в месяц, перерабатывается 400 тонн молока-сырца в сутки. 90% сырья — татарстанское, еще 10% — из Удмуртии. По итогам 2017 года оборот Мамадышского комбината ожидается на уровне 4,8 млрд рублей. Отметим, летом директор завода Максут Ахметшин сообщал «БИЗНЕС Online», что в 2016 году на предприятии было произведено 10 тыс. тонн сыра и 4 тыс. тонн масла. При этом в сутки завод перерабатывается порядка 280 - 300 тонн молока-сырца.

Генеральный директор УК «Азбука сыра» подтвердил, что за последний год загрузку комбината удалось поднять с 85 до 98%. «Это очень высокая цифра. Сейчас на рынке это большая редкость. У аналогичных комбинатов за пределами Татарстана много готовых сыров лежат на складах. Мы же работаем практически „с колес“. При падающем или, по более оптимистичным оценкам, стагнирующем спросе главная проблема — это реализация продукции, — отметил Журавлев. — У нас нет проблем с реализацией. Мы можем продавать больше, чем производим».

По его словам, сейчас завод выпускает сливочное масло, молочную сыворотку и 17 видов сыра, в том числе фирменные полутвердые сыры — «Татарский Deluxe» и «Делиз». «Если их год поддержать, то они станут полноценными аналогами твердого сыра „Пармезан“. Правда, в существующей экономической ситуации это невыгодно. Чтобы на год замораживать оборотные средства, нужны значительно более дешевые кредитные линии», — отметил Журавлев.

«В Татарстане больше сыров никто не производит, молочные комбинаты нам не конкуренты. Чтобы начать производить сыры, они должны приобрести и установить новую технологическую линию. Фактически им нужно создать новое производство». Среди основных своих конкурентов гендиректор УК «Азбука сыра» назвал Белебейский комбинат (Башкирия). «Он покрупнее нас — его суточная производительность по молоку-сырцу около 600 тонн», — рассказал он.

ДЕФИЦИТ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ

По словам Журавлева, главная задача на 2018 год — оптимизация всех техпроцессов для снижения себестоимости производства. «Например, сейчас мы ставим нанофильтрацию на сушку, это даст ощутимую экономию электроэнергии и улучшит качество сухой сыворотки, которая идет на производство другой пищевой продукции (вафли, печенье и т. д.). Также в ближайших планах — установить линию нарезки и упаковки сыров, что позволит при том же объеме производства увеличить прибыль», — рассказал гендиректор УК «Азбука сыра», пожаловавшись на длительные сроки окупаемости инвестиций при производстве сыров — не менее 6 лет.

По его словам, особенность производства сыров в том, что здесь значительно больший срок оборачиваемости капитала. «Молоко: я сегодня получил сырье, завтра я его подготовил по технологии и разлил, а послезавтра оно уже на полке в магазине. С сыром ситуация другая: сырье получил, сразу заплатил за него (на это, по оценке экспертов, требуется порядка 250 - 300 млн рублей в месяц — прим. ред.), а на полке сыр появится минимум через 40 дней. Для более твердых сортов —  минимум 60 дней. Тем более что по закону торговые сети должны расплачиваться за молоко с поставщиком в течение 10 дней. По сырам такого нет, деньги производитель получает значительно дольше», — пояснил Журавлев. Получается, что для сыроделов важно иметь большие оборотные средства, а Муратов на олигарха, при всем уважении, пока не тянет. Возможно, именно поэтому, как сообщил гендиректор УК «Азбука сыра», собственник пока не имеет планов по наращиванию мощностей предприятия.

«ЛУЧШЕ ПОДОЖДАТЬ, ПОКА СИСТЕМА СБЫТА ПРЕДПРИЯТИЯ ПОЛНОСТЬЮ АДАПТИРУЕТСЯ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ»

«В России есть несколько примеров довольно успешных локальных площадок, которые специализируются на производстве сыров как основного продукта и сливочного масла и подсырной сыворотки как дополнительных. Успех имеют те, кто развивает собственные бренды и дистрибуцию. Именно их оборот, как правило, и составляет 2 - 5 миллиардов рублей. То есть Мамадыш можно считать достаточно крупной локальной площадкой», — рассказала Яшенкова.

По ее информации, на данный момент площадка с такими показателями может рассчитывать на ставку кредита от 10 до 12%, что по сравнению с предыдущими годами очень неплохо и вполне позволяет инвестировать. «Но при таком практически монопродукте и необходимости замораживать деньги в сыре минимум на 50 дней возможен серьезный дефицит ликвидности. Поэтому, действительно, сейчас лучше не инвестировать и подождать, пока система сбыта предприятия полностью адаптируется к новым условиям. Все-таки управлять только производством и реализацией сыра — это отнюдь не то же самое, что все бывшее „Просто молоко“», — посоветовал эксперт.

Она считает дальновидным шагом то, что под сыры изначально были разработаны отдельные «бренды». «В кавычки беру потому, что название — это еще не бренд, еще нужно их долго развивать, чтобы они таковыми стали. Тем не менее удачно, что они не пострадали от продажи бренда „Просто молоко“», — считает Яшенкова. По ее мнению, перспективным направлением развития для Мамадышского комбината могло бы стать контрактное производство сыра под их брендами на площадках других производителей.

Но при этом эксперт указывает еще одно важное обстоятельство, которое касается общей ситуации на молочном рынке в этом сезоне. Его особенность — большие объемы дешевого молока. «Поэтому многие производители региона производили сыры и масла и держали их на складе в ожидании благоприятной цены, которая, однако, все еще не поднялась. Поэтому вопрос не в объеме выработки, а в цене продажи и, соответственно, марже. Думаю, в этой зоне сейчас и лежит основная проблема «Азбуки вкуса», — предупредила Яшенкова.