Ровно месяц исполнился накануне со дня введения ограничений на выдачу денег в Спурт Банке. Эту дату Евгения Даутова отметила понижением лимита — с 50 до 30 тыс. рублей в день. Что дальше — остается только гадать. Формально, поясняют эксперты «БИЗНЕС Online», банк имеет право ограничивать выплаты и дальше, но терпение ЦБ не безгранично. На этом фоне банк объявил о переговорах с инвесторами.
Ровно месяц исполнился со дня введения ограничений на выдачу денег в Спурт Банке. Банк перешел на пятидневный режим, а суточный лимит по выдаче средств был понижен с 50 до 30 тыс. рублей
«ЕЩЕ ДВЕ НЕДЕЛИ ОНИ КАК МИНИМУМ ПРОДЕРЖАТСЯ»
«Максимум в течение недели. Я думаю, что даже раньше — мы берем с запасом в течение недели», — такой срок снятия ограничений на выдачу наличности называла предправления и главный акционер Спурт Банка Евгения Даутова на пресс-конференции 13 марта.
Увы, не вышло — спустя месяц ограничения продолжают действовать. Банк перестал работать по субботам, полностью перейдя на пятидневный режим. А кассы «Спурта» все пустеют — со вчерашнего дня суточный лимит по выдаче средств был понижен с 50 до 30 тыс. рублей. В офисах начали выстраиваться очереди из желающих снять деньги, как это было в начале марта. Некоторые клиенты приходят в банк как на работу, забирая вклады по частям. Как сообщил редакции «БИЗНЕС Online» один из вкладчиков, вчера сообщение об ограничении выплат до 30 тыс. вызвало бурю эмоций у людей, пришедших за своими деньгами. Они потребовали вызвать в холл администрацию банка, после чего одна из сотрудниц принесла им выписку из решения правления.
Что сейчас происходит в «Спурте», понять сложно: на запрос «БИЗНЕС Online» ответа в течение нескольких дней не поступило, не удалось связаться с его представителями и по телефону.
Один из клиентов, пожелавший остаться неназванным, сообщил, что в банке сейчас якобы идет проверка Центробанка России. Вчера в Нацбанке Татарстана отказались прокомментировать эту информацию, привычно сославшись на то, что деятельность кредитных организаций ЦБ не комментирует. При этом сотрудники банка всем офисом заняты распродажей активов, в частности кредитных портфелей, чтобы выручить деньги на оплату требований, говорит наш собеседник. При этом руководство банка и его сотрудники сохраняют определенный оптимизм. «Я вчера был в банке, и один из топ-менеджеров меня заверил, что еще две недели они как минимум продержатся. Судя по спокойствию внутри банка, для этого есть основания. Есть ощущение, что они собираются выплывать за счет раздачи активов, переуступки своих кредитных портфелей другим банкам», — говорит он.
Единственной причиной бед Спурт Банка Евгения Даутова назвала информационную атаку в соцсетях и мессенджерах
Согласно закону о «О Центральном банке Российской Федерации» регулятор может ввести в банк временную администрацию, если он «не удовлетворяет требования кредиторов или не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей более семи дней в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств». Если требования кредиторов не исполняются 14 дней, ЦБ, в соответствии с законом «О банках и банковской деятельности», обязан отозвать лицензию.
Однако, если банк хоть что-то платит, формальных оснований для принятия мер не возникает, считают эксперты. «Введенные ограничения позволяют клиентам в течение какого-то времени изъять всю сумму средств, находящихся у них на счетах. Если бы банк отказался исполнять требования клиентов, то есть не выдавал бы средства, регулятор вынес бы предупреждение, за которым последовал бы отзыв лицензии», — объясняет аналитик ГК «Финам» Богдан Зварич. «Сам факт временных ограничений на выдачу наличных банком не является основанием для отзыва лицензии. Для отзыва лицензии может стать основанием, например, утрата банком собственного капитала или активов, многократное превышение обязательств над активами, снижение норматива достаточности капитала ниже установленного ЦБ порога», — соглашается замдиректора аналитического департамента компании «Альпари» Наталья Мильчакова.
Если требования кредиторов не исполняются 14 дней, ЦБ, в соответствии с законом «О банках и банковской деятельности», обязан отозвать лицензию
Картотеки же, то есть официальной просрочки по проводке средств юридических лиц на счетах, которая может стать поводом для отзыва лицензии, «Спурт» не допускал. Об этом неоднократно заявляли в самом банке, информацию подтверждают и его клиенты. «Идет задержка в два-три дня по выплатам депозитов и перечислениям. Но все платежи проводятся», — говорит наш источник. Банк искусно лавирует выплатами, боясь санкций Центробанка. «В какой-то момент „юрикам“ можно было снимать по 100 тысяч рублей, а ИП — нельзя. По „физикам“ было ограничение по наличке в 50 тысяч рублей, столько же — на перечисление... Какой-то кеш есть, но его мало — по 10 миллионов рублей в день, и так далее», — рассказывает он. Нацбанк Татарстана наличие или отсутствие картотеки у Спурт Банка также предпочел не комментировать.
Свежего отчета о финансовом состоянии банка на март 2017 года пока нет, а февральская показывает, что нормативы ликвидности банка хоть и упали, но находились в пределах нормы. Ни российских, ни международных рейтингов у «Спурта» нет — стало быть, единственный источник информации о его положении — это собственно его сотрудники, которые, как убедился корреспондент «БИЗНЕС Online», предпочитают хранить молчание.
Спурт Банк ведет переговоры со сторонними инвесторами и сможет снять ограничения, когда договорится об увеличении ликвидности
КАК ВЫЖИТЬ, РАЗДАВ 6 МИЛЛИАРДОВ
Напомним, единственной причиной бед Спурт Банка Даутова называла информационную атаку в соцсетях и мессенджерах, начавшуюся с поста в одной из соцсетей 7 марта. Информация, растиражированная отдельными СМИ, привела к тому, что клиенты ринулись снимать свои деньги со счетов.
О том, как героически Даутова боролась за свое детище, можно судить по цитате из пояснительной записки к бухгалтерской отчетности за 2016 год. «За первый квартал банк был вынужден вернуть клиентам почти 6 миллиардов рублей, около трети всех заемных средств», — говорится в документе.
Первыми в топку пошли ликвидные активы. Как говорится в отчетности, банк раздал остатки на корсчетах, в кассе и банкоматах на сумму 1,3 млрд. рублей, продал портфель облигаций и еврооблигаций на сумму более 3 млрд. рублей.
Весьма весомую помощь Даутовой оказали коллеги-банкиры, проявив небывалую солидарность. «Активно работает банковское сообщество, поскольку все понимают, что информационные атаки не успокаиваются и может быть кто-то следующий. Очень живо откликнулись и, если мы просили рефинансировать какие-то активы, просто удивительно дружно и оперативно это делали. Я хочу сказать, что это беспрецедентный случай за мою долгую банковскую работу, — признавалась сама председатель правления. — Я не буду называть банки, которые с нами поработали, но поверьте мне: от всех, к кому мы обращались, мы получали полную поддержку — и моральную, и, естественно, рефинансирование».
Теперь можно назвать цифру — другие банки выкупили у «Спурта» активов на 2,95 млрд. рублей. По нашем сведениям, в числе покупателей были в том числе «АК БАРС» Банк и Банк Казани Оскара Прокопьева.
В ход пошла и продажа недвижимости — ее продано на 219 млн. рублей. О каких объектах идет речь, банк не уточнил. Сейчас на его официальном сайте в разделе «Продажа залогового имущества» находятся 15 квартир в челнинских «новостройках» «Фона» — «Яшьлек», лофты и другие мелкие коммерческие площадки в Татарстане, а также небольшой парк автомобилей.
Между тем от ЦБ «Спурту» удалось получить кредит на весьма скромную сумму — 365 млн. рублей. Это при том, что сама Даутова в сопровождении тогда еще председателя Нацбанка РТ Мидхата Шагиахметова выезжала специально для этого в Москву. Однако, как видим, почти безрезультатно.
17 марта зампред ЦБ РФ Дмитрий Тулин прокомментировал «БИЗНЕС Online» фактический отказ от помощи. «Мы полностью в курсе того, что происходит в Спурт Банке. Мы встречались, и я лично встречался с их руководителем (председатель правления банка Даутова — прим. ред.), которая прилетала в Москву. Руководство банка уверено в том, что справляется с ситуацией собственными силами, и пока, даже если бы у них был выбор получить рефинансирование в ЦБ либо переуступить свои активы на рынке, они предпочитают переуступать свои активы. Так им выгоднее, очевидно», — заявил Тулин. Формулировка «даже если бы у них был выбор» в данном случае была не случайной.
Сразу несколько источников сообщили об интенсивных переговорах по продаже доли второго крупного актива Евгении Даутовой — проблемного завода «КЗСК-Силикон»
СПАСЕТ ЛИ ЛИЦО СИЛИКОН?
Единственный комментарий, прорвавшийся накануне вовне «Спурта», — слова начальника отдела рекламы и маркетинга Андрея Тригермана, который заявил ТАСС, что банк ведет переговоры со сторонними инвесторами и сможет снять ограничения, когда договорится об увеличении ликвидности. «В случае успеха переговоров ограничения будут сняты», — сказал он. О какой сумме и о каких инвесторах идет речь, не поясняется.
Между тем сразу несколько источников сообщили нашей газете об интенсивных переговорах по продаже доли второго крупного актива Даутовой — проблемного завода «КЗСК-Силикон». Как неоднократно писал «БИЗНЕС Online», проект встал на середине из-за прекращения финансирования Внешэкономбанком. По некоторым данным, завод уже даже может быть продан московской компании, денег от продажи компании ждут в мае. Называют и возможного покупателя актива — госкорпорацию «Ростех». Якобы Даутова контактирует по этому поводу с одним из заместителей самого Сергея Чемезова. В пресс-службе «Ростеха» накануне не смогли оперативно прокомментировать эту информацию.
По нашим сведениям, основная сложность в переговорах в том, что «Ростех», понимая трудности продавца, настроен на жесткий дисконт. При этом альтернативного покупателя Даутовой найти вряд ли удастся, хотя рассматривался и вариант с иностранным инвестором — из Китая, Германии. Проблема, однако, в том, что комплекс КЗСК и «КЗСК-Силикон» имеет оборонно-стратегическое значение. «Сейчас в Сирии хорошо снаряды летают, а без тиокола не смогли бы», — замечала Даутова в интервью «БИЗНЕС Online». Кроме того, из стоимости недостроенного предприятия в любом случае надо вычитать висящие на нем кредиты.
На конец 2015 года (более свежих данных нет) АО «КЗСК-Силикон» на 51% принадлежало ОАО «КЗСК», контрольным пакетом которого напрямую и через ООО «Газ-Маркет» владеет Даутова. Уставный капитал АО составлял 1,7 млрд. рублей. Завод должен ежегодно производить 40 тыс. т четырех видов кремнийорганических мономеров (метилхлорсиланов). 30% продукции должно пойти на КЗСК, который производит синтетические каучуки, герметики, латексы и другую химпродукцию.
Если сделка произойдет, то за судьбу «Спурта» можно не беспокоиться — банк в этом случае либо пойдет «в нагрузку» к основной покупке, либо получит необходимое второе дыхание. В противном случае все в руках всевышнего ЦБ.
Спурт Банк был учрежден в 1992 году в форме открытого акционерного общества. В 1998 году крупнейшим акционером банка стало ЗАО «Татгазинвест» — региональный оператор «Газпрома» по реализации газа. С 2002 года в состав акционеров кредитного учреждения входит «Нижнекамскнефтехим», который также является и крупным клиентом банка.
По данным «Банки.ру», бенефициарами банка являются председатель правления, член совета директоров Евгения Даутова (30% напрямую и через ООО «Газ-маркет»), ЕБРР (28,25%). Член совета директоров, совладелец ПАО «Нижнекамскнефтехим» Владимир Бусыгин контролирует 13,99% акций кредитной организации, у Евгения Сорокина — 8,44%, Валерия Чащина — 3,95%, АО «Газпромбанк» — 3,00%, ЗАО «НКО «НРД» — 2,35%, Ильфара Яхина — 1,8%, ООО «Банк «Аверс» — 1,48%, Светланы Зиганшиной — 1,12%, ОАО «ТАИФ» — 0,77%, Владимира Михайлова — 0,65%, Наиля и Шамиля Юсуповых (родственники) — 0,64%, Анжелики Хасановой — 0,46%, министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан — 0,16%, миноритариев — 2,93%.
На 1 марта 2017 года нетто-активы банка составляли 21,2 млрд. рублей, чистая прибыль за январь – февраль — 10,9 млн. рублей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 121
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.