СПЕЦТЕХНИКА УВЕЗЛА ВЫРУЧКУ...

При первом же взгляде на отчетность НЕФАЗа обращает на себя внимание противоречие, в которое вступили основные финансовые показатели завода. Его выручка сократилась на 12,3% по сравнению с 2013 годом, составив 8,28 млрд. рублей. Однако чистая прибыль при этом выросла в 30 раз: с 1,2 млн. рублей до 36,3 млн. рублей. Чтобы понять, как такое стало возможным и на чем выехала «дочка» КАМАЗа, детально проанализируем отчетность.

Для начала определим, что стало причиной падения выручки предприятия. К слову, снижение общих оборотов НЕФАЗа наблюдается второй год подряд. При этом темпы падения удвоились с 6% в 2013 году до 12% — в прошлом.

Поступления от продаж автобусов на внутреннем рынке в 2014 году выросли на 169 млн. рублей (экспорт при этом обнулился, но его объемы и ранее не были определяющими). Это особенно ценный результат, так как НЕФАЗ двигался против течения. По данным аналитической компании «АСМ-холдинг», продажи доминирующих на рынке отечественных автобусов сократились в прошлом году на 20,4% до 29,2 тыс. машин. Представитель пресс-службы компании сообщил «БИЗНЕС Online», что рынок сжался, по разным оценкам, от 25 до 45%, однако «доля завода существенно не изменилась». Можно предположить, что на уровень продаж автобусов в денежном выражении не в последнюю очередь повлияло их подорожание.

В конце марта председатель комитета по транспорту исполкома Казани Айдар Абдулхаков рассказал, что перевозчики столицы Татарстана отказались от закупки газомоторных автобусов из Нефтекамска. Одной из причин такого демарша стала выросшая на фоне кризиса цена машин.

«Когда закупали автобусы к Универсиаде, по соотношению между ценой и качеством основными потенциальными поставщиками остались НЕФАЗ и МАЗ, но у МАЗа все автобусы низкопольные, а у НЕФАЗа — со ступенькой... Нефазовские автобусы тоже хорошие, но когда стали заказывать полностью низкопольные автобусы, то цену за них назвали просто космическую — на уровне хороших западных производителей», — покритиковал Абдулхаков ценовую политику предприятия в ходе интернет-конференции в «БИЗНЕС Online».

Без-имени-1.jpg

Кроме того, в связи с антироссийскими санкциями НЕФАЗ не смог приобрести мосты и коробки передач у западных производителей, а качество продукции других поставщиков не устроило уже перевозчиков. Так что НЕФАЗу есть над чем поработать и в этом направлении.

В отличие от автобусов сегмент спецнадстроек (на шасси «КАМАЗа»; самосвалы, автоцистерны, вахтовые автобусы в первую очередь) понес серьезные потери. Продажи спецтехники НЕФАЗа в России уменьшились в денежном выражении на 841 млн. рублей, правда, появились экспортные потоки на 149 млн. рублей.

Структура выручки ОАО «НЕФАЗ» на внутреннем рынке, млн. рублей

Наименование сегмента

2013

2014

Абсолютное изменение

Изменение в %

Автобусы пассажирские

2531

2701

169

6,7

Грузовые автомобили

7

3

-4

-60,7

Прицепы и полуприцепы

2140

1595

-545

-25,5

Спецнадстройки

3957

3116

-841

-21,3

Запчасти

477

399

-78

-16,4

Прочая продукция

38

64

26

69,2

Услуги и перепродажа

109

104

-5

-4,2

Структура выручки ОАО «НЕФАЗ» на внешнем рынке, млн. рублей

Наименование сегмента

2013

2014

Абсолютное изменение

Изменение
в %

Автобусы пассажирские

20

0,0

-20

-100,0

Прицепы и полуприцепы

155

127

-28

-18,2

Спецнадстройки

0,0

149

149

Запчасти

11

3

-8

-69,4

Прочая продукция

1

21

20

3065,8

...А ПРИБЫЛЬ УЕХАЛА НА АВТОБУСАХ

Если же рассматривать ситуацию в контексте прибыльности того или иного бизнеса, картина получится прямо противоположная. Несмотря на растущие продажи автобусов, прибыль этого направления упала на 129 млн. рублей. Возможно, это отчасти связано с неоправдавшимися надеждами автопроизводителей на протекцию государства. Понятно, что чем выше объем производства, тем дешевле обходится предприятию выпускаемый товар, но с этим как раз получилась накладка. «В 2014 году ожидался запуск федеральной программы по поддержке газомоторного общественного транспорта, исходя из чего и был установлен высокий план производства и продаж автобусов «НЕФАЗ». Однако старт программы несколько затянулся, ожидания по отгрузке не были реализованы в полной мере», — сообщили нашему изданию в пресс-службе НЕФАЗа. С учетом конкретной ситуации с «газомоторкой» в Казани особо рассчитывать на эту программу не стоит и в этом году.

Напротив, прибыль по спецнадстройкам выросла на 126 млн. рублей, несмотря на падение оборотов. В целом на подобную технику пришлось 613 млн. рублей или 72% от всей валовой прибыли завода, что в 10 раз превысило прибыль от реализации автобусов. Представитель завода подчеркнул, что это традиционно сильное направление НЕФАЗа: у предприятия огромный опыт в производстве спецтехники на шасси «КАМАЗ». Однако годом ранее соотношение «цеховой» прибыли составляло лишь 2,6 раза в пользу условных самосвалов и автоцистерн.

Без-имени-2.jpg

Таким образом, реально заработал НЕФАЗ, в основном надстраивая камазовские шасси до состояния готового продукта, а его производство автобусов сегодня можно рассматривать как сопутствующую нагрузку конвейера. Но это и неудивительно. Напомним, что спецтехника в прошлом году выручила и сам КАМАЗ: кризис кризисом, а коммунальщики и строители всегда будут нуждаться в определенных «рабочих инструментах».

Структура валовой прибыли ОАО «НЕФАЗ» на внутреннем рынке, млн. рублей

Наименование сегмента

2013

2014

Абсолютное изменение

Изменение
в %

Автобусы пассажирские

187

61

-126

-67,4

Грузовые автомобили

0,4

0,1

-0,3

-68,5

Прицепы и полуприцепы

184

144

-40

-21,9

Спецнадстройки

487

572

85

17,5

Запчасти

92

19

-73

-79,2

Прочая продукция

-2

2

4

-237,6

Услуги и перепродажа

17

-17

-33

-199,5

Структура валовой прибыли ОАО «НЕФАЗ» на внешнем рынке, млн. рублей

Наименование сегмента

2013

2014

Абсолютное изменение

Изменение
в %

Автобусы пассажирские

3

0

-3

-100,0

Прицепы и полуприцепы

17

16

0

-2,7

Спецнадстройки

0,0

41

41

Запчасти

3

1

-2

-69,3

Прочая продукция

0,1

8

8

8 138,2

Впрочем, совсем списывать автобусы со счетов не стоит, уверен ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. «То, что одни виды продукции «выстрелили» в 2014 году, а другие — нет, отнюдь не означает, что надо срочно прекращать выпускать вторые и наращивать производство первых. Конъюнктура весьма переменчива, и через какое-то время все может сложиться ровно наоборот. Так что такие крайности не нужны. Достаточно лишь сократить производство той продукции, которая пока продается в меньших объемах, и увеличить производство той, которая пользуется большим спросом», — считает аналитик.

ЗАГАДОЧНЫЕ ДОХОДЫ

Так или иначе, показатели основной деятельности компании заметно снизились. Несмотря на прорыв спецтехники, суммарно валовая прибыль НЕФАЗа сократилась на 14% и составила 849 млн. рублей. Еще хуже дела обстоят с операционной прибылью, просевшей вдвое до 207 млн. рублей. С одной стороны, завод сэкономил на коммерческих расходах (хранение, транспортировка, сбыт) в размере 17 млн. рублей, но это достижение было с лихвой перекрыто ростом управленческих затрат на 72 млн. рублей. Откровенно говоря, при снижении выручки логично бы смотрелась оптимизация административных статей бюджета.

Общую картину улучшили «прочие» статьи отчетности. По ним компания заработала 18 млн. рублей, хотя годом ранее лишилась 212 млн. рублей. Но именно этот момент вызывает вопросы. Заметим, что НЕФАЗ своеобразно подошел к раскрытию информации: не через обороты, а через прибыль и убыток. Несмотря на такой оригинальный подход, из пункта 3.13 отчетности мы выяснили, что в прошлом году НЕФАЗ потерял 30,3 млн. рублей, из них 18,3 млн. рублей — на курсовых разницах. Увы, столь загадочная расшифровка никак не объясняет положительной разницы прочих расходов и доходов.

Что предельно ясно в денежных потоках НЕФАЗа, так это размер поступившей государственной помощи по линии Сергея Шойгу. Как следует из отчета, на поддержание и развитие производственной базы в интересах национальной обороны завод получил 201 млн. рублей.

Государственная помощь ОАО «НЕФАЗ», млн. рублей

Наименование показателя

2013

2014

Абсолютное изменение, млн. руб.

Изменение
в %

На выполнение работ по ответственному хранению материальных ценностей мобилизационного резерва Госконтракт №22/28 от 11.02.2014

0,38

0,28

-0,1

-26,3

На поддержание и развитие производственной базы в интересах обеспечения национальной обороны договор №114-4/6 от 11.04.2014

0

201,35

201,35

АПГРЕЙД ДЛЯ МERCEDES

Автопроизводство предполагает непрерывное обновление: без учета растущих запросов клиентов конкурентная борьба будет рано или поздно проиграна. Вот и НЕФАЗ в прошлом году вложил 101,3 млн. рублей в техническое перевооружение, треть этих денег была потрачена на программу развития новой продукции. В частности, инвестиции были направлены на создание мощностей по выпуску 200 пожарных автоцистерн в год на шасси «КАМАЗ-4350», а также покупку итальянского станка с ЧПУ для гибки профилей.

«Были серьезно улучшены конструкции наиболее востребованных на рынке моделей прицепной техники: самосвальный полуприцеп полной массой 39 тонн значительно потерял в собственной массе за счет облегченной конструкции рамы, что позволило увеличить грузоподъемность. Аналогичные преобразования коснулись и шторного полуприцепа, предназначенного для магистральных перевозок. Еще большие изменения коснулись целого ряда полуприцепов-цистерн. Все цистерны и полуприцепы-цистерны теперь оборудованы опускающейся с земли лестницей и площадкой обслуживания с поручнем для комфортного доступа к горловинам», — сообщил нам представитель завода.

Отдельное внимание он обратил на спецнадстройки для шасси Mercedes. На НЕФАЗе была специально разработана конструкция самосвала, прошедшая проверки контроля качества, одобренная инженерами Mercedes и даже успевшая, по его словам, зарекомендовать себя на дорогах России. «Данная модель значительно дешевле устанавливаемых на импортные шасси зарубежных аналогов, что позволяет потребителю позволить себе автомобиль высокого уровня за меньшую цену», — заявил собеседник «БИЗНЕС Online».

Наконец, в 2014 году на НЕФАЗе, как уже говорилось, был выпущен полностью низкопольный городской автобус большого класса с новым улучшенным интерьером и повышенной комфортностью. Остается надеяться, что бюджеты муниципалитетов на обновление парков не будут урезаны из-за кризиса, сказал нам представитель компании.

«ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПОВЫШАЕТ УСТОЙЧИВОСТЬ НЕФАЗА»

Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

— НЕФАЗ является одним из ключевых игроков российского рынка коммерческого транспорта, позиции его устойчивы. Техника, изготовляемая заводом, удовлетворяет потребителей по соотношению цены и качества, по своим техническим и потребительским характеристикам, а также большим периодом межремонтного пробега. Номенклатура выпускаемой НЕФАЗом продукции широка, и в случае снижения спроса на одни виды компания увеличивает производство тех, которые пользуются большим спросом, и эта диверсификация повышает устойчивость компании к различным потрясением в экономике. Выбранная стратегия позволяет компании успешно развиваться, оперативно реагировать на любое изменение спроса — как на его снижение, так и на увеличение. Поэтому вряд ли стоит ее менять столь кардинально.

Действительно, ситуация с производством автобусов в 2014 году в России складывалась не лучшим образом. Однако перспективы этого направления благоприятные. На данном рынке ведущим игроком является само государство в лице регионов с бюджетными средствами, которые не просто готовы тратить их, но и, что называется, обязаны это делать, в том числе и для закупки автобусов. Во-вторых, государство запустило программу импортозамещения, которая предусматривает увеличение производства и закупок отечественных машин и оборудования. Наконец, некоторое время назад был введен запрет на госзакупки различных транспортных средств. Поэтому у российских производителей коммерческого транспорта перспективы весьма неплохие. Они могут увеличить продажи в этом году, продемонстрировать лучшие производственные и экономические показатели. Все это в полной мере относится и к НЕФАЗу.

==table521==