В Татарстане региональную программу по повышению рождаемости продлили еще на три года — до 2030-го. Изначально предполагалось, что она будет действовать до 2027 года. Постановление подписал премьер-министр РТ Алексей Песошин.
Согласно обновленному плану, к 2030 году в Татарстане рассчитывают существенно снизить число абортов и усилить поддержку семей с детьми. В частности, доля женщин, доводящих беременность до родов после обращения в медучреждения, должна вырасти на 5% — до не менее 75% (в 2024-м и в 2025-м — не менее 70%). Параллельно планируется, что до 40% женщин (в 2024-м — до 34%), прошедших доабортное консультирование, будут отказываться от прерывания беременности.
Одним из ключевых показателей программы остается охват медицинским и психологическим сопровождением: к 2030 году 98,5% беременных, обратившихся за услугами по прерыванию беременности, должны пройти анкетирование и консультирование. Кроме того, не менее 80% беременных с высоким и средним риском осложнений будут находиться под постоянным мониторингом специалистов перинатальных центров.
В части социальной поддержки программа предусматривает стабильный охват семей с детьми. Так, ежегодно не менее 1,5 тыс. семей будут получать подарочные комплекты для новорожденных, а не менее 36 тыс. детей из малообеспеченных семей — бесплатное питание в школах. Для многодетных семей сохранится система поощрений: ежегодно не менее 15 женщин, воспитавших пятерых и более детей, будут получать единовременные денежные вознаграждения.
Отдельный блок программы касается инфраструктуры помощи семьям. К 2030 году в республике планируется создать 8 семейных многофункциональных центров, а также обеспечить работу 15 пунктов проката предметов первой необходимости для новорожденных в каждом году до окончания программы.
Кроме того, количество циклов ЭКО к 2030 году планируют довести до 1, 5 тыс. единиц. Для сравнения: в 2025-м соответствующий показатель планировался на уровне в 1 416 единиц, в 2026-м и 2027-м — 1 420 единиц, в 2028-м — 1 450 единиц, в 2029-м — 1 480 единиц.
На прошлой неделе в Татарстане утвердили масштабную региональную программу «Охрана материнства и детства», рассчитанную на ближайшие пять лет, с 2025 по 2030 год. На нее выделят почти 2,9 млрд рублей из федерального и республиканского бюджетов. Программу запускают в условиях снижающейся рождаемости. Согласно целевым показателям, к 2030 году суммарный коэффициент рождаемости должен вырасти до 1,6 (в 2024 году он составлял 1,4). Также планируется снизить младенческую смертность до 3,2 случая на 1 тыс. родившихся, а долю сельского населения, получающего помощь в женских консультациях, необходимо увеличить до 80%.
Ранее эксперты на недавнем демографическом конгрессе в Казани отмечали, что современная молодежь все чаще откладывает рождение детей, подходя к вопросу родительства как «рациональные менеджеры». Для многих молодых людей дети ассоциируются с «балластом и иждивенцами на долгосрочную перспективу». Решение данной проблемы требует создания поддерживающей среды для молодых семей — от развития программ поддержки родителей на рабочих местах до организации психологической помощи и специальных условий для студентов с детьми в вузах.
Кроме того, повышению рождаемости также мешают проблемы с репродуктивным здоровьем части населения республики. Ранее главный внештатный специалист по репродуктивному здоровью минздрава республики Фирая Сабирова сообщала, что мужчины нередко переоценивают состояние своего репродуктивного здоровья. За последние 15–20 лет доля чистого мужского бесплодия выросла с 15–20 до 30%. По итогам обследований у женщин чаще всего выявляются нарушения менструального цикла, воспалительные заболевания, доброкачественные образования матки и молочных желез. У мужчин наиболее распространены воспалительные заболевания и расширение вен, которые также могут приводить к бесплодию. Среди ключевых факторов риска для обоих полов Сабирова назвала ожирение и избыточный вес, подчеркнув, что это «проблема номер один».
в Telegram
Комментарии 48
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.