Пленум Верховного суда РФ уточнил, что критика политиков, общественных и религиозных деятелей сама по себе не является экстремизмом, если не содержит публичных призывов к насилию, пишет РБК.
Критика политических организаций, их идеологий, решений, а также действий конкретных деятелей в связи с их полномочиями или позицией допускается, даже если она резкая. Закон разрешает выражение несогласия и оценку убеждений или обычаев. Однако она становится противоправной, если переходит в призывы к насилию, репрессиям, депортациям или дискриминации по признакам национальности, расы, религии или принадлежности к группе.
Уголовная ответственность за разжигание ненависти наступает только при публичных действиях — через митинги, публикации, интернет или рассылки. Учитываются контекст, цель и влияние на аудиторию. Критика не подлежит наказанию без таких элементов.
Пленум также уточнил правила по экстремистской атрибутике: уголовное дело возбуждается не за любое изображение символики, а только при пропаганде или публичном демонстрировании (в том числе татуировки, одежда, интернет), если человек уже привлекался к административной ответственности. Под пропагандой подразумеваются умышленные действия по формированию положительного отношения к нацизму или экстремизму.
Исключение — использование символики в научных, образовательных или художественных целях для осуждения экстремизма, без его оправдания. В таких случаях наказание не предусмотрено.
Напомним, ранее Росфинмониторинг привел статистику по количеству организаций и физлиц, включенных в список террористов и экстремистов за 2025 год. С 1 января по 15 декабря в перечень добавили более 3,8 тыс. человек и свыше 190 организаций. За тот же период 2024 года — более 3 тыс. физлиц и более 70 юрлиц.
в Telegram
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.