Центр нейрохимии и фармакологии ИОФХ им. Арбузова создал две перспективные молекулы — препарат для замедления болезни Альцгеймера и средство от мужского облысения. Однако разработки застопорились на окончании доклинических испытаний из-за разрыва с западными партнерами. Об этом в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал руководитель центра Константин Петров.

 Фото: «БИЗНЕС Online»

Первая молекула предназначалась для замедления прогрессирования болезни Альцгеймера, вторая — для терапии андрогенной алопеции — облысения у мужчин, вызванного тестостероном. Обе молекулы были проданы европейским фармацевтическим компаниям и находились на завершающем этапе доклинических испытаний. Они были близки к подаче заявок национальным регуляторам для разрешения на первую фазу клинических испытаний. После успешного прохождения этого этапа разработки планировалось предложить крупным фармацевтическим корпорациям Big Pharma.

Однако в 2023 году западные партнеры заморозили проекты. «Мне позвонили и сказали <…>: „Наличие у нас в портфеле разработок молекулы, созданной в Российской академии наук, несет большой репутационный риск для компании. Кроме того, Big Pharma такую разработку с российской молекулой в основе точно не купит“. В результате фармацевтические компании, купившие наши разработки, прекратили финансирование этих проектов. Это как с „Макдоналдсом“, Zara и другими. Все собрались и ушли. Тут было примерно так же», — рассказал Петров.

«Нам сказали, что если европейский мужик мажет лысину разработкой РАН, то он спонсирует мировой терроризм»

В случае с препаратом от болезни Альцгеймера институт получил официальное письмо о прекращении развития и финансирования проекта в связи с изменившейся международной обстановкой. «Мы не можем продолжить сами продвигать эту молекулу, поскольку права на нее мы продали фармкомпании, но и компания тоже не хочет развивать эту разработку», — пояснил ученый.

Петров подчеркнул, что для доведения молекулы до продаж в аптеках требуется около миллиарда долларов инвестиций. «В России столько никто в молекулу не вложит, потому что на внутреннем рынке компания эти вложения никогда не отобьет. Для этого нужен премиальный рынок США и Европы — это страны, где развито страхование, которое может покрыть дорогостоящее лечение», — объяснил руководитель центра.

Подробнее читайте в интервью «БИЗНЕС Online».