Государство могут привлечь к инвестированию в масштабные нефтяные проекты через механизм специальных инвестиционных контрактов (СПИК). С такой инициативой на заседании комиссии Госсовета по направлению «Энергетика» в рамках Татарстанского нефтегазохимического форума (ТНГХФ-2025) выступил зампред комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич. Как сообщают «Известия», его предложение было внесено в протокол мероприятия и направлено в правительство для подготовки отзыва.

 Фото: «БИЗНЕС Online»

Как уверяет Станкевич, в условиях санкционного давления, ограничений на поставки в Россию высокотехнологичного оборудования и средств производства повышение инвестиционной активности стало приоритетным. По его словам, этот вопрос напрямую влияет на национальную экономическую безопасность.

Механизм СПИК, отметил депутат, за 10 лет существования подтвердил свою эффективность, а о необходимости расширения сферы его применения говорили и президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Михаил Мишустин.

«Напомню, что внесенными в 2019 году изменениями в законодательство, с одной стороны, повышены требования к новым технологиям для производства промышленной продукции, но, с другой стороны, вдвое увеличены сроки действия контрактов, исключен входной порог по минимальным инвестициям, снято ограничение срока на применение налоговых льгот», — рассказал он.

Однако сегодня применение СПИК для топливно-энергетического комплекса все еще остается ограниченным. Станкевич напомнил, что процесс согласования энергетической стратегии до 2050 года показал, что с каждым годом удерживать добычу нефти на уровне более 500 млн т будет все сложнее. По его словам, не допустить снижения можно двумя способами: через повсеместное внедрение технологий и выход в новые провинции на территории Арктического шельфа.

«Наличие СПИК для сектора upstream (включает поиск, разведку, бурение и добычу нефти и природного газа прим. ред.) создаст для инвесторов гарантии возврата средств в сверхсложные проекты с длительным сроком окупаемости», — сказал он.

Станкевич добавил, что решение по этому вопросу должно принимать правительство, т. к. «позиция минфина вторична». Причина этого, по его словам, в том, что в основе целеполагания — выполнение задач «Энергостратегии-2050».

Ранее СМИ писали, что российские нефтяные компании все больше смещают акцент с освоения новых месторождений на увеличение производительности действующих скважин. Отмечалось, что такой подход позволяет поддерживать текущие объемы добычи без масштабных капитальных вложений, но может замедлить развитие отрасли в долгосрочной перспективе.

Напомним, на Татарстанском нефтегазохимическом форуме раис РТ Рустам Минниханов заявил, что за прошлый год в республике добыли 33,8 млн т нефти, причем объем с глубиной переработки более 99% превысил 24 млн тонн. Он также говорил, что стратегическое значение в сфере нефтедобычи имеют два направления: разработка месторождений сверхвязких нефтей и внедрение современных методов на высоковыработанных месторождениях. По его словам, сейчас они экономически непривлекательны, но требуют значительных капитальных вложений. Для решения проблемы нужно внести изменения в налоговое законодательство и стимулировать освоение стратегически важных запасов, подчеркивал он.

СПИК — это инвестиционное соглашение между инвестором и государством, по которому первый обязуется реализовать промышленный проект на территории России, а второй предоставляет для этого субсидии и льготы. Его применение в России было введено в 2015 году.