Циркулярная модель экономики в проектах — это вопрос зрелости, в том числе технологической и управленческой. Сейчас многие предприятия называют отходы сырьем, однако далеко не все знают, как его правильно использовать. Об этом заявил гендиректор ПАО «Татнефть» Наиль Маганов, выступая на сессии Торгово-промышленной палаты (ТПП) России, посвященной «зеленым» проектам. Мероприятие прошло в рамках XVI международного экономического форума «Россия — исламский мир: KazanForum».

Наиль Маганов Наиль Маганов Фото: «БИЗНЕС Online»

«Когда (председатель совета ТПП РФ по устойчивому развитию прим. ред.) Елена Александровна рассказала о японском опыте и о том, что в японском языке нет слова „отходы“, я наконец понял, на каком языке говорят наши компании. У нас тоже нет слова „отходы“, мы говорим: „У нас есть сырье“. Мы не всегда знаем, как его использовать, но мы обязательно этому научимся», — сказал Маганов.

По словам главы «Татнефти», в основе компании лежит культура и философия: «Где мы живем — там мы и работаем. Ты не должен мусорить там, где работаешь. Это стало основой нашего стиля. Мы не стали бегать по всему миру и искать, где есть месторождения нефти. Тут капнуть, там копнуть, оставляя за собой изрытые поля, на которых больше ничего не растет. Мы стараемся извлечь все из того, что у нас есть, не нарушая при этом природу».

Вместе с тем Маганов, рассказывая о «зеленых» проектах «Татнефти», отметил, что какой-либо след все равно всегда остается: «Мы все здесь сидим и дышим, уже CO2 выпускаем». Он перечислил такие проекты, как «Зеленая шина», возврат факельных газов в топливную сеть, снижение потребления пресной воды, переработка пластиковых ресурсов, извлечение металлов и др. Глава компании отметил, что правильные проекты должны что-то оставлять для будущих поколений, и призвал предпринимателей вкладываться в технологии, имеющие долгосрочную перспективу.

Ранее в ходе мероприятий KazanForum Маганов объявил о создании консорциума с тремя нефтяными компаниями из стран Центральной Азии — азербайджанской SOCAR, казахстанским «Казмунайгазом» и «Узбекнефтегазом». Он пояснил, что консорциум создан в ответ на глобальные вызовы, которым сложно противостоять в одиночку. По его словам, объединившись, компании получили человеческий и экспертный потенциал для работы.