Руководство госкомпании «Автодор» работает по вопросам банкротства «Волгадорстроя» для того, чтобы компания сохранила возможность рассчитываться со своими субподрядчиками и контрагентами. Об этом на брифинге в кабмине заявил министр транспорта и дорожного хозяйства республики Фарит Ханифов, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online».

 Фото: «БИЗНЕС Online»

«Одна из крупных наших подрядных организаций, работая на строительстве М12, где госзаказчиком выступал ГК „Автодор“, находится в трудном финансовом положении. В министерстве проводится постоянный аудит с предприятиями, у которых есть налоговые задолженности и задолженности по зарплате. В последние годы мы с задолженностью в 800 миллионов рублей снизили эту планку до 500 миллионов рублей… Но вот, к сожалению, объект, где заказчиком является госкомпания, мы не могли отслеживать», — объяснил Ханифов.

Министр отметил, что миндортранс Татарстана «физически не был допущен» к информации о внутреннем состоянии «Волгадорстроя», финансовой дисциплине и расчетам с субподрядными организациями. По словам Ханифова, это могло быть расценено как вмешательство в финансовые отношения между заказчиком и одной из генеральных подрядных организаций.

«Я знаю, что там контракт на 36,5 миллиарда рублей. Доводят информацию, что объемов по факту выполнено больше на 1,5 миллиарда рублей. Сегодня „Волгадорстрой“ ведет активную работу с заказчиком о доказательстве своих затрат. Мы неоднократно встречались с и представителями подрядных организаций, которые сейчас встали в ряды кредиторов, совещания проводили с ними. Сегодня могу сказать, что руководство госкомпании „Автодор“ <…> активно работает по этим вопросам, в частности для того, чтобы „Волгадорстрой“ сохранил возможность рассчитываться с субподрядчиками… Как они смогут выпрямить ситуацию — во многом зависит от этого. С нашей стороны, со стороны лизинговой компании была беспрецедентная оказана поддержка. Лизинговую технику, которая была отозвана за неплатежи, мы договорились, они отдают, чтобы „Волгадорстрой“ смогла завершить работы на объектах. Я считаю, что только с такой поддержкой можно рассчитывать, что они с частью кредиторов рассчитаются», — заключил министр.

В этом году к «Волгадорстрою» предъявили уже более 30 исков от различных организаций. Претензии связаны с неисполнением обязательств по договорам поставок, строительного подряда, а также оказания услуг. Накопившиеся финансовые проблемы привели к тому, что компания оказалась в сложной ситуации. В марте 2025 года в отношении «Волгадорстроя» было возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве).

Татарстанцы требуют взыскать с ООО «Волгадорстрой» задолженности по договорам подряда, связанным со строительством трассы М12. Свои жалобы жители РТ оставили в комментариях телеграм-канала главы республики Рустама Минниханова.

17 апреля стало известно, что «Волгадорстрой», которым руководит Игорь Гранфельд, а собственником выступает Айрат Миннуллин, закрыл 2024 год с убытком в 3,6 млрд рублей. Выручка снизилась на 10% и составила 25,4 млрд рублей.

Самым денежным стал контракт на строительство Большого Казанского кольца (БКК) — за него в 2020 году компания получила 2,5 млрд рублей. Среди наиболее крупных работ также строительство участка платной скоростной трассы М12 Москва — Казань протяженностью 41 км, проходящей по территории Татарстана и Чувашии, за 24,8 млрд рублей.

Полностью платная трасса М12 протяженностью 823 км была готова в конце 2023-го (построили в ускоренном режиме за 2,5 года). Новый путь торжественно открывали президент России Владимир Путин, вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, раис Татарстана Рустам Минниханов и другие высшие чины страны и строительной отрасли. Цена 1 км новой дороги в среднем составила от 20 млн до 600 млн рублей в зависимости от категории, рельефа местности, инженерных коммуникаций и т. д.

Еще один дорожный подряд «Волгадорстроя» — строительство обхода Нижнекамска и Набережных Челнов протяженностью 81,4 км (трасса М7) совместно с другими подрядчиками. Дорога официально открыта в конце 2024 года также при участии Путина.

Кроме того, «Волгадорстрой» известен тем, что отвечает за обслуживание дорог республики зимой, в том числе и за зимнюю переправу Казань — Верхний Услон, договор сроком на 20 лет по которой был подписан татарстанским филиалом агентства водных ресурсов еще в 2013-м.

«Волгадорстрой» часто фигурировал в рейтингах «БИЗНЕС Online» королей госзаказа. За 15 лет он выиграл госконтракты на 37,5 млрд рублей. Традиционно фирма получала по 1,5–2 млрд рублей в год на ремонт казанских дорог, но с 2020-го дела пошли резко в гору — фирма выиграла тогда гостендеры на 4 млрд рублей, по итогам 2021-го улучшила показатель до 5,6 млрд рублей. Настоящим пиком карьеры стал 2022 год, когда «Волгадорстрой» получил от государства контракты на 12 млрд рублей.