Житель Казани прошел все судебные инстанции, пытаясь доказать законность остекления балкона в своей квартире. Он обустроил его с разрешения двух третей жильцов дома, однако соседка добилась судебного решения о необходимости получить согласие всех собственников. Конституционный суд, решение которого нельзя обжаловать, не встал на сторону казанца, — остекление придется убрать.

 Фото: «БИЗНЕС Online»

В 2022 году казанец Фархад Кузяхметов остеклил свой балкон и обустроил над ним козырек. Предварительно он согласовал работы с властями и заручился поддержкой двух третей собственников жилья в доме. Однако живущая этажом выше Раида Гараева обратилась в суд, потребовав привести балкон в изначальное состояние, т. к. это считается реконструкцией, требующей согласия всех собственников квартир. В марте 2023 года Вахитовский райсуд Казани встал на сторону соседки. Экспертиза признала остекление балкона реконструкцией, повлекшей уменьшение размера общего имущества дома — площади фасада.

Кузяхметов безуспешно пытался оспорить решение районного суда в Верховном суде Татарстана, Шестом кассационном суде и Верховном суде РФ. В 2025 году он обратился в Конституционный суд РФ, посчитав неконституционной ст. 247 Гражданского кодекса РФ о пользовании имуществом в долевой собственности, на которую ссылались предыдущие инстанции.

Конституционный суд не удовлетворил жалобу казанца. Суд сослался также на ст. 40 Жилищного кодекса РФ, по которой необходимость согласия всех собственников квартир не может рассматриваться как ограничение права собственности.

Для замены стеклопакетов в квартире согласия всех собственников жилья в доме не нужно, сказала «Коммерсанту» советник адвокатского бюро БВМП Сусана Киракосян. Но если «речь идет о малейших изменениях параметров дома», в том числе выносном остеклении, козырьке или усилении фасада кронштейнами, это считается реконструкцией, а на нее распространяются нормы ст. 247 ГК РФ.