Кабмин Татарстана своим постановлением утвердил мастер-план Казанской агломерации. Он предусматривает рост численности населения, создание новых рабочих мест, расширение жилищного фонда и модернизацию различной инфраструктуры. Документ опубликован на официальном портале правовой информации республики.

 Фото: «БИЗНЕС Online»

Согласно мастер-плану, к 2050 году численность населения агломерации увеличится на 516 тыс. человек — до 2,2 миллиона. При этом основной прирост придется на Казань (до 1,5 млн жителей), Зеленодольский (до 252,7 тыс.) и Лаишевский (до 148,9 тыс.) районы.

Кроме того, планируется, что в агломерации будет 1,2 млн рабочих мест, 885,7 тыс. из которых в Казани. Вместе с тем жилищный фонд вырастет до 103,1 млн «квадратов» — это прирост на 54 млн кв. метров. При этом 26,6 млн кв. м будет построено в столице Татарстана.

Также запланированы строительство и реконструкция 1,2 тыс. км дорог, включая 103 км трасс федерального значения. Более того, в агломерации появятся новые логистические и транспортно-пересадочные узлы. Стоит отметить, что планируется и расширение существующих, а также создание новых промышленных зон, интегрированных в транспортную сеть.

Напомним, изначально мастер-план Казанской агломерации планировали подготовить в 2023 году. Для расчетов использовали математические модели транспорта, баланса размещения жилья, рабочих мест и социальных объектов. Впервые мастер-план Институт пространственного планирования РТ показал в феврале 2024-го. Для начала его авторы предлагали построить и реконструировать 91 км автодорог. Но главную ставку разработчики делали на общественный транспорт, которым, по их подсчетам, в 2050-м будут пользоваться 57% жителей агломерации, а личными автомобилями — оставшиеся 43%.

Кольцевое метро, трамвай к Зеленодольску и сеть велодорожек: как Казанская агломерация поедет в 2050-м

Вместе с тем предлагалось и создание до 2050 года пяти новых велопешеходных маршрутов вдоль рек. Согласно мастер-плану, четыре маршрута появятся у Свияги, Петьялки, Меши и Сулицы под названием «Пути рек» и продолжат развитие «Волжской тропы» — проекта Института развития городов РТ, состоящего из 13 сегментов и трех круговых маршрутов длиной 350 километров. Пятый проект — «Путь Казанки» — продолжит каскад из 12 парков Стратегии развития Казанки, дойдет до природного парка «Иске Казань» и Арска.

Город дорог: какой трек маэстро Григорьев написал для Большой Казани?

Также Институт пространственного планирования РТ предлагал пересмотреть стоимость благоустройства общественных пространств. Причина — после передачи на баланс муниципалитетов территории через два-три года приходят в упадок из-за нехватки денег на содержание. В целом содержание парков — это одна из пяти проблем зеленого каркаса Казанской агломерации до 2050 года.

Зеленый каркас Большой Казани: куда направят «парковые миллиарды» до 2050 года?

Стоит отметить, что Зеленодольскому району Институт пространственного планирования РТ прочит статус второго центра Казанской агломерации. При этом главными драйверами экономики останутся логистика, агропром и машиностроение. Вместе с тем предлагалось связать Казань и территорию «Большого Зеленодольска» линией трамвая. Кроме того, для столицы Татарстана был предложен новый вариант развития метрополитена — он короче и дешевле.

Второе ядро Большой Казани: мост через Волгу, объездные, трамвай и крутые интересанты

Директор Института пространственного планирования РТ Олег Григорьев в ходе форума «РОСТКИ» — «Ребус. Агломерации. Опыт. Возможности. Вызовы» отметил публикации «БИЗНЕС Online», которые посвящены мастер-плану. Отвечая на вопрос, где можно подробно ознакомиться с документом, он сказал, что на сайте института пока нет соответствующей публикации. Однако материалы плана уже появились в СМИ. Особенно Григорьев отозвался о публикациях в «БИЗНЕС Online».

Большая Казань – 2050: бум застройки приграничья, 2 миллиона жителей и платный паркинг повсюду