«Вопрос не в том, зачем имамы и муфтии приезжают из года в год год в Казань, а совершенно в другом: почему количество участников форума никак не переходит в качество?» «Вопрос не в том, зачем имамы и муфтии приезжают из года в год в Казань, а совершенно в другом: почему количество участников форума никак не переходит в качество?» Фото: president.tatarstan.ru

             ОРГАНИЗАТОРЫ НЕ СМОГЛИ ПОНЯТЬ ГЛАВНОЕ — ПРИРОДУ РЕЛИГИОЗНЫХ ИНСТИТУТОВ ИСЛАМА

К пустым мероприятиям мы привыкли давно. На одних осваивают бюджеты, на других выслуживаются перед вышестоящим начальством. Но, чтобы пустота упорно воспроизводила себя из года в год, бывает не так уж и часто. А между тем всероссийский форум татарских религиозных деятелей проводится в Казани уже в 10-й раз. Вроде бы в его основание изначально была заложена правильная идея — использовать исламский фактор как дополнительный инструмент самосохранения и единения татарской нации. Однако из этого доброго семени, обильно орошаемого квазибюджетным спонсорством, за 10 лет так и не выросло никакого жизнеспособного дерева. Из него разрослась лишь убогая коряга, увенчанная белыми чалмами. Мероприятие неплохо организовано. Число его участников ежегодно увеличивается. Но организаторы не смогли понять главное, что, собственно, и предопределило их провал, — природу религиозных институтов ислама, которые они, действуя в своей слепой зоне, пытаются неуклюже собрать под общие знамена форума.

Как следствие, из высокого собрания татарских муфтиев и имамов получается своего рода карикатура на тезис об исламском единстве. Наша страна уже давно побила все мировые рекорды по числу независимых муфтиев, которые функционируют на территории одного государства. Казалось бы, российские исламские лидеры в своих проповедях неустанно призывают «всем вместе держаться за вервь Аллаха». С этими речами они поднимаются и на трибуну обсуждаемого форума. Но на практике наши религиозные иерархи реализуют такое броуновское движение нескончаемого раскола, что невольно приходится вспоминать поговорку о сапожнике без сапог.

Наши имамы весьма охотно отрываются от маджлисов с пирогами на поездку в Казань в рамках уже ставшего привычным для них религиозного туризма. А что? Отдохнуть от чревоугодия и сменить обстановку ради святого дела — занятие весьма богоугодное. Однако вопрос не в том, зачем имамы и муфтии приезжают из года в год в Казань, а совершенно в другом: почему количество участников форума никак не переходит в качество? Говоря иначе, почему слова о единстве не перетекают в реальные шаги по возрождению единого духовного муфтията, в рамках которого татары веками строили свою религиозную жизнь? И вот здесь мы вплотную походим к вопросу о геноме исламского менталитета.

В ЛЮБОМ ПРАВИЛЕ ЕСТЬ РЕДКИЕ ИСКЛЮЧЕНИЯ, НО ПОРАЗИТЕЛЬНО, НАСКОЛЬКО НАШИ МУФТИЯТЫ СОТКАНЫ ПО ОДНИМ ЛЕКАЛАМ

Исламские организации, прежде всего централизованные, отличаются двумя фундаментальными чертами — интригами и беспредметностью. Именно они и не дают разбитой некогда вазе единого всероссийского муфтията быть склеенной заново.

Интриги есть в любой организации. Где-то меньше, где-то больше. Это, пожалуй, нормально. По сути, они есть способ, пусть и несколько корявый, разрешения конфликтов. А конфликты интересов — топливо для развития любой системы, смазка, которая ускоряет ее ход вперед, особенно если они канализированы в здоровое русло. Однако интриги в муфтиятах совсем иного рода. Они порождаются не конфликтами, вытекающими из задач организации, а являются бессмысленной, голой самоцелью. Причем инициаторами данных интриг выступают сами муфтии, стоящие на вершине своей микропирамиды. Хотя в любом правиле есть редкие исключения, но поразительно насколько наши муфтияты сотканы по одним лекалам: рыба у нас всегда гниет с головы.

Интриганство тесно переплетено со второй чертой муфтиятов — беспредметностью их деятельности. И это общая проблема для всех конфессий. Любая религия оперирует материями потустороннего мира. Именно запределье есть главная номинальная цель религиозных структур. Но как проверить верность движения в таком туманном направлении? Никак. Если в науке теории проверяются в конечном итоге через работоспособность технологий, если в бизнесе правильность принимаемых решений определяется весьма четким денежным фидбеком рынка, то у религиозной метафизики нет подобных компасов. Вся их адекватность миру строится на мнении авторитетов прошлого. А любой авторитет легко кроется другим. Вот и получается, что религия всегда находится в состоянии полураспада: либо организационного, и тогда мы имеем десятки муфтиятов на одну страну, либо доктринального, и тогда множество сект, число которых часто превышает 73, предсказанных Пророком.

Муфтии есть наследники и живое воплощение такого ментального генома. Отсюда их нескончаемая тяга к интригам и расколу. Если предприниматель всегда мыслит в рамках четких задач бизнеса и за любой неверный шаг вправо или влево рынок быстро его наказывает рублем, то у муфтия нет такого воспитательного кнута. И потому он всю свою человеческую энергию обращает не на решение внешних задач, а выливает в бесконечные интриги и глупые разборки. Потому муфтии по определению не способны к единству. За них эту задачу всегда решает государство.

«В исламском мире религиозная жизнь до сих пор оформлена на каркасе государства» «В исламском мире религиозная жизнь до сих пор оформлена на каркасе государства» Фото: «БИЗНЕС Online»

в вопросах интересов республики Шаймиеву перечить бесполезно

Справедливость сказанного хорошо видна на примере мусульманских стран. Хотя и в России реализуется та же фундаментальная парадигма ислама. Как известно, изначально муфтият возник у нас по указу Екатерины II. Со временем он трансформировал свою природу, но одно всегда оставалось неизменным: до тех пор, пока государство держало институт муфтията в смирительной рубашке, энергия полураспада не могла высвободиться из его недр и обрушить его. Однако стоило государству в 90-е на волне демократических преобразований лишь на мгновение отойти в сторону, как всероссийский ДУМ тотчас рассыпался на множество региональных духовных управлений, которые и в рамках одного региона продолжали дробиться дальше.

К слову, если кто помнит, то в Татарстане в 90-е функционировало два независимых муфтията. Сами татарстанские муфтии упорно враждовали между собой и никак не хотели раскурить трубку мира (курить им нельзя, и вообще мириться они не умеют). И тогда наш первый президент, образно говоря, взял их за шкирку и силком усадил за стол переговоров. Как известно, в вопросах интересов республики Минтимеру Шаймиеву перечить бесполезно. Он горой стоит за них и, если возникла необходимость что-то поменять в данном контексте, непременно это сделает. Так в Татарстане и появился единый ДУМ РТ, который существует до сих пор и не распадается исключительно благодаря внешним подпоркам республиканских властей. Так что наш регион есть наглядное подтверждение тезиса о том, что лишь государство способно принудить исламских лидеров к единству. 

Такое положение вещей не случайно. Все дело в том, что ислам не знает принципа «кесарю кесарево, а Богу Богово» и потому не признает института церкви как структуры, отдельной от государства. Однако церковь у нас есть, и ее контур совпадает с институтом самого государства. Не случайно халифа в канонических книгах по исламскому праву именуют не иначе как имам. Имам — глава исламского государства/церкви — отвечает за все религиозные вопросы, за которые в христианской культуре отвечает патриарх или Папа. Халиф назначает имамов на местах, казыев, санкционирует весь блок богословских вопросов. Поэтому в исламском мире религиозная жизнь до сих пор оформлена на каркасе государства. Даже в светской Турции все имамы напрямую подчинены правительству — они являются сотрудниками министерства по делам религии.

ислам никогда не имел ничего общего с демократией, особенно в религиозных вопросах 

Некоторые российские муфтии типа Нафигуллы Аширова любят рассуждать о том, что ислам основан на принципе демократии, поэтому, дескать, невозможно у нас построить вертикаль власти в духовной сфере. Конечно же, радует, что религиозные деятели прониклись некоторыми реформаторскими идеями, но в данном конкретном случае все подобные рассуждения не более чем попытка легитимизировать свою муфтиятскую вотчину и сохранить за собой статус маленького князька. На самом же деле ислам никогда не имел ничего общего с демократией, особенно в религиозных вопросах. Ни в прошлом, ни сейчас. Попробовал бы Аширов и другие раскольники, уничтожившие в свое время единый муфтият нашей страны, порассуждать о демократии в Саудовской Аравии и притязать там на независимое духовное управление, им бы быстро отбили (в буквальном смысле этого слова) всякое желание проповедовать современные воззрения на исламскую доктрину.

Поэтому всероссийский форум татарских религиозных деятелей никогда не выступит раствором, цементирующим в единый монолит тело татарской нации. Это может случиться лишь в том случае, если на то будет воля федеральных властей. Однако пока такого нет. Значит, наши российские муфтии из года в год будут вести сладкоголосые речи о братстве и единстве мусульман. Послушать их весьма приятно. Душа радуется правильности их мудрых речей.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции