Диакон Андрей Кураев сообщил накануне корреспондентам «БИЗНЕС Online» о том, что в Казанской духовной семинарии начались отчисления студентов, написавших в конце прошлого года скандальное письмо, в котором они обвинили проректора по воспитательной работе игумена Кирилла (Илюхина) в сексуальных домогательствах. Кураев опубликовал в своем блоге в ЖЖ приказ об отчислении одного из студентов. Среди отчисленных оказался семинарист, которого подвергал критике лично митрополит Анастасий.
ОТЧИСЛЕН ЗА НЕПОСЛУШАНИЕ
Скандал, который развернулся вокруг Казанской духовной семинарии в конце прошлого года, получил свое продолжение. Напомним, в декабре в интернете появились слухи о том, что в Казанскую епархию приехала проверка московской комиссии во главе с отцом Максимом Козловым. Поводом для проверки стало письмо учащихся семинарии — в нем они обвинили в сексуальных домогательствах проректора по воспитательной работе Кирилла Илюхина. По итогам проверки Илюхин был снят с должности. Эта история могла так и остаться в разряде слухов, если бы не диакон Андрей Кураев, рассказавший ее детали в своем блоге. Он опубликовал в «Живом журнале» выступление митрополита казанского Анастасия перед семинаристами, которое состоялось после отъезда московской комиссии.
Стенограмму выступления Анастасия перед семинаристами мы публиковали ранее. Митрополит устроил им жесткий разнос. Анастасий пишет: «Я не видел ни устного, ни письменного заявления о том, что кто-то насилует вашу личность, что кто-то повелевает вами, что кто-то вас заставляет пить вино, выезжать куда-то на квартиры или еще чем-то заниматься». Митрополит был раздасадован тем, что семинаристы долгое время молчали и решили высказаться только во время визита чрезвычайной московской комиссии — им они рассказали, «какие пороки присутствуют в духовной школе».
В разговоре прозвучало и несколько фамилий семинаристов, которые разгневали митрополита больше всех остальных. Анастасий упоминает семинариста Романа Степанова, который, по словам священнослужителя, хочет угнаться за двумя зайцами.
«Потому что он, видите ли, учится на борца, и по-моему, борцовские качества у него более и более превалируют над качествами христианина православного. Он, видите ли, заявляет, что «инспектор для него не инспектор, а я вот скажу и ты отсюда вылетишь?!» Инспектору на «ты» заявлять о том, что ты отсюда вылетишь?!» — говорил Анастасий, обращаясь к Степанову.
И вот на днях в блоге Кураева появилось подтверждение — семинариста Степанова отчислили. Согласно приказу, копию которого опубликовал Кураев, молодого человека отчислили за грубое и неоднократное нарушение устава семинарии, а именно — «пренебрежение богослужебным, хозяйственным и другим послушаниям, неоднократный обман представителей администрации, вступление с ними в открытый конфликт и нераскаянность в своих действиях и поступках».
«ЭТО УСТРАНЕНИЕ ТЕХ, КТО ОПАСЕН ДЛЯ ГРУППИРОВКИ В КАЗАНСКОЙ СЕМИНАРИИ»
Кураев высказал «БИЗНЕС Online» свой взгляд на ситуацию с отчислением семинаристов.
— Диакон Андрей, судя по вашим записям в ЖЖ, вы считаете отчисление семинаристов местью им за то, что написали письмо в Москву?
— По моим данным, в Казанской семинарии стало меньше на шесть студентов. Насколько я знаю, половина из них ушли сами, половина — в приказном порядке. Но и те, кто ушел по собственному желанию, просто понимали, что дело вот-вот обернется их отчислением. Несомненно, это устранение тех, кто опасен для группировки, которая сейчас у власти в Казанской семинарии.
— Как известно, проверка прокуратуры по факту заявлений семинаристов о сексуальных домогательствах не вылилась в уголовное дело. Кажется, что движения на этом фронте нет. Каковы, на ваш взгляд, перспективы?
— Я думаю, расследование, которое начала казанская прокуратура, велась лишь для того, чтобы потом отчитаться в духе «мы проверили — информация не подтвердилась». К примеру, они до сих пор не опрашивали семинаристов.
— Что, по-вашему, сейчас должны сделать отчисленные семинаристы?
— Как я могу что-то советовать, если я не знаю, что у них сейчас на душе? Есть ли у них желание и дальше идти путем богословия или путем церковного служения? Хотят ли они еще стать священниками в той церкви, изнанку которой они слишком близко узнали? Не знаю, что им посоветовать, потому что с ними близко не знаком и не знаю, в каком они сейчас состоянии, каковы их жизненные планы. Могу лишь сказать: простите, ребята...
— А какова судьба ушедшего из семинарии проректора по воспитательной работе Кирилла Илюхина? Помнится, уехав из Казани, он пытался трудоустроиться в самых разных регионах России...
— У него все в шоколаде! Насколько я знаю, он живет в доме тверского митрополита Виктора. Эта группа убеждена, что у них все хорошо, им даны некие гарантии, они уже не тревожатся. Позиция патриархии в данном случае мне ясна: лучше иметь в оппозиции одного диакона, чем 50 уволенных обиженных епископов. Они боятся, что если всерьез возьмутся за расследование и уберут какого-нибудь влиятельного епископа, где гарантия, что он потом не организует «раскольчик»? Кроме того, епископы, разумеется, обладают доступом к массе закрытых материалов и даже компромату. Я думаю, что бездействие патриархии мотивировано банальным страхом. Но в этом бездействии — яркий сигнал для всего епископата: «Мы вас не сдадим ни при каких обстоятельствах при условии, что вы пойдете за нами на что угодно».
— Какие новости приходят из Казанской епархии в последнее время?
— Обстановка там здоровее не становится, хотя сексуальная активность этой группировки в семинарии сейчас немного поутихла. А в остальном давление на студентов жесткое. Если человек хоть как-то зависим от церковной системы, то от него требуют соблюдать режим молчания. Воспитание и прихожан и семинаристов идет в духе «голос епископа — это голос Божий; где епископ — там церковь». В проекции на Казанскую семинарию эта мифологема становится не просто забавной, но и бесчеловечной и даже кощунственной.
«ДИАКОН КУРАЕВ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К РПЦ НЕ ИМЕЕТ!»
Отчисленный семинарист Степанов в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» отказался от комментариев, сославшись на то, что «не в том положении, чтобы давать интервью».
Газета «БИЗНЕС Online» обратились за комментарием к проректору Казанской семинарии по учебной работе, иеромонаху Филарету (Кузьмину).
— Отец Филарет, вы можете прокомментировать ситуацию с отчислением студентов семинарии? По нашим данным, за последнее время учебное заведение покинули шесть человек...
— Шесть человек отчислено не было.
— А сколько отчисленных?
— А я вам должен комментировать по количеству отчисленных студентов?
— С чем связаны отчисления тех, кто был отчислен?
— Если уж вам так интересно, я вам по пунктам перечислю, почему их отчислили. Было два студента, которые регулярно нарушали внутренний распорядок. У любого учебного учреждения есть внутренний устав, дисциплинарные требования — они с ними не справились, нарушили. Поэтому, их, к сожалению, отчислили.
— А как вы относитесь к позиции диакона Кураева?
— А почему я как-то должен относиться к позиции диакона Кураева?
— Хотя бы потому что он тоже имеет прямое отношение к РПЦ.
— Он никакого отношения к РПЦ не имеет...
Уголовного дела по заявлениям семинаристов заводить не будут: нет оснований — молодые люди, обвинившие администрацию в содомии, совершеннолетние (фото: kazan.eparhia.ru) |
К слову, проверка силовиков по факту заявления семинаристов о домогательствах, похоже, действительно зашла в тупик. В январе ее было поручено провести прокуратуре Авиастроительного района Казани. Как выяснила газета «БИЗНЕС Online», надзорное ведомство передало заявления сотрудникам следственного комитета. Но, как сообщил источник, близкий к СК, реагирования, по всей видимости, не будет, так как семинаристы были совершеннолетними.
Справка
Андрей Кураев — религиозный и общественный деятель.
Диакон храма архангела Михаила в Тропарево. Родился в Москве в 1963 году. В 16 лет поступил в МГУ — кафедра истории и теории научного атеизма.
В 1984 году окончил философский факультет МГУ по кафедре истории и теории научного атеизма, поступил в аспирантуру Института философии АН СССР.
В 1985 году перешел на работу в Московскую духовную академию. В 1988 году окончил Московскую духовную семинарию, после чего учился в Бухарестском богословском институте.
С 1997 года — профессор Свято-Тихоновского православного богословского института. С осеннего семестра 2004 года основное место работы — Московская духовная академия (чтение лекций в Свято-Тихоновском институте (ныне университете) при этом продолжается).
Решением заседания ученого совета Московской духовной академии от 30 декабря 2013 года был отчислен из преподавательского состава и исключен из числа профессоров Духовной академии за эпатажную, в ряде случаев скандальную и провокационную деятельность в СМИ и блогосфере.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.