БЕРКУТОВЦЕВ ЗАХВАТЫВАЮТ В ПЛЕН

Сегодня утром после недолгого ночного перемирия в Киеве вспыхнули ожесточенные бои правительственных сил и радикально настроенной оппозиции. Причем столкновения происходят с еще большей яростью, чем вчера. Основные события развернулись возле Октябрьского дворца в центре Киева, у здания дворца на улице Институтской рядом с майданом слышны выстрелы, поднимаются клубы черного дыма, взрываются петарды.

Как стало ясно позднее, радикально настроенные сторонники оппозиции в Киеве заняли Октябрьский дворец на улице Институтской, в котором в настоящее время находится международный центр культуры и искусств. Со сцены, установленной на майдане Незалежности, прозвучала просьба срочно прислать машину реанимации. Также участники майдана обратились ко всем медработникам Киева с просьбой оказать помощь раненым. По информации украинских СМИ, бойцы «Беркута» отошли к улице Ольгинской и продолжают использовать гранаты со слезоточивым газом, митингующие пытаются их оттеснить. Часть демонстрантов укрепляет баррикады с помощью покрышек, элементов железного забора, палок, бочек. Другие участники майдана атакуют бойцов «Беркута» камнями и «коктейлями Молотова».

Радикалы на майдане сумели оттеснить нескольких бойцов внутренних войск от общей колонны, которая отступала до Грушевского, окружили стражей и избили их, сообщает украинское информагентство УНН. Потом взяли их в плен и силой повели на майдан. Также, по сообщению ряда СМИ, боевики начали останавливать автобусы на междугородних трассах, выводить пассажиров, укладывать на асфальт и допрашивать, являются ли они сторонниками Виктора Януковича. Подожгли несколько автобусов...

СИЛОВИКИ ПЕРЕХОДЯТ НА СТОРОНУ ВОССТАВШИХ

В свою очередь МВД Украины сообщило, что по сотрудникам правоохранительных органов на майдане Незалежности прицельный огонь ведет снайпер. Более 20 украинских милиционеров ранены. Огонь ведется из здания консерватории. Ранее МВД сообщало о четырех раненых сотрудниках в результате прицельной стрельбы. Кроме того, в поезде Львов-Киев были обнаружены пассажиры с оружием и взрывчаткой: шесть самодельных взрывных устройств, два обреза охотничьих ружей, патроны к охотничьему оружию, деревянные палки и биты.

Тем временем в Киеве началась срочная эвакуация сотрудников и депутатов Верховной Рады. «Сейчас проводится эвакуация. Все уходят», — сказали в пресс-службе. Позднее пресс-секретарь бывшего премьера страны Николая Азарова Виталий Лукьяненко опроверг данные об эвакуации. «Эвакуации как таковой не проводится. Просто некоторым сотрудникам разрешили не выходить на работу», — сказал он.

По данным оппозиции, десятки бойцов внутренних войск с улицы Грушевского в Киеве сдались в плен под гарантии безопасности. Самооборона майдана дает им коридор через толпу и пытается обеспечить их безопасность. В плен попали, как отмечается, «рядовые военнослужащие», офицеров среди них не наблюдается. МВД Украины опровергает информацию о массовом переходе на сторону экстремистов представителей правоохранительных органов. Между тем во Львове все силовики перешли на сторону майдана: МВД, служба безопасности Украины, прокуратура и войска, сообщают местные СМИ. О «переходе на сторону украинского народа» заявили и сразу несколько руководителей силовых ведомств Закарпатья. С таким заявлением, в частности, выступили начальник областного управления МВД Василий Варцаба и руководитель местного «Беркута» Василий Шаленик. Еще 19 февраля то же самое сделали начальники милиции Житомира, Черновцов и Луцка.

Около полудня МВД пообещало применить против радикалов огнестрельное оружие. До этого правоохранители использовали резиновые пули, слезоточивый газ и шумовые гранаты.

«Правоохранители не применяли и не будут применять оружие по мирным гражданам. Зато на попытки экстремистов причинить вред жизни и здоровью работников органов внутренних дел милиция будет реагировать согласно закону Украины «О милиции», — говорится в сообщении.

При этом МВД попросило мирных граждан не выходить на улицы Киева. После чего в ряде местных СМИ появилась информация: в Киеве на базу «Беркута», где находится порядка 700 человек, подъехали несколько автобусов. Силовиков вооружают автоматами Калашникова.

Около 13.00 пошли сообщения, что началась стрельба боевыми патронами. К Раде начали стягивать тяжелую технику. Около 14.00 РБК-ТВ со ссылкой на врача Ольгу Богомолову сообщило о 13 погибших, агентство «Рейтер» насчитало 21 убитого. Счет раненных идет на сотни. По некоторым данным, число погибших в Киеве достигло 35 человек.

МЕДВЕДЕВ — ЯНУКОВИЧУ: «НЕ БУДЬ ТРЯПКОЙ!»

Вновь пошли потоком дипломатические сообщения. Глава МИД Франции Лоран Фабиус заявил, что Европейский союз готовится ввести персональные санкции в отношении ответственных за насилие на Украине. Его поддержали коллеги из ряда других стран ЕС. Президент США Барак Обама выразил уверенность в том, что задачей украинских властей должно стать создание объединенного правительства и проведение свободных выборов.

Свою позицию вновь сообщили первые лица России. Наша страна продолжит сотрудничество с Украиной, если власть в стране будет легитимной и эффективной, заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Но для этого украинские власти должны сконцентрироваться, чтобы о них «не вытирали ноги, как о тряпку». Глава правительства подчеркнул, что власть должна «защитить людей, защитить правоохранительные структуры, которые стоят на страже государственных интересов и защищают тех же самых людей».

Тем временем Ирландская биржа объявила, что выкуп Россией еврооблигаций Украины задерживается. Пресс-секретарь президента РФ Владимира Путина Дмитрий Песков заявил в эфире «Эха Москвы», что Россия не отказывается от финансовой помощи Украине, однако сначала там должна нормализоваться ситуация.

На этом фоне регионы Украины готовятся отражать атаку радикалов. Губернатор Харьковской области Михаил Добкин заявил о готовности ввести спецрежим. «Сегодня мы потеряем Верховную Раду, ее или сожгут, или захватят. Необходимо срочно принимать решение о введении антитеррористической операции на территории всей страны», — отметил Добкин.

В центре Киева действует иностранная армия из 5 тыс. боевиков, заявил глава парламента Крыма Владимир Константинов. «В центре города фактически иностранная армия: хорошо обученные, вооруженные, дерзкие, хорошо оплачиваемые, и количество этой армии, по нашим данным, порядка 5 тысяч человек», — сказал Константинов. При этом, по его словам, общая мобилизация составляет 10 тыс. человек. Он заявил, что полуостров может отделиться от Украины в случае серьезной дестабилизации ситуации в стране. По его словам, подобное развитие станет возможным, если «страна развалится». При этом он добавил: «Все к этому и идет». Как известно, сегодня в Крыму должна состояться встреча Константинова со спикером Госдумы Сергеем Нарышкиным. Официально целью визита значится достижение договоренностей с руководством Госдумы о совместной реализации крупных гуманитарных проектов в Крыму.

«У ЯНУКОВИЧА ТРИ ПУТИ: ЛИБО ОН КОНЧИТ, КАК МИЛОШЕВИЧ, ЛИБО КАК КАДДАФИ, ЛИБО КАК ПОЛПРЕД ПРЕЗИДЕНТА РФ В ЮГО-ЗАПАДНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ»

Газете «БИЗНЕС Online» удалось получить ряд эксклюзивных комментариев от украинских политиков и российских политологов.

Анатолий Вассерман — политический консультант:

— Почему так слабо слышен голос России по поводу украинских событий? Объяснение простое. На мой взгляд, то, что сейчас говорит Россия, адресовано не руководителям западных стран — они и так прекрасно знают, чье мясо съели. Знают, что под их руководством марионетки совершают откровенное преступление. Слова Путина и Медведева адресованы рядовым гражданам западных стран, пораженным несметным числом предрассудков, верующим зачастую в совершенно откровенную и бессмысленную ложь. Если им сейчас открытым текстом сказать, что их руководители организуют и поддерживают преступления на Украине, они попросту не поверят. Поэтому приходится говорить медленно и осторожно, чтобы дошло даже до тех, кто не хочет верить в подлинный ход событий.

Я очень надеюсь, что точка невозврата, точка, когда Украина еще может оставаться в своих нынешних границах, уже пройдена. Ну я вообще-то призываю к разделу Украины еще с 1992 года, так что, если бы это случилось, я был бы только рад. Вопрос в том, где проводить границу. Оптимальной была бы граница по реке Сбручь, отделяющей Украину от Галичины. Но сами галичане прекрасно знают, что в нынешнем своем состоянии, после того как они фактически уничтожили у себя всю унаследованную от СССР промышленность, им просто не выжить самим. И они пытаются удержать за собой как можно большую часть Украины, посылая «десанты» даже в Одессу — правда, там их довольно быстро выбросили из города. Однако этот пример демонстрирует их аппетиты, и боюсь, что раздел Украины не удастся провести мирным и разумным образом.

Не знаю, какое политическое оформление будет сочтено выгодным. Но в чисто экономическом смысле Украина жизнеспособна только в той мере, в какой она интегрирована остальной Россией. Как бы формально это не называлось, экономически Украина станет частью Российской Федерации, поскольку другого способа выжить у нее просто не существует.

Почему я говорю, что точка невозврата пройдена? Если Янукович согласится на условия, предложенные Западом, как бы соблазнительно они ни звучали, он закончит как Милошевич. А вот если не согласится, ему будет грозить участь Каддафи. Но, что более вероятно, он, скорее, закончит карьеру представителем президента Российской Федерации по Юго-Западному федеральному округу.

Михаил Чечетов — депутат Верховной Рады Украины, первый заместитель руководителя фракции «Партия регионов»:

— Несмотря на то что вчера президентом Украины с лидерами оппозиции была достигнута договоренность о перемирии, о том, что сегодня день траура, опять начались грязные провокации, началась эскалация нового военного конфликта. Сегодня в Киев приехали министры иностранных дел трех государств, будет встреча с президентом политических партий. Будут опять идти переговоры. Но, к сожалению, радикальная часть майдана делает все, чтобы такой компромисс не был достигнут. Но другого выхода, кроме как идти на компромисс, его просто нет. Тем не менее на майдане разные люди, поэтому идти на то, чтобы пострадали безвинные люди, а там очень много молодежи, на это, конечно, никто не пойдет. Поэтому еще раз подчеркиваю, выход только один — поиск единого национального компромисса. Нужно как можно быстрее сделать так, чтобы жизнь вошла в нормальное русло.

Вся беда в том, что лидеры оппозиции толпой на майдане не управляют. Было бы лучше, если бы они хотя бы отмежевались от этого радикального крыла и вместе с президентом, с властью, сели за стол переговоров для поиска компромисса. Это было бы очень сильным импульсом для локализации конфликта. На сегодняшний день они вроде признают, что не разделяют позицию радикального крыла майдана, но публично отмежеваться не хотят. Но поиск компромисса идет. Другого решения быть не может.

Татьяна Бахтеева — глава комитета по вопросам здравоохранения Верховной Рады Украины, член фракции «Партия регионов»:

— Сейчас складывается тяжелая ситуация, потому что экстремисты уже владеют боевым оружием. Есть информация о том, что на майдан завезено 15 тысяч единиц боевого оружия. Это автоматы Калашникова, пистолеты Макарова... Экстремисты владеют этим оружием. Захвачена и полностью сожжена филармония в центре города, произошел полный захват здания Верховной Рады. Сегодня даже невозможно было провести работу в Верховной Раде, но мы все, представители фракции «Партия регионов», сконцентрировались в Киеве. Президент сейчас ведет переговоры с послами Европы, потому что идти на силовой вариант — это не задача президента, не задача нашей Партии регионов. Мы очень хотим мирного урегулирования, чтобы оппозиция увела людей с улиц и чтобы экстремистски настроенные лица сдали оружие. Пока все идет по мирному...

Но, конечно, любое терпение может лопнуть. Сейчас предпринимаются все меры, чтобы не допустить использование огнестрельного оружия населением. Если это станет возможно благодаря переговорному пути, значит будет мир. Если нет, я думаю, что может быть введено и чрезвычайное положение, и прямое президентское правление.ИЗМЕНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИИ НЕ ОБОЙТИСЬ

Виталий Грушевский — депутат Верховной Рады Украины, член фракции «Партия регионов»:

— Эта эскалация событий имеет свою предысторию. Все началось с того, что 18 февраля началась задекларированная мирная манифестация, которая, как всегда, закончилась вооруженным нападением на правоохранительные органы. Таким способом экстремисты хотели попасть в здание Верховной Рады, чтобы лидеры оппозиции объявили всем своим финансовым спонсорам, что власть в их руках... Но благодаря самоотверженности тех людей, которые защищают государственность, конституционный строй своей страны, их героизму, этого не произошло. Все эти Кличко, Яценюк, Тягнибок и еще много таких... Сколько они еще принесут человеческих жертв, чтобы осуществить свой план по приходу во власть, чтобы поделить должности? Завтра они и не вспомнят тех людей, которые погибли, которые сегодня стоят на майдане и верят им. Но после этого переворота и возврата Конституции Украины 2004 года ничего не изменится. Этих людей забудут. А управлять Украиной станут финансово-промышленные группы, олигархи, которые сформировались на протяжении 20 лет в отсутствие равенства законов. И уже они будут формировать избирательные списки партий, которые они финансируют. Они будут принимать решения и диктовать лидерам этих партий, какие законопроекты нужно принимать, для того чтобы защитить собственный бизнес. И это будет великим обманом каждого украинца...

Но я верю, что ситуация пойдет по другому пути. Потому что мы видим, что действия людей на майдане, которые введены в заблуждение, не контролируются. Я говорю об активистах, которые верят в то, что они делают. Сегодня что нужно сделать лидерам оппозиции? Нужно честно признаться перед всем украинским обществом, перед мировыми организациями, что они осуществляют государственный переворот. Если они этого заявления не сделают, то должны «отойти со сцены» и увести своих мирных протестующих, а государство должно сделать то, что делается в каждом государстве, — навести на майдане порядок при верховенстве закона.

Потому что тот, кто возьмет власть уличным способом, он точно так же ее потеряет... Если те действия, которые начали радикальные организации, не прекратятся, будет гражданское противостояние. Потому что цель этих организаций — сопротивление ради сопротивления. И эти очаги экстремизма, которые мы видим в Западной Украине, которые подступают к центральной Украине, они будут, к сожалению, только разрастаться. Для того чтобы эта волна насилия прекратилась, в Верховной Раде должна быть отменена депутатская неприкосновенность, чтобы уравнять всех граждан Украины, в том числе и депутатов, в правах и чтобы лидеры оппозиции точно так же отвечали за свои действия, как и те люди, которых они посылают против украинцев. Украинцев против украинцев. Если этого не произойдет, лидеры оппозиции должны забрать своих мирных протестующих, увести их на отдельную площадку, а с радикально настроенными организациями будет разбираться государство.

Сегодня в три часа собираются депутаты Верховной Рады. С какой целью? Они хотят изменить Конституцию, вернуть Конституцию 2004 года. То есть совершить конституционный переворот. Если этот переворот произойдет, можно будет сказать, что люди, которые погибли во время этих столкновений, погибли зря. Потому что тогда в Украине произойдет победа олигархов. Украина станет акционерным обществом, каждая финансовая группа будет иметь свою долю в этой стране. Это уже нарушение и целостности, и государственности страны. Но я верю, что этого не произойдет. Потому что в Украине есть патриоты, которые выступают за конституционность и за государственность, которые выступают за то, чтобы в стране установился конституционный порядок.

Сергей Михеев — генеральный директор центра политической конъюнктуры:

— Совершенно очевидно, что без изменений в Конституции не обойтись. Вопрос только в том, какие это будут изменения. Кроме того, куда девать радикалов? Они давно вышли из-под контроля. Что касается судьбы Януковича, то все зависит только от того, какое он примет решение. Если он готовит силовую акцию и она увенчается успехом, то Янукович сможет диктовать условия. Совершенно другой вариант, если он решил все сдать и сейчас договаривается с Западом о гарантиях собственной безопасности. Но если он не будет действовать решительно, то его вполне может ожидать судьба Милошевича.

Сейчас речь о присоединении Украины к России не идет. Но совершенно точно, что Украина уже не сможет сохранить статус унитарного государства. Видно, что эти внутренние конфликты, которые изначально были заложены в украинской государственности, раздирают страну все эти 20 лет. По сути, мы видим кризис украинской государственности как таковой. Свою унитарность Украина сможет сохранить только при условии какой-то внутренней диктатуры, но, скорее всего, это уже будет либо федерация, либо конфедерация. Я считаю, что выход как раз в изменении Конституции и превращении Украины в федерацию.

Раздел возможен теоретически, если гражданская война станет развиваться по самому негативному сценарию. Когда ситуация станет непредсказуемой, не исключено, что России придется вмешиваться в эти события. Потому что Россия не будет признавать власть мятежников, которые откровенно проповедуют неонацизм.

Если говорить о невмешательстве нашей страны в ход событий на Украине, то Россия ведет более честную игру по сравнению с Западом, который, совершенно очевидно, исповедует двойные стандарты. Они часто говорят о независимости, свободе и демократии, но при этом нагло вмешиваются в дела Украины. Вообще сейчас позиция нашей страны полностью соответствует нормам международного права. Конечно, нельзя забывать и об Олимпиаде, которую необходимо хорошо провести до конца и уже потом возвращаться к будничным делам. Это понимают и наши недоброжелатели, потому что обострение ситуации в Киеве не случайно. Они понимают, что до конца Олимпиады необходимо чего-то добиться, пока Россия не начала уже свои действия.

Владимир Казанцев, Александр Гавриленко, Дмитрий Катаргин, Кира Маслова
(по материалам российских и украинских СМИ)