Владимир Фомин (в центре)
Владимир Фомин (в центре)

НА ГОРИЗОНТЕ «САЛАВАТ КУПЕРЕ»

В Казани в управлении архитектуры и градостроительства на днях состоялись публичные слушания по проекту планировки территории района «Салават Купере». По сути, речь идет об одном из масштабных проектов застройки татарстанской столицы, предусматривающей возвести 1,5 млн. кв. м жилья. Вел слушания начальник управления архитектуры и градостроительства исполкома Казани Владимир Фомин. Также присутствовали главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева и глава администрации Кировского и Московского районов Казани Дамир Фаттахов.

Фомин, предваряя выступления по проекту, рассказал, что заказчиком проекта планировки выступил Госжилфонд при президенте Республики Татарстан. Основной целью проекта планировки было обеспечение комплексной застройки территории для жилищного строительства по социальным программам. Проект планировки разработан ГУП «Татинвестгражданпроект».

ДОЛГАЯ ДОРОГА В ОСИНОВО

Напомним, что впервые о жилом проекте в Осиново глава ГЖФ Талгат Абдуллин заговорил в конце 2011 года. «Это будет целый городок на территории 400 гектаров с населением 100 тысяч человек со своим деловым и административным центром. Комплекс будет находиться в окружении лесов и озер и располагаться недалеко от Осиново», — пообещал тогда он. Тогда же заходила речь даже о строительстве для города-спутника дублера Горьковского шоссе. Делился Абдуллин с журналистами и идеей воссоздать в Осиново дух улиц исторического центра Казани.

Схема Салават Купере
Схема «Салават Купере»

Разговоры о проекте не прекращались и остальные годы, только возведение его все не начиналось. Были определенные проблемы с переносом проходившим по территории газопровода, но настоящим испытанием для проекта чуть не стал другой мегапроект — ВСМ. В июле 2013 году на совещании у Минниханова Ирек Файзуллин преподнес неприятный сюрприз. Как выяснилось, территория «Салават Купере» попадает в зону строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ). Президент РТ Рустам Минниханов сразу же распорядился наложить сервитут на эти площади, чтобы никакого строительства, «а то потом будем в 10 раз больше усилий прилагать, чтобы эту задачу решить». Уже в этом году Файзуллин на брифинге в кабмине назвал «Салават» также в числе приоритетных жилищных проектов и пообещал начать его реализацию, как только пройдут публичные слушания. И вот старт дан.

1,5 МИЛЛИОНА КВАДРАТНЫХ МЕТРОВ ЖИЛЬЯ

Первым докладчиком на слушаниях была представитель проектанта, главный архитектор проекта Светлана Морогова. Она объявила, что в проекте планировки территория разделена на две очереди освоения. Первая очередь охватывает территорию от улицы Залесной до санитарно-защитной зоны газопровода.

Согласно проекту, территория района составляет 360 гектаров (из них первой очереди — 237 га). Население будет составлять почти 50 тыс. человек (первая очередь предусматривает проживание 27 тыс. человек). Средняя плотность составит 161,3 человека на гектар. Общая площадь жилья на территории составит 1,5 млн. кв. метров (первая очередь — более 830 тыс. кв. метров). Планируется возведение 18-этажных жилых домов. Также запланированы объекты спортивного, культурного-развлекательного назначения и здание поликлиники со станцией скорой медицинской помощи.

Светлана Морогова
Светлана Морогова

Всего в «Салават Купере» будет построено 22 детских дошкольных учреждения и 7 общеобразовательных школ. Автомобили будущих жильцов будут размещаться на многоуровневых парковках, общее число машино-мест которых составляет 13 800. Предусмотрены также наземные парковки на 5 тыс. машино-мест.

Выступающая продолжила, что на территории много «блюдцеобразных понижений рельефа», самым крупным из которых является озеро Светлое. Там, где позволяет ландшафт, будут обустроены места общего пользования, в том числе скверы и парки. В районе будет курсировать общественный транспорт — автобусы.

ВОПРОС РЕШАЕТСЯ С БАЛАНСОДЕРЖАТЕЛЕМ ГАЗОПРОВОДА

Морогова заметила, что срок освоения территории пока не определен. Основной помехой застройки микрорайона, как это было известно и ранее, является магистральный газопровод Казань – Йошкар-Ола, пересекающий его территорию с запада на восток. Разумеется, есть у газопровода и санитарно-защитная зона — по 100 м с каждой его стороны. Главный архитектор проекта продолжила, что для освоения территории необходимо принятие решения по «курсу данного газопровода с просматриваемой территории». «В настоящее время правительством РТ этот вопрос решается с балансодержателем магистрального газопровода», — обнадежила она.

По словам Мороговой, по мере освоения территории предполагается реконструкция существующей автодороги «до кирпичного завода и далее». Планируется расширение улицы Осиновской до 30 метров (со сносом 7 частных домов со стороны улицы Залесной) и расширение улицы Хибинской до 40 метров (снос трех частных домов).

В дальнейшем предполагается строительство новой автомагистрали, которая пройдет вдоль лесопарковой зоны на улице Тэцевской. Пропуск общественного транспорта предлагается по проектируемой магистрали. Далее он устремится к проектируемому же транспортно-пересадочному узлу «Казань-2».

Транспортный поток будет перетекать и по Горьковскому шоссе.

ЛИВНЕВКИ, ВПАДАЮЩИЕ В ПРУД С ЛЕБЕДЯМИ

Про инженерное обеспечение проекта рассказала Валентина Маслова — главный инженер проекта, начальник отдела АПИМ-7 «Татинвестгражданпроекта». Общий расход воды составит 21 тыс. кубов в сутки. Водоснабжение планируется от существующего в планах подземного водозабора за трассой М7. Теплоснабжение будет осуществляться от «почти построенного» тепловода от ТЭЦ-3. Маслова заметила, что «120 гигакалорий в час — тепло приличное, конечно, но вроде бы этого тепловода будет достаточно». В части электроснабжения расходы составят 29 тыс. киловатт на район.

Фаттахов заинтересовался популярной темой ливневок. Маслова ответила, что «пока по этому вопросу заказчик техусловия еще не предоставил». При этом она озвучила, что есть предложение организовать простой пруд, куда после очистки будет стекать закрытая ливневка: «Типа Черного озера с лебедями потом будет».

НА ОСИНОВСКОЙ ДОРОГЕ УЖЕ КОЛЛАПС

Правом высказать свое мнение на слушаниях воспользовался Фердинанд Хусаинов. Он выступил сразу в трех ролях: и как житель Залесного, и как замгендиректора тепличного комбината «Майский», территории которого соседствуют с «Салават Купере», и как человек, принимавший активное участие в застройке Залесного. Хусаинов вел свою речь очень дипломатично, сначала похвалив «очень красивый проект». И все же, что закономерно, его позиция — в защиту интересов Залесного, оказавшегося под боком нерожденного еще гиганта. По словам Хусаинова, он узнал о слушаниях совершенно случайно, и если бы информация о них была распространена более широко, то пришло бы намного больше (вероятно, сильно недовольных) жителей Залесного. Отметим, что среди 60 присутствовавших оказалось всего... двое жителей поселка. Все остальные, видимо, пришли по роду своей служебной деятельности.

Хусаинов обратил внимание, что и на Осиновской дороге, и на улице Залесной уже зреет транспортной коллапс. Причиной он считает активно развивающуюся зону микрорайона Радужный, которая была проигнорирована выступавшими разработчиками проекта. Кроме того, он задался вопросом, как частные дома жителей поселка будут отделены от большой дороги, которая будет создавать беспрестанный шум.

На замечания о пробках выступающему был дан ответ, что проблемы будут решаться с помощью запланированных трансформаций дорожной сети...

«ОРГСИНТЕЗ» УВЕЛИЧИЛ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ И... СТАЛО ЧИСТО

Житель Залесного также заявил, что от ранее существовавшего совхоза «Залесный» остался скотомогильник, вскрытия которого при строительстве опасаются жители поселка.

Затем Хусаинов еще более углубился в экологическую тематику, обратив внимание, что соседство с «Оргсинтезом» приводит к тому, что на выходных в поселке стоит очень сильный запах. По его словам, сектор «как раз подпадает» под санитарно-защитную зону «Оргсинтеза». Был задан вопрос, как же будут жить люди в новом районе при таком соседстве.

На вопрос ответила Юлия Рысаева — главный инженер проекта АПМ-5 «Татинвестгражданпроекта». По зоне «Оргсинтеза» инженер пояснила, что она колеблется от 1 км до 1 км 600, расстояние же до границ поселка составляет более 2 километров. Рысаева уточнила, что проводилось «пока одно исследование атмосферного воздуха и ни одного превышения выявлено не было». Также было озвучено, что роза ветров преимущественно южная. На это оратор из Залесного ответил следующее: «В молодые годы я строил Залесный, и нам выше двух этажей не давали строить... Сейчас «Оргсинтез» в 2 раза увеличился в своей производительности. И все стало чисто».

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, как возможное строительство ВСМ будет затрагивать «Салават Купере», главный инженер «Татдорпроекта» Максим Миронов рассказал, что информация по оси прохождения ВСМ еще не утверждена, «она будет проходить по существующей ветке железнодорожной и выходить на Воровского, то есть не затрагивается этот проект».

ТЕХНИЧЕСКИЕ СЛОЖНОСТИ УПИРАЮТСЯ В ДОРОГОВИЗНУ

Перспективы проекта по просьбе «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Александр Дембич — завкафедрой градостроительства, кандидат архитектуры, член президиума правления союза архитекторов РТ:

— Проект «Салават Купере» — это очень практичный проект, который надо как можно скорее осуществить и дать людям квартиры. Строительство проекта займет 7 - 8 лет, а то и все 10. Если надо построить быстро и много, то, разумеется, в проекте многое упрощено до предела. В 60 - 70-е годы строили панельные дома, чтобы расселить людей, особой эстетики в них не было. И здесь такая картина тоже просматривается. Думаю, что проект должен претерпевать значительные изменения по ходу строительства. С первой очередью строительства можно согласиться, но потом его надо несколько перерабатывать, улучшать, создавать более благоприятную среду для жизнедеятельности.

Соседство с «Казаньоргсинтезом» неопасно. Роза ветров туда не ложится, она уходит к северо-западу от этой площадки. В этом отношении все нормально.

Трудности строительства связаны в основном с инженерными сетями. Серьезный вопрос по канализации, рядом еще проходят продуктопроводы. Все вопросы решаемы. Газопровод — имущество «Газпрома», и в соответствии с действующими нормативами такие сети не могут проходить на территории городов. А у нас проходит. Надо, конечно, выносить газопроводы, и вынос не настолько дорог по сравнению с тем, какие проблемы газопроводы создают городу. Городу проблемы обходятся десятикратно дороже.

В среднем квадратный метр жилья обходится примерно в 30 тысяч рублей, и это нужно умножить на 1,5 миллиона «квадратов», получится себестоимость проекта.

Дмитрий Пузырев — советник по архитектуре и градостроительству компании «Ак Барс Девелопмент»:

— В проекте застройки «Салават Купере» нет ничего экстраординарного. Это обычный микрорайон. Единственная слабость месторасположения проекта — это единственная дорога из города Горьковское шоссе, которая итак уже перегружена. Не хватает дублера дороги. Городским властям надо быстрее думать о строительстве дублера, потому что, не решив транспортную проблему и получив такое большое количество населения в этом месте, Горьковское шоссе забьется пробками.

Сроки строительства зависят от финансирования. Если финансирование стабильное, то 1,5 миллиона квадратных метров можно построить за 7 - 8 лет.

С точки зрения СанПиНов, территория Залесного находится за пределами санитарно-защитной зоны, на допустимом удалении, тем более закрыта лесополосой. Поэтому по нормативам все проходит, в том числе близость «Казаньоргсинтеза». Единственное — нужно посмотреть розу ветров.

Если себестоимость строительства будет варьироваться в пределах 30 тысяч рублей за квадратный метр, то примерно нужно умножить это на количество квадратных метров. Конечно, будут еще расходы на социалку (детсады, школы).

Технически газопровод перенести можно. Все решается. В строительстве сейчас не существует таких технических проблем, сложностей, которые были бы нерешаемы. Уровень технологий настолько высок, что в этой сфере все решается. Вопрос упирается только в дороговизну.

Это будет жилой район эконом-класса, и он найдет своего потребителя. Надо строить много и постоянно, потому что нехватка жилья в Казани, даже при существующих темпах, все равно ощущается.

Евгений Евсеев — начальник лаборатории ГУП «Татинвестгражданпроект», градостроитель:

— Предполагается застройка эконом-класса для нуждающихся, поэтому, мне кажется, можно только поприветствовать проект. Это посодействует значительному повышению статуса всей территории, которая сегодня рассматривается как удаленная от Казани, хотя находится на мощной транспортной магистрали. Проект поможет и общему развитию транспортной магистрали города.

Слабых сторон у проекта пока я не вижу. Хотелось бы, конечно, побольше культурных, спортивных объектов, но рядом есть такие. Особенностью любого подобного проекта является то, что изначально потребуется достаточно вложений. Дома повышенной этажности, которые там будут строиться, сегодня наиболее экономически оправданы для тех проектов, которые требуют больших первоначальных вложений.

ГЖФ — это активно строящая организация. Думаю, заявленный объем может быть построен за четыре года.

Когда проект рассматривался, изначально рассчитывалась и экологическая безопасность, поэтому, думаю, с «Казаньоргсинтезом» не должно быть проблем.

Перенос газопровода должен стоить не дороже работ по переносу любых инженерных коммуникаций. Все зависит от коммерческой привлекательности строительства.