В марте в Казани начнет издаваться новый журнал для молодежи о культуре, этнографии и урбанистике. Как выяснила газета «БИЗНЕС Online», «зачатие и роды» не обошлись без легкого скандала: первую концепцию издания начала готовить летом прошлого года команда Натальи Михалевой, но проект свернулся, как только Рустама Бикмухаметова — предыдущего гендиректора «Татмедиа», отправили в отставку. Эксперты считают, что бюджетные медиапроекты получаются расслабленными, а заявленная тематика, с их точки зрения, может оказаться слишком узкой.
ЭТНОГРАФИЯ, КУЛЬТУРА И УРБАНИСТИКА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», ОАО «Татмедиа» с марта этого года начнет выпуск нового печатного издания — молодежного журнала «Карл Фукс». Тираж издания, названного в честь известного немецкого лекаря и этнографа, жившего в Казани в XIX веке, составит 10 тыс. экземпляров, минимальный объем — 48 страниц, периодичность — дважды в месяц. Развитие концепции журнала «Татмедиа» поручило Артему Тюрину, возглавляющему в настоящее время журнал «Татарстан». Он, в свою очередь, пригласил в качестве главного редактора «Карла Фукса» известного клубного деятеля, организатора ряда концертов в Казани, диджея «БИМ Радио», основателя China Town Cafe Павла Федоровского.
Как рассказал нам Федоровский, тематика журнала — современная этнография, культура и урбанистика. «Журнал будет распространяться в тех местах, которые, как нам кажется, популярны у нашей целевой аудитории. Часть тиража будет распространяться в вузах республики. Распространение бесплатное. Это скорее просветительский проект, и в меньшей степени он рассчитан на коммерческую выгоду — больше на культурное просвещение, — уточнил главный редактор нового издания. — Журнал будет для людей из мира культуры, для студентов, для тех, кто интересуется культурой, архитектурой, искусством». В настоящее время, по его словам, собирается команда талантливых в этой сфере авторов.
«Поколение, рожденное в конце 80-х, уже живет в интернете. Это сложная задача: конкурировать надо не с теми изданиями, которые есть сегодня в Казани (по большей части их не читают), конкурировать надо в эстетическом плане со всем интернетом. Мы постараемся сделать акцент на местный контент, — озвучил Федоровский тонкости будущего проекта. — Нам поступило предложение о сотрудничестве от иллюстраторов из разных стран мира. Значительная часть из них хочет именно участвовать в проекте, а не просто за деньги работать. Тематика проекта и подача уникальна».
Сумму инвестиций в проект Федоровский не назвал, однако уточнил, что для некоммерческого проекта «вполне серьезная сумма». В ОАО «Татмедиа» заместитель гендиректора по печатным СМИ Альфия Адиятова, к которой посоветовали обратиться за информацией по инвестициям в проект, отказалась комментировать что-либо нашему изданию.
Тюрин рассказал «БИЗНЕС Online», что официальная презентация журнала пройдет в середине марта. «Будет показан первый выпуск журнала. До этого времени никаких подробностей не сообщаю, — заявил он. — Могу совершенно точно сказать, что это уникальный проект. Это проект коммерческий. Сумму инвестиций раскрывать не буду, но ни копейки лишней «Татмедиа» из государственных денег не потратит. «Татмедиа» будет выпускать, но разве «Татмедиа» не может выпускать коммерчески успешные проекты? Данный проект призван быть востребованным у читателей. Привлекаем для журнала интересную команду. Над визуальным рядом работают ведущие российские дизайнеры. Закрытие «Молодежи Татарстана» и открытие нового журнала — исключительно совпадение по времени».
«О ВАС СЛЫШИМ ВПЕРВЫЕ...»
Интересно, что запуск нового проекта «Татмедиа» имеет предысторию с оттенком скандала. Как выяснила газета «БИЗНЕС Online», первоначально концепцию журнала готовила другая команда во главе с Натальей Михалевой. Михалева — известная в Казани личность, она журналист, промоутер, организатор массовых мероприятий (в том числе организовала в Казани концерт Армина ван Бюрена, была соорганизатором концерта Ферри Корстена), работала PR-директором ночных клубов «Эрмитаж» и Legend. Она рассказала нашему изданию, какая работа была проведена:
Наталья Михалева: «Остался неприятный осадок, потому что мы ждали этой работы полгода» |
— Летом прошлого года меня пригласили на должность главного редактора нового проекта «Татмедиа». Была подобрана команда: корреспонденты, дизайнер, PR-специалист. Мы разработали концепцию, создали бренд-бук, сверстали дизайн-макет, ключевые материалы, что-то из материалов было даже привезено из Москвы. В середине осени организаторы проекта пропали — никто не звонил и не брал трубки. Пригласила меня сторонняя компания, которая контактировала с Рустамом Бикмухаметовым, в то время гендиректором ОАО «Татмедиа». Он и курировал проект. Вероятно, с уходом из «Татмедиа» он забрал с собой все существующие наработки.
В начале зимы я написала письмо Иреку Джаудатовичу (Миннахметов — руководитель «Татмедиа» — ред.), меня пригласили для беседы к его заместителю Шагиахметову. Во время беседы мне дали понять, что первый раз слышат о существовании данного проекта, о нашей команде, в частности.
Не могу понять, на каком этапе была совершена ошибка. Остался осадок, потому что мы ждали этой работы полгода. Полгода команда находилась в подвешенном состоянии, и никто в итоге не объяснил, почему проект не был реализован. Какие-то символические суммы были выплачены.
Что касается издания, то я взяла за образец лучшие британские молодежные издания. Планировалось создать современный европейский продукт для продвинутой аудитории. Я придумала адаптированные рубрики, элементы дизайна, но мой концепт остался в «Татмедиа», используют ли его — я не знаю. Концепт был достаточно оригинален. Мы планировали освещать экстремальный спорт, музыку, диджеинг, предполагалось участие звезд, смелые фотопроекты, не хотели обходить и темы секса. Но это был бы не дешевый, с оттенком желтизны проект, а читабельный и очень эффектный визуально. Название проекта было заявлено как «Молодежь Татарстана».
Тюрин заявил «БИЗНЕС Online», что ему о работе предыдущей команды неизвестно.
АЛЬТЕРНАТИВА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
Данный медиапроект «Татмедиа» — своеобразная альтернатива почившей в конце прошлого года газете «Молодежь Татарстан». По сути, «Молодежка» была единственным местным изданием для молодых людей.
Газета «Молодежь Татарстан», одна из старейших в республике, прекратила свое существование |
Напомним, о закрытии «Молодежи Татарстана» топ-менеджмент «Татмедиа» объявил в середине 2013 года. Уже тогда гендиректор ОАО «Татмедиа» Фарит Шагиахметов сообщил, что молодежную тематику оставлять не собираются, с марта следующего года планируется начать выпуск нового молодежного журнала.
Напомним, «Молодежь Татарстана» была одним из самых старых периодических изданий республики, начала издаваться в 1919 году (ранее были открыты только «Республика Татарстан» в 1917 году и «Ватаным Татарстан» в 1918-м). Сначала она выходила под названием «Клич юного коммунара», затем в разное время носила имена «На штурм» и «Комсомолец Татарии». Расцвет издания пришелся на начало 90-х, когда ее возглавляла Римма Ратникова — ныне заместитель председателя Госсовета РТ. Тогда, во время бурных событий в республике, когда Татарстан отстаивал суверенитет, тираж «Молодежки» превышал 100 тыс. экземпляров. На переломном моменте в жизни страны тиражи многих федеральных и региональных газет били рекорды. Однако вскоре тираж начал стремительно снижаться, и к началу нулевых газета растеряла практически всю свою читательскую аудиторию. Длительное время существовала неопределенность с тем, кто является ее учредителем: до 2005 года эту роль играли совет молодежных организаций и коллектив редакции, однако бюджетное финансирование шло через агентство «Татмедиа», которое в итоге и стало единственным учредителем газеты.
За последние 7 лет в газете сменились три редактора, неоднократно обновлялся дизайн, приглашались к сотрудничеству различные команды. Был всплеск с увеличением тиража до 10 тыс. экземпляров, запущен сайт издания, однако принципиально ситуация не менялась. Второе полугодие 2013 года издание встретило с тиражом в 3,5 тыс. экземпляров (по данным ПИК «Идел-Пресс»). По данным УФПС «Татарстан почтасы», на второе полугодие 2013 года подписной тираж составлял 594 экземпляра против 2,1 тыс. экземпляров во втором полугодии 2012 года.
ЖУРНАЛ ДЛЯ ХИПСТЕРОВ?
Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов прокомментировать идею создания печатного журнала для молодежи, его востребованность и наличие в республике успешных медиапроектов для молодежи.
Геннадий Наумов — главный редактор газеты «Аргументы недели» в Татарстане:
— Я приветствую любые интересные идеи в области медиа. Меня радует, что кто-то стремится внести что-то новое: кто-то в online, кто-то на бумаге, кто-то в глянце. Но в данном случае смущает то, что это фактически государственный, бюджетный проект. А там, где бюджет, там есть расслабленность. Не было бы никаких вопросов, если бы это был чисто коммерческий проект. Красиво жить не запретишь за чужой счет. Будет ли читать молодежь, надо спрашивать у молодежи.
В Татарстане успешных молодежных проектов, насколько я знаю, не было. Мы все знаем, что загнулась «Молодежь Татарстана». Причем искусственно ее поддерживали десятилетиями.
Примерные инвестиции на выпуск, например, одного номера журнала тиражом в 4 тысячи экземпляров составляют 150 тысяч рублей. Это только печать, и к этому нужно добавлять другие расходы. Чтобы выпустить один номер (с зарплатами и другими тратами), понадобится примерно 300 тысяч рублей. Если же покупается оборудование, то речь, конечно, идет о миллионах. Кстати, если у «Татмедиа» есть ресурсы и финансовые, и организационные, я бы пожелал им лучше заняться проблемой дистрибуции прессы. В Татарстане очень тяжелое положение по этому вопросу.
Зульфия Гарипова — директор издательского дома «Кураж»:
— Молодежи все интересно, она с удовольствием рассматривает все новое, потребляет. Другой вопрос в том, что 10 тысяч экземпляров на такую большую аудиторию не хватит. Каким образом будут отбираться места распространения? Это должны быть какие-то тусовочные места. Аудитория — вся активная молодежь, и ее очень много, поэтому тиража недостаточно.
Когда проекты запускаются в сельскую местность, можно не найти свою аудиторию. А здесь проблема выхода на аудиторию и мест распространения, и она зависит от выбранной стратегии по продвижению.
Я, пожалуй, не вспомню примера успешного СМИ по критерию «молодежный журнал» как в Татарстане, так и в России. Журналы все больше сужают свою специфику: могут быть молодежные и женские или молодежные для молодых родителей. В данном случае специфика издания раскрывается не до конца. Все будет видно после выпуска.
Делать молодежный журнал иначе, кроме как на бюджетные средства, невозможно. Будет большой ошибкой считать, что такой проект можно выпускать, планируя его коммерческим, потому что эта публика не является платежеспособной. Она выбирает журналы не по рекламе, которую видит в них, а по принципу «где дешевле». Это может быть только бюджетный журнал.
Анвар Халитов — экс-директор журнала «Светский»:
— Рынок Татарстана достаточно насыщен печатными изданиями. Возможно, новый журнал и будет востребован. Но, наверное, это издание, как и другие, издаваемые «Татмедиа», будут рассчитаны на аудиторию за пределами Казани.
Для молодежи проектов в Татарстане, по сути, нет. Есть журналы First Key, Agent, но они все-таки рассчитаны на аудиторию постарше — 25 - 45 лет. Успешными журналами в Казани я бы назвал «Собаку» и «Кураж». Все остальные просто выживают.
Выпускать печатный журнал — абсолютно адекватная идея. Наш народ пока не готов читать журналы в интернете. Есть множество городских журналов в Казани, которые выпустили приложения для iPad, которые, как показывает статистика, особо-то и не скачиваются.
Инвестиции в выпуск журнала ежемесячно могут составлять до миллиона рублей, включая зарплатный фонд и печать. Есть разница в печати: печать здесь (в «Идель пресс» — ред.) не очень качественная. Я бы лучше печатал в Нижнем Новгороде или Уфе. Собственно, «Светский» я качественно печатал в Нижнем Новгороде.
Рамиль Усманов — директор журнала First Key:
— Сказать, будет ли востребован новый журнал у молодежи, можно, только увидев готовый продукт. То, что я вижу сейчас, журналы, которые выпускает «Татмедиа», люди не берут. Журнал имеет две характеристики: интересный — берут, неинтересный — не берут. У «Татмедиа», например, есть журнал «Казань», но он оформлен так, что его читать неохота. А при оформлении должны быть учтены вкусы и предпочтения читателей. Над журналом должен работать современный дизайнер со вкусом, а не с сознанием человека, застрявшего в 80-х годах. Татарстан развивается семимильными шагами, а наша пресса отстает. Например, журнал «Сююмбике» использует верстку 80-х.
На месте «Татмедиа» при уровне развития социальных сетей я бы лучше развивал какую-нибудь социальную сеть.
Что касается бюджетных средств... Почему бы и не выпускать на них журнал. Если будет проводиться правильная работа в среде молодежи, будут прививаться правильные жизненные принципы, то почему бы и нет. У нас люди не понимают, что такое хорошо, а что такое плохо. Если будут решаться такие задачи — очень хорошо.
Успешные молодежные СМИ в Татарстане вспомнить не могу. Журнал «Выбирай», например, превратился в место выбора сауны или салона релакса. Это к вопросу о ценностях, прививаемых молодежи. Контент этого издания сошел до такого уровня. Тот же госорган «Татмедиа» не бьет в колокол.
Жалко, что столько бумаги выкидывается в мусор, и жаль, что слова авторов не доходят до читателей. Уровень грамотности в стране очень упал. Государственные СМИ не представляют собой интересную среду. Чтобы издание было интересным, в нем должны работать люди, чье мнение будет авторитетным. Если «Татмедиа» сможет привлечь экспертов, это будет интересно.
Выпуск журнала будет обходиться в миллион рублей месяц. И это без учета платы за аренду и выплаты зарплат. Круг молодежи сегодня в целом ясен, и понятно, что печатные издания молодые люди уже не читают, всем подавай планшеты. На миллион в месяц можно провести 20 спортивных мероприятий с хорошими призами, это было бы гораздо полезнее.
Зуфар Хакимзянов — директор «Горпечати»:
— Начинание, безусловно, хорошее, но для полноценного ответа не хватает исходных данных. Для какой конкретно возрастной группы предназначено издание? Каким образом планируется привлечь интерес молодежи к данному изданию? Почему «Карл Фукс» и что знает о нем современная молодежь? Почему конкретно это должно их привлечь?
Молодежью может быть человек и в 16, и в 28 лет. При этом контент эти возрастные группы будет интересовать абсолютно разный. Для успешного развития подобного проекта нужно грамотное позиционирование и продуманная рекламная стратегия, иначе это будет очередное бесплатное издание, пылящееся на стойках в кафе или отеля, название которого никто даже и не запомнит. В Казани есть интересующаяся и интеллектуальная молодежь, нужно просто найти к ней правильный подход.
Я не берусь сравнивать имеющиеся у нас в продаже издания с новой концепцией «Татмедиа». Только могу сказать, что наибольшей популярностью в нашей сети пользуются молодежные Joy, Elle girl и Oops.
Булат Сруров — экс-редактор газеты «Молодежь Татарстана»:
— Судя по обозначенной концепции, потенциальная аудитория нового издания — это так называемые хипстеры, только я сомневаюсь, что в Казани журнал найдет достаточное количество таких читателей. Если мне не изменяет память, ранее озвучивался тираж каждого номера в 10 тысяч экземпляров. В этой связи я вижу только один единственный экономический смысл этого проекта — освоение издателем каких-то бюджетов и загрузка типографии (причем не факт, что это обязательно будет входящий в ОАО «Татмедиа» ПИК «Идел-Пресс»). В целом считаю заявленную тематику слишком узкой для столицы Татарстана. Ее вполне можно было бы развивать на базе уже имеющихся русскоязычных активов «Татмедиа», того же журнала «Казань», например. Это позволит последнему увеличить свой тираж за счет «продвинутой» части городской молодежи.
Справка
ОАО «Татмедиа» — крупная региональная медиакомпания в Республике Татарстан.
На сегодняшний день ОАО «Татмедиа» объединяет 130 средств массовой информации: 61 газета, 10 журналов, 28 телекомпаний, 19 радиостанций, 1 информационное агентство, 1 электронная газета и другое. В состав компании входит крупнейший в Поволжье издательский комплекс «Идел-Пресс». Выручка в 2013 году — 1,3 млрд. рублей.
Основные направления деятельности компании: производство и распространение газет, журналов, теле- и радиопрограмм, фильмов и иной продукции средств массовой информации; рекламная деятельность в средствах массовой информации, действующих на территории Татарстана; предоставление газетной площади, эфирного времени и других возможностей информирования населения; организация и проведение пресс-конференций.
Филиалы ОАО «Татмедиа» (телерадиокомпании, печатные СМИ) присутствуют в каждом районе РТ.
В конце октября 2013 года генеральным директором был назначен Фарит Шагиахметов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 56
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.